«Формирование представлений о здоровом образе хизни у детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Каргина А.Е.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                             C:\Users\111\Desktop\uk491877.jpg 

Проблема изучения здорового образа жизни одна из центральных в психолого-педагогической науке.

Эффективность воспитания и обучения детей  напрямую зависит от их здоровья.

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить  потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.  

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами

У детей старшего дошкольного возраста происходит перестройка всех физиологических систем, которая характеризуется:

- повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению;

- активным развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной ткани, причём крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие (легче даются крупные движения);

- протеканием (в периоде с 5 до 7 лет) ростового скачка – критического периода;

- индивидуальным темпом развития (ребёнок способен лишь на то, для чего созрел);

- потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и доброжелательности;

- потребность в активном познании и информационном обмене;

- потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;

- потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;

- потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников;

- расширяется круг общения детей, что является важным условием активного процесса социализации;

- появляется разнообразное и содержательное общение со взрослыми сверстниками (подражание, копирование интонации, манеры общения);

- дети ориентируются в нормах поведения (хорошо – плохо, осознавая последствия многих действий, но нередко действует импульсивно, по первому побуждению).

При формировании представлений об основах здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют различные методы, формы, средства в построении образовательно-воспитательного процесса. Главными формами работы считаются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные состязания и праздничные дни.

Для формирования основ здорового образа жизни дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Кроме повседневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста ведутся особые физкультурные занятия.

При проведении занятий со старшими дошкольниками используются и различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой педагогический потенциал, способствуют накоплению знаний о здоровом образе жизни. Так в рамках основной программы используются презентации на такие темы как: «Я и мой организм», «Правила безопасного поведения», «Съедобное-несъедобное», «Вредные и полезные продукты», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» и многое другое.

Большое значение для формирования основ здорового образа жизни дошкольников оказывают подвижные игры. Ведутся они в группах, на специальных занятиях, в период прогулок и в переходные интервалы между занятиями. Подвижные игры непременно вводятся и в музыкальные занятия. Процесс развития взглядов дошкольников о здоровом образе жизни непосредственно сопряжен с воспитанием у них любви к чистоте, аккуратности и порядку.

Художественная литература – важный способ влияния на детей. По этой причине, помимо бесед и рассматривания картинок и иллюстраций воспитатели обширно применяют художественную литературу. Диалог уже после прочтенной книги углубляет ее воспитательское влияние. Важную роль занимают кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д. При проведении работы используют позитивную оценку, похвалу, вознаграждение. Установлено: одобрение стимулирует, а сердитое слово, наоборот, огорчает. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, укрепляет их нравственное здоровье. Мелодия действует особенно продуктивно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Одной из форм формирования ЗОЖ является активный отдых: спортивный досуг и физкультурные праздники. Спортивный досуг – это набор полюбившихся дидактических, подвижных спортивных игр, эстафет, хороводов, музыкально-ритмических композиций, конкурсов. Наличие сюрпризных моментов, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность проявить свою индивидуальность позволяют детям весело и с пользой для здоровья провести время в кругу друзей (сверстников, детей из других групп, взрослых).

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к основам ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Самыми распространенными формами работы с семьей по формированию основ ЗОЖ являются: родительские собрания на темы здоровьесбережения и формирование представлений об основах здорового образа жизни; конференции; консультации; праздники («Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита», «Папа, мама, я – спортивная семья»); клубы согласно увлечениям («Здоровая семья»); совместные мероприятия преподавателей, родителей и детей; дни открытых дверей; КВН, викторины; дни здоровья; туристические походы, спортивные соревнования; выставки детских работ; «Круглые столы»; «Устные журналы» для родителей; выпуск журналов «о ЗОЖ», «Здравница» и др.; выпуск газет «Светофор» и «Мудрая пчела»; семейные фотовыставки «Мы и ЗОЖ»; конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки; мини-турпоходы; открытые занятия для родителей; «День радости»; консультативные Дни «Сотрудничество»; выпуск семейных газет; родительская газета «Здоровье»; «Семейный музей».

Использование современных здоровьесберегающих технологий имеет большое значение в здоровьесбережении, оздоровлении и укреплении здоровья дошкольников, активно помогает ДОО в решении главных задач: повышает качество дошкольного образования, имеет огромную роль в воспитании детей, формировании представлений о здоровом образе жизни. Используемые в комплексе современные здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на ЗОЖ.

Таким образом, эффективность усвоения здорового образа жизни дошкольниками старшего возраста зависит не только от методов и приемов обучения, но и от форм организации учебно-воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения (из опыта работы)...

Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ

Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...

Консультация: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии взрослого с детьми. "

Проблема здоровья детей дошкольного возраста вегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру,...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Особое место среди задач воспитания детей старшего дошкольного возраста занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания/...

Роль семьи в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста

Роль семьи в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...