Главные вкладки

    Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ
    презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Козлова Наталия Юрьевна

    Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем, что ребенку-дошкольнику необходимо именно с детства ориентироваться в исторических процессах человечества, так как, полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с историческим наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к истории человечества. Изучив методическую литературу, интернет-ресурсы и проанализировав состояние работы в данном направлении на примере нашего детского сада, я пришла к выводу, что исторические сведения подаются детям недостаточно разнообразно и систематично, часто без учета исторического опыта. Не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении детей с историей человечества. Также  существует недостаточно методической литературы, рекомендаций по созданию исторических представлений у дошкольников. Не разработана система по ознакомлению с историческими процессами с древних времен до современного мира. Не проводится параллель (сравнение) между прошлым, настоящим и будущим. Также развивающая среда в дошкольных образовательных организациях не способствует реализации данной проблемы. Поэтому встал вопрос: каковы педагогические условия формирования исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста? И решение данной проблемы я решила осуществлять через современную образовательную технологию – технологию концентрированного обучения. В процессе работы с дошкольниками в практике реализации задач нашла одна из моделей данной технологии – тематическое погружение или погружение в образ, в  данном контексте в исторический образ. Технология разработана Остапенко А.А., при её использовании  содержание всей деятельности детей и педагогов в детском саду направлено на развитие одной темы в определенный отрезок времени и работает на создание единого образа (подобие тематических недель в ДОО). В своей дальнейшей педагогической деятельности я планирую углубленную работу в данном направлении, опираясь на ФГОС. В настоящее время разработан перспективный план по формированию у старших дошкольников представлений  о происхождении и развитии человечества на год, раскрывающий перед ребенком мир разных эпох, начиная с появления первой жизни на Земле и заканчивая современным технологическим прогрессом. Система работы в данном направлении строится по принципу от простого к сложному и подразумевает процесс познания, состоящий из следующих компонентов: объект (Что развивать?), способ (Как развивать?) и результат (Для чего развивать?). Реализация любой задачи, решение любой проблемы в детском саду не может осуществляться через обогащение развивающей среды, взаимодействия со специалистами ДОО, с семьей. И конечно, планируя заниматься какой-либо темой, мы продумываем ожидаемые результаты, которые выявятся в процессе работы над ней. Я считаю, что используемый мной подход - применение активного воздействия на воображение, эмоции, подсознание ребенка посредством тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций даст положительные результаты в познавательно-речевом развитии дошкольников. В заключении я хочу обратить ваше внимание на сущность данной работы: процесс воспитания и обучения строится с опорой на опыт ребенка в познании истории через процесс «погружения» ребенка в исторический образ, интегрированный в разные виды детской деятельности, обеспечивающий всестороннее восприятие и проживание ребенком исторических знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_ob_istorii.pptx960.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Творческая презентация на тему «Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в исторический образ» Автор: Козлова Наталия Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Рябинка» п. Вурнары Чувашской Республики

    Слайд 2

    Участник республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии - 2014» в оспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Рябинка» п. В урнары Чувашской Республики Стаж -14 лет Образование – высшее педагогическое Козлова Наталия Юрьевна

    Слайд 3

    « Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее». В.Г.Белинский

    Слайд 4

    Актуальность темы Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой исторический процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о своей истории. И эти знания необходимо формировать с детства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с историческим наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к истории человечества. Таким образом, если мир неизвестных ребенку вещей и ярких впечатлений станет ему близким и понятным с детства, то у него сформируется необходимость познания исторических сведений, что, бесспорно будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование технологии «погружение» в исторический образ.

    Слайд 5

    Противоречия Исторические сведения подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта; Не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении детей с историей человечества; Отсутствуют методические и наглядные пособия, рекомендации по созданию исторических представлений у дошкольников для оформления развивающей среды в детском саду.

    Слайд 6

    Практическая значимость Процесс формирования представлений о происхождении человека строится с опорой на опыт ребенка в познании истории, через процесс «погружения» ребенка в исторический образ, интегрированный в различные виды детской деятельности, обеспечивающий всестороннее восприятие и проживание ребенком исторических знаний

    Слайд 7

    Цель : формирование представлений о происхождении первобытного человека посредством технологии «погружение в образ». Задачи: - провести анализ литературы по проблеме; - разработать перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с древней эпохой ; - выявить педагогические условия формирования представлений о первобытном человеке посредством внедрения технологии «погружения» ( Остапенко А.А.)

    Слайд 8

    Погружение – система обучения, создающая у человека внутреннее чувство свободы. Она опирается на три принципа: удовольствие и релаксация, (расслабление в процессе НОД), единство сознательного и подсознательного, двустороння связь в процессе обучения в игре. Погружение дает возможность изменять структуру материала в рамках одного «погружения», переходить к различным видам деятельности детей, менять нагрузку в зависимости от работоспособности

    Слайд 9

    Решая задачи исторического воспитания дошкольников учитываются следующие принципы : "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Слайд 10

    Изучение исторических событий путем «погружения» в образ осуществляется через интегрирование: Познавательно-исследовательская деятельность

    Слайд 11

    Составляющие элементарных исторических представлений старших дошкольников о происхождении человека Исторические представления старших дошкольников о первобытном человеке Человекоподобная обезьяна Человек-умелый Человек-разумный Одежда Жилье Одежда Жилье оружие Наскальная живопись Жилье одежда Орудия труда Орудия труда Речь Речь Речь

    Слайд 12

    Пути реализации : познавательная деятельность; речь и речевое развитие; художественная литература; игровая деятельность; Продуктивная деятельность; музыкальная деятельность; трудовая деятельность; исследовательская деятельность; совместная деятельность с родителями.

    Слайд 13

    Формы организации деятельности Интеграция программного содержания НОД из данной системы работы в НОД познавательного, речевого, художественно-творческого цикла; Совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, компьютерные игры, музыкально-художественная деятельность); Театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми; Продуктивная деятельность, способствующая ознакомлению детей с культурой древнего человека («наскальные» картинки); Моделирование возможной исторической ситуации по принципу «если бы». Дети создают историческую ситуацию, которой не было, но могла бы быть.

    Слайд 14

    Система работы Работа по формированию у старших дошкольников представлений о первобытном человеке построена на основе базового дидактического принципа – от простого к сложному. Процесс познания состоит из следующих компонентов: Объект (Что развивать?) Способ (Как развивать?) Результат (Для чего развивать?)

    Слайд 15

    Что развивать? Основная цель: эмоциональное погружение дошкольников в ходе восприятия и переживания исторических сведений. По мере восприятия ребенком исторических сведений через разные виды рецепторов (зрение, слух, тактильные ощущения), развития чувства эстетического наслаждения, у детей повышается уровень и прочность знаний.

    Слайд 16

    Как развивать? В работе используются приемы: Познание исторических сведений через систему «круга знаний», которая позволяет детям выбрать разные источники получения знаний; Взрослый (родитель, воспитатель); Компьютер (презентации о происхождении , эволюции человека) Литературно-художественные источники, энциклопедии; Развивающая среда группы; Телевизор, ноутбук (исторические мультфильмы «Кот, который гулял сам по себе», исторические TV -программы, видеоэнциклопедии, DVD обучающих фильмов); Использование детьми полученных знаний в игровой, продуктивной деятельности

    Слайд 17

    Для чего развивать? Дать представления о происхождении и эволюции человека (внешний вид, генетические изменения); Познакомить с особенностями представителя изучаемой эпохи : природные условия, жилище, одежда, и быт; Познакомить с культурой первобытного времени; Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности Воспитывать уважительное отношение к истории человечества

    Слайд 18

    Развивающая среда В группе создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений: Островок «лента времени», модель «река времени», макет «машина времени», интерактивные модели временных периодов изучаемой исторической эпохи; Дидактические игры с историческим содержанием; Оборудования для сюжетно-ролевых игр (одежда из шкур, орудия труда, предметы для добычи огня, макеты костра, шалаша, изображения диких животных); Мини-библиотека (энциклопедические источники); Аудио и видео записи (песни, мультфильмы, презентации);

    Слайд 19

    Взаимодействие со специалистами В работу вовлекаются специалисты детского сада. Музыкальный руководитель знакомит детей с историческими танцами, обрядами. Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры, эстафеты.

    Слайд 20

    Взаимодействие с семьей Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: развлечения, экскурсии в исторические музеи, на выставки, совместные спектакли, выставки поделок и рисунков. Родительские собрания дают первоначальные знания по воспитанию и познавательно-речевому развитию детей, позволяют создавать ситуации как внутри группы, так и в семье (традиция – воссоздание исторических событий). Открытые НОД обогащают знания детей по познавательному развитию, дают представления о знаниях, умениях и навыках, имеющихся у детей . Театральные постановки по историческим событиям раскрывают творческий потенциал детей и родителей

    Слайд 21

    Результаты работы Данный подход дает положительные результаты в познавательно-речевом развитии дошкольников. Дети имеют представления о природе и климате изучаемой исторической эпохи. Могут рассказать об особенностях жизни первобытного человека, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде, быте, орудиях труда, культуре представителей прошлого мира

    Слайд 23

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

    Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

    Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

    МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

    Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

    Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...