Мелодии здоровья. Лечимся музыкой
консультация

Леонтьева Дарья Олеговна

Консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога

для педагогов

«Мелодии здоровья. Лечимся музыкой»

 План консультации:

 1. Влияние музыки и музыкальных инструментов на организм человека.

2. Связь между интеллектом человека и выбором музыкальных стилей.

3. Музыкотерапия и ее виды.

4. Практическая часть. Упражнение «Музыкальное рисование».

1.

Помните, как в недавнем прошлом мы с энтузиазмом распевали: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». И это правда!

Магическое воздействие музыки на настроение, самочувствие, работоспособность известно человеку с глубокой древности. Впрочем, и в наше время не нужно далеко ходить за примерами. Не вы ли пели колыбельные своим детям, чтобы они поскорее и «послаще» заснули? А, услышав по радио любимую мелодию, не вы ли говорили: «Сделайте погромче», - и чувствовали, как куда-то исчезает дурное расположение духа, а на лице появляется улыбка. А современная езда в автомобиле без музыки как-то и не представляется.

Ученые пришли к выводу, что музыка оказывает на нас гораздо более сильное воздействие, чем другие раздражители, воспринимаемые органами чувств.

Не секрет, что хорошая музыка поднимает настроение, заряжает энергией, помогает расслабиться или, наоборот, сконцентрировать внимание, но вы вряд ли догадывались, что она еще и способствует улучшению обмена веществ, кровообращения и других жизненно важных процессов в организме. Правильно подобранная музыка зачастую помогает справиться с такими болезнями, с которыми не способна справиться традиционная медицина.

Лечение с помощью музыкального воздействия было открыто еще древними. Самым первым написал пособие по звукотерапии Пифагор.

Наши предки лечились "на ощупь", интуитивно, но сейчас ученые вовсю изучают влияние музыки на наш организм. Уже доказано, что разные музыкальные инструменты оказывают различный эффект на человека.

Когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций.

Больное сердце - яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание".

Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что: скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию; орган приводит в порядок ум,  гармонизирует энергопоток  позвоночника,  его  называют проводником энергии "космос - земля - космос";

- пианино очищает щитовидную железу;

- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;

- флейта очищает и расширяет легкие;

- арфа гармонизирует работу сердца;

- виолончель благотворно действует на почки;

- цимбалы "уравновешивают" печень;

- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

- саксофон, самый "сексуальный" инструмент, активизирует сексуальную энергию.

        Лечебное воздействие оказывают не только инструменты, но и музыкальные произведения. Так, при бессоннице рекомендуется подбирать музыку, ритм которой чуть медленнее частоты сердечных сокращений (подойдут произведения в стиле барокко или блюзы). (включить послушать)

При гипертонии очень эффективно прослушивание фуг Баха, а свадебный марш Мендельсона хорош не только для новобрачных, но и для людей с больным сердцем.

Сердечникам также подходит Пятая симфония Бетховена. В качестве лекарства от мигрени музыкальные терапевты советуют "Весеннюю песню" Мендельсона или "Американца в Париже" Гершвина.

(Раздаются памятки с авторами и названиями муз. произведений, благотворно влияющих на различные стороны здоровья)

Пример из практики: В одном из недавних исследований нейробиолога Барри Битмана из Mind-Body Wellness Center в Мидлвиле, Пенсильвания, группа из 10 человек в течение часа била в ручные барабаны определенный ритм. После чего у участников эксперимента взяли анализы крови. У барабанщиков был обнаружен повышенный уровень иммунных клеток, названных "природные киллеры", которые обнаруживают и уничтожают раковые клетки или клетки зараженные вирусом. Битман полагает, что групповой барабанный бой, сигнализирует мозгу уменьшить выработку кортизола, гормона стресса, вырабатываемого надпочечниками. Уменьшение содержания кортизола связано с усилением иммунитета и может помочь победить инфекцию. "Я не утверждаю, что я нашел средство против рака",- замечает Битман, - "Но это важный шаг к пониманию восхитительного и приятного способа обратить стрессовую реакцию, так, чтобы она вела к позитивным биологическим сдвигам".

Сакс также приводил факты, свидетельствующие о способности музыки выводить людей из коматозного состояния. Но лучше всего демонстрирует эту силу лечебный центр Beth Abraham в Бронксе. Здесь два раза в неделю музыкотерапевт Давид Рамси принимает пациентов с инсультом, лишенных дара речи. Но они могут петь. Происходит это например так. Берта, 67 летняя седоволосая пациентка в толстых очках, тихо сидит инвалидной коляске с желтым одеялом на коленях. Рамси, оживленный человек с видимо безграничным терпением, входит и здоровается. Берта только еле заметно улыбается, - инсульт в левом полушарии парализовал ее. Около нее сидит Кейт, пятидесятилетний профессор, рожденный в Нигерии. Он тоже страдает от левостороннего инсульта. Обычная печальная картина, одна из тех, которые повторяются каждый день в палатах больниц и в домах по уходу за безнадежными больными. Но когда Рамси берет в руку гитару, комната преображается.

        Звучат первые аккорды, "Hello. How are you today," - начинают петь Кейт с Бертой. Их голоса поначалу дрожат, но набирают силу с каждым тактом. Щ am feeling fine, thank you. It's good to see you again . нарастающим воодушевлением поют они. "О what a beautiful morning! О what a beautiful day!" Когда видишь поющими людей, которые недавно не могли говорить, трудно не поверить, что есть что-то в музыке, которое проникает глубже, чем речь. "Пациенты, как только они понимают, что могут петь, могут общаться, заливаются слезами", - говорить Ренато Розенталь, нейробиолог из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке.

        Существуют экспериментальные  данные, свидетельствующие о том, что музыка может обладать позитивными эффектами. Музыка используется в трудотерапии (occupational therapy): пациенты в психиатрических больницах могут самостоятельно разыгрывать музыкальные произведения или могут исполнять их в составе групп, оркестров и хоров. Прослушивание музыки может изменять некоторые формы эмоционального поведения. Напр., стимулирование музыкой, такой как марши и быстрые танцы, может оказывать возбуждающее действие на депрессивных пациентов, в то время как спокойная, тихая музыка может помогать в снижении волнения и тревоги. Существуют также убедительные доказательства того, что музыка, в целом, способствует процессам пищеварения.

Лечение музыкой рекомендуется осуществлять либо ранним утром, либо вечером или ночью. Кроме того, длительные сеансы не должны проводиться на голодный желудок. Следует заметить, что звуки могут оказывать и отрицательное воздействие на самочувствие человека — как, например, шум большого города (это так называемый акустический мусор).

Мы также можем укреплять наше здоровье посредством произносимых звуков, обладающих целебными вибрациями, которые настраивают больной орган на здоровую частоту. Так, для лечения печени необходимо медленно произносить "сюй" на выдохе, "сы" — при заболеваниях легких, "си" — желчного пузыря, "ху" — селезенки.

Кстати говоря, стремительно распространяющийся — в частности, через интернет — новый вид наркотиков — аудио-наркотики созданы по принципам звукотерапии. Такой вид наркотика вовсе не безопасен и не безвреден, в чем уверяют интернет-пользователей многочисленные сайты. Уже после первого прослушивания подобных аудио-файлов у человека может возникнуть сильная головная боль.

Врачи подтверждают, что при регулярном "употреблении" аудио-наркотиков у людей пропадает аппетит, начинается бессонница, возникают галлюцинации, что в конечном счете приводит к полному расстройству нервной системы и психики. А потому берегите себя, лучше слушайте хорошую музыку и любимых исполнителей.

2.

Интеллект человека зависит от того, какую музыку он слушает ...

        Пока другие ученые исследуют правильное питание для похудения, загадочные «британские ученые» уже сделали сенсационное заявление о том, что коэффициент развития интеллекта (IQ) напрямую зависит от того, какой стиль музыки нравится человеку.

        Всем известно, что уровень интеллекта, который давно придумали измерять при помощи коэффициента IQ (intelligence quotient) зависит от музыкальных пристрастий.

Самые низкие результаты в тестах на определение IQ показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r'n'b. Таким образом, рэперов назвали самыми «недалекими» среди всех испытуемых.

Более высокие показатели были у тех, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку. К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок - обладатели одних из самых высоких показателей уровня интеллекта.

Раздаются памятки: Музыкальные стили и свойственные черты характера их поклонников.

3.

        Музыка и здоровье - понятия эти близки друг другу. Существует целая терапия, в основе которой лежит музыка. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.

Музыкотерапия - одно из направлений арт-терапии. Прослушивание классической музыки при депрессии, при невротической тревоге, при агрессии снимает негативные эмоции.

Я хочу познакомить Вас с некоторыми общеизвестными вещами, а также снабдить весомым списком произведений, которые нужно принимать как лекарство по разным поводам и держать под рукой у себя в фонотеке.

Ну, начнём с того, что классическая музыка Моцарта прописывается тем грудничкам, у которых недоразвит рефлекс сосания, ослаблен организм и в силу этого они не способны полноценно получать пищу сами - из материнской груди.

Педиатры говорят, что сосать грудь - это первый труд человека. И по тому, как он справится с этой своей первой «каторгой», будет формироваться его дальнейшее отношение к необходимости прилагать усилия.

И музыка раннего Моцарта как раз облегчает человеку эту задачу. Вам уже интересно? Тогда идем дальше.

Теперь мы будем работать с взрослыми людьми.

        Итак, основной принцип всей музыкотерапии - для того, чтобы выйти из того или иного негативного эмоционального состояния, нужно слушать мелодии идентичные этому настроению.

Однако, лечение музыкой идёт в три этапа - в три мелодии.

Музыкотерапия. Этап первый

Первая мелодия должна соответствовать настроению человека. Это соответствует понятию «подстройка».

Музыкотерапия. Этап второй

Вторая мелодия должна быть: светлой, воздушной, вселяющей надежду и дарующей утешение. То есть она должна быть мягкой попыткой нейтрализации чувств, заложенных в первой мелодии. Это соответствует понятию «ведение». Музыкотерапия. Этап третий

Последняя (третья) мелодия должна вселять уверенность в своих силах, укреплять твёрдость духа.

Доподлинно установлено, что только классическая музыка не вызывает побочный эффект - эффект эмоционального пресыщения. Поэтому её и используют в психотерапии.

Никогда не пытайтесь взбодрить человека (или взбодриться сами) весёленькой музыкой при депрессии.

Сначала Вы должны послушать любые: элегии, ноктюрны, колыбельные.

И только потом уже идти «в оперетку», что, кстати, прекрасно работает на третьем этапе музыкотерапевтического исцеления.

Кстати, замечено, что «незнакомая уху» классическая музыка имеет больший позитивный эффект, чем знакомая. Поэтому - избегайте избитых шлягеров классики.

(Выполняется прослушивание трех мелодий педагогами)

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Голос — это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения -сольного или ансамблевого - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

        ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

        А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

        Э - улучшает работу головного мозга; И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

        О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

        У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

        Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ снижает кровяное давление;

АИ, ПА — снижают боли в сердце;

УХ,  ОХ, АХ — стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать):

В, Н, М -улучшает работу головного мозга;

С — лечит кишечник, сердце, легкие;

ТТТ— лечит печень;

Ч — улучшает дыхание;

К, Щ лечат уши;

М лечит сердечные заболевания.

        Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

 РИТМОТЕРАПИЯ и ЛОГОРИТМОТЕРАПИЯ

Ритмотерапия - специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях вокальном объединении можно применять музыкально-ритмические упражнения.     Это не только так необходимые движения, но и выход эмоциональной энергии, живой ритм, радость и веселье.

Наиболее  эффективными  являются   ритмические   паузы,   когда негромко звучащая ритмическая музыка соединяется с речитативами. Например: (практическое выполнение педагогами) Земляника, голубика* Чтобы ягоду собрать,

Надо глубже приседать (приседания несколько раз).

Нагулялся я в лесу,

Ягоды домой несу (ходьба в ритме музыки).

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногу,

Топай левою ногу.

Потом правою ногой,

Потом левою ногой

И тогда придёшь домой (ходьба в ритме музыки).

Крылья шире расставляй (руки в сторону).

Он любил летать всех выше —

Выше ели, выше крыши (потянуться на носках, руки вверх).

В танце кружится сверчок (кружения).

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке (движения, имитирующие игру на скрипке).

Звонко хлопаем в ладошки (хлопки),

Весело шагают ножки (ходьба)

ДИНАМОТЕРАПИЯ

Динамотерапия - двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере, Логоритмотерапия - система разнообразных упражнений и игр, в которых используется лексический материал, сопровождающийся соответствующими движениями. На музыкальных занятиях используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации.

4.

Практическая часть. Упражнение «Музыкальное рисование»

        Педагогам раздаются бланки с изображением нотного стана.

Инструкция: Во время прослушивания музыкального произведения сосредоточьтесь и попробуйте «увидеть», что изображается музыкой. Если это, например, «Времена года» П. И. Чайковского, то вы, может быть, увидите осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Слушая песню, всегда можно «дорисовать» в воображении то, что больше подходит для неё: широкое раздолье пейзажа, народное гулянье...

Но если прослушаете оперу-сказку, например, «Сказку о царе Салтане» Н. А, Римского-Корсакова, где даны музыкальные характеристики героев, изображение трёх чудес, то их можно вылепить из глины или пластилина. А ещё попробуйте сравнить звучание различных музыкальных инструментов, на которых исполняют одну и ту же музыку, и с помощью красок придумать узор, украшение, похожие на звучание каждого инструмента.

Таким образом, применение "музыкальной графики" в педагогике стимулирует интерес к музыкальному искусству, активизирует мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.

Информацию составил и подготовил педагог-психолог: Леонтьева Д.О.