Роль современных методик в укреплении здоровья дошкольника……
статья (старшая группа)

Статья 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.        Теоритические основы изучения роли современных методик в укреплении здоровья дошкольника……………………………………………...5

1.1.        Сущностные характеристики понятия «здоровье»,  критерии и оценка здоровья…………………………………………………………………………..5

1.2.        Сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного учреждения……………………………………………………….13

1.3.        Методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………16

2. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24

2.1 Система работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников………………………………………………………………….24

2.2. Укрепление здоровья дошкольников……………………………………...28

2.3. Разработка мероприятий по укреплению здоровья дошкольника……..31

Заключение………………………………………………………………………36

Список использованной литературы………………………………………….38

Введение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что сохранение и укрепление здоровья детей должно быть приоритетным направлением развития современного образования. Реализация в практике образовательных учреждений принципов гуманизации образования, нацеленных на сохранение здоровья учащихся, свидетельствует о признании педагогами здоровья ребёнка как общечеловеческой ценности и важной составляющей результата образования.

Однако заявленные принципы все ещё носят декларативный характер, поскольку организация и содержание образовательного процесса не обеспечивает сохранность здоровья обучающихся: отсутствует учёт индивидуальных особенностей детей, наблюдается интеллектуальная и эмоциональная перегрузка учащихся при освоении учебного материала, распространенно авторитарное давление, грубость и бестактность со стороны педагогов.

Данному вопросу посвящены работы следующих авторов: Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.К.Дусавицкий, Г.В.Репкина, Е.В. Заика.

Предмет исследования - оздоровительные методики направленные на укрепление здоровья дошкольника.

Обьект исследования – процесс осуществления оздоровительной направленности системы в укрепление здоровья дошкольника.

 Целью данной работы является выявление роли современных методик в укреплении здоровья дошкольника.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

- рассмотреть сущностные характеристики понятия «здоровье»,  критерии и оценка здоровья;

- изучить сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основную задачу дошкольного учреждения;

- описать методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении;

- провести работу по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования предполагает, чтосовременные оздоровительные методики помогут в укрепление здоровья дошкольника.

В данной курсовой работе были использованы работы следующих авторов:И.Е. Аверина,П.А. Виноградов, Е. Н. Каменская и др.

Данная работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.

   1.Теоритические основы изучения роли современных методик в укреплении здоровья дошкольника.

  1. Сущностные характеристики понятия «здоровье»,  критерии и оценка здоровья

Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье». Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек - значит, не больной человек.

И здоровье определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение «здоровый» стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

Значимость здоровья для человека отразилась и в формировании языка народа. Самое общеупотребительное приветствие «здравствуйте» означает не что иное, как пожелание здоровья. «Здравия желаю» - воинское приветствие младшего по званию старшему [5, с. 34].

Прощаясь, мы нередко произносим «будь здоров!», а также спешим сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Краткая торжественная речь с пожеланием здоровья именуется здравицей. Удивляясь и оценивая нечто положительно, мы нередко восклицаем: «вот здорово!». Общеупотребительными стали такие выражения, как, например, «здоровый образ жизни», «здоровый быт», «здоровый климат», «здоровая семья», и многие другие. От вышедшего ныне из употребления слова «здравие» образовалось множество других понятий: «здравый», «здравомыслящий» - как разумный и правильный; «здравница» - как лечебно-профилактическое учреждение, «здравоохранение» - как система государственных и общественных мероприятий и т.д.

Множество пословиц и поговорок связано с оценкой роли здоровья в жизни человека. «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит», - гласит народная мудрость. Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно».

Великий философ А.Шопенгауэр в ряду наиболее значимых ценностей безоговорочно отводил здоровью первое место и говорил о том, что всем другим следует поступиться ради здоровья.

Учение о здоровье человека имеет глобальное значение, ничуть не меньшее, чем, например, биология, химия или физика. А по своей практической значимости эта проблема считается одной из сложнейших проблем современной науки. Тем не менее, как отмечают ученые, при всей важности понятия «здоровье» не так просто дать ему исчерпывающее определение, а их к настоящему времени в науке сложилось более 79. Но такого, которое устроило бы всех, пока еще не найдено. Обобщая мнение специалистов, можно утверждать, что в абсолютном смысле здоровья не существует и оно, по существу, идеал.

Каждый человек здоров условно и каждый человек может быть здоровым в определенных условиях [8, с. 51].

Г.С. Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, в которых была сделана попытка определить сущностные элементы здоровья, выделил несколько концептуальных подходов к определению этого понятия.

Рассмотрим и прокомментируем некоторые из них подробнее:

1. Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния. Отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы является болезнью. Граница между нормой и болезнью расплывчата и в достаточной степени индивидуальна. То, что для одного человека является нормой, для другого уже болезнь. И поэтому в науке введено понятие «предболезнь». Так называют переходное состояние от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» хотя и имеет какие-то патологические признаки, но тем не менее не нарушает здоровья.

2. Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Вообще такой признак, как равновесие, в определении здоровья встречается с давних времен. Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь - как их нарушение. Гиппократ считал здоровым человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органами тела, а Г.Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.

3. Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Это тоже очень распространенный признак в определениях здоровья. В нем делается акцент на адаптацию, как на одно из самых главных и универсальных качеств биосистемы.

4. Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Этот признак здоровья столь очевиден и поэтому традиционно здоровье связывают именно с ним. В его основе лежит простая логика: здоровы те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.

5. Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Этот признак также используется во многих определениях здоровья и указывает на важность участия человека в социальной деятельности.

6. Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Этот признак созвучен с определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. и которым принято пользоваться до сих пор, несмотря на то что оно все чаще подвергается критической оценке. Всемирная организация здравоохранения трактует это понятие как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Анализ сущностных характеристик здоровья позволил выделить четыре основные концептуальные модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную и ценностно-социальную.

Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам [1, с. 99].

Ценностно-социальная модель признает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Существует еще одно принципиальное обстоятельство в определении здоровья. Как отмечает П.И. Калью, одни авторы трактуют здоровье как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Анализируя эти подходы, П.И. Калью приходит к выводу, что здоровье как состояние рассматривается в более ранних определениях этого понятия. В настоящее время специалисты все чаще склоняются к тому, что здоровье является динамическим процессом. Но, вероятно, правы те ученые, которые не пытаются при определении здоровья абсолютизировать причастность к нему только какой-либо одной категории - либо состояния, либо процесса.

Так, например, академик В.П. Казначеев определяет здоровье как динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Базовыми критериями физического здоровья являются:

1) состояние сердечно-сосудистой системы;

2) состояние иммунной системы;

3) способность организма усваивать кислород воздуха.

Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь.

К числу основных критериев здоровья принято относить:

1) состояние опорно-двигательного аппарата;

2) состояние нервной системы;

3) состояние пищеварительной и мочеполовой систем.

Критерии психического и социального здоровья не столь определенны, как критерии физического здоровья.

Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организациипсихики и ее адаптивными возможностями. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним.

К другим критериям психического здоровья принято относить:

1) способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;

2) целеустремленность, работоспособность, активность;

3) полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

4) критический подход к обстоятельствам жизни;

5) автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

6) независимость и естественность поведения;

7) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;

8) самообладание и способность радоваться.

Критерии социального здоровья попытался определить американский психолог А.Эллис. К ним он отнес: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, гибкость, принятие неопределенности, ориентацию на творческие планы, научное мышление, ответственность за свои эмоциональные нарушения, высокую фрустрационную устойчивость.

Отечественные психологи дополняют этот список такими критериями, как культура потребления, альтруизм, эмпатия, бескорыстие, демократизм в поведении [13, с. 400].

Определив основные критерии здоровья, остановимся на типичных признаках физического и психического нездоровья.

Основными признаками физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура, головная боль и т.п.) являются:

1) нарушение сна,

2) отсутствие аппетита,

3) плохое функционирование пищеварительной системы;

4) низкая сексуальная активность;

5) неустойчивость к физическим нагрузкам;

6) плохие зубы;

7) нездоровая кожа;

8) ощущение усталости и общей слабости.

К психическому нездоровью обычно относят:

1) чувственную тупость

2) беспричинную злость;

3) враждебность;

4) повышенную тревожность;

5) снижение когнитивной активности;

6) хаотичность и категоричность мышления;

7) повышенную внушаемость;

8) уход от ответственности за себя;

9) зависимость от вредных привычек;

10) пассивность (духовное нездоровье), утрата веры в себя, свои возможности.

Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающихся в жестокость и бессердечность), стремлении к власти, вещизме и др.

Оценка здоровья традиционно проводится соответствующими специалистами. Академик Н.М. Амосов говорил о том, что следует научиться измерять здоровье. Он одним из первых обозначил проблему определения резервных возможностей организма. Эти возможности определялись им как соотношение максимальной функции с ее нормальным уровнем. С помощью соответствующих коэффициентов определялись резервные мощности организма.

Но следует сказать о том, что универсального критерия для оценки здоровья пока не найдено. Для этой цели используется совокупность тестов, проверенных практикой. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание гемоглобина и т.д. Обычно используется от 15 до 26 тестов. Предусмотрена следующая градация оценок: низкий, ниже среднего, выше среднего, высокий.

Существует и ряд методов экспресс-диагностики состояния здоровья. Их преимущество в ускоренной диагностике, которая предназначена для незамедлительного отнесения человека к той или иной группе с целью принятия диспансерных или профилактических оздоровительных мер. Более подробно об этих методах можно узнать в работе В.В. Колбанова «Валеология.

В последние годы учеными всего мира изучаются знания, накопленные восточной медициной. Древнейшая индо-тибетская медицина достаточно точно оценивает состояние здоровья по пульсовой диагностике, различая сотни оттенков пульса, а также по цвету кожи, выражению глаз, тембру голоса. Тибетские врачи, чтобы сделать правильное заключение о состоянии жизненных процессов организма, расспрашивают пациента о характере его сна, аппетита, потливости, режиме питья и т.д. Искусство диагностики по лицу, особенностям телосложения, рукам также уходит своими корнями в древнюю восточную медицину [20, с. 52].

Оценка психического и тем более социального здоровья в настоящее время не имеет точных стандартов. И большинство применяемых методов берут начало в психиатрии. Чаще всего используются анкеты-опросники, тесты, бланковые и аппаратурные методики для оценки уровня внимания, эмоционального напряжения, умственного утомления и т.д.

  1. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного учреждения

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание». В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья, но вместе с тем показатели заболеваемости дошкольников продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют выступления и сообщения представителей системы здравоохранения, в частности, доклад С.Р. Коновой - начальника отдела медико-социальной помощи детям и подросткам Минздрава России, сделанный на Всероссийском совещании по проблемам здоровья и физического развития детей в 2002 году.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5-20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции,- является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и многие другие.

Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для профильных дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.

«Государственно-политические и социально-экономические преобразования 1980-1990-х годов оказали существенное влияние на развитие дошкольного образования. За сравнительно короткий срок удалось преодолеть устаревшее содержание образования детей дошкольного возраста (в том числе и содержание физического воспитания), не отвечающее реалиям сегодняшнего дня», - говорится в Решении участников Всероссийской конференции «Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» [23, с. 45].

Вместе с тем пока еще рано говорить о том, что предлагаемые для использования в дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительные технологии совершенны и, вследствие этого, эффективны. Для этого необходимо время и катамнез. А то, что в целом современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении определились, что сложился системный подход к организации этой деятельности, утверждать можно. Но любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться.

Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

  1. Методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении

В современных условиях сохранение жизни, охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений является одной из центральных задач развития человечества.

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего заболевания детей младше 5 лет. В России возрос уровень инвалидизации детей, а число подростков.

Аксиологическая парадигма здоровья в этих условиях диктует необходимость формирования новых обучающих программ и развития материально-технической базы в образовательных учреждениях, в частности, изменение подходов в образовательной области и создании новых программ, направленных на укрепление и коррекцию здоровья детей дошкольного возраста.

В настоящее время для педагогической практики сформулирован социальный заказ на поиск путей сохранения российского этноса и прежде всего - здоровья населения страны. В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения существенная роль принадлежит образованию, которое выполняет методологическую, опережающую функцию, поскольку предполагает «исследование актуальных проблем сохранения здоровья посредством экcтраполяции в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны, с последующим определением путей разрешения этих проблем через оптимизацию таких решений».

Одним из негативных факторов, определяющих пересмотр содержания образовательных программ в области «здоровье», в современных условиях, является отсутствие социокультурной нормы поведения у преобладающей массы населения, в частности заботы о собственном здоровье и о здоровье своих детей. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения, в том числе и дошкольного воспитания [14, с. 31].

На сегодняшний день в педагогической практике существует целый ряд противоречий: между значимостью проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья ребенка и недостаточной осведомленностью родителей в вопросах своевременности уделения внимания этим вопросам; вариативностью действий педагогического коллектива и существующими образовательными программами;

Начиная с дошкольного возраста взаимодействие с ребенком должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть формировать в системе, включающих знания детей о приемах и способах поддержания собственного здоровья, а также формах и методах его сохранения и укрепления; воспитывать ребенка как субъекта ценящего здоровье и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности.

Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области посредством игры.

Однако следует констатировать, что до настоящего времени отсутствует общепризнанное понимание феномена формирования культуры здоровья указанными средствами.

В основе построения педагогического процесса лежат вариативные и комплексные программы образования и воспитания, предполагающие интегративный подход к обучению [7, с. 66].

Так, в частности опробирована интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника Д.И. Воробьевой – Гармония развития.

Применение интегративного подхода в процессе образования и воспитания позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка без потери критериев стандарта образования, а в большинстве случаев и поднять уровень подготовки ребенка к школе.Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания о здоровье должны быть осознанными.

Это осознание происходит через «прочувствования» и эмоциональные «переживания», закрепляется в ходе специальных здоровьесберегающих упражнений и здоровьеформирующей практической деятельности, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление и формирование субъектно- ценностного отношения личности к здоровью.

В ходе проведения исследований установлено, что одним изважнейшим направлением формирования здоровья дошкольников является совершенствование методики рациональной двигательной активности детей с организацией курса специальных упражнений, развивающих координацию, выносливость, силу и скорость двигательных реакций.

Движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит становление двигательной активности, а также начальное воспитание физических качеств. Целенаправленные физические упражнения для развивающегося организма – насущная потребность, т.к. развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке, при бездействии же он ослабевает, не получает должного развития. Поэтому в данном аспекте одним из ведущих направлений становится физическое развитие и все его компоненты деятельности.

Задачи физического воспитания: создание условий для целесообразной двигательной деятельности детей; формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; развитие физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость); формирование интереса к активной двигательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни; воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

Так, в «Игровой гимнастике», дети получают первые элементы знаний о самомассаже («массаж живота», упражнения:«Буратино», «Чебурашка».). Упражнения под названием «Веселый тренинг» позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать, как они владеют своим телом. Для лучшего запоминания и качественного выполнения упражнения имеют названия: «Цапля», «Насос», «Карусель», «Колобок» и др.

«Дорожка здоровья» улучшает кровообращение и способствует предупреждению и профилактике плоскостопия. Она может состоять из резиновых ковриков с рельефной поверхностью, коврика с пришитыми пробками, ящичка с горохом и фасолью, дорожки со «следами» из различных материалов (кожа, мех, пробки), морских камешков и т.д. «Алфавит телодвижений» имеет цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию речевого, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.

Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух и зрительно воспринимают названия букв, затем, используя мышечное давление, изображают эти буквы. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют соответствующую букву. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и носят образовательный характер. «Восточная гимнастика»: постепенно усложняющиеся упражнения, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки («Принцесса Востока», «Змея», «Стекло»). Сложность состоит в координации и согласованности движений различных частей тела. Данный комплекс можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста, но в укороченном варианте.

Но не только во взаимодействии педагога по физическому развитию решаются задачи по оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении, они включены во все образовательные области учреждения, используются всеми специалистами предметного обучения и воспитателями в нерегламентированных видах детской деятельности и являются одним из важных компонентов всех направлений развития.

Другими направлениями методики воспитания детей дошкольного возраста явились:

Диагностика психосоматического состояния ребенка, включающая: диагностические мероприятия по определению и оценке уровня и гармоничности физического развития; психологическая диагностика - оценка уровня психических процессов (по 16 компонентам); клиническая диагностика;

Организация индивидуально ориентированного питания с учетом характеристик состояния здоровья и выявленных его отклонений.

Психопрофилактические занятия на основе использования игровых методик. Полезно предлагать детям дыхательные упражнения и дидактические игры, способствующие развитию дыхания («Перышко», «Король ветров», «Чей шарик дальше», звукоподражание явлениям природы, голосам животных, транспорта, скороговорки, чистоговорки). Все это улучшает вентиляцию легких, обогащение крови кислородом и, в свою очередь, активизирует центры головного мозга.

Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличения продолжительности выдоха и его силы. Дыхательные упражнения включаются в игры, в ходьбу с постепенным замедлением движения, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Их можно включать в разные виды детской деятельности – сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры, спортивные мероприятия, в ходе совместной деятельности педагога и ребенка. В игровой форме также используется во всех возрастных группах, адаптированная к дошкольникам методика Э.С. Аветисова для укрепления и улучшения зрения детей.

Проведение бесед рекомендательного характера с родителями по основам формирования здорового образа жизни. Консультации должны быть даны с учетом индивидуальных особенностей ребенка, соблюдения суточного режима, правил гигиены, педагогических и валеологических знаний родителей, направленных на оздоровление ребенка в семье. Необходимо использовать наглядную информацию для родителей.

Работа участников педагогического процесса направлена на формирование у родителей мотивации к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением: привитие им чувства осознания себя неформальными коллегами педагогов; повышение педагогической и коммуникативной культуры, укрепление института семьи.

Разработан ряд подпрограмм и проектов, предназначенных для родителей, педагогов, детей по вопросам формирования и сохранения здоровья, что позволяет внедрить в семьи воспитанников методические приемы взаимодействия с использованием здоровьеформирующих технологий. В частности разработаны и предложены родителям так называемые «Маршруты выходного дня», «День хорошего настроения», «Музыкальные гостиные»…

Показатели динамики здоровья и развития личности каждого ребенка фиксируются три раза в год на протяжении всего пребывания ребенка в детском образовательном учреждении.

По итогам мониторинга проходит индивидуальное консультирование родителей и, индивидуально-подгрупповое взаимодействие педагогов с детьми по развитию индивидуальных способностей и коррекции состояния здоровья детей. На медико-педагогических консилиумах, по каждому ребенку, разрабатывается индивидуальная система работы.

Создание единого пространства развития ребенка должны совместно поддерживать детский сад, школа, и семья (в рамках преемственности процесса образования).

В дошкольном образовательном учреждении проводятся выставки детских работ, существует «Почта доверия», оформляются стенды о жизни группы, уголки специалистов (психолога, логопеда, руководителя изостудии, музыкальной и физкультурной деятельности). Каждый специалист имеет часы для индивидуальных консультаций.

Все вышеперечисленные направления помогают родителям и педагогам повышать уровень воспитательно-образовательного взаимодействия с детьми, дают возможность осознать значение здоровьеформирующих условий в дошкольном образовательном учреждении и семье.

Вывод:

 Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируются здоровье, здоровый образ жизни, закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма.

Учитывая наиболее существенную значимость двигательной активности для развития растущего организма, необходимо: повысить интерес детей к различным видам ее, а также, увеличить ее объем; поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение; побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Положительный опыт проведения занятий с дошкольниками показывает, что все перечисленные задачи можно решать путем введения инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений.

2. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

2.1 Система работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

Работа проводилась на базе ДОУ № 43 г. Санкт-Петербурга. Оздоровительно-педагогический характер в ДОУ № 43 систематичный и комплексный, вызывает у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержит элементы дидактической игры и двигательные упражнения.

Кроме того, в материалах подобных занятий отражены во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Большая роль в работе отводится созданию информационной «Среды здоровья» (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

В детском саду совместно с родителями проводятся занятия, которые дают возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребенок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

Основные положения работы в формировании здорового образа жизни дошкольника:

- целостность и систематичность работы знаний валеологического характера;

- формирование практических навыков и умений валеологического характера;

- систематичный контроль за состоянием здоровья и развития детей;

- многоэтапная, постоянная, непрерывная воспитательная работа;

- создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и самоконтролируемой активности в создании своего здоровья;

- создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни;

- формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности;

- повышение психоэмоциональной устойчивости;

- использование на занятиях дидактических игр, игр – путешествий (приложение 3), изобразительной деятельности, аппликации, двигательных упражнений и творческих заданий;

 - постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

Рассматриваются основные задачи работы по данному направлению каждого ребенка:

Заведующая ДОУ и старший воспитатель – контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации, контроль.

Воспитатели – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.

Медицинский персонал ДОУ – выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Инструктор по физическому воспитанию – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик.

Музыкальный руководитель – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека.

Логопед -  учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребенка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.

Обслуживающий персонал – соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

Родители – использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Следует отметить, что в первую очередь, каждый ребенок поддерживает единую линию поведения и выполняет основные требования, которые предъявляются педагогами.

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.

В детском саду постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, семейный клуб «Здоровячек».

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

1. Структура занятий:

  1. Организационный момент
  2. Гимнастика
  3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее
  4. Познавательный блок
  5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.
  6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление
  7. Релаксация под музыку

Продолжительность занятия: 2-я младшая группа – 15-20 минут; средняя группа – 20-25 минут; старшая и подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

- занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении;

- уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям;

- дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;

- занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды;

- музыка для релаксации должна быть не громкой;

- подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей;

- контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. Работниками;

- на занятиях дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др. ), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения. Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

В ДОУ № 43 любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Таким образом, положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

2.2. Укрепление здоровья дошкольников

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача: сохранение и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование физиологических и психических функций организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности и т.д.

Для подтверждения об необходимости применения современных методик для укрепления здоровья дошкольников проведем экспериментальную работу на базе младших групп ДОУ № 43.

В первой группе с начала учебного года будут проводиться занятия по укреплению здоровья дошкольников.

Во второй группе акцент на этот момент будет менее значимым в воспитательном процессе.

В первой группе процесс по укреплению здорового образа жизни проходил по следующей программе.

Таблица 1

Формы и методы

Содержание

Обеспечение здорового ритма жизни

Щадящий режим (адаптационный период)

Создание комфортной обстановки и микроклимата

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры

Игры - хороводы

Релаксационные упражнения

Профилактическая гимнастика (дыхательная, профилактика плоскостопия)

Спортивные игры

Спортивный час

Ритмика

Прогулки (организация двигательной активности детей)

Коррекционно-развивающая гимнастика после сна

Занятия на тренажерах

Физминутки

Динамические паузы

Коррекция физического развития детей

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Индивидуальная работа

Кружок "Здоровый дошкольник" (профилактика плоскостопия)

Гигиенические и водные процедуры

Мытье рук

Обливание ног

Увлажнение воздуха

Свето-воздушные ванны

Проветривание помещений

Прогулки на свежем воздухе

Обеспечение температурного режима

Активный отдых

День здоровья

Физкультурно-спортивные праздники

Физкультурный досуг

Светотерапия

Обеспечение светового режима

Музотерапия

Музыкальное сопровождение учебного процесса

Музотеатральная деятельность

Пение

Слушание музыки

Психогимнастика

Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы

Телесные игры

Физиотерапия

УФО (общее )

Ингаляции носоглотки (2 раза в год)

КУФ (2 раза в год)

Массаж

Массаж общий, воротниковой зоны, языка

Через месяц было выявлено, что:

Таблица 2

Уровень знаний о правилах укрепления здоровья у детей, %

Группа

Уровень        

№ 1

№ 2

Высокий

70

30

Средний

30

60

Низкий

-

10

Итак, по итогам таблицы видно, что проведенные методики по формированию здорового образа жизни способствуют о закреплении знаний о правилах по укреплению здоровья.

Таблица 3

Физические данные детей, %

Группа

Уровень        

№ 1

№ 2

Высокий

60

20

Средний

30

30

Низкий

10

50

Итак, по итогам таблицы видно, что в группе № 1 уровень здоровья и детей находится на высоком уровне, наблюдается гармоничное физическое развитие воспитанников, высокие двигательные и функциональные возможности детского организма.

2.3. Разработка мероприятий по укреплению здоровья дошкольника

Итак, по итогам работы была составлена программа по укреплению здоровья дошкольников в группе № 2.

Основная цель: Содействие гармоничному физическому развитию и своевременная коррекция имеющихся нарушений в психо-физическом развитии, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Задачи программы:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование привычки к здоровому образу жизни;

- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;

- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

- привитие культурно-гигиенических навыков;

- оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания;

- осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков;

- развитие внимания, внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умение управлять своими поступками, чувствами;

- оказание помощи семье в воспитании детей, обеспечение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в социуме;

Перечень основных мероприятий:

-    разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья детей, реализуемых в МДОУ;

- создание условий для обеспечения современного специального (коррекционного) образования и его доступности;

- систематический анализ здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;

-    соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у вновь поступающих детей, после пропусков по болезни, отпуска родителей;

-  укрепления психофизического здоровья детей;

- создание системы мониторинга коррекционного воспитания и обучения;

- поиск новых подходов в организации сотрудничества с родителями.

- повышение приоритета здорового образа жизни, профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.

- разработка и осуществление на основе данных о заболеваемости детей комплекса мер, направленных на улучшение здоровья детей;

- разработка циклов лекций и рекомендаций для педагогов и родителей по оздоровлению детей в ДОУ и в домашних условиях;

-контроль за выполнением оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, профилактическое лечение (общие УФО, УФО носа и зева), закаливающие процедуры, коррекционно-оздоровительную гимнастику после сна, прогулка.

Принципы создания Программы:

Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, по формированию здоровых привычек, планирование оптимальной учебной нагрузки, своевременной диспансеризации детей.

Принцип гарантий - реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнения государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья подрастающегого поколения.

Принцип систематичности и последовательности - постепенный, системный подход к подаче материала, к решению тех или иных возникающих проблем.

Принцип комплектности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного развития работ.

Этапы реализации Программы:

Организационный этап

-    мониторинг исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;

-    организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ (оздоровительные режимы, комплексы закаливающих мероприятий, физкультурные занятия всех типов, оптимальный двигательный режим);

Этап реализации:

Укрепление материально-технической базы МДОУ (комплекты ростовой мебели, специальное оборудование медицинских и физиокабинетов, технологическое оборудование пищеблока);

Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в МДОУ (выполнение норм СанПиН, корректировка учебных планов и программ);

Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом их здоровья (витаминизация готовых блюд, организация питьевого режима и питания воспитанников);

Совершенствование системы специального коррекционного обучения (обеспечение преемственности МДОУ и школы №8 в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья);

Развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни дошкольников (организация кружков, систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий)

Оздоровительная работа с педагогами (проведение спартакиад среди подразделений Управления образования, профилактика «эмоционального выгорания» педагогов).

Завершающий этап.

Проведение анализа и оценки результатов реализуемой Программы (стабилизация показателей уровня заболеваемости детей, психоэмоциональных нарушений детей и педагогов).

Определение дальнейшей перспективы сохранения и укрепления здоровья детей.

Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы.

Повышение уровня лечебной и профилактической работы:

- реализация оптимального режима использования игровой и образовательной деятельности и активного отдыха детей;

- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

- осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

-  снижение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком;

- увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия;

- увеличение количества детей, имеющих гармоничное психофизическое развитие;

- усвоение программы;

- нормализация статических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;

- увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия;

- применение здоровье сберегающих технологий;

- нормализация речи детей.

Заключение

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

В наше время в силу разных причин увеличивается количество физиологически незрелых к моменту рождения детей. Именно они растут слабыми и болезненными. Но при стимуляции двигательной активности и расширении диапазона условий, в которых находится ребенок, при четко выраженной оздоровительной направленности физкультурной деятельности его организм способен достаточно быстро «компенсировать то, что упущено в материнском организме», говорил профессор И.А. Аршавский. Но важно, указывал он, начать действовать как можно раньше, иначе может быть поздно.

Проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Нарушения в здоровье детей (психические и физические) появляются уже в раннем возрасте, а коррекция начинается в дошкольном и школьном возрасте.

Начиная с дошкольного возраста взаимодействие с ребенком должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть формировать в системе, включающих знания детей о приемах и способах поддержания собственного здоровья, а также формах и методах его сохранения и укрепления; воспитывать ребенка как субъекта ценящего здоровье и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности.

В ходе проведения исследований установлено, что одним изважнейшим направлением формирования здоровья дошкольников является совершенствование методики рациональной двигательной активности детей с организацией курса специальных упражнений, развивающих координацию, выносливость, силу и скорость двигательных реакций.

Список использованной литературы

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис - Пресс, 2009.- 144 с.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. - М.: Смысл, 2010.  - 414 с.
  3. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в шк.- М.: Просвещение, 2009.- 334 с.
  4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 112 с.
  5. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни.- М.: Гардарики, 2009. - 475 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 320 с.
  7. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования, М.: Просвещение, 2009. – 564 с.
  8. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2011. - 475 с.
  9. Гуревич П. C. Психология и педагогика: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 320 с.
  10. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. - Ростов - на - Дону, 2011. – 385 с.
  11. Каменская Е. Н. Педагогика: учебное пособие / Е. Н. Каменская. - М.: Дашков и К', 2009. - 316 с.
  12. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 399 с.
  13. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2009. – 432 с.
  14. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. - М.: Высш. шк., 2009. - 319 с.
  15. Кроль В. М. Психология и педагогика: учебное пособие для технических вузов. - М.: Высш. шк., 2009. - 319 с.
  16. Маханева М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе.- М.: АРКТИ, 2009. -109 с.
  17. МаханеваМ.Д.Воспитание здорового ребенка.- М.: АРКТИ, 2009.- 88 с.
  18.  Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста - СПб.: Питер, 2011. - 582 с.
  19. Плохута И.А. Здоровьесберегающая образовательная среда: принципы, организация, мониторинг. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2012. - 24 с.
  20. Сивцова А.М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» - Барнаул: АлтГТУ, 2010. - 152 с.
  21. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. - М.: АРКТИ, 2009. - 320 с.
  22. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».- М.: Вузовский учебник, 2009. - 380 с.
  23. Сухарев А.Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России».- СПб.: Питер, 2009. - 459 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич...

Роль подвижной игры в укреплении здоровья старших дошкольников

Сообщение для педагогов дошкольного учреждения«Роль подвижной игры в укреплении здоровья старших дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Роль физического воспитания в укреплении здоровья дошкольников

Задача современного общества — воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорит...