Нетрадиционный метод здоровьесберегающих технологий "Боди перкуссия" Мастер класс "Боди перкуссия в музыкальной деятельности дошкольников.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Плаксина Наталья Ивановна

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

Бехтерев Владимир Михайлович.

Цель мастер-класса:

Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста «Боди-перкуссия»
 
 Задачи:

1. Прививать интерес детей к здоровому образу жизни;
2. Развивать ритмический слух, творческие способности детей.
3. Способствовать раскрепощению и самовыражени у детей.
4. Стимулировать применение элементов телесной перкуссии в повседневной жизни.

Боди-перкуссия – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практическая часть60.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста «body percussion»

«Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Плаксина Н.И.

МКДОУ детский сад №3 п.Ледмозеро

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

Бехтерев Владимир Михайлович.

Цель мастер-класса: Создание условий для ознакомления педагогов с нетрадиционной техникой здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста «body percussion»

Задачи:

Познакомить с элементами телесной перкуссии и возможностями их применения,

Развивать творческие способности,

Способствовать раскрепощению и самовыражению детей,

Развивать интерес и стимулировать применение элементов

телесной перкуссии в повседневной жизни.

Структура мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный этап.

2. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.

3. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов здоровьесберегающей технологии.

4. Рефлексия – итог мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер класса получат знания об эффективных приёмах здоровьесберегающей технологии. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Продолжительность мастер-класса 20 минут

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, детские шумовые инструменты, пластмассовые стаканчики; детские стульчики.

СЛАЙД 1:

1. Подготовительно-организационный этап: (1мин.)

- Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Приглашаю вас на мой мастер-класс «Боди-перкуссия как нетрадиционный метод оздоровления в музыкальном развитии дошкольников».

Боди-перкуссия – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.

2. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме. (3 мин.)

СЛАЙД 2: Актуальность.

(на слайде): Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, по данным системы здравоохранения состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

Речь:

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила

название «здоровьесберегающие технологии».

В современном мире появилось огромное кол-во музыкальных инструментов и техники игры на них, и люди стали забывать, что их собственное тело само по себе является уникальным музыкальным инструментом с различным звучанием. И сегодня я предлагаю вам уделить внимание технологии «Боди-перкуссия», которая широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

СЛАЙД 3: (на экране):

Цель мастер-класса: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста «Боди-перкуссия»

Задачи:

1. Прививать интерес детей к здоровому образу жизни;

2. Развивать ритмический слух, творческие способности детей. 3. Способствовать раскрепощению и самовыражению

у детей.

4. Стимулировать применение элементов телесной перкуссии в повседневной жизни.

Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры боди-перкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят» и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных движений.

Перкуссия тела хороша тем, что её может освоить каждый. Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект. СЛАЙД 4:

Историческая справка

Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.

С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.

Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.

Речь. Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.

Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:

1. Перкуссия - это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).

Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.

2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.

3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Музыканты современности назвали такое направление «боди-перкуссия» или телесная перкуссия – музыка нашего тела. Это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый.

Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы по музыкальному воспитанию вводит 4 типа звучащих жестов:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями,   потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов»:

• пощёчины с открытым и закрытым ртом,

• клацанье языком,

• свист,

• стук.

СЛАЙД 5:

На слайде Оздоровительные возможности телесной перкуссии

Телесная перкуссия действует в трех областях:

• на физическом уровне (речь)она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

• на уровне психики (речь)она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

• в социально-эмоциональной сфере (речь)она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

СЛАЙД 6:

Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия.

1.Педагог, на фоне шлепков по коленям с детьми, выразительно и ритмично декламирует текст.

2. «Эхо» текст по фразам, педагог – дети.

3. Декламирование текста по-разному: громко, тихо, басом и т.д.

4. Добавляем движения: метрические шаги в рассыпную, по кругу, с поворотами, остановками, приседаниями и т.д.

Речь. Начинают работу над этой моделью с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни, речевых игр и т. д.

Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.

При повторениях ревой игры предлагает детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом ит. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.

СЛАЙДЫ 7, 8:

Фото с детьми.

На музыкальных занятиях я ввожу элементы перкуссии постоянно. Дети увлечённо их осваивают.

У воспитанников развиваются чувство ритма, слуховое внимание, улучшается координация, зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.

СЛАЙД 9:

На фото дети разучивают упражнение со стаканчиком «Возьми - отдай». Упражнение выполняется под знакомую детям музыку. Дети учатся взаимодействовать друг с другом. У детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, терпение, умение действовать коллективно предметами под музыку.

СЛАЙД 10:

М. Р.:

Ударные инструменты

В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки

СЛАЙД 11, 12:

Схемы

Вот такие схемы можно использовать для занятий техникой Боди перкуссия.

Сегодня я хочу предложить вам попробовать сыграть такую музыку.

Педагоги выполняют все упражнения по показу музыкального руководителя.

Практическая часть мастер класса. (15 мин.)

СЛАЙД 13:

Предлагаю вашему вниманию упражнения и музыкальные игры, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Упражнение «Птички» - сначала выполняем со словами, затем молча.

Го-лубь / хлопок в ладоши правой рукой и по груди

Во-ро-бей / хлопок в ладоши, хлопок по груди правой, затем левой рукой.

Зя-блик / хлопок в ладоши правой рукой и по груди

Со-ло-вей / хлопок в ладоши, хлопок по груди правой, затем левой рукой.

С помощью этого упражнения у детей развивается слуховое внимание, речь, зрительная память, чувство ритма.

СЛАЙД 14:

«Ехал грека через реку» способствуют повышению тонуса мышц, развитию памяти, концентрации внимания.

Ехал грека через реку /хлопок по груди правой, затем левой рукой. 

Видит грека в реке рак /хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук 

Сунул грека руку в реку /скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно 

Рак за руку грека цап /  «замок»

СЛАЙД 15:

3. «Музыкальными стаканчиками» 

Данное упражнение способствуют развитию межполушарных взаимодействий, учит  детей согласовывать свои действия в команде, является эффективным методом развития мышления.

4.«Весёлые палочки». 

Данное упражнение развивает у воспитанников чувство ритма, улучшает координацию 

(удары по спинке стула, по сиденью, палочкой  о палочку, боковой галоп) 

СЛАЙД 16:

5. Музыкально-дидактическая игра «Повтори ритм» - (на экране).

М. Р.: Посмотрите на экран.

Будем все сейчас играть,

Будем ритмы создавать,

Вы на схему посмотрите,

И потом всё повторите!

В ходе выполнения этого упражнения происходит стимуляция мозга, а также положительно влияет на развитие памяти, концентрации внимания.

Музыкально - дидактическая игра направлена на формирование чувства ритма у дошкольников и закрепление навыка чтения ритмической партитуры с помощью интересного направления «боди перкуссия».

СЛАЙД 17:

6. «Мы летим»

7. «Да, да, да сказала голова»

8. «Часики»

Итоги мастер- класса. (1мин.)

М. Р.: Вы увидели практические методы и приемы использования упражнений техники «боди-перкуссия».

В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.

Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.

Вывод: Плюсами телесной перкуссии являются:

•        Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;

•        Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;

•        Хорошо привлекает внимание детей.

Телесная перкуссия при работе с группой даёт:

•        Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа),

•        Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,

•        Снятие мышечных зажимов,

•        Возможность самовыражения, и высказывания без слов,

•        Развитие социальных и коммуникативных навыков.

Немецкий музыкант и композитор Карл Орф говорил: «Самым активным инструментом человека было и есть его тело. Слушать и слышать своё тело, играть на нём, как на перкуссии это значит пропускать музыку и её ритм непосредственно через себя». Систему боди-перкуссии, активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности. Надеюсь, и в вашей практике она найдёт своё место. Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 18: Спасибо за внимание!

Я благодарна всем за активное участие в мастер-классе.

Завершая свой мастер – класс прошу вас оценить его.

Если вам не понравилось – положите одну руку на плечо.

Если вы оцениваете удовлетворительно – обе руки на плечи

Если вы относитесь хорошо к этому опыту – ладони перед собой.

Если вам все понравилось, и вы возьмете что-то в свою работу – похлопайте

в ладоши

Речевые игры в технике «боди перкуссия»

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

1. Игра-приветствие «Здравствуйте»

Взрослый: Здравствуйте, ручки!

Дети: Здравствуйте! (хлопают)

Взрослый: Здравствуйте, ножки!

Дети: Здравствуйте! (топают)

Взрослый: Здравствуйте, коленочки!

Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)

2. Игра «Лиса»

Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)

Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)

Она села на пенёк (Притопы)

И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)

3. Игра «Лепёшки»

Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)

Подолью водицы (Шлепки по коленям)

Для детей хороших (Притопы)

Напеку лепёшек. (Хлопки)

4. Игра «Листопад»

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)

И летят, летят, летят (качают руками)

5. Игра «Дождик»

Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)

Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)

А скорее догоняет! (Убегают от дождика)

Речевые игры в технике «боди перкуссия»

для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Цигали, Бугали и Ца»

Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» - произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» - утрированно, низким голосом, «Ца» - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).

Ход игры

1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.

Описание движений:

цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке

бугали - удар двумя ладошками по коленям

ца - хлопок в ладоши

Комбинация движений:

цигали-цигали, ца-ца    

     бугали-бугали, ца-ца

     цигали, ца                        

     бугали, ца

    цигали, бугали, ца

2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.

Музыкальные игры в технике боди перкуссии

Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен.

Приведу пример игры «Веселые палочки», помогающей понять и прожить музыку через активные движения.

Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям кулачками, щелчками, берут палочки и ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.

  В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

-Топ - топ – шагание ногами по полу ;

-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);

-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;

- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, я пошли дальше и придумала «Body-звуки», которые использую в своей практике.

-Тум – удар двумя ногами;

-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);

-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников.

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

             Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...

Консультация для родителей «BОDY PERCUSSIОN (БОДИ ПЕРКУССИЯ) В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для родителей "БОДИПЕРКУССИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Методическая разработка на тему «Bоdy percussiоn (боди перкуссия) в музыкальной деятельности дошкольников»

Данная методическая разработка является обобщением педагогического опыта на основе пособия немецкого педагога и музыканта Карла Орфа по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Идея К.Орфа сост...