Выступление из опыта работы: "Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей 2-3 лет посредством развития культурно-гигиенических навыков"
статья (младшая группа)

Скоробогатова Мария Александровна

Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный пусть противодействия этому влиянию- правильная организация физического воспитания с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_skorobogatova.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка»

п. Троицкий

Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей 2-3 лет посредством развития культурно-гигиенических навыков

Скоробогатова М.А.,

 воспитатель

2021

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего возраста.

Работая в младшей группе, был проведен мониторинг у детей  и анкетирование родителей. Выяснилось, что на первом этапе мониторинга у большинства детей(75%) группы навыки не сформированы дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. А родители 80% не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.

        На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что формирование основ здорового образа жизни не возможно без продуманной организации воспитания гигиенической культуры.

        В ходе своей работы, были использованы навыки  мытья рук:

1.Закатать рукава; 
2. Смочить руки; 
3.Взять мыло, намыливать до появления пены; 
4.Мыть лицо, уши, руки 
5.Смыть мыло; 
6.Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку

    При мытье рук использую потешки «Чистая водичка», «Ладошки»,

Тем самым помогаю активизировать самостоятельность, поддерживать положительный эмоциональный настрой. Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку».

    Навыки культуры еды включают умение: 
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 
2. Не крошить хлеб; 
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом; 
4. Не разговаривать с полным ртом; 
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 
6. Благодарить; 
7. Пользоваться только своим прибором. 

Сформировать умение культуры поведения за столом мне помогают дидактические игры «Как мама учила правильно Мишку кушать», «Накроем на стол», «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать» и чтение: З. Александрова «Вкусная каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».

Навыки самообслуживания. (одевание раздевание)
1. Расстегнуть пуговицы; 
2. Снять платье (брюки); 
3. Аккуратно повесить; 
4.  Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 
5. Снять обувь; 
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 
7. Надеть в обратной последовательности.

Для того что бы при одевании не возникало трудностей, необходимо говорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука?

   Дидактические упражнения такие как, «Туфельки поссорились - подружились», «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном» и т.д.,

помогают закрепление умений детей самостоятельно одеваться на прогулку и раздеваться после прогулки правильной последовательности

      Педагогам был показан мастер-класс «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»

   С родителями был разработан проект «Маленькие чистюли» целью проекта было: формирование у детей 2-3 лет КГН в повседневной жизни в детском саду и в семье. Родители оформили стен газету «Мы чистюли» была проведена фотовыставки «Будь-здоров!» Круглый стол с родителями. «Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста  на тему: «Мыло и вода нужны всегда!»

В конце года мы вновь провели мониторинг по определению уровня формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников группы. Были проведены наблюдения при выполнении детьми режимных моментов и на основании этого сделали сравнительный анализ полученных результатов.

Данные показатели результативности  свидетельствуют о повышении уровня формирования культурно-гигиенических навыков. Высокий уровень достигнут у 90% детей группы, средний у 10 % детей. Увеличилось количество родителей, заинтересованных проблемами формирования навыков ЗОЖ, о которых ранее не задумывались (на 35%); стали читать педагогическую литературу,хотели бы принимать участие в жизни детского сада (на 45%);

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы с детьми по данной проблеме позволили сформировать  вывод: формирование культурно-гигиенических навыков –это первоочередная задача воспитания маленького ребёнка, т.к., этот возраст– наиболее подходящий период для формирования культурно-гигиенических навыков. Эффективность работы зависит от уровня взаимодействия с семьёй по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»

В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»

Методическая разработка «Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей в средней группе»...

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»...