Инновационные приемы
материал

Савельева Галина Александровна

Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Инновационные приемы работы по коррекции и развитию всех компонентов речи на логоритмических занятиях в условиях логопункта

В последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих нарушения речи. Контингент детей, обучающихся на логопунктах ДОУ представляет собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения. Учет этих факторов, а также знание системы логоритмической работы и умелое применение средств и методов коррекционной работы способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.

Отечественные ученые В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер, Г.А.Волкова, Н.А.Рычкова, Н.А.Власова, Н.С.Самойленко и другие занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические и практические аспекты этого вопроса. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Логопедическая ритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач [5, с. 29].

В.Гринер [1, с. 31] отмечает, что в основу логоритмика ставит ритм, как организующий момент.

Во многих странах Европы в начале ХХ века большое распространение получает система ритмического воспитания, созданная швейцарским педагогом и музыкантом Э.Жак-Далькрозом. Система, основанная на сочетании ритма, музыки и движения и включающая специальные упражнения, способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластической выразительности движений, просодической стороны речи [2, с. 67].

Методику музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями использовали в России. Так начало формироваться особое направление лечебной ритмики, одним из разделов которого является логоритмика, или логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания [4, с. 3].

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями [4, с. 5].

Первое предусматривает развитие неречевых процессов, второе – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Средствами логопедической ритмики являются  [3, с. 10]:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнение в игре на инструментах;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность
  • упражнения для развития творческой инициативы.

При изучении работ по логоритмике (В.Гринер, Н.Рычкова, Э.Пунин, Л.Брозелио, О.Новиковская), было выявлено: занятия в них даются приблизительно по одной схеме.

I часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).

II часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.

III часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).

В своей работе по коррекции нарушений речи у детей на логоритмических занятиях мы придерживались принципов всестороннего воздействия и комплексности. Занятия четко структурированы и имеют свои особенности.

Подготовительная часть обязательно включает речевые приветствия. Целью речевых приветствий является не только создание положительного эмоционального фона, но и воспитание интонационной выразительности речи, например:

       Д е т и.  Здравствуй, день, и все вокруг!

                     Здравствуй, мой хороший друг!

                     Здравствуй, Даша (Касаются своими ладонями

                     Здравствуй, Маша!   ладоней   соседа)

                     Здравствуй, Владик!

                     Здравствуй, Саша!...

                     Здравствуйте!

        Л о г о п е д. Здравствуйте, ребята!

                              Все здоровы?

        Д е т и.  Все здоровы!

        Л о г о п е д. Вы готовы?

        Д е т и. Мы готовы!

        Д е т и. Вы готовы?

        Л о г о п е д. Я- готова!

        Д е т и. Не скучаем?

        Л о г о п е д. Не скучаем!

        Л о г о п е д. Начинаем?

        Д е т и. Начинаем!

Целью другого приветствия является развитие чувства ритма, обучение детей изменению слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов:

 Утром (хлопки по коленям), утречком (хлопки в ладоши),

 В садик (хлопки по коленям), мы идем (хлопки в ладоши).

Песню (хлопки по коленям), песенку (хлопки в ладоши),

Всем свою передаем! ( беремся за руки)

Здравствуй…

Ва - ня! Ва–не-чка!  (ребенок называет имя соседа, и отхлопывает в ладоши)

Та-ня! Та-неч-ка! И т. д.

Из приведенного выше материала, также становится ясно, что данное «Приветствие» можно использовать с целью профилактики, либо коррекции нарушения слоговой структуры слова. Данное упражнение ставит перед собой задачи:  учить отхлопывать слоговой ритм слова; развивать умение делить слова на слоги.

Подготовительная часть включает также упражнения на развитие общей моторики, координации движений. В данных упражнениях организующим началом выступает ритм.

Нуууу-ка! Раз, два , три, четыре , пять!

Мы пойдем с тобой гулять!

Руки на пояс ритмичная ходьба.

Прыжок, еще , еще один прыжок

Прыжки с продвижением вперед.

Широкий  шаг, широкий  шаг и маленький шажок!

Движения по тексту.

На месте прыг на месте скок

Руки на пояс, прыжки вокруг себя.

Оп!

Взялись за руки, образовав круг.

На цыпочках сужаем круг!

ЦЦЦЦЦ!

Движения по тексту.

Здесь ты мой друг и я твой друг!

Кладут руки на плечи друг другу и покачиваются.

Вот снова разошлись и за руки взялись.

Основная часть включает в себя пальчиковые игры с обязательным использованием разнообразного оборудования. Например, счетных палочек для выстраивания разноцветного забора; карандашей, которые в конце упражнения превращаются в иголки ежика; цветных стаканчиков, по которым стучат капельки дождя.

Дети сидят в кругу. Перед ними разноцветные стаканчики.

Дождь, дождь, дождик дождь.

Ритмичное постукивание по дну стаканчика средним и указательным пальцами попеременно

Кап-кап-кап по крыше!

Поочередный удар каждым пальцем

     Дождь, дождь, дождик дождь.

Ритмичное постукивание по дну стаканчика средним и указательным пальцами попеременно

      Ты стучи потише!

Поочередный удар каждым пальцем

 Кап-кап, вот  так!

Переворачивая стаканчики стучим по полу то дном, то верхом.

Большое внимание в основной части уделяется развитию дыхания, просодической стороны речи.

После того, как у детей был сформирован плавный длительный выдох, мы вводили голосовые упражнения, целью которых являлось не только отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков, но и работа над высотой, силой и тембром голоса.

К выполнению данных упражнений я привлекаю пальцы рук ребенка. Т.е. гласный звук, который необходимо было произнести, логопед показывал при помощи пальцев рук. Ребенок, повторяя комбинацию пальцев, делал быстрый  вдох через рот, паузу, выдох с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко. Если произнести  необходимо было громко, руки придвигались к туловищу (рядом – значит громко), если тихо – руки в положении полусогнутом, если шепотом – вытянуты вперед.

В данной  работе мы придерживались принципа постепенного повышения требований (сначала на материале одного гласного звука, затем двух, трех и четырех).

В двух последних случаях показ букв пальцами рук осуществляет логопед, а также те дети, которые не имеют ярко выраженных нарушений моторной сферы.

Затем работу мы проводили на материале  звукоподражаний: музыкальным инструментам, предметам (кукла плачет уа-уа-уа), животным, явлениям природы («вьюга»).

Затем отработка удлиненного выдоха проводится на материале согласных.

С целью коррекции тембральной окраски голоса нами были изготовлены серии карточек «Какое настроение у...». На карточках изображены герои сказок, насекомые, овощи и т. д. с разными эмоциями: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина. В зависимости от лексической темы занятия выбирается нужная серия карточек. Например, при изучении лексической темы «Насекомые» я использую серию карточек «Какое настроение у комарика». Карточки располагаются по кругу. В середине круга находится игрушка-спиннер со стрелкой. Ребенок крутит спиннер и  произносит  одно и то же предложение разным тоном, в зависимости от настроения комарика. Целью данного упражнения является также развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические движения.

Большое внимание в основной части занятия уделяется автоматизации звуков в совокупности с развитием темпо-ритмической стороны речи. С этой целью были изготовлены серии игр для фланелеграфа. Каждая  игра подчинена определенной лексической теме. Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» на фланелеграф прикрепляется  белка и картонные грибы. Ребенок указкой показывает на грибы, «собирает их»  и произносит слоги, заданные логопедом.  Если грибы  расположены  близко, слоги произносят  быстро. Если же на расстоянии, то между слогами делают паузу.

Для детей подготовительной группы в основной части занятия особое место отводится упражнениям на развитие навыка звукового  анализа. В данной работе мы используем массажные мячики трех цветов: синего, красного, зеленого. Логопед произносит короткое слово, а дети выкладывают звуковую схему слова из мячиков.

В игре «Где спрятался звук» на полу лежат три обруча.  Дети двигаются под веселую музыку. Как только музыка прекращается логопед громко называет то или иное слово, содержащее заданный звук. Дети, определив места звука в слове, бегут к соответствующему обручу (заранее определится какой обруч «начало», какой  «середина», какой  «конец»). Игра повторяется.

В заключительной части занятия проводятся динамические упражнения. Логопед читает под бит ритмичный речитатив. Дети выполняют движения в соответствии с текстом речитатива.

                             (дети двигаются,подражая диким животным)

                             Будем повторять движения зверей,

                               Крадется лиса и мы за ней.

                               Хвостиком крутит вправо-влево

                               Рыжая лесная королева.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Прыгает белка и мы вместе с ней

                               С ветки на ветку прыгает ловко,

                               Без опасения и остановки.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Топает медведь,а мы сильней.

                               Топай,как медведь,не жалея лап,

                               Не беда,что мишка косолап.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Выше поднимай колени скорей,

                               Руки вверх и пальчики врозь,

                                  Кто шагает так?

                   

        Д е т и. Лось. Лось.

        В м е с т е. Мы подвигались, как звери!

В конце занятия проводятся упражнения на релаксацию, часто используется масаж спины.

Дети сидят на коленях по кругу друг за другом. Делают «массаж» впереди сидящему ребенку.

Звездочки лесные, яркие такие!

Постукивание пальчиками.

Над деревьями зажглись,

Хлопки ладонями по спине.

Посмотри скорее ввысь!

Поглаживание спины ладонями и тыльной стороной рук.

Тут и там сверкают,

Легкое пощипывание.

Дорогу освещают.

Указательными пальцами «рисуем» волнистые линии на спине.

Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Инновационным в нашей  работе является прежде всего переосмысление структуры логоритмических занятий. Введение в занятия обязательных упражнений:

  • «приветствие»;
  • упражнений на развитие мелкой моторики, с обязательным использованием разнообразного оборудования, природного материала;
  • голосовых упражнений с привлечением пальцев рук ребенка;
  • упражнения серии «Какое настроение у…» с использованием игрушки – спинера;  
  • серии игр на развитие темпо-ритмической стороны речи с использованием фланелеграфа.

Инновацией является введение элементов обучения грамоте в логоритмическое занятие, а также использование  одного из основных элементов стиля хип-хоп-музыки – репа при выполнении детьми динамических упражнений.

Каждое из разработанных упражнений призвано   решать несколько задач одновременно, что позволяет сокращать сроки коррекционной работы. Благодаря использованию нетрадиционных пособий и современных музыкальных направлений, занятия становятся более привлекательными для детей, проходят на более высоком эмоциональном уровне. В результате занятий дети стали более раскрепощенными, значительно улучшили свои ритмические способности.

Игровая форма подачи материала, доступность превращает занятия с дошкольниками в веселую игру.

Литература

  1. Волкова Г.А.    Логопедическая ритмика. – М.: «Просвещение», 1985. 192 с.
  2. Косарева Е.    Речь, музыка, движение // Дошкольное воспитание. 2007.  №3.  С. 38 – 41.  
  3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая  ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: «Айрис-пресс», 2005. 112 с.
  4. Новиковская О.А.   Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «КОРОНА принт», 2005. 272 с.
  5. Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А.   Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. – М., 1948. 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приемы работы в логопедической практике

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Инновационные приемы в процессе обучения плаванию.

Инновационные приемы в процессе обучения плавания.Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активн...

«Синквейн – как один из инновационных приемов в совместной деятельности педагога и детей по развитию речи»

Технология синквейн  -  один из эффективных способов решения проблем в развитии речи дошкольников[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13403678","attributes":{"alt":"","class":"...

Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Мой Проект  «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» был внедрен в период с марта 2016...

Презентация "Синквейн - как один из инновационных приемов совместной деятельности педагога и детей по развитию речи"

Технология синквейн способствует  развивитию  и обагащению речи ребенка[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15871888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"101...