Воспитательный потенциал семьи в формировании навыков здорового образа жизни у ребенка
статья

Романченко Людмила Николаевна

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Как сказал немецкий валеолог Патрик Фосс: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте», сказано в законе «Об образовании в РФ».

Приоритетами современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение здоровьесберегающих технологий.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. В дошкольном возрасте важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавлик» Зерноградского района

«Воспитательный потенциал семьи в формировании навыков здорового образа жизни у ребенка»

Подготовила:

старший воспитатель:

Романченко Л.Н.

х. Гуляй – Борисовка

2023 год

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Как сказал немецкий валеолог Патрик Фосс: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от собственного образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20% - от наследственности и на 10 % - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности, а физическое воспитание ребенка, и формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), является одним из ведущих направлений ФГОС.

В дошкольном детстве (до 7 лет) закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей. ФГОС ДО определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. 

Среди задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте», сказано в законе «Об образовании в РФ».

Приоритетами современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, продвижение здоровьесберегающих технологий.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. В дошкольном возрасте важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Проблема создания эффективной системы здоровьесбережения актуальна на современной этапе, в связи с тем, что родители воспитанников признают важную роль дошкольных учреждений в воспитании и развитии дошкольников, но занимают не активную позицию в этом направлении.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи, т.е. от характера внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношения к ребенку.

Семья выполняет функцию социализации личности. В ходе процесса социализации человек формирует свой образ жизни. От того, насколько удачно проходит этот процесс, зависит, будет ли образ жизни здоровым или нет.

Состояние здоровья детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.

Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

По утверждениям британских исследователей, здоровый образ жизни, включающий правильное питание и физическую активность, не даст ожидаемого эффекта, если в семье часто происходят ссоры и недопонимание.

Дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой.

Чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей,).  

Социально-психологическая функция семьи, сущность которой связана с оказанием взаимной поддержки членов семьи, их эмоциональной стабилизацией, напрямую связана с поддержанием психического здоровья человека.

Родителям в свою очередь необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!"

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем- залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Психологи в свою очередь советуют: уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки, уберегите от сквернословия, уберегите от завышенной самооценки и грубости.

Умение сдерживать негативные эмоции и находить для них безопасные «клапаны»- это не только ключевая основа любви, супружества, родительства. Это еще и фундамент нашего психологического здоровья, благоприятного состояния души. Человек сам раб своих нервов, здоровья и культуры!           

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит  примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность». В.А. Сухомлинский

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

"СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Содержание форм и методов взаимодействия Доу и семьи по формированию основ здорового образа жизни у ребенка дошкольного возраста.Байденко Инна Валентиновнаинструктор по физической культуре высшей квал...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру...

Анкета для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у ребенка».

Анкета для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у ребенка»....

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Роль детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьей по формированию навыков здорового образа жизни».

Рекомендации педагогам ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни...

Организация работы детского сада и семьи по формированию навыков здорового образа жизни

Cоздание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией....