Краткосрочный познавательный проект "Очень каши хороши для здоровья и души"
проект (младшая группа)

Назаренко Ирина Викторовна

Цель проекта: формирование у дошкольников культуры правильного питания путем расширения представлений о каше как о полезном для здоровья продукте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kasha.docx156.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Познавательный проект

«Очень каши хороши для здоровья и души»

дети Еда png | PNGWing

Составитель:

воспитатель Назаренко И. В.

                                           Кулунда  2023

Проект «Очень каши хороши для здоровья и души»

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Сроки реализации: с 26.06.2023г. по 30.06.2023г.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники ДОУ, родители, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Цель проекта: формирование у дошкольников культуры правильного питания путем расширения представлений о каше как о полезном для здоровья продукте.

Актуальность проекта: Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано экологической и социальной ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Не для кого не секрет, что неправильное питание и употребление пищи с большим содержанием жира, рафинированного сахара, может увеличить вероятность развития у детей таких болезней, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, а также способствует избыточному весу. Для педагогов важно побудить ребенка дошкольного возраста задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в  течение всей жизни, поскольку исследованиями доказано, что вкусовые пристрастия и привычки закладываются в раннем детстве.

В то же время, в реальной жизни мы часто наблюдаем, что традиции правильного питания в семье нарушаются. Наши воспитанники и их родители при выборе продуктов питания отдают предпочтение полуфабрикатам и блюдам быстрого приготовления, регулярно и в большом количестве употребляют сладости, газированные напитки с искусственными красителями, чипсы, сухарики и т.п. Мы часто сталкиваемся с тем, что большинство детей отказывается от меню, предлагаемого в детском саду, потому что дома они привыкли питаться по-другому.

 Задачи:

1.Сформировать представления детей о роли в правильном питании традиционного русского блюда – каши.

2. Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с приготовлением этого блюда.

3. Научить дошкольников различать различные виды каш, познакомить со способами их приготовления.

4. Стимулировать интерес родителей к вопросам правильного и здорового питания детей.)

Продукты проекта:

  1. Презентация «Русская каша – матушка наша».
  2. Фотовыставка «В магазин за кашей».
  3. Фотовыставка «Все о каше».
  4. Коллекция круп.
  5. Картотека бесед и иллюстраций «Все каши хороши», «История колоска».
  6. Картотека игр «Игры с крупой».

Содержание работы по реализации проекта:

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Цель

Познавательное развитие

- просмотр презентации «Русская каша – матушка наша!»

- Выставка круп

- Беседа с иллюстрациями «Все каши хороши!»

- рассматривание серии картинок «История колоска»

- Беседа с иллюстрациями «Откуда берется каша?»

-  беседа с иллюстрациями «Профессии людей, принимающих участие в выращивании зерновых культур»

- Просмотр видеофильма «Как каша масляная к нам на стол пришла»

- Дидактические игры: «Узнай и назови крупу», «Золушка», «Назови кашу»

 

- знакомство с историей русской каши

- знакомство детей с разнообразием видов злаков, их полезными для организма свойствами

- знакомство с профессиями людей, которые имеют отношение к каше.

- закрепление полученных знаний.

Социально-коммуникативное развитие

- экскурсия в продуктовый магазин

- сюжетно-ролевая игра «Поварята»

- просмотр кукольного театра «Лиса и журавль»

- научить детей совершать покупки; познакомить с разнообразием продуктов, необходимых для приготовления каши

- формировать умение работать в паре, примерять на себя различные социальные роли, развивать аккуратность.

Речевое развитие

- чтение сказок «Горшочек каши», «Лиса и журавль», «Каша из топора»

- разучивание потешки «Сорока-белобока»

- чтение пословиц и поговорок, песенок и потешек

- знакомство с произведениями, в которых говорится о пользе каши

Художественно-эстетическое развитие

- аппликация в технике посыпания «Горшочек каши»

- просмотр мультфильмов «Горшочек каши», «Богатырская каша», «Мишкина каша».

- развитие мелкой моторики, фантазии и воображения.

Физическое развитие

- пальчиковая гимнастика «Горшочек вари», «Варись каша», «Сорока, сорока»

- физкультминутка «Зернышко», «Подрастает зернышко»

- учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику

                                              Приложение к проекту:

Беседа с детьми группы компенсирующей направленности на тему:

«Профессии людей, принимающих участие в выращивании зерновых культур»

Профессии: тракторист, сеятель, комбайнер, водитель. И все эти профессии можно назвать одним словом – хлеборобы. Они пашут, сеют, ухаживают за ростками, собирают, вывозят урожай с поля.

Профессия в сельском хозяйстве — тракторист. Человек этой профессии работает на тракторе. Он вспахивает землю на полях, сеет, убирает и перевозит урожай. Во время работы тракторист должен наблюдать за показаниями приборов, прислушиваться к работе двигателя, следить за направлением движения трактора. Он должен уметь починить неисправную машину. Трактористом работать нелегко, это тяжёлая работа. Во время уборки урожая тракторист работает с раннего утра до позднего вечера, в любую погоду, чтобы успеть убрать весь урожай. Трактористы первыми выходят в поле. Весной поле вспахивают тракторы. После того, как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Кто знает, как они называются? Называются они сеялки. Затем ждут, когда начнут прорастать  семена. 

Ещё один работник сельского хозяйства — комбайнёр. Человек этой профессии работает на комбайне — это сложная машина, которая выполняет сразу несколько работ. Он убирает урожай зерна. Работать комбайнёром нелегко. Работа комбайнера требует много сил и выносливости.

Люди, которые продают товар, называются продавцы.  Люди, которые пришли в магазин за покупками, называются покупатели. Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память. Продавец должен прекрасно знать свой товар, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая память! Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид! Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа — аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.

Профессия повар очень сложна. Ведь он должен обладать великолепной памятью и должен знать и помнить, как готовить  блюда, сколько и каких класть продуктов. Выбирает профессию повара человек, который любит готовить. Многие  повара сами придумывают новые блюда. Надев белоснежный халат и колпак, повар готовит  вкусные блюда, которые мы с удовольствием кушаем в детском саду.

Беседа с детьми группы компенсирующей направленности на тему

        «Откуда каша на стол пришла»

Цель: формировать представление  о происхождении каши, о ее пользе  в рационе детского питания.

                                                                 Задачи:

 1.Формирование представлений  о процессе выращивания зерновых культур.

2.Расширить представления детей о крупяных культурах.

3.Формировать умение  различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено и др., названия каш.

4.Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию (формировать у детей представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню).

5.Расширить представления о профессиях людей, принимающих участие в выращивании зерновых культур.

6.Воспитывать уважение к труду взрослых.

                                                               Вариант 1.

 - Сегодня мы поговорим о правильном питании. Ребята, вы  хотите быть сильными и здоровыми?  (Да)

- Для этого нужно соблюдать самое главное правило - нужно правильно питаться.

 О  некоторых людях говорят: «Он мало каши ел». Это говорят о слабеньких,  о тех, кто ежедневно по утрам не ест кашу.  Ведь каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. А вы знаете, из чего варят каши? (Из крупы).  А крупа получается из зернышка. Я сейчас вам расскажу  о приключениях зернышка. (Демонстрация картинок  «История колоска»).

Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил, в колоске стало много зернышек. А  помогли стать ему таким сильным - земля, солнце, вода, тепло. И маленькое зернышко превратилось  в сильный колосок, полный новых зерен. (Рассматривание ростков пшеницы и колосьев)

Колосья бывают разные. (Показ картинок - колосок пшеницы, овса, гречихи и др.)

Осенью колоски собрали, обмолотили - достали зерна. Из зерен сделали крупу. (Показ картинок с крупой. Воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, цвет крупы).

- Молодцы, ребята. Всегда помните, все каши очень полезны, потому что в них большое количество питательных веществ. 

                                                                 Вариант 2.

-Хотите узнать, откуда каша к нам на стол пришла?                                                                 Однажды весной приехал трактор. Приехал на тракторе тракторист. Он вспахал поле и засеял его маленькими зернышками. Вскоре из них появились зеленые ростки.  Земля, солнце и вода помогали им расти. И на каждом ростке появился колос с мелкими зернышками. Всё лето колоски росли, а зерна становились крупнее. Наступила осень. Приехал комбайн, скосил колосья и обмолотил. С поля готовые зерна доставили в магазин, а из магазина  – к нам в детский сад. Как же из зерна получилась крупа?

- Зерно везут на мельницу. Измельчают его в крупу на мельнице.

- На столе стоят мельницы электрическая и механическая (кому-то из детей предложить). Кто хочет помочь? Ты будешь измельчать на механической мельнице. Из зерна пшеницы получилась пшеничная крупа. Если долго измельчать - то выйдет мука. Из муки изготавливают манную крупу для манной каши (показ манной крупы). Давайте кашу варить.

                                              Физминутка «Горшочек, вари»

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари!

Молоко мы нальем,

До кипения доведем.

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари!

Кашу нужно посолить,

Да и сахар положить.

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари!

Мы крупу насыпаем,

Дружно все перемешаем.

Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари!

                                                                  Загадка:

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают,
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)

 - Правильно ребята, это каша. Кашу на Руси стали есть очень давно. Это блюдо считается Русской едой. В давние времена солдат русской армии кормили кашей, потому что она дает силу. Маленьких ребятишек кормят кашей, потому что она помогает расти. Ослабленные, больные люди едят кашу, потому что каша  укрепляет здоровье, даёт энергию.

-Каши очень полезны детям и взрослым, потому что они богаты полезными веществами, белками, углеводами, витаминами, которые дают нам силу, энергию и здоровье.

Поэтому, когда вы приходите в детский сад, вам обязательно на завтрак дают кашу, чтобы у вас хватило сил на целый день,  на игры, занятия и побегать и попрыгать, и чтобы вы хорошо росли крепкими и здоровыми.

-Кашу варят из крупы.. Крупа бывает разная.

– Крупа - это зёрнышки из колосков, целые или измельченные.  Колосья с зёрнами растут на полях.

                  Игра «Зёрнышко» (дети отгадывают название  крупы)

- Сейчас я буду показывать вам крупу, а вы попробуйте назвать её и кашу, которую из неё варят.

Дети: Гречка — каша гречневая.

          Манка — каша манная.

          Рис — каша рисовая.

          Пшено — каша пшённая.

          Геркулес — каша геркулесовая.

          А если кукуруза— каша кукурузная и т.д.

                                                        Физкультминутка.

Облако, облако! Белое, хорошее! (руки вверх)

Подари нам, облако, капельку дождя. (встряхиваем руки «брызги»)

Маленькое зёрнышко

Нами в землю брошено (дети изображают сеятелей)

Маленькому зёрнышку без воды нельзя. (сложены руки «зёрнышко»)

 - Много труда вложили люди, чтобы из зёрнышек вырос богатый урожай. Сначала вспахали землю, внесли удобрения. В подготовленную землю посеяли  зерно, растили его. Когда зерно созрело, в поля выходит техника: комбайны, грузовики, трактора, и др.  

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Машины отвозят зерно на зернообрабатывающий комбинат. Там его сушат, очищают, мелят, расфасовывают и вот в таком виде мы видим крупу в магазине. А дома мама из крупы варит вам вкусную полезную кашу с маслицем.  Русский народ сложил много пословицу про кашу « Каша — кормилица наша».

- А знаете ли вы как кашу сделать еще вкуснее? Добавить масло, варенье, изюм, орехи, ягоды, кусочки фруктов.

«На столе дымится каша

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!»

Беседа с детьми группы компенсирующей направленности на тему

        «Все каши хороши»

Цель: сформировать у детей представление о пользе каши  для организма человека и  о разнообразии каш.

Каши разные бывают,
Из гороха, чечевицы,
Кукурузы и пшеницы,
Из перловки и овса,
Словом, сытная еда.

-  Дети, что мы часто едим на завтрак? (Кашу).

Каша – одно из самых древнейших блюд в России.

- Какую кашу вы любите? (Ответы детей).

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? О ком так говорят? ( Это говорят о слабеньких, о тех,  кто ежедневно по утрам не ест кашу).

- Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. В кашах очень много полезных веществ и витаминов. Они улучшают пищеварение. В кашах содержатся все необходимые человеку питательные вещества.

А вы знаете, из чего варят каши? (Каши варят из крупы). Крупа получается из зерен. Послушайте рассказ о зернышке.

«Посадили весной в землю маленькие зернышки. Вскоре из них появились зеленые ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с маленькими зернами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зерна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зерен сделали крупу, из которой можно было варить кашу».

                                                          Гречка.

- Что это? ( Воспитатель демонстрирует картинку)

Конечно же, это гречка. Именно о ней говорили в русском народе: «Гречневая каша – матушка наша», «Гречневая каша сама себя хвалит».

Эти русские народные пословицы восхваляют гречневую кашу, которая и в старину на Руси наравне со щами и ржаным хлебом считалась основой богатырского русского здоровья. Гречневую крупу получают из гречихи. Гречиху любят не только люди, но и пчёлы. Пчёлы собирают с гречихи сладкий нектар. Гречиха содержит больше всего полезных для поддержания красоты и здоровья веществ. Гречневая каша – для сердца. Одна из самых полезных каш.

«Витаминами  полна

Гречневая каша – матушка наша,

Если скушаешь её,

То захочется ещё.

Витаминов в ней навалом.

Я их перечислю.

Фосфор, калий и железо,

И особенно белки,

Все полезны и важны,

Для здоровья  нам нужны».

                                                             Овсянка.

«Раз – овсянка,

Два – овсянка,

И овсянка в третий раз.

А на лишнюю овсянку –

Где мне взять крупы для вас!»

- О какой каше говорится в этом стихотворении?

Овсяная каша варится из овсяной крупы, или геркулеса, а крупу получают из овса. В овсянке есть все наиважнейшие для нашего здоровья компоненты, а также полезные вещества, благотворно влияющие на работу лёгких и печени. Овсяная каша против старения, содержит витамин «С», который защищает организм от старения. Овсяная каша на утро  даст вам энергию на целый день. Она вычищает организм от ненужных токсинов и микробов.

Сейчас я расскажу вам сказку про овёс.

«Жил-был на свете один человек. Он очень сильно и долго болел. Однажды, когда ему было очень плохо, этот человек задумался, в чём же причина его болезни. И вдруг вспомнил про лошадей. Они сильные, здоровые, возят тяжёлые грузы. Как это они выдерживают и почему?

Лошади едят овёс,  и человек решил узнать всё про овёс и взял в библиотеке книжку. Так он узнал, что овёс растёт в разных странах: в Америке, Африке, Австралии, Азии. Также человек узнал, что из овса делают овсяную крупу и овсяные хлопья – геркулес. А в крупе – много белков и жиров, витаминов группы В и Е, много клетчатки и микроэлементов: цинка, железа, калия, кальция, магния, фосфора, меди. И всё это как раз нужно организму. Кроме этого, человек узнал, что овсяную кашу дают тяжёлым больным после операций.  Узнав всё это, человек стал варить овсяную кашу и постоянно есть её. Вскоре он почувствовал, что стало легче, появилась сила, и он выздоровел. Чтобы другие люди не болели, он рассказал, как надо варить эту волшебную кашу».

                                               Манка. Пшеничка.

Самую важную кашу для малышей – манную, делают из пшеницы.  Высшая похвала нашей главной кормилице – пшенице. Именно её в первую очередь называют хлебом, про который в народе говорят, что он «всему голова». Пшеница не только самое главное, но и самое первое хлебное растение, которое посеял человек. Из пшеницы делают пшеничную и манную крупу. Она очень полезна для наших детишек. Манная каша положительно влияет на желудочно-кишечный тракт и кости. Ее даже рекомендуют для того, чтобы поддерживать организм в тонусе. Манная каша полезна не только детям, но и взрослым.

                                                             Рис.

Из зерна риса можно получить не только крупу, но и крахмал, спирт, масло. Из соломы делают бумагу, картон, плетёные изделия, коврики.

Рисом сейчас питается каждый второй житель нашей планеты. Рисовая каша богата на витамины, в ней содержится белок и  крахмал. Рисовая каша очень полезна людям  при нарушении пищеварения. В ней содержится клетчатка и углеводы. Ученые доказали что именно рисовая каша  укрепляет  нервную систему. Рис выводит  ненужные токсины из организма.

                                                             Перловка.

Перловая каша для молодости. Известна,  как «Каша красоты». Перловая каша придает нашему организму энергию и силу. В перловой каше содержатся все витамины группы В, так же она содержит растительный белок и клетчатку.

                                                               Пшено.

Пшенная каша для энергии. Считается, что пшенная каша придает силы. Пшенная каша полезна тем, что в ней содержится никотиновая кислота, медь, белок, цинк и марганец. Пшенная каша очень полезна людям, у которых «барахлит» сердечно-сосудистая система.

                                                            Кукуруза.

Кукурузная каша является прекрасным источником энергии, оказывает общеукрепляющее и иммуностимулирующее действие, помогает восстановлению после болезни. При употреблении каши быстро возникает чувство сытости.

                                                              Горох.

Гороховая каша очень полезна активным людям, которые не сидят на месте. Наличие ее в рационе позволит быстро восстановить силы и организм после  прогулок, тренировок, занятий. При употреблении с овощами улучшает аппетит, налаживает пищеварение, нормализует кровь и давление. Также горох помогает бороться со стрессами, которым детки часто подвергаются в школах, дома, на дополнительных кружках и даже на улице во время прогулок.

- Есть такая поговорка: «Кашу маслом не испортишь». Но в  кашу можно добавлять не только масло, но и ложку любого варенья, тёртое яблоко или грушу, порезанный банан, сок половины апельсина или лимона, тёртую морковь, изюм, шоколад, горсть любых ягод или заправить кашу взбитыми сливками или столовой ложкой мёда. А кто не любит очень сладкую кашу, можно добавить в нее орехи. Теперь вы знаете, как сделать кашу вкусной.

Вывод:

Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье.

Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам и,  я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе  каши. Ешьте больше каши - будете здоровы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Наша каша хороша"

Конспект НОД предназначен для работы с детьми старшей группы....

Проект "Очень каши хороши для здоровья и души".

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение....

Итоговое мероприятие во второй младшей группе "Наша каша хороша"

Данный материал можно использовать как итоговое мероприятие по темам "Осень", "Труд людей", "Полезные продукты", "Я и мое здоровье". думаю детям будет познавате...

Проект в старшей группе на тему: "Очень каши хороши - для здоровья и души!"

Цель проекта: формирование у дошкольников культуры правильного питания, путем расширений представлений о каше, как о полезном для здоровья продукте....

Конспект ООД "Очень крупы хороши для здоровья и души"

Конспект занятия "Очень крупы хороши для здоровья и души. "...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Как хорошо быть здоровым»

Актуальность проекта:«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.К сожалению, в наш стремительный век новейших т...

Проект «Очень каши хороши для здоровья и души»

Цель проекта: формирование у дошкольников культуры правильного питания, путем расширения представлений о каше, как о полезном для здоровья продукте. ...