«Повышение эффективности психического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»
методическая разработка

Стряпихина Ирина Владимировна.

У каждого взрослого свое понятие психологического здоровья ребенка-дошкольника. Но, именно от нас зависит, каким человеком вырастет малыш. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihol_zdorove_detey_v_dou.docx23.67 КБ
Файл seminar-_pratikum.pptx438.9 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме:

«Повышение эффективности психического  здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»

                                                      Подготовила и провела:

Педагог-психолог

 ОЦ №2 г. Челябинск

 Стряпихина И.В.

.

     Приветствие: Разделяю педагогов на 2 подгруппы.

У каждого взрослого свое понятие психологического здоровья ребенка-дошкольника. Но, именно от нас зависит, каким человеком вырастет малыш. Для начала определимся, что включает в себя понятие «психическое здоровье».

Упражнение «Психологическое здоровье дошкольника. Что это?» (Мозговой штурм)- подгруппы работают 3 минуты. Затем каждая предлагает свои варианты.

СЛАЙД1 Психологическое здоровье  предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства». В нашем понимании в содержание понятия психологическое здоровье входит как полноценное психическое развитие ребенка, так и богатство внутреннего мира,  согласованные друг с другом и вызывающие чувство благополучия.  

СЛАЙД2   Вывод. Психологическое здоровье ребенка-дошкольника -это:
- адекватный возрасту  уровень зрелости личностных сфер (познавательной и
эмоционально-волевой);
- способность к самоуправлению своим поведением;
- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);
- адекватность восприятия и реагирования.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей:

  • положительная самооценка,
  • доброжелательность,
  • уверенность в себе и своих силах.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. К сожалению «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.

Аукцион Упражнений  «Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника» (работа по подгруппам-5 минут, затем участники групп называют по очереди варианты ответов, побеждает группа, которая последней назовет условие.

СЛАЙД3 Условия обеспечения эмоционального благополучия детей:

  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшений и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».

Упражнение «Факторы риска психологическому здоровью ребенка-дошкольника» (Мозговой штурм-работа в подгруппах 3 мин)- вытягивают предварительно карточки с группами факторов:

СЛАЙД4

  • средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду);
  • субъективные (характер, темперамент, самооценка).

Каковы же задачи воспитателей?

СЛАЙД5

  • создание спокойной жизнерадостной обстановки,
  • проявление интереса к каждому ребенку,
  • передавать посредством занятий положительный опыт,
  • подавать пример своим поведением,
  • учитывать особенности и интересы  детей,
  • поощрять положительные поступки,
  • сотрудничать с родителями.

СЛАЙД6:На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

 для малышей - «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это  по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

для детей 4-5 лет - «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;

  • старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит «уголок уединения» с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Решение практических ситуаций на развитие  личностного общения с ребенком:участники подгрупп вытягивают карточки с ситуациями и обыгрывают (15 мин)(Ребенок не хочет идти на занятие, а хочет играть в машинки. Что делаем?); (Ребенок не хочет идти ложиться спать, а хочет собирать пазлы. Ваши действия)

СЛАЙД 7 Условия развития личностного общения с ребенком (анализ действий воспитателя- распределение баллов)

        *обращение к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним;

  • помощь в развитии умений партнерства. Чтобы ребенка разговорить, нужно смотреть ему в глаза, верхняя часть туловища воспитателя наклонена в его сторону, он поддерживает активность выразительными жестами, мимикой (кивает, улыбается, внимательно смотрит и слушает), а также задает уточняющие вопросы типа: «Правильно ли я тебя поняла, Саша, что тебе очень понравился наше занятие, игра? Могу ли я уточнить, ты хочешь сказать, что здоровье — это огромная ценность, богатство, которое за деньги не купишь?»;
  • эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном отношении к тому, что происходит на занятиях, к каждому ребенку без оценки и «ярлыков»;
  • закрепление опыта позитивного общения и обращение для этого к развитию зрительных, слуховых восприятий, ощущений тела, внутренних чувств и пр. Для этого следует выделять приятные образы, развивать наблюдательность и помогать детям в фиксации всех позитивных самоощущений, а также всего того положительного, что происходит с другими в группе.

Заключительная часть: подведение итогов семинара- практикума, определение победителей. Раздача воспитателям методических рекомендаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Повышение эффективности психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ» П сихологическое здоровье ребенка-дошкольника-это…..?

Слайд 2

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей : положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Психологическое здоровье ребенка-дошкольника -это: - адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и эмоционально-волевой ); - способность к самоуправлению своим поведением; - адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться); - адекватность восприятия и реагирования .

Слайд 3

черствость, обедненность , полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей ОБЩЕНИЕ обогащает чувственную сферу! Феномен «ЗАСУШЕННОГО СЕРДЦА» Л.С.Выготский

Слайд 4

безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах); равенство в отношениях между взрослым и ребенком ( своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности; внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи; тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшений и преодоления, а также повышения самооценки; конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия , осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!». «Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника»

Слайд 5

средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду); с убъективные (характер, темперамент, самооценка). «Факторы риска психологическому здоровью ребенка-дошкольника»

Слайд 6

*создание спокойной жизнерадостной обстановки в группе, *проявление интереса и внимания к каждому ребенку, *передавать посредством занятий положительный опыт, *подавать пример своим поведением, *учитывать особенности и интересы детей , *быть хозяином своего настроения, *поощрять положительные поступки детей, сотрудничать с родителями. З адачи воспитателей , для создания условий эмоционального и психологического комфорта детям в ДОУ

Слайд 7

* для малышей - « домотека », в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. * для детей 4-5 лет - « дерево эмоций», «колесо эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. * старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит «уголок уединения» с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

Слайд 8

Домотека , «Дерево эмоций», «Колесо эмоций»

Слайд 9

Обращаяетесь ли вы к ребенку по имени при каждом эпизоде общения с ним; пытаетесь ли вы разговорить замкнутого ребенка? смотрите ли вы ему в глаза? поддерживаете ли вы активность выразительными жестами, мимикой (киваете, улыбаетесь, внимательно смотрите и слушаете) задаете уточняющие вопросы типа: «Правильно ли я тебя поняла, Саша, что тебе очень понравился наше занятие, игра? осознаете ли вы ,что эмоциональное принятие заключается в безусловно положительном отношении к тому, что происходит на занятиях, к каждому ребенку без оценки и «ярлыков»; выделяте приятные образы, развиваете наблюдательность и помогаете детям в фиксации всех позитивных самоощущений, а также всего того положительного, что происходит с другими в группе. с оздаете ли вы ситуацию успеха для каждого ребенка в группе ? к акой мотив детской деятельности доминирует в группе «Достижения успеха» или «Избегания неудач»? Условия развития личностного общения с ребенком (самоанализ действий воспитателя- распределение личных баллов на листе бумаги от 1-10 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....

Интерактивный семинар- практикум по теме: «Повышение эффективности психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Психологическое здоровье  предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства. У каждого взрослого свое п...