Дворовых игр для современных дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Шматкова Е. Н.

Дворовых игр для современных дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvorovyh_igr_dlya_sovremennyh_doshkolnikov.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Дворовых игр для современных дошкольников»

В связи с утверждением и введением в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования в период модернизации дошкольного образования перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых подходов к организации воспитательно–образовательной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и использованию инновационных форм применения различных средств физического воспитания дошкольников.

Встала необходимость смены ориентиров образования с получения знаний и реализации воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры помогают детям легче овладевать знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра – естественный спутник в жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Радость движения легко и непринуждённо сочетается с познавательном развитием.

Анализ теории подвижной игры позволил представить ее обновленное содержание:

– подвижную игру необходимо рассматривать как двигательную деятельность, где раскрывается и репродуцируется в жизнь содержательный компонент образовательных областей: физическое развитие, социально–коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно–эстетическое, что обеспечивает полноценное развитие личности детей;

– в процессе проведения подвижных игр акцент с умений и навыков выполнения физических упражнений переносится на формирование общей физической культуры, развитие качеств личности, обеспечивающих социальную успешность ребенка;

– решать поставленные задачи в процессе проведения игровых действий предлагается: максимально приближаясь к разумному "минимуму", т.е. включение подвижной игры в режим дня ребенка должно быть не за счёт перенасыщения ее количеством, а с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

В научной литературе существует такой термин, как "детская субкультура". В широком смысле он включает в себя всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. Это некоторое культурное обобщение социально–психологического опыта, накопленного в детском сообществе на протяжении длительного времени и передающегося из поколения в поколение.

Анализ работ известных педагогов позволяет выделить отдельные компоненты детской субкультуры:

– детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки);

– детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, перевёртыши); – словотворчество (придумывание своих слов, шифров);

– детское коллекционирование и собирательство, которое перерастает в процесс создания сокровищниц и секретиков; – дворовые игры.

Дворовые игры – это одна из разновидностей игр с правилами. Например, подвижные игры "Салочки", "Жмурки", а также игры, в основу которых положен сюжет "Казаки–разбойник", "Гуси лебеди".

Чем сегодня занимаются дети, выходя во двор? Это довольно стандартный набор способов времяпрепровождения, дошкольники в основном играют в песочнице, катаются на качелях, каруселях, горках, велосипедах. Хотя иногда и играют в классики, прятки, но набор этих игр ограничен. Поэтому мы пришли к мысли, что нужно вернуть дворовые игры в субкультуру современных детей, так как эти игры способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, чувство локтя и других значимых качеств.

Ребята более старшего возраста являются носителями и хранителями дворовых игр. Их задача заключается в том, чтобы научить таким играм младших: при этом развиваются коммуникативные навыки, умение планировать свои действия, а также совершенствуется речь (объяснение младшим). Благодаря игровой ситуации раскрепощаются замкнутые и не общительные в обычной жизни ребята. При этом младшие играют на равнее со старшими. .

В последнее время исследователи в области физического воспитания, и мы педагоги большой интерес проявляем к проблеме дифференцированного подхода в процессе воспитания мальчиков и девочек. В своих работах они отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной активности девочек и мальчиков имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. Так в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения, упражнения силового характера (бег, метание), которое исторически было прерогативой мужчин), лазание, борьба, спортивные игры ("Боевые петухи", "Борьба в квадратах", "Перетягивание каната", "Разрывные цепи" и другие силовые упражнения). Девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейки, "Зеркало", "Классики", упражнения с обручами, с мячом.).

На это следует обратить внимание и применять в практической деятельности. Можно отметить, что дворовая игра служит одним из средств профилактики социальной неуверенности ребенка, поскольку, играя он:

1) моделирует отношения в наглядно–действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;

2) преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуация;

3) имеет выход своей агрессивности, страхам, повышает свою эмоциональность и выравнивает импульсивность;

4) формирует реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретает позитивный опыт совместных действий, а значит – развивает свою социальную уверенность;

5) осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях и усваивает их;

6) развивает свое "зеркальное Я", учится оценивать себя глазами других, а также поступки других людей, соотнося их со своими понятиями о нравственности и моральных нормах по- ведения и т.д. Таким образом, ребёнок проходя школу "дворовых игр" осваивает заложенные способы и формы взаимодействия, которые он в дальнейшем будет использовать в жизни: он учится ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Всё это происходи в естественной и максимально доступной для детей игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей на тему:"Во что играть и о чем говорить с современным дошкольником"

Ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним в...

Консультация для родителей по теме "Во что и как играют современные дошкольники"

В статье описывается, какие сюжеты являются наиболее популярными у дошкольников. Какое влияние на игру современных дошкольников оказывает теле- и видеопродукция. Как это ни парадоксально, но именно ...

Музыкальные увлечения современных дошкольников

Данная статья содержит материал для музыкальных руководителей, родителей, методистов ДОУ по музыкальным увлечениям современных дошкольников....

Пути успешного взаимодействия воспитателя с семьми современных дошкольников

Перемены, которые происходят в государстве, обществе, образовании требуют новых отношений семьи и ДОУ. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».Важным направлением в раб...

Современный дошкольник и дошкольник 10 лет назад

Выполнил: инструктор по ФИЗОЛебедева И.А.ГБОУ лицей №1524 ДО Солнышко д/с 2716...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....