Проект «Гаджеты и дети: да или нет?»
проект (старшая группа)

Алексеева Ольга Валерьевна

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов: сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – без них мы не представляем себе нашу современную жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_gadzhety.docx57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка» г. Гагарин

(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)

Проект «Гаджеты и дети: да или нет?»

разработала: педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Алексеева О.В.

Паспорт проекта «Гаджеты и дети: да или нет?»

Актуальность проекта

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов: сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.

Наши дети с такой легкостью осваивают любые цифровые технологии, что взрослые только диву даются: еще и говорить не научился, а уже умеет включать и выключать планшет, требует играть телефоном или знает, как переключить каналы на любимый мультик.

Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить своё чадо от современных веяний. С одной стороны, родителирадуются: «Ах, какой смышленый! Лучше меня разбирается!», с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная зависимость?»

По данным исследований в России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3-6 лет. Цифровая активность ребят 5-10 лет - от одного до трех часов в сутки, а вместе с просмотром телевизора - 3-5 часов в день. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса отмечает, что дошкольники, использующиегаджеты не более часа, успешнее в своем речевом, эмоциональном развитии, чем сверстники, которые проводят времени существенно больше.    

С одной стороны, без компьютерных технологий современную жизнь представить невозможно. С другой, по требованиям СанПиН дошкольникам разрешается проводить за компьютером (планшетом, сотовым телефоном) не более 10-30 минут в день в зависимости от возраста, а малышам до 3 лет - вообще настоятельно не рекомендуется.

Многие специалисты также считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет, ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день,5-6 лет – не более двух часов в день.

Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт, включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций. Даже самая «навороченная» программа с расширенным интерфейсом не угонится за детским воображением.Отсутствиесобственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом.

Исходя из вышеперечисленного и учитывая актуальность данной проблемы был разработан данный проект.

Цель проекта

Выяснить, чем привлекательны гаджеты и телевидение для дошкольников, а также способствовать развитию умения находить увлекательные занятия без использования гаджетов.

Задачи проекта

1.Способствовать развитию интереса детей к правильному использованию компьютера и телефона.

2.Дать представления о влиянии компьютерных гаджетов на человека, об особенностях здоровья и условиях его сохранения.

3.Развивать творческие способности дошкольников, навыки общения.

4.Развивать речевые навыки участия в диалоге, умение выдвигать и доказывать свою гипотезу.

5.Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации.

6.Обратить внимание родителей на увлечения своих детей и дать рекомендации по организации деятельности детей без гаджетов.

Планируемые результаты

1.У детей начнут формироваться представления о влиянии гаджетов наздоровье.

2.Родители поменяют свое отношение к частому использованию их детьми компьютера, телевизора, телефона.

3.Совместной деятельности родителей с детьми станетбольше.                                

Продолжительность проекта

Краткосрочный

С 13 по 17 ноября 2023 г.

Направленность проекта

Психопрофилактическая

Форма работы

Групповая

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели, педагог-психолог, родители

Этапы проекта

1 этап. Организационный.

- изучение психолого-педагогической и методической литературы;

- составление плана работы по проекту.

2 этап. Основной.

- проведение мероприятий согласно разработанному плану

3 этап. Заключительный.

- подведение итогов работы по проекту;

- оформление проекта.

Перспективный план работы по проекту

День недели

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

Понедельник

1.Опрос детей «Гаджеты в твоем доме»

2. Рассматривание интерактивного альбома «Гаджеты в мире дошкольного детства»

Вторник

1.Дидактическая игра «Шестой лишний»

2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Телефон»

1.Анкетирование родителей «Ваше отношение к современным гаджетам»

Среда

1.Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов»

2.Чтение сказки «Прилипчивый телевизор»

Четверг

1.Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие».

2. Акция «Книга в подарок малышам»

1. Буклет для родителей «Ваш ребенок за компьютером. Будьте бдительны!»

Пятница

1.Оформление стенгазеты «Стоп гаджеты: чем можно заняться без телефона»

2. Чтение сказки «Федя и компьютер»

Опрос детей «Гаджеты в твоем доме»

 Вопросы к детям

Да

Нет

1.У тебя дома есть компьютеры, телевизоры, планшеты, телефоны?

2. Ты умеешь ими пользоваться?

3. Ты каждый день смотришь мультфильмы, играешь в компьютер, телефон?

4. Что ты выберешь: игру в компьютер или творческую деятельность (рисование, лепка, конструирование).

5.Родители любят смотреть телевизор, сидеть в компьютере?

Вопросы к детям

Да

Нет

1.У тебя дома есть компьютеры, телевизоры, планшеты, телефоны?

2. Ты умеешь ими пользоваться?

3. Ты каждый день смотришь мультфильмы, играешь в компьютер, телефон?

4. Что ты выберешь: игру в компьютер или творческую деятельность (рисование, лепка, конструирование).

5.Родители любят смотреть телевизор, сидеть в компьютере?

Проблемное обсуждение «Можно ли обойтись без гаджетов?»

Цель: подвести детей к пониманию, что в дошкольном детстве в приоритете должна быть игра и другая деятельность, не связанная с компьютером и телевизором; побуждать детей к высказываниям и простым умозаключениям.

Примерный ход:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли обойтись без гаджетов? Давайте представим, что у вас дома нет телевизора, компьютера. Чем будете заниматься? (ответы детей)

Игра «Я знаю пять занятий» (с мячом)

Ребенок берет в руки мяч и говорит: «Я знаю пять занятий». Подбрасывает мяч и называет действия. Например: гулять –раз, рисовать – два, лепить – три, помогать маме – четыре, строить – пять.

Воспитатель предлагает заполнить таблицу «Влияние гаджетов на твое здоровье» картинками.

Анкета для родителей

«Ваше отношение к современным гаджетам»

1. У вас дома есть компьютер, ноутбук, телевизор, планшет, телефон?

да

нет

2. В каком количестве (подчеркните):

до 3

от 3 до 5

больше 5

3. Вы каждый день пользуетесь компьютером?  

да

нет

4. У вас каждый день включается телевизор?      

да

нет

иногда

5. Вы разговариваете по телефону (подчеркните):

больше по работе

больше по личным вопросам

больше по семейным вопросам

6. Ваши дети смотрят мультфильмы каждый день?

да

нет

7. Ваши дети играют в компьютере, в планшете?        

да

нет

иногда

8. Сколько вы разрешаете ребенку играть в телефон, компьютер?

20-30 минут в день

от 1 до 2 часов

весь вечер/день

9. Вы свободны и спокойны, когда дети заняты гаджетами?      

да

нет

10. Вы могли бы обходиться без компьютера и телевизора?    

да

нет

иногда

Дидактическая игра «Придумай противоположное занятие»

Цель: акцентировать внимание детей на возможных вариантах деятельности, заменяющих гаджеты.

Ход: воспитатель называет действия, связанные с гаджетами.

Например: «Играть в компьютере». Ребенок должен придумать занятие с таким же глаголом, но с другими предметами, объектами.

Например: «Играть с машинами».

Примеры:

1.Смотреть телевизор – смотреть в окно

2.Разговаривать по телефону – разговаривать с мамой

3.Общаться по скайпу – общаться с друзьями

4. Смотреть ролики в интернете – смотреть книжки, картинки

5.Играть в планшете – играть с братом

Дидактическая игра «Шестой лишний»

Цель: развивать внимание детей, умение выделять качества предметов; находить лишний предмет.

Ход: Ребенку предлагаются карточки с шестью предметами. Необходимо рассмотреть и выделить один лишний.

1 карта: 1 вариант - пять телефонов и один пульт;

               2 вариант – пять предметов с кнопками и один с экраном.

2 карта: пять предметов, относящихся к компьютеру и один телефон

3 карта: пять предметов с экраном и один кнопочный телефон

Сказка «Прилипчивый телевизор»

Автор: Татьяна Холкина

Один мальчик, которого звали Ваня, прилип к телевизору. Сначала родители думали, что он его просто смотрит, но оказалось, что он прилип.

Ваня с утра вскочил и сразу посмотрел мультики про смешариков, потом мультики про котенка Васю, потом какие-то новости, потом кино, ещё мультики, потом передачу про лыжный спорт, про животных, а когда пришла пора идти гулять, выяснилось, что Ваня прилип!

Тянули-тянули Ваню от телевизора, как репку, чуть голову не оторвали. Не отлепили.

Пришлось Ване идти гулять вместе с телевизором. На качелях кататься не удобно - телевизор Ваню перевешивает, на горке опасно - вдруг разобьется! В песочницу мальчик с телевизором не поместился. Стали в догонялки играть - ох как тяжело с телевизором-то бегать!

По лестнице домой Ваня поднимался - стукнулся телевизором о перила, на телевизоре здоровенная шишка вскочила! Стал Ваня умываться - пришлось и телевизор после улицы с мылом вымыть. Вот наказание!

И обедать пришлось вместе с телевизором. Тут выяснилось, что у телевизора рта нет, только всякие маленькие дырочки. Так что ел Ваня одни макароны, в дырочки пропихивал.

Стала мама перед сном Ване книжку читать, а телевизору это не понравилось, он сразу концерт включил с громкой музыкой. Пришлось звук убавить и без книжки засыпать.

Как надоел телевизор Ване!

Назавтра отвели Ваню вместе с телевизором в больницу. Врач его постукал, послушал, программы попереключал, температуру телевизору смерил. Ничего не понял:

- Феноменально! Редчайший случай! Но, - говорит, -мы телевизоры не лечим. Несите его к телемастеру!

Пришлось вести мальчика вместе с телевизором в телемастерскую. А там говорят: «Нет, мы мальчиков не ремонтируем!»

Что же делать? Неужели так и придется всю жизнь с телевизором прожить? У мальчика уже волосы дыбом, как антенны, стоят!

И тут Ваня встретил на улице доброго волшебника.

- Помоги мне, пожалуйста, отлепиться от телевизора, -попросил Ваня.

- Ай-яй-яй, как же это тебя угораздило? - удивился волшебник.

- Ну, я, наверное, слишком много смотрел телевизор, мне все казалось интересным. Помоги мне, пожалуйста, я больше так не буду!

Добрый волшебник сказал волшебные слова «телекыш-телебрысь», и мальчик, наконец, отлип от телевизора!!!

- Ура, - закричал он на всю улицу. - Я свободен! Без телевизора я могу и гулять, и играть, и читать! У меня теперь много времени!

- Беги-беги, - сказал ему добрый волшебник. - Только, пожалуйста, не липни больше к телевизору. Это очень вредно!

- Ни за что! - пообещал Ваня. - Я теперь знаю, какой он прилипчивый!

Сказка «Федя и компьютер»

Автор: Ирина Маниченко

Жил-был в одном городе мальчик по имени Федя. Он был замечательным мальчиком, очень добрым и отзывчивым. Было у него много друзей. И все бы было хорошо, только вот однажды папа принёс в дом компьютер.
Феде компьютер сразу очень понравился. Он так им заинтересовался, что почти не отходил от него. Как только просыпается, сразу бежит к своему новому другу — компьютеру. И почти весь день играет в разные игры.
Родители начали переживать, что Федя так увлёкся компьютером, что зрение у него может от этого испортиться. Пытались с ним разговаривать, но Федя и слушать никого не хотел!

Как-то раз, едва проснувшись, Федя, как обычно, сел за компьютер и начал играть.Мама позвала его завтракать, но Федя сказал, что очень занят и кушать пока не будет.

- Иди хоть умойся, - сказала мама.Но Федя не обратил на её слова никакого внимания.Потом за Федей зашли ребята и позвали играть в футбол. Но он не смог оторваться от компьютера и гулять не пошёл. Ребята обиделись, что Федя совсем забыл про них в последнее время, и ушли.

Так Федя играл до самого вечера, пока не почувствовал, что глаза его совсем устали, а живот настойчиво просит есть. Хотел Федя встать из-за стола, но не смог. С ним стали происходить какие-то странные вещи: руки совсем не слушались, продолжали против Фединой воли нажимать на клавиши клавиатуры; а ноги и того хуже — онемели, и Федя не мог ступить и шагу.

Что же делать?Пришла мама, но и она ничем не смогла помочь. Федины руки по-прежнему делали, что хотели, а ноги ничего делать не могли.

- Как же я теперь буду кушать и играть в футбол? — заплакал Федя.

Тогда мама позвала доктора. Доктор внимательно осмотрел Федю и дал таблетку, после которой руки и ноги стали слушаться. А потом протянул флакончик с витаминами.

- Это не простые витамины, а волшебные, - сказал доктор Феде. - Они помогут тебе играть на компьютере. Как только захочешь сесть за компьютер, так съешь одну витаминку, и с твоими руками и ногами ничего не случится. Но помни: витамины эти действуют всего 30 минут. Если через полчаса ты не отойдёшь от компьютера, руки опять перестанут тебя слушаться, а ноги онемеют. И я тебе уже больше не смогу помочь.

Так Федя и стал делать: съедал витаминку и полчаса играл на компьютере. А потом шёл заниматься другими делами. Сначала Феде было очень трудно бросать игру, но он вспоминал про свои ручки и ножки, про то, как плохо, когда они не слушаются, и выключал компьютер. А потом он так к этому привык, что и не расстраивался.

Ещё Федя понял, что ручкам и ножкам нужно много двигаться, бегать, прыгать, что нужно помогать маме и делать много других полезных дел. Тогда с ними ничего не случится, и они будут исправно служить ему всю жизнь. И с тех пор, как Федя это понял, витамины ему больше не нужны стали. Он сам научился управлять собой и своим временем! Родители были очень рады, что Федя стал таким самостоятельным. А друзей у него появилось ещё больше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гаджеты и дети. Компьютерные игровые средства: "За" или "Против"?

Новые    технологии активно вторгаются  не только в  нашу жизнь, но и жизнь  наших детей.  Компьютер, телевизор, мобильный телефон, планшеты ...

Гаджеты и дети

Сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «продвинутых» штучек. Компьютер и дети - это тесная связь, которая с каждым годом станов...

Консультация для родителей "Влияние электронных гаджетов на детей дошкольного возраста".

Наша цивилизация стремительно развивается, появляется новое электронное оборудование, различные устройства, и уже нельзя представить мир без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизора. Де...

Проект "Гаджеты - вред или польза"

Проект "Гаджеты - вред или польза"...

Исследовательский проект «Гаджеты польза или вред»

Актуальность темы в том, что научные знания не стоят на месте. В двадцать первом веке гаджеты прочно вошли в жизнь людей и сложно представить ребенка, который не пользуется гаджетами и Интернетом,...