Гаджеты и дети. Компьютерные игровые средства: "За" или "Против"?
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Логачева Галина Федоровна

Новые    технологии активно вторгаются  не только в  нашу жизнь, но и жизнь  наших детей.  Компьютер, телевизор, мобильный телефон, планшеты  и  гаджеты  прочно вошли в жизнь

многих малышей, начиная с первых лет жизни. Экран становится главным «воспитателем» ребенка

 Грамотное использование  компьютерных  игровых  средств, начиная с пяти лет, способствует  развитию  личностных компонентов: познавательной активности, самостоятельности, регуляции  поведения  без риска для здоровья детей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Советы педагога-психолога

Готов ли ваш ребенок к школе?

Психологическая готовность к школе. Что это такое?  Что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги?

Что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе?

Ребенок учится в школе одиннадцать лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.

Ваш ребенок умеет  читать, считать  и возможно писать. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу,  так как   важно не то, что он овладел «школьными знаниями», а важна  степень   сформированности  механизмов волевой регуляции действий.

Волевая готовность – это  высокий уровень произвольно управляемого поведения, необходимого   для учебной деятельности.

Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе?

Прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются   следующие  компоненты  психологической готовности к школе:
      — личностная (в том числе мотивационная) готовность;

      — интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
      — социально-психологическая готовность;
      — готовность эмоционально-волевой сферы;

      — физическая готовность.

Уровень актуального развития  ребенка должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (зона усложнения, движения вперед )

Мотивационная  готовность

Мотивационная  готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ  в школе существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой.  Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает  тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника»,  которая является основой готовности к школе. Мотивационная готовность к обучению  не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».

 Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста (3 года) и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
      Уже с 4-5 лет  ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более
сильным мотивам, которые играют  роль ограничителей. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды, более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Интеллектуальная готовность.

Нужно ли уметь читать, писать и считать? Многие родители считают, что именно это  является главной составляющей психологической готовности к школе.  Это убеждение   часто  является причиной  ошибок при подготовке детей  к школе.

Современные концепции реформирования начальной школы свидетельствуют о смене парадигмы образования с информационной на смысловую. Приоритетным направлением последней является  способность овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.

Вы можете объяснить ребенку,  что существуют определенные  знаки (рисунки, буквы или цифры) и чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания».

 Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью, но  это не должно являться препятствием для запоминания. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак (так как ваш рисунок и является знаком данного куска стихотворения) будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже не нужна будет «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме.

Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных   операций логического мышления, формируются понятия.

Таким образом, немножко терпения и фантазии, и, конечно, внимания, которое вы должны уделить своему ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже  будет сформирована. Что же нам с вами еще предстоит освоить?

 Социально-психологическая готовность

Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:

– это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

– это умение налаживать контакты с другими  для облегчения процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие.

Эмоционально-волевая готовность

А теперь давайте поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы с вами говорили выше.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро  устает, забывает последовательность фигур (или букв, которые надо вычеркивать), начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5—10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего учить его слушать ваши слова.

Но предположим, что ваш ребенок справился с этим заданием нормально, можно ли наконец сказать, что он готов к школе. Оказывается, что еще не совсем. Что же еще требуется от бедного ребенка, воскликните вы. Не волнуйтесь, осталось совсем немного. Нам надо только проверить сенсорную и двигательную готовность наших детей.

Физическая готовность.

Слышит ли рука глаз?

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих  школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.

О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается,  и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу.

Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.



Предварительный просмотр:

Советы родителям от педагога-психолога

Логачевой Г.Ф.

Гаджеты и дети

Компьютерные   игровые   средства:  «за»  или  «против»?

                                                                                                                                 Эпоха средств

                                                                                массовой информации

                                                                                существенно

                                                                                преображает

                                                                                психологию человека.

                                                                                Новые    технологии

                                                                                активно вторгаются  

                                                                                не только в  нашу

                                                                                жизнь, но и жизнь

                                                                                наших детей.  

                                                                                Компьютер, телевизор,

                                                                                планшеты  и  гаджеты

                                                                                прочно вошли в жизнь

многих малышей, начиная с первых лет жизни. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

В  работах многих известных педагогов исследователей и ученых (Венгер Л.А., Поддьяков Н.Н. и др.), посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, рассматривают психологические особенности компьютерных игр как новый контекст детской субкультуры.

Использование  компьютерных  игровых  средств (КИС) говорят об эффективности их для развития памяти, внимания, моторной координации, способствуют снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

Но здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером?

По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей.

В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и  для его психического развития.  

В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь  примитивна.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.

Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». 

         Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Во внутренней речи совершается не только  мышление,  но и  воображение, и  переживание, и  любое представление, словом  всё, что составляет внутренний мир человека.  

Если же  внутренней речи  нет, то ребенок  просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели, то у детей снижается уровень  концентрации внимания на каком-либо занятии, гиперактивность.

Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Им необходима  постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

У  «экранных детей» теряется способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным. Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности.

Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. 

         Но неужели всему виной  экран и компьютер?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях. 

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,  построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) –  период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека.

Термин «фундаментальных» здесь употреблён в самом прямом смысле – это то, на чём будет строиться  и держаться всё здание личности человека. 

Сказанное выше отнюдь не означает призыва  исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но  в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается,  экран  несёт в себе серьёзную опасность. 

Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован.

При этом родители должны помогать детям осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. 

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок.

И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) 

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет),   когда дети  уже готовы к её использованию по назначению,  когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем. 

 Грамотное использование  компьютерных  игровых  средств, начиная с пяти лет, способствует  развитию  личностных компонентов: познавательной активности, самостоятельности, регуляции  поведения  без риска для здоровья детей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в Компьютерно–игровом комплексе с детьми подготовительной к школе группы

Цель: Формирование эмоционально – положительного отношения к компьютерным играм, развитие математического мышления, логики, наблюдательности.   Задачи: -Обучение пользоваться программо...

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Влияние компьютерных игр и гаджетов на детей

Влияние компьютерных игр и гаджетов на детей...

Консультация для родителей в детском саду. «Компьютер и дошкольник. Компьютерно-игровая зависимость детей и её профилактика».

привлечь внимание родителей к проблеме «компьютерно-игровой зависимости» у детей....

Программа обучения детей в компьютерно - игровом комплексе ДОУ

Обучающая программа "Знакомство с компьютером"...

Конспект занятия педагога-психолога Лагодич Татьяны Сергеевны Тема: «Физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей на основе двигательной активности (с использованием компьютерно - игровых тренажеров)».

Развитие внимания, координации, памяти, логического мышления на основе двигательной активности с использованием компьютерно -игровых тренажоров....

Семинар – практикум для родителей «Ребенок в современном мире гаджетов. Домашняя игротека компьютерных игр».

Обсуждение проблемы «Влияние гаджетов на здоровье детей». Беседа о видах компьютерных игр и их влиянии на ребенка. Презентация «Виды компьютерных игр»....