Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида с сахарным диабетом
рабочая программа (подготовительная группа)

Романовская Анна Сергеевна

Сахарный диабет – это заболевание, вызванное нарушением процесса функционирования эндокринной системы. Это болезнь обмена веществ, при которой в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание сахара. Поэтому, для жизни, больному диабетом необходимы инсулин и диета. В настоящее время при правильном лечении и соблюдении определенных требований диабет хорошо компенсируется. Сахарный диабет-это особый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»:

на заседании ПМПк

Протокол № _____

«_____»__________________201__г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор «МБОУ СОШ №1

г. Онеги»

_________________Л.Г.Машова

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида с сахарным диабетом на 2020-2021 гг.

ОНЕГА 2020

Ф.И.О. Артём И.

Возраст: 6 лет.                              

 Дата рождения: 3 декабря 2013 года.

Откуда прибыл и когда:  из семьи.

Диагноз: сахарный диабет.

ФИО родителей (законных представителей), образование, возраст:

Мама:

Папа:

Домашний адрес: г. Онега,

Телефон родителей: мама: 8-900-.

Социальный статус

Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна: один.

Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна: первый.

С кем ребенок проживает: с мамой.

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни: папа, бабушка

Условия жизни ребенка: у ребёнка отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место.

Кто из взрослых:

  • находится с ребенком в случае болезни: мама.

  • провожает и встречает из сада: мама, папа, бабушка.
  • гуляет с ребенком:мама, папа.

  • измеряет уровень инсулина: мама, в детском саду сам (под контролем воспитателя).

2

Цели и задачи работы

Цель работы:

Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка-инвалида в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного образования.

Задачи:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

  • Снижение эмоционального напряжения, введение ребенка в мир человеческих эмоций.

  • Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.

  • Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающих детей с сахарным диабетом.

Основные направления проводимой работы:

  • комплексное обследование ребенка;

  • разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для ребенка-инвалида;

  • социально-психологическое изучение семьи;

  • обязательное взаимодействие с семьей ребенка и вовлечение ее в воспитательно-образовательный процесс;

  • переподготовка и повышение квалификации педагогов;

  • работа консультативного пункта для родителей.

Ожидаемые результаты:

1 .Снижение нервного напряжения.

  1. Волевое поведение, развитие произвольности.

3.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.

  1. Реальная (адекватная) самооценка

5. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.

6. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

7.Сотрудничество родителей.

3

Условия работы

Сахарный диабет – это заболевание, вызванное нарушением процесса функционирования эндокринной системы. Это болезнь обмена веществ, при которой в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание сахара. Поэтому, для жизни, больному диабетом необходимы инсулин и диета. В настоящее время при правильном лечении и соблюдении определенных требований диабет хорошо компенсируется. Сахарный диабет-это особый образ жизни.

Инсулинзависимый диабет, или так называемый диабет I типа. Причиной его, по-видимому, является вирусное или аутоиммунное (вызвано патологией иммунитета – защитной системы организма) поражение поджелудочной железы – органа, вырабатывающего инсулин. Если померить инсулин в крови таких больных, мы либо не обнаружим его вовсе, либо обнаружим в минимальных количествах. При такой форме диабета лечение одно – инсулин. Сразу же после начала инъекций инсулина больные буквально расцветают. Уже в первые несколько дней восстанавливается общее самочувствие, возвращается к нормальному вес.

Педагог должен знать, что сахарный диабет опасен своими осложнениями. Наиболее частым осложнением является гипогликемия, или низкий сахар крови. Это состояние развивается при большой физической нагрузке или при передозировке инсулина по сравнению с количеством принятой пищи.

Признаки гипогликемии:

  • изменения в поведении (необъяснимый смех или плач, упрямство, грубость);

  • запутывание (путает самые простые вещи, ребенку трудно говорить, писать, считать);

  • при медленном снижении сахара - головная боль, спутанность, сонливость;

  • при быстром падении сахара - слабость, дрожь, «ватные» колени;

  • если сахар в крови не повысить, то могут возникнуть опасные симптомы гипогликемической комы: помутнение сознания, потеря сознания, судороги.

Рекомендации: при первых признаках гипогликемии ребенку необходимо дать несколько кусочков сахара или чай с сахаром, или сок с сахаром.

Другое серьезное осложнение при диабете – гипергликемия, или высокий сахар крови. Это осложнение возникает чаще в результате нарушения диеты (съел много сладкого), острых заболеваний (грипп, ангина), стрессовой ситуации (сильное волнение при написании контрольной работы), низкой дозы введенного инсулина.

Признаки гипергликемии:

  • нарастающая жажда,

  • учащение мочеиспускания,

  • головная боль, тошнота, общая слабость,

  • боли в животе.

4

Рекомендации: для снижения высокого сахара необходимо быстрое и правильное изменение дозы инсулина совместно с врачом во избежание развития диабетической комы.

Чтобы не допустить этих осложнений, каждый педагог должен:

  • знать поименно детей с диабетом, владеть информацией о длительности заболевания. О наличии осложнений;

  • осуществлять наблюдения за самочувствием ребенка в течение дня;

  • знать время инъекций инсулина и время индивидуального режима питания;

  • своевременно согласовывать с медицинскими работниками вопросы питания и инъекционной терапии воспитанника на период экскурсий, поездок;

  • периодически интересоваться показателями сахара у родителей.

При раннем возникновении заболевания может отмечаться замедление психического развития.

Таким образом, надо подчеркнуть, что полноценная жизнь диабетика зависит и от того, как ощущает он себя в обществе, как развивается, как строится его психическая жизнь, то есть от психоэмоционального состояния.

Психологические особенности детей с сахарным диабетом:

  • агрессивны, тревожны, раздражительны (страхи, фобии)

  • самооценка на средне-зрелом уровне,

  • уровень притязаний низкий,

  • может быть высокий показатель лживости,

  • проявляется неуверенность в себе,

  • социальная адаптация затруднена,

  • конфликтны,

  • низкий уровень волевых качеств,

  • эмоциональное состояние нестабильно,

  • снижение уровня общего развития.

Как работать с такими детьми:

Не заострять внимание на болезни и на том, что ребенок отличается от остальных. Создавать условия, при которых не возникает психотравнимурующих ситуаций. Постоянный контроль физического и психического состояния (физические нагрузки очень важны, но они должны быть ориентированы на уровень сахара). Избегать травм.

Мотивировать на развитие.

Основной целью психологической помощи детям с сахарным диабетом является:

  • Обучение ребёнка управлению своими эмоциями. Рекомендовано при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости, агрессивности.

5

  • Обучение детей снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния). Необходимо детям с повышенной нервной возбудимостью, невротическими проявлениями, ночным энурезом, нарушением сна, тревожностью, страхами.

  • Обучение волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни), проявлять сдержанность в пищевом поведении без негативных эмоций.

Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня,диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.

Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровыймикроклимат в группе.Нервные стрессы,физические и эмоциональныеперегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников. На фоне психоэмоциональных травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки сахара.

Суммируя все вышеперечисленное, следует придерживаться следующих правил при работе с диабетиком:

1. Избегать напряжения психоэмоционального фона ребенка.

2. Делать кратковременные перерывы в занятиях для зрительной разгрузки.

  1. Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка на текущий момент.

  1. Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний вид ребенка.

6

Особенности развития ребенка

(физические, психические, интеллектуальные)

на момент поступления в ДОУ.

Артём поступил в детский сад в возрасте 1год  10 мес., 6 октября 2015 года. Адаптация проходила в течении 3-4 месяцев и сопровождалась периодическими заболеваниями в форме простудных заболеваний. В период адаптации Артёма наблюдалось отсутствие аппетита, беспокойный сон. Развитие ребёнка соответствовало возрасту. В возрасте 5 лет Артёму поставлен диагноз: сахарный диабет.

на момент окончания учебного года____________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рекомендации медицинского учреждения по диагнозу

Дата предъявления справки об инвалидности_______________________________

Диагноз: сахарный диабет.

Рекомендации медицинского учреждения:

Стол № 9. Необходимо исключить из питания сладкий чай и компот, кисель, манную кашу, выпечку, сладости.

Продукты, не повышающие значительно сахар крови: овощи (капуста, огурцы, помидоры, кабачки, зелень), яйцо, курица, мясо, рыба — на прием не более 100 грамм.Продукты, которые должны учитываться в питании обязательно: хлеб и хлебобулочные изделия, каши, макароны, овощи (картофель, морковь, свёкла, горох, кукуруза), жидкие молочные продукты, фрукты и ягоды.

Родители утром заранее ознакомлены с меню и оценить содержание углеводов в пище по хлебным единицам (ХЕ).

Необходимо контролировать объем съеденной пищи. Недопустимо как переедание, так и меньший объем предложенной еды!

Приемы пищи должны осуществляться четко по расписанию. Режим питания ребёнка с  сахарным диабетом соответствовать режиму питания остальных детей(завтрак, обед, полдник).

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с сахарным диабетом. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям сахарным диабетом 1 типа.

  • частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно- перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно - потребностной сферы.

Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка-инвалида на основе рекомендаций фельдшера учреждения или заключения врача, у кого ребенок стоит на учете. Занесение такой информации обязательно, так как уровень актуального развития ребенка обусловлен наличием медицинских диагнозов.

Данная индивидуальная программа разработана для ребенка с сахарным диабетом, посещаюшего ДОУ.

Формы и условия работы с ребенком

  • Обучение в подготовительной группе по основной образовательной программе дошкольного образования.

Формы реализации коррекционных задач:

  • индивидуальные коррекционные занятия;
  • консультации родителей;

Способ фиксации:

Дневник наблюдения.

Листы динамического наблюдения.

Проведение комплексной диагностики.

С ребенком-инвалидом в детском саду работают специалисты:

педагог-психолог: Романовская Анна Сергеевна.

учитель-логопед: Манушина Антонина Георгиевна.

воспитатели: Новинская Ирина Сергеевна

музыкальный руководитель: Слузова Светлана Васильевна.

Медсестра: Шемякина Галина Захаровна

инструктор по физической культуре: Залесских Татьяна Николаевна.

Развивающая среда филиала  «МБОУ СОШ №1 детский сад «Солнышко»

Физкультурный зал; музыкальный зал; группа детского сада;

кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя – логопеда).

8

Этапы работы

I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

  1. Создание эмоционального настроя в группе;
  2. Упражнения и игры с целью развития коммуникативных умений;
  3. Системность и дозированность подачи материала;
  4. Понимать и выполнять инструкцию педагога.
  5. Наглядность обучения;
  6. Цикличность построения занятия.
  7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

  1. ЭТАП ОСНОВНОЙ. 1.Познавательная сфера, память внимание мышление восприятие

развитие учебных навыков

2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций. Невербальное - вербальное общение.

Снятие телесного и эмоционального напряжения. Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.

Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

Воспитывать нравственные качества и чувства. Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

3.Развитие поведенческой сферы

умение преодолевать трудности, связанные со здоровьем, обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни; проявлять сдержанность в пищевом поведении без негативных эмоций; снижение уровня агрессивности и тревожности.

4.Моторика(общая мелкая, артикуляционная)

  1. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

1.Определение уровня развития ребенка.

  1. Определение предпосылок учебной деятельности.

9

ПЛАН РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ

на 2020-2021 учебный год.

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

п/

П

1.

Проведение мониторинга развития

При поступлении,

Педагоги-специалисты

ребенка-инвалида в учреждении

сентябрь, май

   Воспитатели

каждого уч. года.

2.

Обследование условий жизни семей  с

октябрь

Воспитатели группы

детьми-инвалидами

3.

Помощь ребенку-инвалиду в формировании

В течение года

Воспитатели группы

навыков:

-личной  гигиены

- самообслуживания

4.

Оказание консультативной помощи

В течение года

Педагоги-специалисты

семье с ребенком-инвалидом

  Воспитатели

5.

Консультация «Адаптация ребенка –

Октябрь

Педагог-психолог

инвалида в ДОУ»

6.

Изучение и внедрение в педагогический

По плану

Педагоги-специалисты

процесс ДОУ

 инновационного опыта

интеграции  детей-инвалидов

7.

Проведение индивидуальных занятий по

формированию коммуникативных навыков с

По плану

Педагог-психолог

детьми-инвалидами, испытывающими

трудности в общении

8.

Консультация для педагогов «Формирование

апрель

Педагог-психолог

навыков социальной  адаптации  у детей-

инвалидов и детей  с ОВЗ»

9.

Участие детей-инвалидов, детей с ОВЗ в

По плану

Заместитель

утренниках, праздниках, театрализован-

заведующего по

ных представлениях, физкультурных

воспитательной и

праздниках, Днях здоровья, проводимых в

методической работе

детском саду

Воспитатели

10.

Консультация для педагогов «Арт-

июнь

Педагог-психолог

терапия для детей-инвалидов »

11.

Консультация для родителей «Помогаем

ноябрь

Педагог-психолог

детям вместе»

         Воспитатели

16

Круглый  стол  «Организация  коррекционно-

октябрь

Педагоги, мед.работник

развивающей   работы   с   детьми   с   ОВЗ.

    Воспитатели

Индивидуальный образовательный маршрут»

17

Консультация для педагогов «Формирование

декабрь

Заместитель

навыков самоконтроля у детей с

заведующего по

нарушениями развития»

воспитательной и

методической работе

10

Медицинская реабилитация

Перечень мероприятий медицинской

Срок

Исполнитель

Отметка о

Реабилитации

проведения

проведения

Выполнении

мероприятий

мероприятий

или невыполнении

медицинской

медицинской

(указать причину)

реабилитации

реабилитации

- Изучение данных анамнеза. Укрепляющие,

закаливающие мероприятия.

1 год

Медсестра,

Стол №9, режим 15.

врач-педиатр

Группа по физкультуре подготовительная.

Прививки по календарю.

Поливитамины, прогулки, рациональная обувь.

Наблюдения эндокринолога, педиатра, хирурга,

ортопеда, занятия с логопедом, психологом.

Соблюдение режима дня, диеты

Основные принципы диеты при сахарном

Воспитатель

диабете:

под

  Питаться следует дробно, небольшими

руководством

медицинского

порциями до 5 – 6 раз в день в одно и то же

работника

время.

  Полностью исключить: кондитерские

изделия, сахар, сладкие напитки,

полуфабрикаты, колбасы, соления и копчения,

жиры животного происхождения, жирные

сорта мяса, жирные молочные продукты,

очищенные крупы (манка, белый рис), белый

хлеб, булки, сдобу. Соль ограничивается до 5

грамм в день.

  Исключить жареные блюда, заменив их

пареными, вареными, запеченными и

тушеными. Первые блюда следует готовить на

вторичном бульоне или на воде.

  Углеводы должны составлять:

  цельные крупы (гречка, овсянка,

перловка, коричневый рис, макароны из

твердых сортов пшеницы),

  бобовые культуры (фасоль, горох,

чечевица),

  хлеб из муки грубого помола, цельно

зерновые хлебцы,

  овощи (рекомендуется умеренно

употреблять картофель, морковь и свеклу),

  фрукты (кроме винограда, бананов,

черешни, фиников, инжира, чернослива,

кураги, изюма).

  Любителям сладкого чая следует вместо

сахара использовать сахарозаменители.

Результат медицинской реабилитации: частичная компенсация  .

11

Психолого-педагогическая реабилитация

Психологическая коррекция познавательных процессов.

Рекомендуется организовывать  работу в следующих направлениях:

– Обучение усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

                  -Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия

–Развитие скорости восприятия объектов.

– Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

–Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

– Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Перечень мероприятий психолого-

Срок

Исполнитель

Отметка о

педагогической реабилитации

проведения

проведения

Выполнении

мероприятий

мероприятий

или невыполнении

психолого-

психолого-педагоги-

(указать причину)

педагогической

ческой реабилитации

реабилитации

-Психодиагностика высших

психических функций,

Педагог-психолог

особенностей эмоционально-

волевой сферы, личностных

1 год

характеристик ребенка.

-Коррекция

несформированных высших

психических функций,

взаимоотношений в детском

коллективе.

-Создание адекватной

возможностям ребенка-инвалида

охранительно-педагогической и

Воспитатели

предметно-развивающей среды в

группе, обеспечивающей

полноценное развитие всех видов

детской деятельности

(использование альтернативных

методов обучения, методических

приемов, подбор дидактического

материала)

- Подготовка ребенка-

Музыкальный

инвалида к участию  в

руководитель

утренниках, праздниках,

театрализованных представлениях,

Инструктор по

Физкультурных

физической культуре

праздниках, Днях здоровья,

  Воспитатели

проводимых в детском саду

12

Содержание:

Блок 1. Познавательное развитие

  • Задание 1. «Любимая игрушка»
  • Задание 2. «Дорисуй ключик»
  • Задание 3. «Коврик»
  • Задание 4. «Логический квадрат»
  • Задание 5. «Страшно веселая история»
  • Задание 6. «Дорисуй эмоции»
  • Задание 7. «Легкий - тяжелый»
  • Задание8. «Праздник Осени»
  • Задание 9. «Оживи фигурку»
  • Задание 10. «Нелепица»
  • Задание 11. «Путаница»
  • Задание 12. «Зеркало»
  • Задание 13. «Помоги найти ботинок»
  • Задание 14. «Подарок»
  • Задание 15. «Новогодние гирлянды»

Блок 2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир эмоций

  • Задание 1. «Рисование своей радости»
  • Задание 2. «Гусеница»
  • Задание 3. «Рисование своего гнева»
  • Задание 4. «Сказочные герои»
  • Задание 5. «Рисование своего удивления»
  • Задание 6. «Настроение сказочного героя»
  • Задание 7. «Рисование своего страха»
  • Задание 8. «Рисование своего спокойствия»
  • Задание 9. «Спокойные вещи»

  • Задание 10. «Рисование своего настроения»

Задание 11. «Нарисуй эмоцию»

  • Задание 12. «Путаница»
  • Задание 13. «Что хорошо, что плохо?»
  • Задание 14. «веселый паровозик»
  • Задание 15. Оживи кружочки

Блок 3. Развитие поведенческой сферы, снижение уровня агрессивности и тревожности. Игры “Волшебный сон”, “ Любопытная Варвара”, “Лодка”, “Шарик”, “Погладь товарища”,

“Скала”, “Все на борт”, “ Пролезть в обруч”, “Светофор”, “Рука к руке”, “Позывные”, “Мозаика”.

Блок 4.Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков.

  • Задание 1.«Кулачок», «Крыша», «Стульчик».
  • Задание 2. Игры с крупной мозаикой.
  • Задание 3. Учить правильному захвату карандаша. «Клубок», «Тучка», «Барашек».
  • Задание 4. «Изобрази ломаные, волнистые и дугообразные линии».

Результат психолого-педагогической реабилитации:

13

Социальная реабилитация

Перечень мероприятий

Срок

Исполнитель

Отметка о

социальной реабилитации

проведения

Проведения

выполнении

мероприятий

мероприятий

или

социальной

Социальной

невыполнении

реабилитации

реабилитации

(указать

причину)

  1. Консультирование по вопросам социально- бытовой реабилитации

2. Обучение ребенка-инвалида

1 год

Воспитатели,

социальным навыкам (личной

Родители

гигиены, самообслуживания,

передвижения, общения и др).

  1. Приспособление бытовых условий к потребностям инвалида

4. Обеспечение режима питания и пребывания ребенка в ДОУ.


Заместитель

заведующего по

воспитательной и

методической работе

5. Обучение коммуникативным        Воспитатели

Навыкам.        Мед.работник

Результат социальной реабилитации:

14

Индивидуальные психологические особенности ребенка

Задачи сопровождения:

1. Не заострять внимание на болезни на том, что ребёнок отличается от остальных.

2.Создать условия, при которых не возникает психотравмирующих ситуации.

3.Постоянный контроль физического и психологического состояния.

4.Мотивировать на развитие, учебную деятельность.

Результаты входящей

Результаты

Особенности

диагностики (начало 2019

итоговой диагностики

учебного года)

(окончание 2020 учебного

года)

Инициативность

Инициативу проявляет только тогда, когда заинтересован.

Круг общения

Общается со всеми сверстниками, но близкий круг общения 3-4 чел.

Контактность

На контакт со взрослыми и сверстниками идёт сдержано.

МОТИВАЦИЯ

ПОВЕДЕНИЕ

Обидчив, на замечания может спрятаться, спорить.

(проявления)

  • Тревожность

ОПрисутсвует чувство тревоги

  • агрессивность

О                                      Может проявить агрессию в споре

Я

Н

И        возбудимость        не возбудим.

        

Я

Самооценка         Проявляет неуверенность в себе

Самообслуживание,        Соответствует возрасту.

самостоятельность

Пространственная        Неуверенно ориентируется

ориентировкав пространстве (вправо, влево)

Выводы по итогам входящей диагностики:Сахарный диабет относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и в обществе.Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Выводы по итогам проведенной работы:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

15

Познавательные процессы

Задачи сопровождения:

1.Создавать условия для формирования внутренней позиции ребенка и адекватной мотивации учебной деятельности.

2.Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья ребёнка.

3.Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4.Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий ребёнка.

Характеристика деятельности:

Мотивация - пассивное неприятие детского сада;

Работоспособность– на среднем уровне;

Темп деятельности - снижен, в виду повышенной утомляемости;

Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости.

  1. Переключаемость :плохая переключаемость (занимает долгий период времени от одного вида деятельности на другой).
  2. Продолжительность:15-20 мин.
  3. Распределение: Объем распределения внимания составляет 5-6 предметов.

Особенности восприятия: средний уровень.

     1. Пространственное: сформировано недостаточно.Затрудняется в определении вправо-влево. Плохо ориентируется на листе бумаги. Не достаточно развито временное пространство (путает время, части суток).

     2.Зрительное: преобладает.

Особенности мышления: низкий уровень.

Интеллектуальное развитие - сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;

Особенности памяти – средний уровень развития кратковременной речевой и зрительной памяти;

Эмоционально- волевая сфера: Низкий уровень развития произвольности и самоконтроля; в ситуации неуспеха отмечается личностная тревожность.

Выводы по итогам входящей диагностики:Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.

Выводы по итогам проведенной работы:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Речевое развитие

Коррекция нарушений речи

Рекомендуется организовывать  работу в следующих направлениях:

1.Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым);

2.Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). 3.Развитие подвижности органов артикуляции;

4.Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности) развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

5.Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);

Цель диагностики:

Входная диагностика: определить уровень речевого развития ребенка на момент начала работы.

Цель диагностики:

Входная диагностика:

Итоговая диагностика:

Определить   уровень        речевого        развития

ребенка на момент начала работы.

        

Определить        уровень        речевого   развития

ребенка по итогам работы.        

Предъявляемые задания

Результаты входящей

диагностики (начало

2019учебного года)

Результаты

итоговой диагностики

(окончание 2020 уч. года)

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Уровень сформированности

двигательных функций

Низкий

Заключение

Язык малоподвижен, испытывает трудности в нахождении нужного положения, речевая моторика развита недостаточно.        

Мелкая моторика пальцев рук

Уровень сформированности

двигательных функций

Средний

Заключение

Мелкая моторика развита не в полной степени ( не уверенно пользуется ножницами, мышцы руки слабые)

Звукопроизношение

Уровень сформированности

двигательных функций

Средний

Заключение

Не все звуки родного языка в произношении различает на слух. Не отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями.

Фонематический слух и восприятие

Уровень сформированности

двигательных функций

Средний

Заключение

 Затрудняется в назывании  слова с определенным звуком, в  определении слова с этим звуком в предложении, место звука в слове.

Словарный запас

Уровень сформированности

двигательных функций

Низкий

Заключение

Беден бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь.  Не использует разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Стихотворения рассказывает без выразительности.

Грамматический строй речи

Уровень сформированности

двигательных функций

Низкий

Заключение

Не образовывает (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Не всегда получается строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.)

Связная речь

Уровень сформированности

двигательных функций

Низкий

Заключение

 Не достаточно сформирована диалогическая и монологическая форма речи. Не содержательно и не выразительно пересказывает литературные тексты,  неразвито умение драматизировать их.  При помощи педагога составляет рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Пространственная ориентировка

Уровень сформированности пространственной ориентировки  

Средний

Заключение

Не достаточно сформировано умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)

Анализ речевого развития ребенка

По результатам входной диагностики

По результатам итоговой диагностики

Уровень средний.

 Ребёнок не достаточно хорошо владеет устной речью, выражает свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах.

Выводы. Проанализировав речевое развитие ребёнка необходимо продолжать формировать умение овладеть  речью, как средством общения и культуры; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; учить понимание на слух тексты различных жанров детской литературы.

18

Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы за учебный год

Дата промежуточного ПМПк_________________________________________

Результаты и эффективность сопровождения _______________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Решение. Рекомендации на второе полугодие_______________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата итогового ПМПк __________________________________________________

Результаты и эффективность сопровождения

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Решение. Рекомендации на следующий учебный год_____________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

  • содержанием индивидуального образовательного маршрута ребенка ознакомлен (а)

Подпись родителей (законных представителей) _________________________

Дата «___»___________ 201__ г.

20

Список использованной литературы

  1. Куражева Н.Ю.. Бараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. «Цветик - семицветик». - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. - 155с.

2.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

  • развитии. - СПб.:Речь, 2006. - 400с.

  1. Грабенко Т.М.; Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб.: «Детсво- пресс», 2004. - 64с.

  1. Шанина СЛ., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. - М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. - 249

  1. Бриско П. "Диабет: Вопросы и ответы"

6. Когоут П., Павличкова Я. "Диета при сахарном диабете" "Как жить с диабетом: Советы для подростков с сахарным диабетом, а также для родителей больных детей"

7.Аметов А.С., Грановская-Цветкова А.М., Казей Н.С. "Инсулиннезависимый сахарный диабет: Основы патогенеза и терапии"

Нормативно-правовое обоснование

  1. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  1. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

  1. Федеральный закон от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

  1. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов».

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...

Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.

Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация  Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

В данной работе представлена образовательная  программа  ребенка, разработанная на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учр...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...