Проект "Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах"
проект
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы, в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интелектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 654.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения».
Тиссо.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы, в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Согласно «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Комплексному решению всех этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости; удовлетворить их потребность в двигательной активности. Кроме того, эти упражнения значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.
Диагностика физической подготовленности воспитанников нашего ДОУ из года в год показывает недостаточное развитие силы мышц рук детей старшего дошкольного возраста (33%), которое имеет большое значение при поступлении ребенка в школу. Целенаправленная и систематическая работа на тренажерах будет способствовать решению данной проблемы. Но для того, чтобы работа на них оказывала положительное воздействие на организм ребенка, педагог четко должен знать организацию, содержание и методику работы с детьми на современных тренажерах. Однако, данное направление для воспитателей города, в частности нашего ДОУ, является малоизученным. Некомпетентность педагогов в методике по данной проблеме и недостаточная оснащенность разными видами тренажеров не дает эффективного результата.
Таким образом, работа над проектом «Развитие физических качеств детей 5-7 лет посредством упражнений на тренажерах» является перспективным направлением.
Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Проблематика.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении. В этой ситуации говорить о развитии физических качеств, которая является основой накопления и обогащения двигательного опыта детей, не приходится. Исправить ситуацию помогут тренажеры, которые привлекательны детям не только по внешнему виду, но и по содержанию: на них можно заниматься «как взрослые», развить свои физические качества, удовлетворить естественную потребность в движении. Но какова система работы на тренажерах? Как построить самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых так, чтобы не превышать уровень физиологических возможностей ребенка?
Исходя из современных требований, возможностей ДОУ, готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности, их стремления формирования у детей потребности к физическому самосовершенствованию определена проблема: какова система работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование тренажеров?
Концептуализация.
В последние годы в дошкольных учреждениях, в том числе и нашем, стали появляться различные тренажеры. Но в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой работает наш детский сад, не находит место использование различных физкультурно-оздоровительных тренажеров. К тому же воспитатели не имеют ни теоретических, ни практических знаний использования тренажеров в работе с детьми. Все это привело к спонтанным занятиям на тренажерах, однообразию упражнений на них, что снижало интерес дошкольников к ним и не приносило желаемых результатов. У педагогов появились вопросы:
1. С какого возраста целесообразнее использовать тренажеры?
2. Какие тренажеры, и в каком количестве их необходимо иметь для совместной работы педагога с детьми?
3. Какова методика организации работы на тренажерах?
Решить появившиеся проблемы поможет данный проект и целенаправленная работа по ней.
Реализация цели и задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с педагогами, детьми и их родителями. Целенаправленная реализация проекта поможет разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров. В результате пополнится спортивный зал и физкультурный уголок группы необходимым набором тренажеров, улучшатся показатели развития физических качеств детей, педагоги научатся организовывать работу детей на тренажерах, повысится заинтересованность родителей в физическом развитии своих детей.
Целеполагание.
Целесообразность выбора данной цели обоснована следующими причинами:
- содержание педагогической работы по освоению дошкольниками образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие;
- недостаточно высокие показатели развития физических качеств (в частности, силовых) детей ДОУ;
- некомпетентность педагогов ДОУ в методике работы по данной теме;
- наличие условий в ДОУ и творческого потенциала педагогов для осуществления поставленных задач.
Цель проекта.
Разработать систему работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование физкультурно-оздоровительных тренажеров.
Задачи проекта.
1. Разработать методический материал по использованию современных тренажеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Оснастить спортивный зал и физкультурный уголок группы оптимальным количеством тренажеров разных типов.
3. Формировать у детей базовые умения и навыки работы на тренажерах.
4. Развивать физические качества детей старшего дошкольного возраста.
5. Повысить компетентность педагогов ДОУ в использовании тренажеров в работе с дошкольниками.
6. Познакомить родителей с содержанием, методикой работы на современных тренажерах для детей.
Ожидаемые результаты.
1. Подготовка пакета методического материала по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками.
2. Пополнение спортивного зала и физкультурного уголка группы необходимым набором тренажеров.
3. Формирование устойчивого интереса к разным видам и формам двигательной активности и стремления к физическому самосовершенствованию.
4. Овладение детьми комплексом упражнений на тренажерах и приемами страховки.
5. Формирование осознанного отношения к выполнению двигательных заданий и мотивации к самовыражению в движениях.
6. Повышение показателей уровня физической подготовленности детей.
7.Рост профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах использования тренажеров в работе с дошкольниками.
8. Повышение заинтересованности родителей в развитии физических качеств своего ребёнка, появление желания больше времени посвящать совместному активному отдыху.
Участники проекта:
- дети 5-7 лет
- воспитатели старшей (подготовительной) групп
- старший воспитатель
- медицинская сестра, врач
- заведующий
- родители
Дети– активные участники проекта.
Воспитатель -изучает методический материал и передовой педагогический опыт по использованию современных тренажеров в работе с дошкольниками. Разрабатывает пакет методического материала, осуществляет реализацию проекта и отслеживает результаты в режиме мониторинга. Готовит презентацию по итогам работы.
Старший воспитатель –направляет и помогает в осуществлении проекта; размещает материалы работы на сайте ДОУ.
Медицинская сестра, врач– формируют группы с учетом состояния здоровья детей, следят за их самочувствием.
Заведующий –осуществляет приобретение необходимого набора тренажеров, управляет работой проектной группы.
Родители – помогают и участвуют в решении задач проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
Программы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
Методическое обеспечение:
1. Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками./ Составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.
2. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009.
3. М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
4. М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.
5. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
6. М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
Материальные ресурсы:
1. Тренажеры разного типа в физкультурном зале.
2. Тренажеры простейшего типа в физкультурном уголке группы.
3. Методический инструментарий.
Срок реализации проекта:
2 года:
- 2022 -2023 учебный год
- 2023-2024 учебный год
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Реализация проекта
Мониторинг проекта
Для оценки развития проекта и его результатов необходимо диагностировать детей в начале и в конце учебного года. Для этого предлагается использовать методику определения физических качеств и навыков, представленную в следующих методических изданиях:
«Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составители Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович - скоростных, силовых, координационных способностей.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ составитель Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г. – гибкости и выносливости.
Литература
Закон РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2010.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981.
Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками/ составитель Н.С. Голицына: ЦИУУ, М., 1990.
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2005.
Спортивные праздники круглый год/ авторы-составители: Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. – М: ИКЦ «МарТ», 2004.
Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.
Праздники в детском саду/ автор-составитель Г.А.Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост. Н.А.Ноткина., Л.И.Казьмина и др.
Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. С-П, «Речь», 2009, с.39-75.
М.А.Рунова. Движение день за днем. Линка-Пресс, М., 2007.
М.А.Рунова. Мой друг – тренажер./ Ж. «Дошкольное воспитание», №6 – 2005.
М.А.Рунова. Тренажер - мой друг. / Ж. «Дошкольное воспитание», №7 – 2008.
М.А.Рунова. Тренажер - мой друг./ Ж. «Дошкольное воспитание», №8 – 2008.
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ сост. Г.П. Юрко// Дошкольное воспитание , №1 – 2004г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный.
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%.
Проблемой является то, что требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических критериев и именно им отвечает методика работы с фитболами - большими оздоровительными мячами.
Это предопределило выбор темы проекта - «Фитбол гимнастика как один из нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании детей»
Участники проекта: дети 6 – 7 лет, родители, воспитатели.
Цель проекта: Повышение эффективности физкультурно- оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов-гимнастики на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.
Новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтверждён опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Это единственный вид гимнастики, где в выполнении физических упражнение включается совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей.
2. Познакомить детей с техникой выполнения упражнений на фитболах.
3. Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболах.
Формы и методы реализации проекта
Методы: наблюдения, рассказы, сказки, игры, показ, использование аудио и видео дисков.
Формы: занятия, досуги, самомассаж, консультативная работа, фитбол - сказки, физкультминутки, спортивные праздники.
Ожидаемые результаты
У детей:
- Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике;
- Повысится уровень физического развития и оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.
- Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой;
У педагогов:
- Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике;
- Будут использовать фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
У родителей:
- Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ;
- Заинтересуются фитбол-гимнастикой, как средством совместного здорового семейного отдыха;
- Будут применять простейшие упражнения фитбол-гимнастики;
- Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
- Изучить литературу по использованию нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Провести обзор информации в интернете по использованию нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников (фитбол - гимнастики)
- Разработать схему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса (детьми, родителями и специалистами).
- Описать этапы освоения упражнений с использованием фитболов.
- Определить «золотые» правила фитбол -гимнастики и этапы освоения упражнений.
- Оформить информационный уголок для родителей и сотрудников ДОУ.
- Подготовить консультации, рекомендации для родителей и педагогов.
- Комплексы упражнений с фитболами;
- Картотека подвижных игр с использованием фитболов;
- Фотовыставка «Чему мы научились на фитболах».
Из истории:
Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают фитболы:
- Фитболы бывают разных размеров и расцветок;
- Мячи могут быть гладкими или с бугорками
- «массажные»;
- Мячи с «рожками» или ручкой – для прыжков;
- Мячи на «ножках» для устойчивости;
- Мячи двойные.
Вибрационное воздействие мяча - фитбола
Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе.
Цветовое воздействие мяча - фитбола
- Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
- Теплый цвет (красный и оранжевый) – повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
- Холодный цвет (синий, голубой и фиолетовый) – нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.
- Желтый и зеленый цвет – нормализуют сердечную деятельность и ЦНС, стабилизируют артериальное давление, расслабляют, снимают напряжение, помогают при заболеваниях позвоночника, обмена веществ.
- С помощью цветов можно стимулировать творческую и игровую активность детей, регулировать психоэмоциональное состояние человека.
Рекомендации при работе с фитбол – мячами необходимо учитывать:
- Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Однако на первых занятиях для большей уверенности ребенка и комфортности обучения следует использовать менее упруго накаченные мячи.
1.Одежда:
- Для занятий предпочтительно выбирать удобную одежду. Что касается обуви, то заниматься лучше босиком или в удобной обуви на нескользящей подошве.
2. Покрытие для пола:
- Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, исключаются паркет или каменный пол.
3. Место для выполнения упражнений:
- В целях профилактики травматизма, сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях 1-1,5 метра друг от друга.
4. Обратить внимание:
Не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.
Основные правила занятий с фитбол - мячом
- Угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя, должен быть больший, чем 90°;
- на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
- необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
- ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом, тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
- необходимо постоянно контролировать физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
- избегайте использовать мяч, размер которого слишком мал для ребенка - это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
- недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
- необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
- при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
Преимущество упражнений с фитболом:
- оздоровительный эффект;
- многофункциональность использования фитбола;
- доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем;
- эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействии с фитболом.
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов:
I ЭТАП. Основные задачи:
- Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
- Обучить правильной посадке на фитболе.
- Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
II ЭТАП. Основные задачи:
- Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
- Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
- Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
- Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
III ЭТАП. Основные задачи:
- Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
- Использовать упражнения с использованием фитбола в режимных моментах.
II этап – реализационный
Совместная деятельность с детьми:
- Беседа «Что такое фитбол»;
- Знакомство с фитбол мячами;
- Знакомство с основными правилами поведения на фитбол мячах;
- Включение «Фитбол-гимнастики» в образовательную деятельность (в режимных моментах);
- Включение спортивных игр с фитболом «Кошки – мышки», «Передай мяч» и др.
- Развлечения с использованием фитбол мячей «Путешествие в зоопарк», «Репка» и др.
- Совместное придумывание с детьми сказок, где главный герой фитбол мяч;
Совместная деятельность с педагогами:
- Консультация «Основные требования к фитбол мячам».
- Мастер класс «фитбол - гимнастика с детьми дошкольного возраста».
Совместная деятельность с родителями:
1. участие в выставке рисунков «Спортивный образ жизни»
2. Создание портфолио «Здоровый образ жизни моей семьи».
3. Консультации для родителей.
4. Совместные оздоровительные досуги с родителями, с использованием фитбол мячей.
5. Фотоотчет (по желанию родителей) об использовании упражнений с фитболом дома.
III этап – итоговый.
- Создать картотеку упражнений на фитболах для детей 6 – 7 лет.
- Создать цикл обучающих видеоуроков для родителей и сотрудников ДОУ.
- Проделанную работу оформить в виде презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств детей с использованием тренажеров и нестандартного оборудования
Для участников круглого стола...

«Коррекция недостатков физических качеств детей с нарушением зрения посредством упражнений с мячом».
Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются...

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через выполнение упражнений с координационной лестнице. Из опыта работы воспитателя Романовой Л.Е.
Данная статья предназначена для педагогов дошкольных учереждений и родителей....
Программа саморазвития «Развитие физических качеств детей 4–5 лет посредством подвижных развивающих игр»
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение,...

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР ...


