«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»
методическая разработка

Елена Валерьевна Карпова

Здоровьесберегающие технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

«Здоровье ребёнка превыше всего, богатства земли не заменят его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз».

                                                                                                                  Ж. Жабаев

        Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер - класса: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников».

        Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

        Считаю, что направление работы «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников», выбранное мною, актуально. Так как музыка - могучее средство в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, и именно она является самым сильным средством воздействия на человека. Организация музыкальной деятельности дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения позволяет обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

        На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

        Основа моего опыта базируется на программах и методических пособиях:

по музыкальному воспитанию: «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Т. Тютюнниковой, технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей»,     В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия», А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе».

В своей работе  я использую следующие здоровьесберегающие технологии, которые я представила в виде системы музыкально – оздоровительной работы:

1.Оздоровительные песенки – распевки

2.Дыхательная гимнастика

3.Артикуляционная гимнастика

4.Оздоровительные и фонопедические упражнения

5.Игровой массаж

6.Пальчиковые игры

7.Речевые игры

8.Музыкотерапия (релаксация)

9.Игротерапия

10.Танцетерапия

Музыкальный руководитель: Итак, сегодня я расскажу Вам, как музыка помогает улучшить здоровье. И покажу некоторые здоровьесберегающие технологии, которые использую в своей работе.

        Для начала  давайте познакомимся. Я начинаю: «Я, Елена. Все отвечают: «Здравствуй Лена!», теперь по порядку… Отлично мы все знакомы.

1 технология «Валеологические песенки – распевки»

        Я хочу предложить вашему вниманию одну из технологий  - валеологические песенки - распевки.

        Использование таких песенок - это отличное начало любого музыкального занятия.

Песня приветствие «Музыка, здравствуй» М. Лазарев

Музыка, здравствуй! Музыка, здравствуй! /дети поют все вместе/

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный, праздник прекрасный,

Нам дари музыка.

Здравствуйте, девочки! /поет педагог/

Здравствуйте! /поют девочки/

Здравствуйте, мальчики! / поет педагог/

Здравствуйте! / поют мальчики/

Здравствуйте, взрослые! / здороваются с педагогом/

Здравствуйте! / поет педагог /

Здравствуйте, здравствуйте, все! /поют все вместе/

/Затем дети по очереди здороваются пропевая свое имя/

Я Ангелина. /поет ребенок/

Зравствуй, Ангелина! /дети все отвечают/

/И в конце все вместе поют/ Здравствуйте, здравствуйте, все!

        А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии в плане их «пропевания», то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой области предлагаем вам в раздаточном материале.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос; О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Итак, данные  песенки - распевки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

2 технология «Игровой самомассаж»

Музыкальный руководитель: Очень хорошо! Мы поздоровались друг с другом. А теперь начнем готовить наш голос к пению и поможет нам в этом следующая здоровьесберегающая технология – игровой самомассаж. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что, массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Давайте мы с вами сделаем нашему горлышку массаж, и тем самым  подготовим  его к  пению.

Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е. Плахова)

Похлопаем немножко (хлопки в ладоши)

И разотрём ладошки….(трут ладоши друг об друга)

А теперь ещё сильней, чтобы стало горячей (трут ладоши более быстро и интенсивней)

Снизу вверх…. сверху вниз (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее).

Голосочек наш, проснись (хлопают в ладоши)

Сверху вниз... снизу вверх (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее).

В пении нас ждёт успех! (хлопают в ладоши).

        Таким образом, игровой самомассаж поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

3 технология «Дыхательная гимнастика»

Известно, что «Без дыхания нет жизни». Упражнения на развитие дыхания также играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

        Во время музыкальной образовательной деятельности я учу детей правильно дышать, следить за осанкой.


Дыхательная гимнастика «Дирижер» упражнение по методике М.Лазарева

Дети выполняют четырехфазное ритмическое дыхание.

Педагог встает перед ними, как дирижер оркестра, и

руками дирижирует всем дыхательным циклом:

вдох - руки вверх;

пауза - руки застыли;

выдох - руки вниз;

пауза - руки застыли

пропорции: 2 : 1 : 2 : 1 (вдох - пауза - выдох - пауза);

4 : 2 : 4 : 2 (по такому же принципу)

        Делаю вывод, о том, что правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. А использование дыхательной гимнастики во время образовательного процесса приносит ощутимый результат в понижении числа заболеваемости детей.


4 технология «Игротерапия»

        Игра одна из форм творческой работы с детьми, в музыкальном воспитании. Музыкальная игра - одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, что образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальная ИГРА «СОСЕДИ»  Е.Железновой

Дети стоят в кругу, поют и выполняют действия по тексту песни.

Соседей надо потолкать, потолкать, потолкать,

Соседей надо потолкать, потолкать.

Соседей надо щекотать, щекотать, щекотать,

Соседей надо щекотать, щекотать

Соседям надо пошептать, пошептать, пошептать,

Соседям надо пошептать, пошептать.

Соседей надо обнимать, обнимать, обнимать,

Соседей надо обнимать, обнимать.

Можно сказать, что применение игр на музыкальных занятиях позволяет не только оптимизировать развитие детей, но и делать увлекательным и интересным все этапы занятия, добиваться, тем самым, большей эффективности в процессе их музыкального воспитания.

5 технология «Релаксация»

        Итак,  мы потрудились и подготовили наш голос и теперь с удовольствием споем новогоднюю песню. Сели все ровненько, улыбнулись соседям, сидящим рядом и поем...

Это была еще одна здоровьесберегающая технология – релаксация. Ведь современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий  в музыкальной деятельности дошкольников позволяет мне вести работу над системой музыкально-оздоровительной работы, объединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

Работа в данном направлении дает следующие результаты:

-повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

-стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;

-повышение уровня речевого развития;

-снижение уровня заболеваемости;

-стабильность физической и умственной работоспособности дошкольников.

        Считаю, что систематическое использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников играет важную роль  в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

             Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья участников образовательного проц...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Казалось бы, зачем музыкальному руководите...