Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности
консультация

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Сохранение и укрепление

психического и физического здоровья

детей в музыкально-ритмической деятельности

     Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия. Именно до 7- летнего возраста происходит интенсивное развитие всех органов, становление всех систем, функций организма. В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимы знания и навыки здорового образа жизни. Задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья особенно актуальна в наше непростое время.

     Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Как утверждает статистика, в последнее время численность полностью здоровых детей, поступающих в школу, уменьшилось. Нужно отметить что у многих детей отсутствуют навыки самовоспитания. Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему. Решение этого вопроса будет способствовать оздоровлению каждого дошкольника, сохранению его здоровья, формированию личности.

     Занятия музыкальным движением способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Все виды музыкально- ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их чёткость, выразительность.

     Необходимо учитывать индивидуальность развития каждого ребенка, помогать формированию здоровой психики. Так, медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала общий жизненный тонус. Гиперактивные – успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние. У детей с резкой сменой эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы времени.

   Для сохранения и стимулирования здоровья детей можно использовать различные технологии музыкально-оздоровительной работы:

- дыхательная гимнастика

  • кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика

А. Стрельниковой. Она оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя упражнения «Насос», «Кошечка», «Обними плечи», «Ушки», «Шаги». Упражнения также укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют выведению мокроты, уменьшению застойных    явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координации дыхания и движений.

   Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений.

   Упражнения приносят неоценимую пользу для укрепления дыхательной  

мускулатуры и здоровья в целом.

- упражнения для профилактики нарушений осанки 

     Эти упражнения улучшают гибкость позвоночника, совершенствуют функцию органов таза, предотвращают раннее развитие остеохондроза, тренируют косые мышцы живота, спины, шеи.

  • “Ласточкино гнездо". Лежа на животе, руками взяться за стопы разведенных и

согнутых ног. Попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища.

  • “Крокодил". Лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднимая таз и ноги,

опустить прямые ноги на пол, за головой.

  • “Мотылек".  Сидя, ноги согнуты, стопы на полу, руки в сторону. Поворот туловища

вправо, руки за голову, локти назад, лопатки свести.

  • “Кошечка". Упор на коленях, прогнуться, голову поднять до предела назад

(ласковая кошечка), спину согнуть, голову опустить (сердитая кошечка).

- упражнения для профилактики плоскостопия

     Упражнения растягивают мышцы голеней, стоп, улучшают подвижность голеностопных суставов, укрепляют свод стопы.

  • “Зверушки идут в гости". Сидя на полу с опорой, руки назад.1-носки на себя; 2

вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола.

  • “Петушок нашел зернышки". Стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1- правую ногу в

сторону на носок; 2 – исходное положение; 3-4 – то же другой ногой.

  • “Черепашка на зарядке". Ноги вместе, пятки соприкасаются, носки максимально

развернуты наружу. 1-4 – присесть; 5-8-выпрямляя ноги, вернитесь в исходное положение. При глубоком приседании пятки отделить от пола, колени развести в стороны, спину держать прямой. Выпрямляясь, встать на полную стопу.

- упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

  • “Снеговик" - Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело

твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  • “Дерево” - Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени,

обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

  • “Тряпичная кукла и солдат” - Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь

и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

- развивающие музыкально-ритмические этюды и музыкально-пластические разминки

Способствуют развитию памяти и произвольному вниманию, совершенствуют творческую активность, совершенствует музыкально-эстетичеческие чувства детей. Любое действие начинается с большого внутреннего желания, рождаемого мыслями, чувствами и эмоциями. Если действие имеет цель, значит, есть и мысль, а раз есть мысль, то есть и чувства. Все мысли и чувства проходят внутри нас и через нас. Основная цель – дать возможность ребенку постичь самого себя, свои естественно-пластические возможности. Движение – это прежде всего действие. Поэтому, когда взрослый создает настроение, вводит ребенка в атмосферу происходящего действия, в художественно-образной форме рассказывает о месте, где это происходит и с кем, когда взрослый, стараясь пробудить в нем естественный позыв, подводит ребенка к действию, к волевому желанию, когда чувства возникают сами по себе.

  • Этюды: “Осенние зарисовки”, “Веселые обезьянки”, “Цапля и лягушки.”
  • Разминки “Медвежата”, “Котята”, “На лугу”, “Мышки”, “Доброе утро”, “Птицы на рассвете”, “Звери в лесу”.

- взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники («23 февраля», разнообразные конкурсы к «8 Марта», «Широкая Масленица» и «Выпуск в школу», спортивные развлечения), беседы и консультации на тему «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ», показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий, анкетирование, наглядная информация. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. «Общее сопереживание сближает, создаёт радостную атмосферу, возникают взаимоотношения, основанные на общих интересах» (Костина Э.П.).        

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

       Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно – образовательного процесса, обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, формированию потребности в двигательной активности, укреплению и сохранению психофизического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмического воспитания.

ип: развивающий, творческий. Участники: дети старшей группы, педагог, музыкальный руководитель, родители. Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных дет...

Сообщение на тему "«Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности»

"Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей в музыкально-ритмической деятельности"...

Развитие физических качеств и оздоровление детей средствами музыкально-ритмических движений

Консультация была подготовлена для педагогов дошкольного отделения и относится к разделу "Здоровьесберегающие технологии"...

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность у детей дошкольного возраста». «Музыкально-ритмическая игра - Маэстро».

Мастер-класс призван активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмических способностей через игровую деятельность.Цель: активизировать знания педагогов о развитии музыкально-ритмичес...