Стратегический план оздоровления детей
статья

Сковородникова Анна Владимировна

Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно - профилактическую работу, закаливание ребенка, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategicheskiy_plan_ozdorovleniya_detey.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегический план оздоровления детей в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска» на 2020– 2021 г.

В стратегический план оздоровления детей в ДОУ включен комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников.

Все мероприятия по оздоровлению детей включены в режимы дня. Но без организации здоровьесберегающей учебной деятельности в ДОУ, сохранение и укрепление психофизического здоровья затруднительно. Стратегический план оздоровления детей дополнен подходами к построению занятий с детьми в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников через оптимизацию режима дня, организацию оптимального двигательного режима, охрану психического здоровья детей, лечебно - профилактическую работу, закаливание ребенка, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

№ п/п

Содержание

Группа

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

1.

Оптимизация режима

 

Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

все группы

 

Ст. воспитатель, медработник

в течение года

2.

Организация двигательного режима

 

Физкультурные занятия

все группы

3 раза в неделю

Воспитатель по физвоспитанию

в течение года

 

Утренняя гимнастика, гимнастика  после дневного сна (пробудка)

все группы

ежедневно

воспитатели, контроль медработника

в течение года

 

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Музыкально-ритмические занятия

все группы

2 раза в неделю

воспитатели, музыкальный руководитель

в течение года

 

Спортивный досуг, развлечение

все группы

1 раз в месяц

Воспитатель по физвоспитанию, воспитатели

в течение года

 

Гимнастика глаз

все группы

Во время занятий на физминутках

воспитатели

в течение года

 

Пальчиковая гимнастика

все группы

2–3 раза в день

воспитатели, логопед

в течение года

 

Оздоровительный бег

Пешие походы

Средняя, старшая, подготовит.

ежедневно во время прогулок

1 раз в месяц

воспитатели

с апреля по ноябрь на улице. С декабря по март в помещение

3.

Охрана психического здоровья

 

Специальные оздоровительные мероприятия: психогимнастика музыкотерапия, смехотерапия, сказкотерапия

все группы

ежедневно (в чередовании)

Воспитатели специалисты

в течение года

 

Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

все группы

ежедневно несколько раз в день

Воспитатели, специалисты

в течение года

4.

Профилактика заболеваемости

 

Массаж «9 волшебных точек» и «аурика» по методике А.А.Уманской

Оздоровительные группы

ежедневно

Воспитатели, контроль медработника

с октября по апрель

 

Дыхательная гимнастика в игровой форме

все группы

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Воспитатели, контроль медработника

в течение года

 

Профилактика гриппа интерфероном

все группы с согласия родителей

ежедневно через 2 часа после завтрака, 1 месяц

медработник

ноябрь – декабрь

 

Оксалиновая мазь, аскорбиновая кислота, глюконат кальция

все группы

ежедневно, 2 раза в день перед прогулкой

медработник, воспитатели

ноябрь – декабрь,
март –  апрель

5.

Оздоровление фитонцидами

 

Чесночно-луковая закуска, чесноч

все группы

перед прогулкой, перед обедом

мл. воспитатели

с октября по апрель

 

Ароматизация помещений (чесночные букетики)

все группы

в течение дня, ежедневно

мл. воспитатели, контроль медработника

6.

Закаливание с учётом состояния здоровья ребёнка

 

Воздушные ванны (облегчённая одежда, одежда соответствует сезону года)

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Прогулки на воздухе

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

 

Хождение босиком по траве

все группы

ежедневно

воспитатели

июнь – август

 

Хождение босиком по дорожке здоровья

все группы

ежедневно после

дневного сна

воспитатели

в течение года

 

Обширное умывание

все группы

ежедневно

воспитатели

в течение года

 

Контрастное обливание ног

все группы

после 1 прогулки

воспитатели, мл. воспитатели

июнь – август

 

Игра с водой

все группы

на прогулке, на занятии

воспитатели

июнь – август

 

Полоскание зева кипячёной охлаждённой водой

все группы

после каждого приёма пищи

воспитатели, мл. воспитатели

в течение года

7.

Лечебно-оздоровительная работа

 

витаминотерапия

 

«Ревит»

все группы

по 1 разу в течение 10 дней

медработник

декабрь – февраль

 

Настойка шиповника

все группы

по одному разу в день в 10.00

3 раза в неделю

медработник

октябрь, ноябрь, январь, март

 

Витаминизация третьего блюда

все группы

ежедневно

 медработник

в течение года

Режим дня с включением оздоровительных мероприятий

Режимные процессы

С 2 – 3 лет.

1. Прием детей.
Индивидуальная работа с детьми. Игры.
Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, промывание носа, дыхательные упражнения.

7.30 – 8.15

утренняя гимнастика 8.15 – 8.20

2. Подготовка к завтраку. Завтрак.
Оздоровительная работа: музыкотерапия, привитие культурно-гигиенических навыков.

8.20 – 9.00

3. Занятия. Игровая деятельность с подключением обучающих приемов по развитию речи, сенсорики, продуктивной деятельности.
Оздоровительная работа: оздоровительные игры, дыхательная гимнастика.

9.00 – 10.00

4. Сборы на прогулку. Прогулка.
Оздоровительная работа: чистка носа, подвижные игры, воздушное закаливание, дыхательные упражнения.

10.00 – 11.30

5. Возвращение с прогулки. Игры.
Оздоровительная работа: психогимнастика, музыкотерапия.

11.30 – 11.45

6. Подготовка к обеду. Обед.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки, ,
привитие культурно-гигиенических навыков.

11.45 – 12.30

7. Подготовка ко сну. Сон.
Оздоровительная работа: чистка носа, сказкотерапия музыкотерапия, сон при открытых фрамугах (по возможности),
привитие культурно-гигиенических навыков.

12.30 – 15.00

8. 2-я половина дня
Постепенный подъем.
Оздоровительная работа: закаливание, водные процедуры, физкультурное занятие,
воздушные ванны, коррекция осанки, босохождение

15.00 – 15.30

9. Полдник.

15.30 – 15.45

10. Самостоятельные игры, занятия, развлечения.
Оздоровительная работа: смехотерапия (лечение радостью).

15.45 – 17.30

Режим дня с включением оздоровительных мероприятий

Режимные процессы

С 3 – 4 л.

4 – 5 л.

1. Утренние встречи. Игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Беседы с родителями о здоровье детей.

7.30 – 8.10

7.30 – 8.20

2. Оздоровительная работа: осмотр детей, гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег.

8.10 – 8.30

8.10 – 8.30

3. Подготовка к завтраку. Завтрак.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки прохладной водой, музыкотерапия.
Привитие культурно-гигиенических навыков.

8.30 – 8.45

8.30 – 8.45

4. Игровой час.
Психогимнастика, музыкотерапия.

8.45 – 9.00

8.45 – 9.00

5. Занятия.
Оздоровительная работа: физминутки, самомассаж, дыхательная гимнастика, аромотерапия.

9.00 – 9.55

9.00 – 10.05

6. Подготовка к прогулке. Прогулка.
Оздоровительная работа: чистка носа,
физкультурные занятия, оздоровительные игры, дыхательные упражнения.

9.55 – 11.45

10.05 – 12.00

7. Подготовка к обеду. Обед.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки.
Привитие культурно-гигиенических навыков.

11.45 – 12.15

12.00– 12.30

8. Подготовка ко сну. Сон.
Оздоровительная работа: гигиеническая работа перед сном (чистка носа, умывание),
сон при открытых фрамугах (по возможности), сказкотерапия, музыкотерапия.

12.15 – 15.00

12.30 – 15.00

9. Постепенный подъем.
Пробудка – гимнастика в постели, босохождение, дорожка для профилактики плоскостопия, воздушные ванны.
Полдник.

15.00 – 15.30

15.00 – 15.35

10. Занятия. Игровая деятельность.
Оздоровительная работа: смехотерапия (лечение радостью),
корригирующая гимнастика, аутотренинг, физминутки.

15.30 – 17.30

15.35 – 17.30

   

Режим дня с включением оздоровительных мероприятий

Режимные процессы

5 – 6 лет

6 – 7 лет

1. Прием детей. Утренние встречи. Игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Оздоровительная работа: гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег, самомассаж.

7.30 – 8.20

8.20 – 8.30

7.30 – 8.20

8.20 – 8.30

2. Подготовка к завтраку. Завтрак.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки прохладной водой, музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков.

8.10 – 8.35

8.20 – 8.45

3. Игровой час.
Оздоровительная работа: коррегирующая гимнастика, ,психогимнастика.

8.35 – 9.00

8.45 – 9.00

4. Занятия.
Оздоровительная работа: физминутки, аромотерапия, оздоровительные игры.

9.00 – 10.30

9.00 – 11.00

5. Подготовка к прогулке. Прогулка.
Оздоровительная работа: оздоровительный бег,
физкультурные занятия, оздоровительные игры, дыхательные упражнения.

10.30 – 12.15

11.00 – 12.30

6. Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед.
Оздоровительная работа: полоскание носоглотки, музыкотерапия.
Привитие культурно-гигиенических навыков.

12.15– 12.30

12.30 – 12.40

7. Подготовка ко сну. Сон.
Сон при открытых фрамугах (по возможности), сказкотерапия, музыкотерапия.

12.30– 15.00

12.40 – 15.00

8. Подъем. Полдник.
Оздоровительная работа: музыкотерапия,  побудка,  гимнастика в постели, массаж, дыхательная гимнастика, коррекция осанки и плоскостопия, умывание прохладной водой (шея, лицо, руки),
босохождение, оздоровительные игры, воздушные ванны.

15.00 – 15.40

15.00 – 15.45

9. Занятия, развлечения, спортивные досуги.
Оздоровительная работа: физкультминутки, аутотренинг, смехотерапия.

15.30 – 17.00

15.30 – 17.05

При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:

  1. Мультисенсорность.
  2. Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)
  3. Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.
  4. Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.
  5. Высокая учебная мотивация
  6. Развитие поисковой активности, творчества

Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:

  • Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;
  • Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)
  • Обучение на занятиях способам действий;
  • Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;
  • Система отношений  «воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.

Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:

  • Обеспечение смены видов учебной деятельности;
  • Комфортность учебного помещения (температура, света решение, влажность, эстетичность и др.)
  • Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.

Включение в образовательный процесс собственно оздоровительных моментов:

  • Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)
  • На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;
  • Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);
  • Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.
  • На занятиях по обучению грамоте, математике, логике, развитию речи использовать сенсорные решетки, экологического панно.
  • Включение элементов релаксации и физминуток;
  • Использование упражнение, игр для снятия напряжения;
  • Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);
  • Разные виды поисковых заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями, направленная на оздоровление детей. План работы семейного клуба.

План работы семейного клуба на год. Родительский практикум...

План оздоровления детей на год.

В материале представлен план оздоровления детей на год - виды оздоровительной деятельности по месяцам и сроки их проведения....

Перспективный план работы с родителями по оздоровлению детей 2 младшей группы

Представлен план работы с родителями дошкольников младшего дошкольного возраста в условиях Крайнего севера...

План оздоровления детей

План оздоровление детей во второй...

План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

План оздоровления детей старшей группы

План работы по оздоровлению детей на 2021-2022 гг....