Зимняя прогулка в лес.
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Иванова Марина Викторовна

     Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности, с общей наполняемостью 10-12 человек. Главной идеей занятия  является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Представленный конспект является авторской разработкой.

     У детей старшего дошкольного возраста слабо развиты крупная и мелкая моторики, но они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения. Для стимуляции деятельности речевых центров в физкультурные занятия следует включать упражнения на развитие дыхания, на расслабление, использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

 

     

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturnoe_zanyatie_s_elementami_logoritmiki.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект

занятия по физической культуре с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности                                        

 

Тема: «Зимняя прогулка в лес».

Разработан:

инструктором  по физической

культуре МБДОУ № 18

Иванова М. В.

2023 год

Пояснительная записка

к занятию по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности с элементами логоритмики

 «Зимняя прогулка в лес».

     Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности, с общей наполняемостью 10-12 человек. Главной идеей занятия  является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Представленный конспект является авторской разработкой.

     У детей старшего дошкольного возраста слабо развиты крупная и мелкая моторики, но они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения. Для стимуляции деятельности речевых центров в физкультурные занятия следует включать упражнения на развитие дыхания, на расслабление, использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

     Виды детской деятельности, используемые в занятии: двигательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

     Планируемые результаты: снижение заболеваемости; коррекция речевых нарушений; активизация речи; развитие физических качеств (гибкость, выносливость, быстрота, ритмичность), развитие эмоциональной сферы, социализация в обществе.

     Занятие состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор определенных методов и приемов.

     В вводную часть  включены следующие логоритмические упражнения:              - массаж «Наступили холода» - биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний;                                                                        - фонопедическое упражнение «Мороз» - по методу В. Емельянова.                             - разминка (разные виды ходьбы).

     Педагог сопровождает смену движений стихотворным текстом, обращает внимание на согласованную работу различных частей тела при выполнении задания, на профилактику нарушений осанки и др. Упражнения в ходьбе и беге выполняются с изменением направления движения, скорости, длины шага, что способствует выработке пространственных ориентировок, согласованности движений рук и ног.

     Основная часть – общеразвивающие упражнения, которые выполняются по показу инструктора. Данный прием позволяет улучшить качество и точность выполнения упражнений.

     Сюрпризный момент – появления персонажей: «Мороз - Красный Нос», «Мороз – Синий Нос». Используется ритмическое упражнение «Снежинки», ритмическая игра «Метелица» и подвижная игра «Зайцы в лесу».

     Заключительная часть –логоримические игровые упражнения: гимнастика для глаз (с морковью); мимическое упражнение «Белка».

     Материал для занятия подобран на доступном для детей уровне, соответствует их психологическим особенностям и рационален для решения поставленных целей и задач. Основной метод организации детей  - фронтальный.

Также в занятии используются:

  1. Словесный метод: объяснение, четкое проговаривание слов текста и звуков, образные называния упражнений; напоминания, указания.
  2. Наглядный метод: показ упражнений инструктором; использование зрительных и звуковых ориентиров (бубен, музыкальные произведения).

Тема «Зимняя прогулка в лес»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, музыкальная.

Цель: развитие координации и гибкости, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные:

- формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Развивающие:

- развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость);  

- совершенствовать координацию движений, статическое и  динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом;

- развивать основные психические процессы ( память, воображение, речь, зрительное и слуховое восприятие).

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям;

- воспитывать чувство ритма и темпа;

- воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе ).

Оборудование: «Снежинки», корзинка с шишками, корзинка с подарками для детей, костюмы для взрослых: «Мороз-Красный Нос», «Мороз-Синий Нос», аудиоаппаратура.

Ход занятия.

Дети входят под музыку в зал и строятся в одну шеренгу.

  1. Вводная часть:

Инструктор по ФК:

Оделась речка в тонкий лед.

А снег идет, идет, идет…

Во всю старается зима:

Белит поля, белит дома,

Мостит дорогу для саней-

Поедет Дед Мороз по ней.

- Ребята на улице зима, холодно, кругом лежит снег. А вы зиму любите? А мороза не боитесь? Давайте вместе погреемся. 

Массаж «Наступили холода» - биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний:

Да-да-да,                                        Потереть ладошки друг о друга.

Наступили холода.

Да-да-да,                                       Мягко провести большими пальцами

Превратилась в лед вода.            рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду,                                      Указательными пальцами помассировать

Поскользнусь я на льду.             крылья носа. Растереть ладонями уши.

Ду-ду-ду                

Я на лыжах иду.

Ды-ды-ды,                                  Приставить ладони ко лбу козырьком и

На снегу есть следы.                 энергично растирать лоб движениями в

                                                     стороны.

Ди-ди-ди,                                    Хлопки в ладоши.

Ну, заяц, погоди!                       Погрозить пальцем.

                 М. Картушина

Фонопедическое упражнение «Мороз» - по методу В. Емельянова

Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» – короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты
«Ш..» – потирая ладони друг о друга 
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!..П!..» – постепенно опуская руки вниз
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири Прижать руки к груди и, произнося 
«Ф-р-р-р..», резко разводить их в стороны.
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики и девочки.

Инструктор. Сегодня мы отправимся в зимний лес. Тропинка в лесу узкая, встаньте друг за другом. Когда я, скажу: «Метель!», вы повернетесь, скажете: «З-з-з!» и пойдете дальше.

  1. Основная часть:

Инструктор по ФК:

– Вот мы и пришли на поляну. Давайте встанем в круг и погреемся.

1. «Греемся».

И. п. – ноги вместе, руки в стороны.

Выполнение: 1–2 – сгибая руки в локтях, обхватить одновременно правой рукой левое плечо, а левой рукой – правое плечо, сказать: «Ух!», 3–4 – развести руки в стороны.

2. «Деревья качаются».

      И. п. – ноги на ширине плеч, руки подняты вверх.

Выполнение: 1–2 – наклоны туловища влево, 3–4 – наклоны туловища вправо. (4 раза в каждую сторону.)

3. «Сильная метель».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки за спиной.

Выполнение: 1–2 – наклон вниз, сделать полукруг туловищем в левую сторону и руками коснуться левой пятки с внешней стороны, произнося «З-з-з!», 3–4 – и. п., 5–6 – наклон вниз, сделать полукруг туловищем в правую сторону и руками коснуться правой пятки с внешней стороны, произнося звук «З-з-з!», 7–8 – и. п.

4. «Погреем ноги».

И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, ноги вместе.

Выполнение: 1–2 – приподнять прямые ноги вверх, одновременно приподнять голову, не отрывая рук от пола, подуть на ноги, 3–4 – и. п. 

5. «Погреем руки» – упражнение на дыхание.

И. п. – основная стойка.

Выполнение: 1–2 – развести руки в стороны – вдох, 3–4 – на выдохе хлопнуть перед собой вытянутыми вперед руками.

 Сюрпризный момент (Выход персонажей).  

Инструктор по ФК:

- Встретились в лесу два Мороза – Красный Нос и Синий Нос, стали спорить кто из них главнее.

Мороз – Красный Нос: Я главнее!

Мороз –Синий Нос: Нет, я главнее!

Мороз –Красный Нос: А  вот  я сейчас возьму и рассыплю  красивые  снежинки  на землю!

Дети берут по две «снежинки», кладут их на ладони.  

Мороз- Красный Нос проводит ритмическое  упражнение «Снежинки». 

Ой, летят, летят снежинки,                    Руки в стороны, кружение на

Белоснежные пушинки.                          месте.

Это зимушка зима                                  Поочередно отводить руки в

Рукавами повела,                                    стороны.

Все снежинки закружила.                      Кружение на месте, руки в

                                                                 стороны.

И на землю опустила.                            Присесть.

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки

Не пушинки, а снежинки.

                М. Картушина

Мороз – Синий Нос:

- А я ветром как подую, как подниму снежинки вверх, да как закружу  метелицей:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется.

Мороз – Синий Нос  проводит ритмическую игру «Метелица».

Дети врассыпную бегают по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится,                             Кружатся.

Тот  заметелится.                                        Приседают на последний слог.

Мороз - Красный Нос:  

- Давай, не будем спорить и ссориться, давай дружить и вместе ходить.

Мороз- Синий  Нос:

-  А давай, дружить, ледяные мосты наводить, да лесных зверей веселить! Братец, а давай  нашу любимую игру детям покажем.

Персонажи проводят игру:

Подвижная игра «Два Мороза»

Ход: На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два

дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих (Мороз-красный нос и Мороз-синий нос) выходят на середину площадки, становятся лицом к детям и произносят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я Мороз – красный нос,

Я Мороз – синий нос,

Кто из вас решится,  

В путь – дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

     После этого дети перебегают в другой дом, а морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные остаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят там до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, скольких ребят им удалось заморозить. 

  1. Заключительная часть:

Мороз-Красный Нос:

- Хорошо мы детей повеселили! Пора нам дальше идти, в лесу есть зверюшки, которые ждут от нас помощи, угадайте  кто это?

Не мышь, не птица, в лесу резвится.

на деревьях  живёт и шишки грызёт. (Белка).

- Правильно, белка.

Проводит  мимическое упражнение «Белка».

Белка с ветки в свой домишко      Дети прыгают на двух ногах.

Перетаскивала шишку.                  Всплеснуть руками, мимикой изо-

Белка шишку уронила,                бразить страх и удивление: «Ах…»

Прямо в мишку угодила.             Обхватить руками голову, покачать

Застонал, заохал мишка:              головой: «Ох…»

На носу вскочила шишка!            «Ой-ой-ой…»

                   М. Картушина

Мороз - Синий Нос:

- Белки очень любят шишки.

Проводит гимнастику для глаз с шишками. 

Мы шишку в руку взяли,

С ней немножко поиграли.

(Дети берут по шишке и передвигают ее соответственно тексту, прослеживая движения взглядом).

Вверх шишку подними,

На нее ты посмотри.

Вниз шишку опусти,

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай да заинька умелый!

Глазками моргает, глазки закрывает.

                                                                    М. Картушина

Инструктор по ФК:

-  Братцы, передайте белочкам угощение от наших деток.

Передаёт корзину с шишками.

Мороз-Красный Нос:

- Спасибо, передадим!

Мороз-Синий Нос:

- А мы вам тоже угощение приготовили.                                                                              (Передаёт корзину с подарками).  

- Пора нам с вами проститься!

Инструктор по ФК:

- До свидания, братья Морозы, не спорьте больше и живите дружно!  

  1. Рефлексия.

- Дети,  кто к нам приходил? А удалось нам с вами братьев помирить? (ответы детей).

Выход из зала под музыку.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

  1. Г. А. Хацкалева.  Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики.
  2. Т. В. Гулидова.  Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО с детьми 3-7 лет.
  3. Н. В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3до 7 лет.
  4.  www.nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект подвижной игры на прогулке «Зимняя прогулка»

Подвижные игры на прогулке - одно из основных средств физического воспитания детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельн...

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ ПДА в старшей группе Тема: «Зимняя прогулка»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, продолжать знакомить с признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.  Обогатить и ...

Конспект проведения прогулки в младшей группе по теме "Зимняя прогулка".

Загадки, другие названия зимних месяцев,беседа об осадках зимой,стихотворение "Снежинки", подвижная игра "Метелица"...

Наши зимние прогулки. Организация прогулки зимой.

Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о то...

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей

конспект зимней прогулки в старшей группе+Консультация на тему роль прогулки во всестороннем развити детей...

Конспект зимней прогулки "Веселая прогулка"

Конспект зимней прогулки "Веселая прогулка"...