Влияние ритма на психическое здоровье человека
консультация

Астафьева Светлана Михайловна
Влияние ритма на психическое здоровье человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ritma_na_psihicheskoe_zdorove_cheloveka.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РИТМА НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Вся история человечества связана со звуками, которые существовали до появления человека, в момент его появления и сопровождали человека в течение всего периода его развития. И теперь для выживания человеку необходима комфортная звуковая среда. Однако современная звуковая среда города содержит преимущественно техногенные шумы - транспортные, производственные, бытовые. Природные звуки в ней практически полностью отсутствуют. В результате горожанин испытывает острый дефицит естественных звуков, так как он живет в условиях агрессивной акустической среды. Такая среда оказывает негативное воздействие на психику человека - портится настроение, нарушается сон, увеличивается раздражительность и утомляемость, разрушается иммунитет и, как следствие, развивается предрасположенность к болезням, углубляется стрессовое воздействие других неакустических факторов (О. Л. Силаева, Т. М. Дмитриева, С. В. Чистякова). Особая роль в комфортной звуковой среде принадлежит, на наш взгляд, ритму. В контексте данной работы под ритмом понимается совокупность ритма, темпа и метра (В. И. Петрушин).

Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что где-то нарушается ритм нашей жизнедеятельности.

В силу универсальной природы ритма, например, в музыкальных произведениях он, как правило, воспринимается легче, чем мелодия и гармония. Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Это, прежде всего, ритмы дыхания, сердечных сокращений, ходьбы, бега. Но не только эти, внешне хорошо наблюдаемые проявления могут быть основой музыкального ритма. Определенную связь с музыкальной ритмической пульсацией можно установить с биотоками мозга. Существует четыре основных биоритма, которые регистрируются в коре головного мозга: дельта-ритм, тэта-ритм, альфа-ритм, бета-ритм. По характеру волны, ее частоте, величине амплитуды психофизиологи могут (правда, в общих чертах) установить определенные особенности поведения данного человека (В.И. Петрушин). Так, индивиды с высокой амплитудой альфа-ритма характеризуются как спокойные, уравновешенные и уверенные в себе. У людей с низкой амплитудой альфа-ритма психологи находят противоположные черты -напряженность, беспокойство, неадекватность поведения в трудной ситуации. Известный английский психофизиолог Грэй Уолтер отмечает наличие ограничения скорости, налагаемой частотой альфа-ритма на быстроту наших психических процессов: «...более быстрый ритм, бесспорно, имеет ценность в жизненной борьбе. Эффективное различие между альфа-ритмами, например, с 8 и 13 колебаниями в секунду проявляется в возможной быстроте остановки автомобиля: при скорости 80 км/час шофер с быстрым альфа-ритмом выигрывает 1,5м тормозного пути. Равным образом пешеходы и велосипедисты с более быстрыми альфа-ритмами имеют больше шансов избежать катастрофы».

По мнению Г.Уолтера, скорость нашего чтения также ограничена частотой альфа-ритма. Мы можем читать в среднем со скоростью 10 слов в секунду, что соответствует средней частоте альфа-ритма. Повышенный объем дельта-волн в фоне мозговой активности говорит о состояниях утомления и торможения, бета-волн - о возбужденности и активности.

Если соотнести биоритмы мозга с ритмической пульсацией в музыке, можно увидеть, что чередование звуков со скоростью трех в секунду будет сходно с дельта-ритмом. Этот ритм можно услышать в «Лунной сонате» Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена. Ритмическая пульсация со скоростью 8 звуков в секунду будет напоминать альфа-ритм. Такую скорость движения можно проследить в финале Третьего концерта для фортепиано Бетховена, вомногих военных маршах. Скорость звукового движения, соответствующего ритмической частоте бета-ритма, можно проследить во многих виртуозных пьесах - этюдах Шопена, Листа, Паганини.

Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса совпадения доминирующего биоритма с частотой ритмической пульсации. Это явление Л.С. Выготский назвал «чудом искусства», а А. Маслоу - «пиковым переживанием». Происходит катарсическая разрядка вытесненных в подсознание переживаний, в результате которой слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием» (Аристотель). Такие переживания вызывают стремление к творчеству, способствуют личностному росту.

Восприятие и переживание музыкального ритма имеет много общего с физиологической реакцией навязывания ритма, которая зависит от свойства нервной системы человека, в частности, от такого ведущего показателя, как «сила-слабость». Исследования показывают, что у лиц со слабой нервной системой, для которых характерна высокая чувствительность, наблюдается более выраженная реакция перестройки биоритмов на сравнительно большую зону частот. Для лиц с сильной нервной системой, обладающих меньшей чувствительностью, реакция навязывания ритма выражается слабее (Голубева Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии. - М, 1972.)

Перенося эти выводы на процесс музыкального восприятия, можно предполагать, что, скорее всего, лица со слабой нервной системой будут гораздо тоньше и глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, будут предпочитать музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго. Обладатели слабого типа будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке.

Кроме эмоциональной реакции на музыкальное произведение, необходимо учитывать психологические аспекты. В одном из исследований А.А. Коротаев показал, что в спокойной ситуации изменения в деятельности школьников с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказываются одинаковыми: приятная музыка улучшает результаты деятельности, а неприятная ухудшает. В том же исследовании отмечается отрицательное влияние неприятной музыки, которая в напряженной ситуации сильнее воздействует на сильных, а слабые не обращают внимания, как бы отключаются. В связи с этим ученые рекомендуют ограничивать музыкальное воздействие на учащихся в зависимости от силы нервной системы: в спокойной ситуации 20-30 минут, а в условиях напряженной работы 10-15 минут. Начало занятия характеризуется пониженной работоспособностью. Цель первого музыкального фрагмента - помочь учащимся быстрее включиться в нужный рабочий ритм: необходимо подобрать музыку, которая стимулирует функционирование нервно-моторных центров организма, настраивает их на эмоциональное состояние, а познавательные процессы на физиологически и психологически целесообразный ритм. Это будут бодрые, жизнерадостные мелодии или марши. Затем звучат светлые, нежные мелодии, а в конце занятия снова необходимо использовать жизнеутверждающие мелодии классической музыки. Следует отметить, что перед озвучиванием музыки, которая повышает ритмические процессы в организме ребенка, можно включить вальс, оказывающий общее успокаивающее действие.

Наша педагогическая практика показала благотворное влияние музыкального ритма в работе с детьми, которые быстро утомляются на уроках. Кроме того, мы относим их и гиперактивным, и замкнутым, тревожным детям. Музыкально-ритмические упражнения положительно влияют на общее состояние каждого ребенка в классе, развивают познавательную активность ребенка, затрагивают его фантазию и воображение. Особенно полезны, на наш взгляд, психоритмические формулы-песнопения, разработанные в рамках методики музыкальной психотерапии, которые содержат позитивные самоутверждения и отторжения негативных жизненных ситуаций («Нашему здоровью - да, да, да! Нашим беспокойствам - нет, нет, нет! Нашему спокойствию - да, да, да! Всем нашим тревогам - нет, нет, нет!»). Данные ритмические упражнения помогают выстраивать более прочную в психологическом плане личность.

Наше повседневное поведение также во многом обуславливается тем, какие ритмы функционируют в коре нашего головного мозга. По мнению Г.Уолтера, существуют многочисленные свидетельства того, что условия возникновения электрической активности — альфа, дельта или тэта — тесно связаны со зрелостью личности. Поэтому в случаях нарушенного поведения можно обнаружить и признаки незрелости электрических ритмов. Наблюдая исчезновение и развитие ритмов мозга у детей, можно в известной мере прослеживать процесс формирования характера и устанавливать необходимость и форму внешнего вмешательства в этот процесс (В.И. Петрушин).

Принимая во внимание данные высказывания, интересно было бы установить, не могут ли ритмы музыки создавать оптимальные условия для созревания человеческого мозга. Если это так, то какую музыку предпочтительнее давать детям, учитывая, что у них преобладают дельта- и тэта-ритмы, а альфа-ритм появляется только в подростковом возрасте — к 15 годам? Давая подросткам слушать музыку быстрых ритмов, аналогичную частоте альфа-ритма, не будет ли это способствовать развитию у них абстрактного мышления, учитывая, что этот ритм наиболее характерен для лиц, тяготеющих к нему? Не здесь ли лежит отгадка того, что многим математикам музыка помогает решать сложные научные проблемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для родителей детей первой младшей группы на тему: "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В своем выступлении я старалась ответить на интересующие родителей вопросы при выборе книгу сказок для своего малыша....

Влияние сказок на психическое здоровье детей

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:·           Каким образом подбирать для чтен...

Влияние мультфильмов на психическое здоровье дошкольника

В презентации представлены механизмы формирования поведения при промотре мультфильмов, признаки "правильных" мультфильмов, особенности современных мультфильмов, а также схема их анализа....

Консультация для родителей "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В данной консультации даны советы родителям, как влияют сказки на психическое здоровье детей....

Влияние сказок на психическое здоровье детей.

Материал для родительского уголка в детском саду. Представленная информация акцентирует внимание родителей на важности чтения скзазок для детей в младшем дошкольном возрасте....

Влияние сказок на психическое здоровье детей

Влияние сказок на психическое здоровье детейМногих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, кот...

Тренинг для педагогов «Благотворное влияние рукоделия на физическое и психическое здоровье человека»

Медицина доказала, что рукоделие - это не просто приятное, но и полезное времяпрепровождения!...