Методика проведения физкультурных занятий на воздухе
план-конспект занятия по физкультуре

Чумакова Наталия Николаевна

Конспект выступления на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_fizkulturnogo_zanyatiya_na_vozduhe.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Методика проведения физкультурного

занятия на воздухе»

Описание: в статье раскрываются важнейшие аспекты проведения физкультурного занятия

на воздухе, даются рекомендации для обучения выполнению движений в зависимости от

времени года, как правильно разместить гимнастические снаряды на спортивной

площадке, и раскрываются содержание и структура занятий.

«Берегите здоровье смолоду»- этот девиз отражает необходимость

укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни.

 Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного

учреждения.

Поэтому в нашем детском саду актуальными задачами являются:

обучение доступным двигательным умениям, развитие физических качеств,

привитие детям интереса к физической культуре и спорту, воспитание

потребности быть здоровыми.

Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает

выполнение одной из важных задач физического воспитания -

совершенствование функциональных систем и закаливание организма

ребенка.

Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять

движения в естественных условиях: использовать различные способы ходьбы

в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой

поверхности), от рельефа (познакомить с различным положением туловища и

постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности);

использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Создают

благоприятные ситуации для разучивания метания в движущуюся цель (например: нагрузить коробку, съезжающую с горки грузовую машину, применяя

шишки, снежки, мешочки и т. д).

Проведение физкультурных занятий на воздухе требует особого

внимания со стороны всего персонала дошкольного учреждения. Должна

быть хорошо продумана организация работы, подготовлены условия для

проведения занятий, обеспечен тесный контакт с родителями.

Занятия физкультурой на свежем воздухе, учитывая требования СанПиН

(2.4.1.3049-13 п. 12.5) проводятся с детьми в теплое время года со

всеми группами, в холодный период начиная со старшей группы.

Начинать занятия лучше в теплое время года: тогда вместе с

постепенным снижением температуры воздуха в организме вырабатываются

защитные механизмы, предохраняющие его от переохлаждения, происходит

приспособление к меняющимся условиям внешних факторов, то есть

повышается закаленность детского организма. Основным принципом

закаливания является постепенность и систематичность. Это в полной мере

относится и к физкультурным занятиям на воздухе: проводить занятия надо

регулярно, а не от случая к случаю и стремиться, чтобы все дети их

посещали.

В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить

при температуре воздуха до -15С без ветра. В очень сырые, дождливые и

морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале.

В холодное время года рекомендуются упражнения, вызывающие у детей

большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению

подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать

места, наиболее укрытые от ветра.

 Продолжительность занятий 15мин. в младшей группе детского сада, 20

мин. в средней группе, 25-30 минут в старшем дошкольном возрасте

На занятиях участвует вся группа. Особое внимание требует вновь

поступившие в детский сад дети и дети третьей группы здоровья. К ним

предъявляются более низкие требования, нужно прежде всего занять ребенка,

пробудить желание играть и упражняться вместе со всеми. Постепенно эти

дети привыкают и участвуют на занятиях наравне со всеми.

Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для

проведения занятий на воздухе.

Условия для проведения занятий на воздухе:

1. Наличие оборудованной спортивной площадки на территории

ДОУ

2. Спортивный инвентарь

3. Спортивная одежда

Для проведения физкультурных занятий в детском саду должна быть

создана спортивная площадка. Чем разнообразнее оснащена спортивная

площадка, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления

препятствий, воспитываются смелость и самостоятельность, значительно

обогащается двигательная деятельность. Если в ДОУ нет спортивной

площадки, это не означает, что нельзя проводить игры и упражнения на

воздухе в течение всего года. Для занятий на воздухе можно использовать

любую площадку с твёрдым покрытием, групповые площадки, дорожки на

территории дошкольного учреждения и вокруг здания, но постепенно

провести оснащение необходимым оборудованием:

 По сторонам площадки нужно разместить гимнастическую стенку,

гимнастические брёвна, гимнастические скамейки, мишени для бросков, яму

с песком для прыжков; иметь в достаточном количестве мячи, скакалки,

обручи и другие физкультурные пособия, особенно интересно для детей

нестандартное оборудование. Это позволяет повысить эффективность

занятий, сделать их более интересными.

Нестандартное оборудование, сделанное сотрудниками и родителями,

помогает вносить в каждое занятие элемент необычности, желание поиграть

с новыми для них атрибутами.

В нашем ДОУ используется следующее оборудование: змейка, гусеницы,

осьминог, цветик-семицветик, рыбки- прищепки, рыбки-ленточки, мишеньбабочка, султанчики, штанга, гири, гантели, стойки, бильбоке, шашки.

Оборудование предназначено для перешагивания, перепрыгивания,

построения, перестроения, развития равновесия и меткости, массажа стоп,

развития умственных способностей, воображения, игр и забав в досугах и

развлечениях.

Для успешного проведения занятий очень важно заранее подготовить

пособия и правильно разместить переносное оборудование. Затратив 2 - 3

мин на подготовку, можно в 2 раза больше времени выиграть для активной

деятельности детей во время занятия. Пособия подбираются педагогом или

по его указанию детьми и складываются в корзину. Выходя на занятие, дети

выносят корзину на спортивную площадку и вместе c воспитателем

раскладывают пособия таким образом, чтобы во время занятия их можно

было взять с наименьшей потерей времени. Мешочки, например, можно

разложить по линии на расстоянии 70 - 80 см друг от друга; дети подходят к

ним и оказываются в разомкнутом строю, готовые к метанию. Если на

занятии дети прыгают через шнур, то его заранее нужно положить на землю и

т. п.

Спортивное оборудование размещается так, чтобы его как можно меньше

пришлось переставлять во время занятия. Например, если используются

гимнастические скамейки, то их ставят по сторонам площадки на расстоянии

одного метра от края или параллельно одной стороне площадки: тогда они не

будут мешать бегу по кругу, а также выполнению общеразвивающих

упражнений в центре площадки.

В зимний период времени на территории детского сада прокладывается

лыжня в виде круга, на протяжении которой желательно сделать зрительные

ориентиры в виде флажков, ленточек. Лыжня должна проходить на

расстоянии 1-1,5 м. от выступающих из-под снега предметов. Особого

внимания требует выбор склона для катания. Горка должна быть пологой.

Нужно приучать детей скатываться осторожно, соблюдая очерёдность. Зимой

дети катаются на санках (безопаснее использовать надувные мягкие сани,

лёгкие пластиковые для соревнований и игр-эстафет), коньках, при наличии

условий, осваивают скольжение по ледяным дорожкам. При обучении

метанию на дальность и в цель можно использовать снежки, спрессованные

кусочки снега (снежки заготавливают сами дети на прогулке накануне

занятия).

Летний сезон справедливо рассматривать как наиболее благоприятный

период для укрепления здоровья и физического развития детей. В теплый

период года предпочтительно обучение детей элементам игры в бадминтон,

настольный теннис, катанию на велосипеде и самокате.

 Для обеспечения закаливания детского организма при проведении

физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет подбор

правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде

предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение

свободы движений. Поэтому очень важно одевать ребенка в соответствии с

температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как

перегревания, так и переохлаждения. Этим требованиям отвечают

хлопчатобумажные, трикотажные, рыхлые шерстяные ткани. Использование

одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо

впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость,

особенно при выполнении физических упражнений.

Создание максимально эффективных условий для физкультурных

занятий на воздухе способствует оздоровлению детей.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным

рекомендациям. Структура занятий традиционна: вводная, основная и

заключительная части.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время

которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период

года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с

выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы

дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от

возраста). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к

предстоящей мышечной деятельности и обучение различным видам бега:

широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной

вперед, парами, врассыпную и т.п. Выполняются прыжки с продвижением на

одной и двух ногах, бег, который заканчивается ходьбой и перестроением в

круг или колонны.

Строевые упражнения

Строевые упражнения способствуют воспитанию у детей ориентировки в

пространстве, выполнению согласованных действий в коллективе,

формированию правильной осанки. При проведении занятий на свежем

воздухе очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для

выполнения различных упражнений. Для обучения нужно использовать

теплый период года, с тем, чтобы в холодное время группа четко выполняла

указания педагога.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса

общеразвивающих упражнений (ОРУ). Общеразвивающие упражнения

объединены в комплексы: в средней группе - в комплексе 5 упражнений, в

старшей и подготовительной - 6. Комплексы включают упражнения для всех

крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног.

Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну

мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую

физическую нагрузку. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений

повторяется на 4 занятиях,

т. е. в течение двух недель. Это позволяет воспитателю во время занятия на

воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству

выполнения упражнений. Количество повторов выполнения ОРУ в младшей

возрасте 4-6 р., в старшем 6-8 раз, в зависимости от сложности. Не следует на

одном занятии использовать более одного нового упражнения.

В связи с тем, что занятия проводятся на воздухе, в комплексах почти

отсутствуют упражнения из положения сидя и лежа. Это компенсируется

большим числом упражнений для мышц туловища из положения стоя и

значительным использованием бега. Если во время занятий используются

гимнастические скамейки, то можно включать упражнения из положения

сидя и лежа: в течение 40 - 60 с, сидя на скамейках, выполнять скрестные

движения ногами или «плавать» лежа животом поперек скамейки.

В связи с тем, что занятия проводятся на воздухе, в комплексах почти

отсутствуют упражнения из положения сидя и лежа. Это компенсируется

большим числом упражнений для мышц туловища из положения стоя и

значительным использованием бега. Если во время занятий используются

гимнастические скамейки, то можно включать упражнения из положения

сидя и лежа: в течение 40 - 60 с, сидя на скамейках, выполнять скрестные

движения ногами или «плавать» лежа животом поперек скамейки.

Особенностью проведения общеразвивающих упражнений является

отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения

дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к

его выполнению. Воспитатель только напоминает название упражнения

(например: «наклоны», «приседания», «повороты») и вместе с детьми

выполняет его 1—2 раза (если комплекс освоен детьми, достаточно только

назвать упражнение). При температуре воздуха ниже -8 -10 С упражнения для

ног (прыжки, подскоки) включаются чаще (через одно упражнение), чтобы

дети долго не стояли на одном месте. По окончании дети перестраиваются в

колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный

инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до

2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения

упражнения в основных движениях.

 ОВД. На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных

движениях. На одном занятии берётся не более двух основных движений в

младшем возрасте, в старшем 2-3, в зависимости от типа занятия. Первым

выполняется новое или более трудное по координации движение. При

планировании обучения основным движениям предусматривается

двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучавшееся на

первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. Но эта

схема примерная. Очень мало движений, которые можно освоить за два

занятия и закрепить на третьем. Чаще для освоения движения нужно гораздо

больше занятий. В таком случае на первых двух ставится задача создания у

ребенка общего, целостного представления о движении (например, о прыжке

в длину с разбега). В последующих двухнедельных циклах идет уточнение

отдельных элементов (разбега, отталкивания, маха ноги и рук, приземления и

т. д.). Но в каждом цикле происходит обучение элементу движения и его

повторение на следующем занятии. И пока изучение не закончено, игра на

третьем занятии цикла проводится с включением уже знакомого детям

движения того же вида (например, прыжок в длину с места). Кроме того,

планирование учебного материала в течение года предусматривает

повторение наиболее сложных движений, что позволяет закрепить их более

прочно. В то же время выполнение движения в разных погодных условиях

способствует выработке у детей умения использовать изучаемые движения в

изменяющейся обстановке.

Ходьба и бег включаются в каждое занятие. Такое сочетание основных

движений позволяет на одном занятии упражнять различные группы мышц.

При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети

меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его

качество. Этому способствует точный показ и описание, поощрение

самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.

При выполнении прыжков в длину и высоту с разбега основное внимание

уделяется освоению техники прыжков: общей координации движения,

мягкому приземлению, движению ног в полете и т. д. В теплый период года,

когда дети приземляются в яму с песком, все внимание сосредоточивается на

увеличении дальности и высоты прыжков. Во время занятий на воздухе

нужно, чтобы дети больше прыгали через различные препятствия: снежные

валы, дорожки, канавки, невысокие скамейки, и т. п.

 Погодные условия могут резко меняться, и иногда становится невозможным

выполнение намеченного ранее движения. Например, обледенели

перекладины гимнастической стенки, и нельзя провести лазанье, или с утра

снег засыпал спортивную площадку, и ее не успели очистить к началу

занятия. В этом случае воспитатель должен заменить лазанье перелезанием,

провести занятие на участке группы или на другой, очищенной части

территории, а для пробежек использовать дорожки вокруг здания и т.п.

Бег. Уже у детей раннего возраста бег является основным способом

передвижения. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя

скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды

бега. У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости

три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти

виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для

решения различных задач физического воспитания детей.

Используя такие названия бега, а не более распространенные: бег в

медленном темпе, в быстром темпе и т. д., мы хотим подчеркнуть не

внутренние ощущения детей, возникаемые от различия этих видов бега, а

внешние проявления - скорость передвижения детей, выраженную в

объективных показателях (м/с), что дает воспитателю возможность более

точного ее дозирования.

Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко

используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей

Бег со средней скоростью и медленный бег является важнейшим

средством воспитания общей выносливости у дошкольников.

Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно ускорять

ходьбу. При этом наступает момент, когда бежать легче, чем идти. Это и будет

медленный бег.

Продолжительный медленный бег и бег со средней скоростью

проводятся на спортивной площадке, по прилегающим дорожкам, вокруг

здания, по различным маршрутам на территории детского сада. Все пробежки

начинаются и заканчиваются на площадке. Воспитатель бегает вместе с

детьми или контролирует их действия с площадки.

Все дистанции для бега (круг на площадке, дорожки) должны быть

размечены. Дети должны четко знать, сколько кругов нужно пробежать по

площадке, у какой отметки на дорожке повернуть назад. Во время занятий

нужно использовать различные маршруты — это повышает интерес детей к

бегу.

Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они

должны уметь его ловко принимать, непринуждённо держать, быстро и точно

передавать в разных направлениях. В работе со старшими дошкольниками

имеют место и упражнения в бросании и ловле мяча одной рукой. Дети

упражняются в ведении мяча правой и левой рукой.

В старшем возрасте детей упражняют в метании вдаль и в цель. Детей

приучают самостоятельно следить за тем, чтобы при метании левой рукой,

впереди находилась правая нога, при метании правой рукой впереди левая

нога.

Формирование навыков равновесия происходит посредством

специальных упражнений, так и в процессе разнообразных двигательных

действий, особое значение имеют движения, которые должны завершаться

устойчивым статическим положением: приземление после прыжков, соскоков

и т.п. Формирование равновесия тесно связано с выполнением разнообразных

упражнений в основных видах движений (ходьба по скамье, по бревну,

балансирование по канату, ползание на четвереньках и др.) и в игровых

заданиях: «Лягушки и цапля», «Замри на черте», «Морская фигура».

Ползание и лазание благоприятны для развития силы рук, плечевого

пояса и туловища. Дети с удовольствием упражняются в ползании по буму,

скамейке.

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической

работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам.

Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходимо

выполнять дыхательные упражнения. Это позволяет не только быстро

ликвидировать образовавшуюся в результате интенсивной деятельности

кислородную недостаточность, но и закаливать организм, затем организуется

подвижная игра или игра-эстафета.

Игры предусматривают закрепление одного из основных движений,

большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между

повторениями короткие.

Подвижные игры и эстафеты подобраны так, чтобы дети могли

применить приобретенные на предыдущих занятиях умения и навыки в

меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных

движений.

В заключительной части проводится игра малой подвижности или

медленный бег, переходящий в ходьбу, во время которой выполняется 6 - 8

дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

Игры разучиваются до занятия на прогулке, так как на занятии это занимает

много времени и снижает его эффективность. Кроме того, не всегда из-за

погодных условий допустимо, чтобы дети долго стояли в спортивной

одежде, слушая объяснения. На прогулке же воспитатель может спокойно

объяснить более простой вариант игры и 2—3 раза провести ее.

Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали

активно; менее пригодны игры, в которых подвижность ребенка зависит от

его активности или правила предусматривают выход пойманного из игры на

продолжительное время.

Сюжет игр надо подбирать так, чтобы дети активно двигались: бегали,

прыгали, метали. В подвижной игре необходимо дать детям возможность:

активизировать воображение, выразить свои эмоции, удовлетворить

потребность в движении, ощутить радость от взаимодействия в коллективе

сверстников. Важным условием является использование основного

оборудования на спортивной площадке и дополнительного – выносного

инвентаря (стандартное и нестандартное оборудование).

После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулки

нужно предусмотреть спокойную деятельность детей. Но, как показали

наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют

самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные

пособия на участке, организуют подвижные игры.

В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы проведения

занятий. Это позволяет подобрать наиболее продуктивное взаимодействие с

детьми конкретного возраста. В младшем возрасте целесообразно

использовать игровые и сюжетные занятия, а в старшем тренировочные,

самостоятельные занятия, прогулки-походы.

Формы физкультурных занятий на прогулке с детьми дошкольного

возраста:

1. Игровые занятия. Построены на основе народных подвижных игр, игрэстафет с включением игр-аттракционов и игр на основные виды

движения.

2. Сюжетно-игровые занятия. Такие занятия построены на сюжете сказки

или присутствия знакомого героя. Сочетаются с задачами по всем

направлениям Образовательной Программы.

3. Занятия-тренировки. Направлены на обучение спортивным играм и

элементам легкой атлетики.

4. Прогулки-походы. Это длительная спортивная ходьба по длительному

маршруту. Воспитатель рисует несколько маршрутов. Детей знакомят

со сторонами света. Протяженность каждого маршрута 4-5 км туда и

обратно. Маршрут делится на несколько этапов. Первый – 200-300 м

для малышей, 500-600 – для старших дошкольников. Постепенно

расстояние увеличивается. Дети доходят до намеченной цели, освоив

другой маршрут. Это занятие позволяет укрепить здоровье, увеличить

знания по окружающему миру. У детей должно быть все необходимое:

питье, игрушки, средства для оказания первой медицинской помощи.

Дойдя до намеченной точки, детям дают отдохнуть и расслабиться.

Подвижные игры не проводятся.

5. Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных

занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились

самостоятельно делать гимнастику, разминаться. Поэтому по мере

накопления от возраста к возрасту двигательного опыта, таких занятий

становится все больше.

Если чередовать все предложенные виды занятий, то план получается

разнообразным по направленности и интересным для детей.

Пребывание дошкольников на улице укрепляет и закаливает детский

организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие,

приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное

состояние, способствует умственной активности.

В.Шененберг говорил: «Здоровье- это та вершина, которую должен

каждый покорить сам. А мы должны стать учителями, мудрыми

наставниками в начале этого долгого восхождения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....

консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс...

Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....

Содержание и методика проведения физкультурных занятий

В статье дана характеристика физкультурных затятий, требования к ним, содержание и методика проведения....

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ...