Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
консультация
Предварительный просмотр:
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
Цель: Ознакомление педагогов с арт-терапией как одним из эффективных способов снятия эмоционального напряжения.
Ход мероприятия
П-п: Здравствуйте! Я приглашаю в круг всех педагогов.
Поиграть в игру «Цвет моего настроения»
Каждому участнику предлагается выбрать два цвета (из цветовой палитры). Первый – тот, который для вас наиболее предпочтителен в данный момент. Второй – наименее предпочтительный. Объяснить почему вы сделали такой выбор.
П-п: Дает краткую характеристику цветов по методике Люшера.
Цветовая интерпретация – основана на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
П-п: Прошу всех занять места за столиками.
Педагогам раздаться бланки со «Шкалой настроения», психолог предлагает их заполнить.
«Шкала настроения»
Пожалуйста, отметьте на предложенной шкале ту цифру, которая отражает ваше настроение в настоящий момент (-5 –очень плохое, +5 – очень хорошее).
Начало занятия:
-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1,+2,+3,+4,+5.
Арт-терапия – метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.
Арт-терапия направлена на развитие мелкой моторики рук совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребенка. Когда же мы вырастаем, активизация мелкой моторики наших рук занимается уж другой работой – не обучением, а исцелением…
Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества клиент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в создании и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоции. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко успокаивают и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируются или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате клиент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.
При арт-терапии нужно соблюдать три правила или заповеди:
Первая и главная заповедь арт-терапии. Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник!». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Главная задача выплеснуть, весь накопленный стресс, чтобы улучелось состояние своего здоровья.
Вторая заповедь арт-терапии. Рисунок должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Поскольку терапия является так называется «ИНСАЙТ – ОРИЕНТИРОВАННОЙ» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта.
Третья заповедь арт-терапии. В любом случае, даже если вы с трудом понимаете, чем и для чего вы сейчас занимаетесь, даже если вам до инсайта вам еще далеко,- помните, что арт-терапия лечит уже по факту того, что вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка вам уже станет легче.
Практическая часть
«Прекрасный сад»
П-п: Одно из упражнений арт-терапии мы сейчас выполним, называется оно «Прекрасный сад».
Изобразите на листе бумаги себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. Вырежем свои рисунки и разместим на большом листе бумаги, формируя прекрасный сад. Затем необходимо придумать название рисунку.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ощущения были в начале рисования, в процессе рисования, какие чуства испытываете сейчас?
- Легко или трудно рисовать? Почему?
- Какие цвета присутствуют на рисунке, что для вас они обозначают?
- Понравилось ли рисовать в данной технике?
(ответы педагогов)
Презентация работ участников.
Вопросы для обсуждения:
- Поделитесь впечатлением, что понравилось в коллективной работе, а что нет?
- Как вам легче работать и комфортнее было работать: индивидуально или в коллективе?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Изменилось ли ваше настроение к концу занятия?
- Был ли полученный вами опыт полезен?
(ответы педагогов)
П-П: просит заполнить шкалу настроения.
«Шкала настроения»
Пожалуйста, отметьте на предложенной шкале ту цифру, которая отражает ваше настроение в настоящий момент (-5 –очень плохое, +5 – очень хорошее).
Конец занятия:
-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1,+2,+3,+4,+5.
Рекомендации для педагогов по арт-терапии
Во-первых, если вас душат агрессия и другие негативные, разрушительные эмоции - вам всегда стоит предпочесть лепку. В этом случае рисунок будет вас только раздражать, а вот лепка, наоборот, успокоит.
Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей – это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «черновая работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
В-третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры – карандашей, красок, или фломастеров. Однако предпочитайте краски, потому что кисть более пластична и свободна. Усилием нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствует раскрепощению, особенно на первых порах.
В-четвертых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
В-пятых, занимаясь арт-терапией, вы можете создавать «программные» рисунки или рисовать «невесть что». Если же вы рисуете «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основанные все-таки на общечеловеческих аспектах.
Например: 1.Рисунок самого себя. 2.Рисунок своей семьи. 3.Рисунок человека. 4.Рисунок «Дом, дерево, человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, ...
«АРТ-ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам ...
«Арт- терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»
ПрактикумТема: «Арт- тераптя как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»...
Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов
Юдина Наталья ВладимировнаВ жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост ин...
Статья на тему "Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"
Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но д...
Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов.
Статья на тему "Арт - терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"...