Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
консультация

Куликова Виктория Анатольевна

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов

Цель: Ознакомление педагогов с арт-терапией как одним из эффективных способов снятия эмоционального напряжения.

Ход мероприятия

П-п: Здравствуйте! Я приглашаю в круг всех педагогов.

Поиграть в игру «Цвет моего настроения»

Каждому участнику предлагается выбрать два цвета (из цветовой палитры). Первый – тот, который для вас наиболее предпочтителен в данный момент. Второй – наименее предпочтительный. Объяснить почему вы сделали такой выбор.

П-п: Дает краткую характеристику цветов по методике Люшера.

Цветовая интерпретация – основана на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

П-п: Прошу всех занять места за столиками.

Педагогам раздаться бланки со «Шкалой настроения», психолог предлагает их заполнить.

«Шкала настроения»

Пожалуйста, отметьте на предложенной шкале ту цифру, которая отражает ваше настроение в настоящий момент (-5 –очень плохое, +5 – очень хорошее).

Начало занятия:

-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1,+2,+3,+4,+5.

Арт-терапия – метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапия направлена на развитие мелкой моторики рук совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребенка. Когда же мы вырастаем, активизация мелкой моторики наших рук занимается уж другой работой – не обучением, а исцелением…

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества клиент гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в создании и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоции. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко успокаивают и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируются или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате клиент правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.

При арт-терапии нужно соблюдать три правила или заповеди:

Первая и главная заповедь арт-терапии. Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник!». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Главная задача выплеснуть, весь накопленный стресс, чтобы улучелось состояние своего здоровья.

Вторая заповедь арт-терапии. Рисунок должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. Поскольку терапия является так называется «ИНСАЙТ – ОРИЕНТИРОВАННОЙ» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта.

Третья заповедь арт-терапии. В любом случае, даже если вы с трудом понимаете, чем и для чего вы сейчас занимаетесь, даже если вам до инсайта вам еще далеко,- помните, что арт-терапия лечит уже по факту того, что вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка вам уже станет легче.

Практическая часть

«Прекрасный сад»

П-п: Одно из упражнений арт-терапии мы сейчас выполним, называется оно «Прекрасный сад».

Изобразите на листе бумаги себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. Вырежем свои рисунки и разместим на большом листе бумаги, формируя прекрасный сад. Затем необходимо придумать название рисунку.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие ощущения были в начале рисования, в процессе рисования, какие чуства испытываете сейчас?
  2. Легко или трудно рисовать? Почему?
  3. Какие цвета присутствуют на рисунке, что для вас они обозначают?
  4. Понравилось ли рисовать в данной технике?

(ответы педагогов)

Презентация работ участников.

Вопросы для обсуждения:

  1. Поделитесь впечатлением, что понравилось в коллективной работе, а что нет?
  2. Как вам легче работать и комфортнее было работать: индивидуально или в коллективе?
  3. Как вы себя сейчас чувствуете?
  4. Изменилось ли ваше настроение к концу занятия?
  5. Был ли полученный вами опыт полезен?

(ответы педагогов)

П-П: просит заполнить шкалу настроения.

«Шкала настроения»

Пожалуйста, отметьте на предложенной шкале ту цифру, которая отражает ваше настроение в настоящий момент (-5 –очень плохое, +5 – очень хорошее).

Конец  занятия:

-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1,+2,+3,+4,+5.

Рекомендации для педагогов по арт-терапии

Во-первых, если вас душат агрессия и другие негативные, разрушительные эмоции - вам всегда стоит предпочесть лепку. В этом случае рисунок будет вас только раздражать, а вот лепка, наоборот, успокоит.

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей – это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «черновая работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.

В-третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры – карандашей, красок, или фломастеров. Однако предпочитайте краски, потому что кисть более пластична и свободна. Усилием нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствует раскрепощению, особенно на первых порах.

В-четвертых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

В-пятых, занимаясь арт-терапией, вы можете создавать «программные» рисунки или рисовать «невесть что». Если же вы рисуете «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основанные все-таки на общечеловеческих аспектах.

Например: 1.Рисунок самого себя. 2.Рисунок своей семьи. 3.Рисунок человека. 4.Рисунок «Дом, дерево, человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»

В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализа­ции требуются огромные интел­лектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмо­циональное истощение, ...

«АРТ-ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ»

В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам ...

«Арт- терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»

ПрактикумТема: «Арт- тераптя как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»...

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов

Юдина Наталья ВладимировнаВ жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост ин...

Статья на тему "Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но д...

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

Статья на тему "Арт - терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"...