Мастер - класс для педагогов "АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ"
методическая разработка по психологии
Профессия педагога является одной из самых энергоёмких и требует значительных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания», становится серьезной проблемой, приводящей к снижению эффективности работы и ухудшению качества жизни. Важно осознать, что проблемы педагогов — это проблемы всего общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
Цель.
- Познакомить с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.
- Снять эмоциональное напряжение и хроническую усталость, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность воспитанников и педагогов через применение различных видов Арт- терапии.
- Укрепить позитивное отношение педагогов к работе.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.
Если в системе образования и воспитания появляются какие-либо инновации, они направлены в основном на ребенка. А как же педагог? Надо признать, что он остается один на один со своими проблемами. А проблемы педагога — это проблемы всего общества.
1 слайд «Психологическое здоровье»
2 слайд «Арт – терапия»
Для укрепления своего физического и психологического здоровья можно использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.
Искусство - та непреходящая ценность человеческой культуры, которая существует со времён древнего человека и сопровождает нас от рождения до самой смерти. В России арт - терапия начала распространяться с начала 90-х гг., и в настоящее время институты практической психологии готовят психологов, применяющих методы арт- терапии.
Арт – терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоуважения, творческого самовыражения, позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.
Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.
3 слайд «Виды терапии»
Существует очень много видов арт-терапии, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Виды арт-терапии:
- Цветотерапия;
- Музыкотерапия;
- Драматерапия;
- Аромотерапия;
- Песочная терапия;
- Фитотерапия.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Цветотерапия «Цвет моей судьбы».
Цвет в жизни человека имеет огромное значение. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит.
Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка жёлтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своём знаменитом труде «Канон врачебной науки» также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета. Он также использовал в практике разноцветные мази и цветные эликсиры.
Всем известные выражения «синяя птица», «серые будни», «почернел от горя», «покраснел от гнева», «посерел от страха» мы воспринимаем не буквально, а интуитивно, бессознательно связываем эмоциональные переживания человека, с цветом, способным их выразить. Научно доказано, что эмоции и цвет тесно взаимосвязаны, цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, эмоции, хотим мы этого или нет.
4 слайд «Цветотерапия»
Суть методики состоит в том, что внимательно, но не напрягая зрение необходимо смотреть на лист бумаги нужного цвета (размером 20-40 см и больше) на расстоянии 1-1,5м в течении 10-15 минут. За это время фиксируют цвет, передают сигнал в мозг, а уж из мозга к органу, на который этот цвет оказывает влияние.
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.
Доктор Макс Люшер, психолог и следователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришёл к заключению, что реакция людей на цвет имеет глубокие корни в самом человеке. Люшер сделал вывод, выбор цвета отражает психологические качества человека, а также гормональные нарушения в нём.
Эксперименты показали, что воздействие тёплых оттенков красного, оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания. А воздействие зелёного, синего и чёрного цветов понижает эти же показатели.
В США было обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.
В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи новорожденных.
Хирурги в операционной одеты в тёмно- зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно- зелёный цвет помогает остановить кровотечение.
Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив, бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.
Наиболее подробно познакомиться с влияние цвета на психику человека я предлагаю через краткую психологическую характеристику каждого цвета.
Психологическая характеристика цвета.
Красный
Красный цвет — это энергия и сила. Красный цвет связан с физической активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрессией. Это цвет огня, даёт энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему, стимулирует сенсорные центры, повышает иммунитет, стимулирует надпочечники, симпатическую нервную систему. Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме.
Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание.
Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрессии, страха и меланхолии, повышает работоспособность, укрепляет волю.
Однако злоупотреблять этим цветом нельзя т.к. может вызвать перевозбуждение нервной системы, волнения, беспокойство и головную боль.
Оранжевый
Оранжевый – это тёплый и активизирующий цвет. Он часто ассоциируется с солнцем, огнём, радостью и экспрессивностью. Этот цвет помогает почувствовать себя более раскрепощённым и свободным. Оранжевый настраивает человека на оптимизм, открытость и общительность. Он помогает обрести эмоциональное равновесие.
Оранжевый цвет вызывает некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного, незначительно учащает пульс и дыхание, а также улучшает аппетит.
Как цвет тепла, он регулирует обменные процессы и оказывает исцеляющее внимание на работу организма: омолаживает, увеличивает мышечную силу.
Оранжевый и персиковый цвета оказывают активизирующее воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им освободиться от страха, открыться, довериться и развить нереализованные способности.
Жёлтый
Жёлтый – цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию.
Жёлтый связан с умственными способностями, способствует концентрации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, активизирует двигательные центры, стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, обладает слабительным и желчегонным эффектом.
Жёлтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиваться поставленной цели, активизирует общение, повышает самооценку и помогает при нервном истощении.
В негативном аспекте жёлтый – это склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.
Зелёный
Зелёный цвет – цвет самой природы, постоянного изменения, обновления. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворения, спокойствия, помогает рассеивать отрицательные эмоции.
В лечебном плане зелёный стабилизирует работу сердечнососудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление, устраняет бессонницу. Действие зелёного эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.
При отсутствии зелёного цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Также обладает способностью успокаивать расшумевшихся.
Воздействие зелёного создаёт в организме ощущение мира и равновесия, недаром мы себя хорошо чувствуем на природе, на зелёной лужайке в лесу.
Отрицание зелёного цвета может указывать на недовольство своим эмоциональным состоянием.
Голубой
Голубой – это цвет интуиции, эмоциональности и духовности, цвет мира, медитации и внутренней гармонии. В цветолечении голубой обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.
Голубой цвет утешает и успокаивает. Тёплая голубая спальня, например, хорошо будет успокаивать гиперактивного ребёнка.
Синий
Помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру о преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли, обладает антисептическим, бактерицидным и антиканцерогенным действием.
Синий поможет при умственном переутомлении, а также обеспечит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действовать жёстко и прямолинейно.
Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, представляет собой силу разума, мудрости и ясности мысли.
Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недоверчивостью, беспокойством, напряжённостью, навязчивыми идеями.
Однако необходимо помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями человека. В фиолетовом соединяются два цветовых начала – синий и красный. Поэтому он включает в себя спокойствие и буйство одновременно.
Фиолетовый цвет эффективно используют при психических нарушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляющего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благотворное влияние на сон.
Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Художники и поэты, философы и музыканты, изобретатели и мистики – люди творческих профессий находятся под влиянием фиолетового цвета.
Однако передозировка фиолетового нежелательна, может вызывать состояние тоски и депрессии.
Розовый
Розовый романтичен и нежен. Он воплощение доброты и мягкости. Розовый прекрасно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта, помогает мягко выходить из критических и конфликтных ситуаций.
Розовый развивает интуицию, способствует изменению устоявшейся точки зрения, избавлению от навязчивых мыслей.
Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об уходе от реальной жизни в мир грёз.
Коричневый
Коричневый цвет символизирует надёжность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек предпочитающий коричневый цвет медленно, но верно идёт к поставленной цели. Он склонен всё тщательно продумать, рассчитать и лишь затем приступить к действиям. Личная жизнь любителя коричневого цвета может быть достаточно трудной, потому что склонны воспринимать жизнь как борьбу., как вечное преодоление препятствий.
Белый
Белый считается цветом очищения. Если человек отдаёт предпочтение белому цвету, значит он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать новую жизнь. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека. Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных он «ломает лёд» при общении, помогает преодолевать трудности и повышает самооценку. Но чрезмерное господство белого может создать ощущения стерильности, неприступности и превосходства над другими.
Чёрный
Чёрный цвет ассоциируется с тьмой, ночью, видениями, разрушением и смертью. Чёрный цвет ориентирован больше на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.
Чёрный символизирует завершение жизненного цикла, абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина.
Пристрастие к чёрному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.
В то же время, чёрный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперёд, способствует «топтанию на месте». Под влиянием цвета человек находится в состоянии депрессии, но не осознаёт этого. Для преодоления привязанности к чёрному цвету следует воспользоваться другими цветами.
Серый
Серый цвет способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля. Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.
Также серый может быть связан с печалью, депрессией, болезнями, усталостью, склонностью к критике.
Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабельность и вообще суть каждого из нас характеризуют определённые цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.
Практическое занятие по цветотерапии. Упражнение "Цветовые эмоции"
Материалы: Цветные карандаши или фломастеры, листы бумаги.
Инструкция:
- Выберите цвет, который, по вашему мнению, отражает ваше текущее эмоциональное состояние.
- На листе бумаги нарисуйте абстрактный рисунок, используя выбранный цвет. Не думайте о форме или содержании, просто дайте волю своим чувствам.
- После завершения рисунка, напишите несколько предложений о том, что этот цвет и рисунок для вас значат. Как они отражают ваше настроение?
Обсуждение:
- После выполнения задания поделитесь своими ощущениями и мыслями с группой. Какие эмоции вызвал процесс рисования? Как выбранный цвет повлиял на ваше настроение?
Драматерапия. Упражнение "Театр эмоций"
Материалы: нет специальных материалов, только ваше воображение.
Инструкция:
- Разделитесь на небольшие группы (по 3-4 человека).
- Каждая группа должна выбрать одну эмоцию (радость, грусть, гнев, страх и т.д.) и подготовить короткую сценку, которая бы иллюстрировала эту эмоцию. Важно использовать не только слова, но и мимику, жесты и движения.
- У вас есть 15-20 минут на подготовку. Затем каждая группа представит свою сценку.
Обсуждение:
- После каждой презентации обсудите, какие чувства и мысли были вызваны у зрителей. Как вы использовали тело и голос для передачи эмоции?
Песочная терапия. Упражнение "Песочные истории"
Материалы: Песок, небольшие фигурки или предметы (если есть возможность).
Инструкция:
- Возьмите немного песка и создайте в нем небольшую сцену или историю, используя фигурки или просто рисуя в песке.
- Подумайте, какую историю вы хотите рассказать. Это может быть что-то из вашей жизни или вымышленная история.
- После завершения работы расскажите группе о своей песочной истории. Что она для вас значит?
Обсуждение:
- Как создание истории в песке помогло вам выразить свои чувства? Какие эмоции вы испытали во время работы?
Заключение
На этом наш мастер-класс подходит к концу. Мы надеемся, что представленные техники арт-терапии помогут вам в вашем профессиональном и личном развитии. Важно помнить, что забота о своем здоровье — это не только необходимость, но и возможность раскрыть свой творческий потенциал и стать более эффективным педагогом.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы планируете использовать арт-терапию в своей практике?
- Какие техники вам показались наиболее полезными?
- Как вы можете внедрить элементы арт-терапии в свою повседневную работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, ...

«АРТ-ТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным формам ...

Мастер-класс «Формирование умений родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством использования кейс-технологии»
Мастер-класс «Формирование умений родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей посредством использования кейс-технологии»...

Мастер-класс «Са-Фи-Дансе, как средство укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Технология взаимосвязана с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, в мас...

Мастер - класс для родителей «Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребёнка»
Обогатить знания родителей о положительном влиянии музыки на психическое и физическое здоровье ребенка....

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов...
