Мастер-класс «Са-Фи-Дансе, как средство укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал (старшая группа)

Надежда Геннадьевна Клюкач

Технология взаимосвязана с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, в мастер-классе подробнее рассмотрены разделы с нетрадиционными видами упражнений:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой самомассаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_klyukach_fomina_sa-fi-dense_2019.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Са-фи-дансе, как средство укрепления здоровья

и развития моторных навыков детей

старшего дошкольного возраста с ТНР»

Фомина Ольга Михайловна – воспитатель

Клюкач Надежда Геннадьевна –

педагог дополнительного образования

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через использование инновационной педагогической технологии «Са-Фи-Дансе».

Задачи:

  • показать практическую значимость использования педагогической технологии «Са-Фи-Дансе» для укрепления здоровья и развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР;
  • создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов;

Трудно представить себе лучший метод
воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веком; он может быть
выражен в двух положениях: гимнастика
для тела и музыка для души…

Платон

 «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Технология взаимосвязана с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В «Са-Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной представлены различные разделы, но сегодня мы подробнее остановимся на разделах с нетрадиционными видами упражнений:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игровой самомассаж.

Все разделы объединяют игровой метод проведения занятий.

Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Цель в работе с детьми:   укрепление здоровья и развитие моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья:
  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  1. Совершенствование моторных способностей дошкольников:
  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности;
  • содействовать чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику. 

Характеристика разделов, которые мы рассмотрим сегодня более подробно:

раздел «Пальчиковая гимнастика»  служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя самомассаж в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Применение в работе «Са – Фи – Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Всё это способствует укреплению здоровья, развитию моторных навыков ребенка.

Уникальность данной инновационной педагогической технологии в том, что она может применяться педагогами в организованной образовательной деятельности как для укрепления здоровья, так и для развития моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Практическая часть.

Музыкальный руководитель:  Уважаемые педагоги, прошу вас пройти на середину зала.

Сюжетный урок

«Цветик-семицветик»

Задачи. Закрепить выполнение упражнений пальчиковой гимнастики. Повторить ранее изученные игры и упражнения игрового самомассажа.  Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Вход в зал под песню «Все сбывается на свете» (Е.Крылатова) и построение в шеренгу.

Музыкальный руководитель: Я рада приветствовать вас и хочу сообщить, что сегодня необычный день. В спортивном зале расцвел цветик-семицветик. Точь-в-точь к в книжке Катаева, только побольше. Лепестки у него разные, красивые. Мы сегодня будем срывать по лепесточку и загадывать желания, а цветик-семицветик будет эти желания исполнять.

   Вспомним слова волшебной песенки и сорвем первый лепесток:

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели:

   Хотим, чтобы зазвучала красивая мелодия из мультфильма «Приключения кузнечика Кузи» «Песенка Муренки» М. Пляцковский, Юрия Антонова

Вступление. Дети сидят на пятках. Руки на коленочках.

Первый куплет. А. 1-2 – указательные пальцы к голове «рожки» наклоны.

3-4 – И.П.

5-8 – повторить счет 1-4 в другую стороу.

Б. – повторить движения части А.

В. 1-2 – полуповорот направо раскрыть руки ладонями вверх.

3-4 – И.П.

5-8 –повторить счет1-4 в другую сторону.

Г. – Повторить все движении

Д. 1-2 - Руки вперед сжимать ритмично кулачки.

3-4 - повторить

5-6 – наклон вперед. Руки назад.

7-8. И.П.

Припев. А. 1-4 -

             5-8 – «рожки»

        Б. 1-2 левую руку вверх - «звездочка»

             3-4 – И.П.

              5-6 - правую руку вверх - «звездочка»

             7-8 – И.П.

Воспитатель: Второй листок срываем, слова волшебные повторяем. Следующее желание наше конечно играть. Предлагаю вам игру

Имитационно – образное  упражнение «Ворона»:

- Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. (дети прыгают на носочках или делают подскоки и говорят «Кар-кар»)

- Целый день они летали, спать ребятам не давали. (дети бегут или в рассыпную или по кругу и машут руками приговаривая «кар-кар»)

- Только к ночи умолкают, вместе с нами засыпают. (дети приседают с выдохом и произносят «ш-ш-ш»)

Воспитатель: Чтож продолжим мы играть, предлагаю вам немного полепить.

Игровой самомассаж.

Лепим, лепим ушки – слышим хорошо,

  Нарисуем глазки – видим далеко

Носик мы погладим – дышим глубоко,

 Щёчки нарумяним – стало нам тепло!

Самомассаж  «Разотру ладошки»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

(растирание ладоней, захват каждого пальчика у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги).

Затем руки я помою  («моют руки»)

Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и кольцо поберегу.                    

( пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.

(пальцы расцепить и перебирать ими)

Ручки наши разогрелись, а теперь давайте встанем и погреемся все вместе.

Игровой массаж.

Идёт по спинке холодок – ок-ок-ок-ок

Дует сильный ветерок –ок-ок-ок-ок

Сделаю тебе массаж – аш-аш-аш-аш

Тебя согрею, друг ты наш – аш-аш-аш-аш

Плечи сильно разотру – тру-тру-тру-тру

А теперь я их помну – мну-мну-мну-мну

И тебя я обниму! 

  1. Дыхательное упражнение на имитационных и образных движениях «Дуем – греем»

Подуем на плечо, подуем на другое.

Нам солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот.

А теперь на облака и остановимся пока.

Музыкальный руководитель: Третий лепесток. Ты летал туда, не знаем куда,

Так принеси нам то, не знаем что!

Игра «Моталочки». Варианты игры.

Пальчиковая игра «Летает - не летает» (вариант русской игры).

Воспитатель: А теперь четвертое желание… «С добрым утром! Хочу, чтобы все были добры друг к другу!» «Доброе утро!»

Доброе утро, улыбнись скорее! (разводят руки в стороны, руки под подбородок)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопки)

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми как в саду цветочки.

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрём, и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

Музыкальный руководитель: Пятый лепесток и пятое желание.

Хотим в гости к Ванечке. Поедем на лошадке?

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои -                               Показать пальцы.

Как их хочешь, поверни.                          Поворачивать кисти ладонями кверху и

                                                                    книзу.

По дорожке белой, гладкой        Пальцами проводят по другой руке.

Скачут пальцы, как лошадки.                  Два пальца одной руки «скачут» по другой

        руке.

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

Упражнение пальчиковой гимнастики «Ванечка-пастух». (песня «Ваня-пастушок» - Ю Мориц)

Упражнение для пальчиков в образно- танцевальной форме.

Вступление.

И.П. – сед на стуле (можно за столом), руки согнуты вперед.

А. 1-8 – И.П.

Б. 1 – сжать кисти в кулак.

2 - кисти разжать «фонарики».

3-4, 5-6 – повторить счет 1-2.

7 – повторить счет 1.

8 – указательный палец вперед.

Первый куплет.

А. 1-4 – четыре круговых движения внутрь указательными пальцами, остальные пальцы собрать в кулак.

5-8 – в другую сторону.

Б. 1-8 – повторить движения части А средними пальцами.

В. 1-8 – повторить движения части А безымянными пальцами.

Г. 1-8 – повторить движения части А мизинцами.

Припев.

А. 1-4 – изображают игру на дудочке слева – вверху.

5-8 – изображают игру на дудочке справа – вверху.

Б. 1-8 – изображают игру на скрипке.

Второй куплет.

А. 1-2 – указательные пальцы здороваются с большими.

3-4 – повторить средними пальцами.

5-6 – повторить безымянными пальцами.

7-8 – повторить мизинцами.

Б. 1-4 – повторить движения части А , но на каждый счет.

5-8 – повторить 1-4.

В. 1-2 – указательные пальцы правой и левой рук здороваются.

3-4 – повторить средними пальцами.

5-6 – повторить безымянными пальцами.

7-8 – повторить мизинцами.

Г. 1-8 – повторить движения части В. на каждый счет.

Д. 1-2 – согнуть пальцы, касаясь основания ладони.

3-4 – разогнуть пальцы, касаясь основания ладони «растереть».

5-8 –повторить 1-4.

Е. 1-2 – пальцы в замок.

3-4 – пальцы разжать, руки развести.

5-8 – повторить.

Припев. Повторить, в конце поклон вперед, руки в сторону книзу.

Воспитатель: Шестой лепесток и шестое желание. Одно условие – его нужно угадать!

Будто тазик кверху дном,

Крепкий панцирь. Кто же в нем?

Вдоль по берегу без страха

Шла большая… (Черепаха)

« Черепаха »

Самомассаж тела

Шла купаться черепаха                    Дети выполняют легкое пощипывание

И кусала всех со страха                    пальцами рук  груди, ног.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха Рула!                                Дети поглаживают себя ладонями,

В озеро нырнула,                              выполняя круговые движения и 

С вечера нырнула                                  приговаривают.

И пропала… Э-эй,

Черепашка Рула,  выгляни скорей!

Что же видит черепаха?

Конечно волны.

«Волны шипят». И.П. сед на пятках, руки внизу. На 1-2 – волнообразные движения руками вперед, вверх, - обычный вдох. На 3-3 – волнообразнве движения руками через стороны – выдох через рот со звуком «ш-ш-ш». 

Воспитатель: На волнах мы покачались вдруг, смотрите, здесь медузы!

Вместе с ними поплывем, в море вместе отдохнем!

«Медузы» Имитационные, образные упражнения для расслабления рук в положении лежа на спине. Потряхивание ног в положении лежа на спине.  Со словами: «Я лежу на спине, как медуза на воде.  Руки расслабляю, в воду опускаю. Ножками потрясу и усталость сниму».

Звучит музыка «Все сбывается на свете»

Музыкальный руководитель: Остался последний, седьмой лепесток – последнее желание. Какое бы вы хотели загадать последнее желание? Что вы хотите пожелать друг другу? Возможно, поделиться своим настроением. (Присутствующие говорят свои пожелания лепестку).

 Ну а нам хочется сказать вам спасибо за общение, вручить смайлики и буклеты на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...

МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...