МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
методическая разработка

Девяткова Елена Валентиновна

Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом работы по развитию критического мышления старших дошкольников. Показать практическую значимость использования игр и упражнений в развитии критического мышления старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

 на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023»

«Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

При входе участники получают зеленые и красные «сумки с сюрпризом»!

(в сумке вопрос к игре «Кошелек с сюрпризом» и смайлы-  «грустный» и «веселый»)

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемое жюри!

Представляю вашему вниманию мастер класс: «Технология развития критического мышления   детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений».

                                                  СЛАЙД 2

Цель моего мастер класса: познакомить вас, уважаемые коллеги, со своим опытом работы по развитию критического мышления старших дошкольников.

Задачи мастер класса:

- представить участникам мастер класса технологию развития критического мышления старших дошкольников;

-  показать практическую значимость использования игр и упражнений для старших дошкольников;

- раскрыть содержание мастер класса посредством активного участия педагогов в игровой деятельности.

Мы с вами знаем, что ребенок не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них, уловить смысл происходящего.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации,  происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь  речь идёт о МЫШЛЕНИИ. 

Возникает ряд вопросов: Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как вовлечь воспитанников в образовательный процесс? Как научить думать?

Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не педагог, а сам воспитанник.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться положительных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

СЛАЙД  3

Развивать критическое мышление – это значит, добывать знания, развивать умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как  в стандартной, так и не в стандартной ситуации.

                                                  СЛАЙД 4

Развитие  критического мышления включает в себя задачи:

  • самосовершенствование личности;
  • развитие творческих способностей, умение аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

развитие умения сделать правильный выбор, критически мыслить и принимать взвешенные решения, решать проблемные ситуации;

  • формирование  навыков самостоятельной и групповой деятельности;
  • интерактивное включение воспитанников в учебно– воспитательный  процесс;
  • совершенствование внимания, памяти.

Качества ума, мышление можно развивать с помощью познавательных викторин, мы с детьми любим познавательные викторины.

Уважаемые коллеги, предлагаю  разминку для ума.

 «Хитрые вопросы»

Сто иголок имеет, а шить не умеет? (Еж)

Как  называется геометрическая фигура без углов? (круг, овал)

Чем виляет собака, когда радуется? (Хвостом)

Сколько месяцев в зимнем периоде? (3)

Зачем коту усы? (орган обоняния)

 Какое животное самоё упёртое? (Осёл)

Как называют людей, которые живут рядом? (Соседи)

Сколько дней в неделе? (7)

Почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? (события происходят в разное время года)

Сколько орехов в пустом стакане? (0)

Что говорят, когда благодарят? (Спасибо)

Как называется обувь, которую носят и девочки, и мальчики? (Туфли)

Чем управляют техникой издалека? (Пультом)

Какой телефон каждый носит с собой? (Мобильный)

Что будит человека утром? (Будильник)

Как называют человека, у которого есть миллион? (Миллионер)

Что даёт продавец, когда вы платите больше, чем нужно? (Сдачу)

Кто всю зиму спит? (Медведь)

Какое животное любит бананы (Обезьяна)

Кто медленный и у неё есть панцирь? (Черепаха)
Батон, масло, колбаса, хлеб – это … (продукты)

Занимательные вопросы позволяют научить мыслить детей более эффективно и быстро!

                                            СЛАЙД 5, 6, 7
Практика показала, что дети играют в игры с удовольствием!

1.Учимся с детьми сравнивать в играх: Чем похожи? Чем     отличаются?

  1. Разбираемся с  алгоритмами.
  2. Изучаем схемы признаков, объектов.
  3. Играем в игры: Кто назовёт больше признаков? (Развивает умение выделять существенные признаки).
  4. «Ищем аналоги». Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства.
  5. Упражняемся в «Поиске противоположных предметов» (задание    направлено на сравнение предметов, поиск свойств, предмета)
  6. Упражняемся в «Поиске предметов по заданным признакам».

ФГОС стандарты определяют необходимость поддержки самостоятельности, активности воспитанников и важной  задачей  педагогической практики выступает организация в группе ДОУ пространства, которое позволяет обогащать игровую деятельность. И поэтому, в своей работе постоянно пополняю копилку методических разработок и использую очень эффективные и увлекательные дидактические  игры и упражнения на развитие критического мышления.

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию свою копилку  дидактических игр и упражнений.

                                            СЛАЙД 8

Копилка дидактических игр и упражнений по развитию         критического мышления детей дошкольного возраста

Чтобы заинтересовать детей серьезной и сложной темой, как экономика, я решила изготовить ЛЭПБУК «Финансовая грамотность». Весь дидактический материал ЛЭПБУКа состоит из вопросов и проблемных ситуации, которые  сориентируют детей  включать мыслительные операции.

СЛАЙД 9

Дидактический материал (методическая разработка)

ЛЭПБУК «Финансовая грамотность»

  

  • Цель методической разработки: Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен.
  •  Задачи методической разработки: 
  • Образовательные: 
  • -  закреплять знания об основных потребностях человека;
  • - закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика; 
  • - выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
  • - систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;
  • - продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
  • - подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь.
  • Развивающие: 
  • - способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи;
  • - способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей.
  • Воспитательные: 
  • - способствовать воспитанию нравственных и социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
  • Ход игры: играть можно, как индивидуально, так и со всей группой детей, дети рассматривают ЛЭПБУК и его содержимое, отвечают на поставленные вопросы.

Предлагаю и вам окунуться в страну детства и поиграть!

   Подгруппа с красными сумочками -  «красные» отправяться в магазин (пройдите сюда, к этому столику…)

Подгруппа с зелеными сумочками - «зеленые» будет решать экономические задачи,  пройдите  пожалуйста к кошелькам.

Дидактическая игра

«МАГАЗИН»

Цель: развивать у детей навыки классификации вещей и продуктов по внешним признакам, определение формы окружающих предметов.

Задачи:

- развивать умение детей сделать правильный выбор при выборе и распределении товара;

- закрепление новых понятий связанных с финансовой грамотностью;

- развитие логического мышления, памяти, концентрации внимания, речевых навыков;

- формировать способности к самостоятельной, парной или коллективной работе.

- закреплять умение соотносить геометрические формы с очертаниями предметов.

Ход игры:

1-й этап: участникам предлагается побыть продавцами. В магазин привезли разнообразные товары (участникам предлагается рассмотреть карточки, на которых изображена еда, мебель, одежду, бытовые вещи). Грузчики, выгружая товары, все смешали в кучу. Задача продавцов – правильно распределить продукцию по витринам магазинов.

2-й этап: теперь участники играют роль покупателей, а воспитатель (родитель) роль продавца. Воспитатель раздает участникам карточки с изображением геометрических фигур – это деньги. Кто захочет купить товар, должен заплатить карточкой, на которой изображена фигура, соответствующая очертаниям товара-предмета (задание можно усложнять, предложить детям покупать товары, не только по форме, но и по цвет Н: яблоко круглое – круг; шкаф прямоугольный - прямоугольник).

Экономическая  игра

 «КОШЕЛЕК»

Цель: научиться составлять необходимую сумму, подбирая монеты и купюры разного достоинства.

Задачи:

- дать понятие о накоплении денежных средств. Подробно разбираются понятия «монета» и «достоинство монеты»;

- формировать умение экономно расходовать деньги;

- учить сравнивать количество монет, количество рублей.

Ход игры:

Задачи игры:

«Положите столько  МОНЕТ в кошелек, сколько указано цифрой»

«Положите столько РУБЛЕЙ, сколько обозначено числом»

«Положите столько КУПЮР  в кошелек,  сколько указано цифрой

«Положи  столько ДЕНЕГ, сколько обозначено числом»

Можно воспользоваться  деньгами  разного  достоинства.

                        Речевая игра с мячом на сообразительность

«НАЗОВИ, ЧТО БЫВАЕТ  (ЖЕЛТЫМ, КРАСНЫМ…СОЛЕНЫМ, МОКРЫМ…)?»

Цель: развивать у детей навыки называть предметы и классифицировать их по характерным признакам.

Задачи:

- развитие логического мышления, памяти, концентрации внимания, речевых навыков;

- формировать способности к  коллективной работе.

- развитие умения сделать правильный выбор.

Ход игры: детям предлагается построиться в круг, воспитатель ведущий задает вопрос: «Назови, что бывает … круглым, сладким, соленым, кислым, пушистым…» и в это время кидает мяч игроку, затем по порядку всем игрокам.

Дидактическая игра

«КОШЕЛЕК С СЮРПРИЗОМ»

Цель: развивать умения сделать правильный выбор.

Задачи:

- умение аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

- развитие умения сделать правильный выбор.

- формировать способности к самостоятельной, парной или коллективной работе.

- развитие умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;

Ход игры: воспитатель раздает карточки игрокам и задает вопросы, игроки демонстрируют правильный ответ. В качестве усложнения игроки обосновывают ответ.

Игра на внимание и мышление

«ПОМЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ»

Цель: развивать способности к коллективной работе.

Задачи:

- развитие логического мышления, памяти, концентрации внимания;

- формировать способности к  коллективной работе.

Ход игры: участники  сидят на стульчиках перед  воспитателем или стоят, воспитатель обращается к детям со словами:

Поменяйтесь местами, те, кто хорошо рисует

Похлопайте в ладоши, те, кто хорошо  поет

Попрыгайте, те, кто  занимается спортом

Поменяйтесь местами, те, кто любит ходить в детский сад

Поздоровайтесь, те, у кого хорошее настроение

Поменяйтесь местами, те, кто любит  читать

Потопайте, те, кто не в черных туфлях

Поменяйтесь местами, те, кто хорошо рисует

Покажите сердечко, те, кто считает себя добрым

Покажите сердечко, те, кто любит детей

Помашите рукой, те, кто считает себя хорошим воспитателем. 

          Данную игру можно прекрасно адаптировать на детей.

В заключении хочется отметить,  Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова: «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки  меня – я пойму».

Рефлексия: Коллеги! Выскажите свое мнение о технологии развития критического мышления, посредством игр.

Если вам понравился мастер класс, покажите веселый смайлик, если нет – грустный  (смайлик в сумочке).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» Мастер – класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск » Воспитатель: Елена Валентиновна Девяткова

Слайд 2

Цель мастер класса: познакомить со своим опытом работы по развитию критического мышления старших дошкольников. Задачи мастер класса: - представить участникам мастер класса технологию развития критического мышления старших дошкольников; - показать практическую значимость использования игр и упражнений для старших дошкольников; - раскрыть содержание мастер класса посредством активного участия педагогов в игровой деятельности.

Слайд 3

Развивать критическое мышление – это значит, добывать знания, развивать умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и не в стандартной ситуации.

Слайд 4

Развитие критического мышления включает следующие задачи : самосовершенствование личности; развитие творческих способностей, умения аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развитие умения сделать правильный выбор, критически мыслить и принимать взвешенные решения, решать проблемные ситуации; формирование навыков самостоятельной и групповой деятельности; интерактивное включение воспитанников в образовательный процесс; совершенствование внимания, памяти.

Слайд 5

Практика показывает, что дети играют в игры с удовольствием!

Слайд 8

Копилка методических разработок ЛЭПБУК «Финансовая грамотность»

Слайд 9

Дидактический материал (методическая разработка) ЛЭПБУК «Финансовая грамотность» Цель методической разработки: Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен. Задачи методической разработки: Образовательные: - закреплять знания об основных потребностях человека; - закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный доход, расход, экономика; - выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; - систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг; - продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; - подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь. Развивающие: - способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, связной речи; - способствовать формированию коммуникативных и социальных компетентностей. Воспитательные: - способствовать воспитанию нравственных и социально - личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Ход игры: играть можно, как индивидуально, так и со всей группой детей, дети рассматривают ЛЭПБУК и его содержимое, отвечают на поставленные вопросы.

Слайд 10

Спасибо за внимание!