Программа дополнитенльного образования "Познай себя"
рабочая программа (старшая группа)

Фокина Зинаида Ивановна

Программа«Познай себя» является авторской разработкой и направлена  на формирование у старших дошкольников представлений о своем организме, на становление и развитие позитивного самосознания, самопознания, самооценки и «образа Я», ценностного отношения к собственной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznay_sebya_-_kopiya.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка- детский сад села Бакчара

"ЦРР- детский сад села Бакчара"

УТВЕРЖДЕНА

ПРИНЯТА                                                                                                            Приказом №41

                                                                                                                               от « 31.08 .2023г на педагогическом совете

Протокол №1

от « 31.08.2023г

Программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

    «Познай себя»

Направленность-физическая

Срок реализации-1год

Возраст- 5-7лет

                                                 

                                                                 Разработчик:

                                                                Фокина Зинаида Ивановна

                                                                Инструктор по Ф. В.

                                                      первая квалификационная категория

                                                                               

                                               с.Бакчар   2023г

                                                       Содержание

1.Пояснительная записка.

1.1.Направленность программы.

1.2.Акутальность, новизна и педагогическая целесообразность.

1.3.Цель и задачи Программы.

1.4.Основные формы и принципы реализации Программы.

2.Методическое обеспечение Программы.

2.1.Программно-методическое обеспечение.

2.2.Перечень средств обучения, оборудования.

3.Планируемые  результаты освоения Программы и способы  определения их результативности.

4. Содержание Программы.

5. Учебно – тематический план программы. 

6.Список используемой литературы.

7.Приложения.

                                   1.Пояснительная записка

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя» является авторской разработкой и направлена  на формирование у старших дошкольников представлений о своем организме, на становление и развитие

позитивного самосознания, самопознания, самооценки и «образа Я», ценностного

отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной,

здоровой личности.

Уровень освоения содержания – стартовый – 1 год обучения.

            Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому ребенок может узнать особенности своего организма, соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению  своего здоровья и здоровья окружающей среды. Знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.

В  работы с детьми отражены упражнения для развития детских представлений о себе, игры и упражнения, уточняющие и расширяющие знания детей о собственном организме, точечный массаж,опыты и эксперименты, удовлетворяющие поисковые интересы детей.

Подборка художественной литературы и фольклорных выражений (пословиц, поговорок) позволила обогатить образное видение ребенка. Дошкольник приобретает опыт самоутверждения, показывает радость удач и горесть разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.

Программа объединения “Познай себя” направлена на формирование у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребёнок должен знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

Новизна рабочей программы дополнительного образования детей “Познай себя” – использование оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь – эта программа поможет ему в этом.

1.2.Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

 Здоровье- бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его надо смолоду.. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее в связи с тенденцией к ухудшению здоровья детского населения. Достичь необходимого уровня интеллектуального, познавательного развития может только здоровый ребенок.

В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление  физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы.

Здоровый образ жизни не может состоять без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психологическом состоянии человека, о влияниях этих изменений на здоровье индивида.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней “цивилизации”, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Самый благоприятный возраст – дошкольный - для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

      Конечно, влияние окружающей среды огромно, но нельзя не учитывать и образ жизни самого человека: соблюдение личной гигиены, занятий спортом, исключение вредных привычек и т.д. ведь все это тоже  влияет на здоровье.

Необходимо дать детям представление об опасных и вредных факторов и ситуациях, знания и умения по защите здоровья об их последствий, сформировать установку на сохранение здоровья и стремление следовать им в повседневной жизни.

1.3.Цель, задачи  Программы.

Цель

-сформировать полное представление о строении своего тела

-побудить интерес к изучению своего тела

- сохранение и укрепление здоровья.

Задачи:

Обучающие:

-расширить знания детей о частях тела и их значимости

- дать представление о значении сердца, легких, мышц, костей  в жизнедеятельности человека

-дать элементарные представления о значении органов чувств

-учить «слушать» и «слышать» свой организм

- формировать осознанное соблюдение культурно- гигиенических требований по уходу за полостью рта, глазами, носом

-обучение навыкам оказания элементарной помощи.

-формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

-воспитание любви к себе, своему телу.

- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать чужой бол

-воспитание потребности в здоровом образе жизни,

Интеграция образовательных областей

Социально – коммуникативное развитие: развитие игровой деятельности; приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ.

Познавательное развитие: развитие сенсорной культуры ; расширение кругозора в части представлений о человеческом организме и здоровья; закрепить знания и понятия о том, как нужно сохранить здоровье.

Речевое развитие: обогатить и активизировать словарь детей , уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.

Физическое развитие: формировать потребность в двигательной активности и физическом самосовершенствовании; развитие физических качеств, и накопление двигательного опыта- как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей;.

Художественно- эстетическое развитие: использование художественных произведений и фольклора для обогащения знаний детей; выполнять упражнения под музыку, согласовывать движения с темпом музыки ; учить слушать музыку в играх.

Адресат Программы. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста  в условиях конкретного ДОУ – МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад с.Бакчара». Работа организована в мини – группах по 10-12 человек при теоретическом обучении . Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Объем и срок реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя» реализуется в форме кружковой  работы и охватывает детей старшего дошкольного возраста  от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на один год обучения и включает в себя 28 занятий для детей 5-6 лет.

Основные формы обучения и принципы реализации Программы.

Форма обучения – занятие. Все разделы дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Познай себя» объединяет игровой метод проведения занятий.

Формы организации обучения :

Беседа, опыты и эксперементы, дидактические и подвижные игры, массаж

Основные дидактические принципы реализации программы:

-доступность и наглядность;

-последовательность и систематичность обучения;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Режим занятий. Периодичность – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет – 25 минут

Нормативно – правовое обеспечение программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познай себя»  разработана на основе  следующих нормативно – правовых  документов:

- Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ от

29.12.2012, вступившего в силу с 01.09.2013(ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ);

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования» ( утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155);

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и

обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утв.

государственным санитарным врачом РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении

СанПиН 2.4.3648-20).

 Минпросвещения  РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам).

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе  с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).

2.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1.Программно- методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение включает как печатные, так и электронные ресурсы, как авторские разработки, так и методические источники  

1. ПолтавцеваН.В.,  СторожароваМ.Ю., Краснова Р.С., ГавриловаИ.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»

Москва 2016г.

2.Н.Б. Муллаева «Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников

Санкт-Петербург 2014г.

3.А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»

Москва 2017г.

4.Т.Е. Харченко «Спортивные праздники в детском саду»

Москва 2013г.

5.М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»

М. Творческий Центр 2018г.

Перечисленные методики и технологии обеспечивают  выполнение дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программы и соответствуют  принципам полноты и  достаточности.

Материально техническое обеспечение Программы.

Перечень средств обучения, оборудования

Вся деятельность с детьми в рамках реализации программы проходит в физкультурном зале с использованием специального оборудования и материалов.

Ресурсы

Материально- технические: различное физкультурное и оборудование и пособия,тренажеры, помогающие усвоению валеологических задач,  компьютер, принтер, фотоаппарат ,цветная бумага и картон, трубочки и салфетки.

Кадровые: дети , родители, специалисты ДОУ, воспитатели

Информационные: интернет- ресурсы, детская художественная, публицистическая литература, иллюстрации, плакаты.

1.5.Планируемые  результаты освоения программы и способы определения их результативности

- у детей сформировано представление о строении своего тела и внутренних органах, различает «часть тела» и «орган»

-увеличилась двигательная активность детей  в свободной деятельности и режимных моментах

-ребенок внимательно слушает высказывания окружающих и проявляет восприимчивость к потребностям других детей

-выполняет требуемые педагогом двигательные задачи, участвует в обсуждении выполняемых упражнений

- может принимать на себя ответственность за свое поведение, понимать свои возможности и ограничения

- сформирована потребность в здоровом образе жизни.

Сотрудничество с родителями по реализации проекта программы

Конкурсы «Весёлые старты», Конкурс семейных газет «Мы любим спорт» Создание фотоальбома «Здоровая еда для моей семьи» (с рецептами блюд) Консультационная поддержка: «Закаливание организма», «Растите детей здоровыми», «Как сохранить хорошее зрение?» Буклет «Движение –это жизнь» !,«Профилактика нарушения осанки»,

Консультация «Чтобы зубы не болели», «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей», «Тренируйте сердце ребенка»

                         Содержание программы

Система человеческого организма

Технологии

Упражнения для развития движений

Игры и упражнения для знакомства с системой

Опыты и эксперимент-

ты

Художественная литература

Физиолог. особенности детского организма /на память воспитателю и родителям/

Опорно-двигательный аппарат-совокупность твердых образований в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений. Скелет человека насчитывает более 200 костей.

-Что вы делали расскажем, после этого покажем.

-Запомни, назови и повтори движение

-Маятник

-Орешек

-Бабочка

-Зайчик

-Ходьба

-Лошадка

-Замочек

-Мельница

-Хорошо-плохо /см. приложения

-Подбери предмет/часть тела/ к действию/с мячом/

-Назови части головы, туло-

вища, руки, ноги

(рука-плечо..)

-Назови чего у человека по 2(парные части тела)

-Назови части тела человека ,которых нет у животных.

-Назови ласково

-Что для чего нужно

(голова нужна чел. для того, чтобы думать..)

-Подбери по признаку(по назначению, размеру, цвету: голова умная, красивая, больная, здоровая…)

-Четвертый лишний

(нога-стопа-колено-сапоги…)

-«Кости из трубочек»

/взять макароны, сломать по одной  и  вместе,

-тоже с веником

/ сделать вывод/.

Е.Благи-

нина

«Аленушка»

А.Барто «Девочка чумазая»

А.Барто

 «Я расту».

пословица

В здоро-вом теле-здоровый дух.

Мышечная- совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Осуществляет движения организма, поддержание равновесия тела, а также дыхательные движения, транспортировку пищи, крови внутри организма.

-Змея

-Кошечка

-Книжка

-Птица

-Предложить детям скрутить из проволоки скелетик человечка, а потом облепить его пластилином

-Разложить картинки с изображением различных ситуаций изображением вверх. Ребенок должен перевернуть те картинки, на которых изображены дети, выполняющие неправильные поступки и сказать почему.

-«Умею, не умею»

-Пальцами правой руки обхвати левую пониже плеча. Сгибай левую руку в локте. Ты почувствуешь, как вздувается и укорачивается сгибающая руку мышца

-Повтори опыт, держа пальцы правой руки над локтевой ямкой левой. Ты почувству-ешь, как натягивается сухожилие. Опыты получаются лучше, если левая рука держит груз.

Пищевари-

тельная-совокупность органов пищеварения у животных и человека.

-«Как работает желудок»

-«Путешествие пирожка»

-«Зачем человек ест»

-«Зачем нужна посуда»

-«Приятного аппетита»

-«Какая пища полезней»

-«Празднич-ный стол»

-«Что полезно детям»

-Пожуй подольше кусочек черного хлеба. Ты почувствуешь сладковатый вкус. Это часть вещества хлеба преврати-

лась в сахар.

Д.Хармс и Н. Гернет «Очень-очень вкусный  пирог»

М. Карима «Мой кот»

Пословицы:

Чеснок да редька, лук да капуста лихого не допустят

-Лук от семи недуг

Выделительная-совокупность органов, выводящих из организма животных и человека избыток воды, конечные продукты обмена веществ, соли, чужеродные вещества.

-«Сухая и влажная кожа»

-«Плачем и смеемся»

-«Холодные и теплые руки»

-« Соль, сахар, перец»

- «Лимон-это кислое»

-Игры с паралоновой губкой

-Какого вкуса слезы

- Выдох холодного и теплого воздуха

Нервная- совокупность нервных клеток, осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей. Регулирует и координирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой.

-«Чудесный мешочек»

-«Сладкое, кислое, горькое»,

-« Скользкое, шершавое»

-«Теплое-холодное»

эмоции / психогим-настика/

-Игры на осязание

-«Узнай, сравни, в группу объедини»

-Игры на развитие слухового анализатора,

-«Кто позвал?»

-«Узнай по голосу»

-«Испорчен-ный телефон»

-Угадай, что внутри/

прил./

-На ощупь/см.

прил./

-Когда чешется спинка/

-Что мы видим в темноте?

- Кто что слышит?

С.Михалков «Про Мимозу»

К.Чуковский «Радость»

Стихи Э.Мошковс-кой, Б.Заходера,

Д.Хармса

Кровеносная -совокупность сосудов и полостей, по которым циркулирует кровь.

-«Сердце бывает слабым и сильным»

-Приложи три пальца одной руки к запястью другой, как показано на рисунке. Ты почувствуешь биение.  Это работает один из сосудов.

Сердцу не прикажешь.

- Сила хорошо, а ум  лучше

Органы чувств -органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных нервных клеток. Воспринимают раздражения, получаемые организмом из внешней и внутренней сред, передают информацию в центральную нервную систему. Способствуют совершенному приспособле-нию организма к окружающему миру.

-Гимнастика для глаз/см. приложение/.

-Проверяем слух

-Угадай мелодию

-Послушай и запомни

-Психо-гимнастика/игра -«хвастушка»/

-Все помощники важны, все помощники важны, а кому какой нужнее?/см. приложение.

-Как вы думаете?/см.

прил.

- Определить вкусовые зоны языка/см. прил./

-«Определи по звуку»

-«Угадай, кто позвал!»

-Чьи глаза тебе помогут?

-Про очки

-Вижу я, видишь ты»

-«Жмурки»

-«Не пропусти свой звук»

-«Определи, где звенит колокольчик»

-Определить пищу только на вкус (не глядя на нее)/см. прил./

-Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха/см. прил/

-Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности

-определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека

-Определение связи уха с носоглоткой.

М.Гомболи «Какое значение имеют наши чувства?»

Н.Орлова «Ребятишкам про глаза», «Наблюдате-ли», «Телевизор», «В сумерках», «Про очки»,  «Береги свои глаза!».

Е. Пермяк «Язык и нос»

Н. Сладков «Ящуркин нос»

В.Бианки «Чей нос лучше»

Э. Мошковская «Мой замечатель-

ный нос»

Ю.Прокопо-вич «Зачем носик малышам».

Кожный покров-наружный покров тела животных и человека. Защищает организм от внешних воздействий, участвует в осязании, обмене веществ, выделении, терморегуляции. Производные: волосы, когти, ногти, перья…

-« Я умываюсь»

-«Я принимаю душ»

-«Знаешь ли ты»

-«Для чего человеку нужна кожа»

-«Определи на ощупь»

-«Найди пару»

-Отгадай букву на ощупь»

-«Из чего я состою»

-«Добрые слова»

-«Аналогия»

/мороз-шуба

=жара-?,

дом- кирпичи=

человек-?/ 

и т. д.

-«Одежда и времена года»

-«Оденься правильно»

-Нарисуй в альбоме любимую одежду. -«Определе-ния» /средст-во для мытья волос-это…, средство для мытья рук и тела-это…/

-сравнить температуру воды в нескольких емкостях

-определить расположение «тепловых»

(воспринима-ющих тепло) и «холодовых» (воспринимаемых холод) точек на разных участках кожи.

А.Милн «Воспаление хитрости»

Отр. из стихотв. В.Маяковс-кого «Что такое хорошо и что такое плохо?»

К.Чуковский «Мойдодыр»

Пословицы:

-Как капель-ка, но делится, как яйцо, но не бьется, как блин, но не съешь.

/клетка/.

-Чистота здоровье сохраняет, а воздержанность разум укрепляет.

-Чистым всё свято.

-Наше тело покрывает, от ненастья защища-ет, будем чаще её мыть, чтобы нам красивым быть

Дыхательная –совокупность процессов, обеспечиваю-

щих поступление в организм кислорода и удаления углекислого газа, а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности.

-«Часики»

-«Трубач»

-«Петушок машет крыльями»

-«Каша кипит»

-«Парово-

зик»

-«Насос»

-«Летят мячи»

-«Семафор»

/см. прил./

-«Как  мы дышим»

-«Много ли в легких воздуха?»

-« Игра с ваткой»

-Задержи дыхание и считай про себя. Сколько ты выдержишь?

-« Я выдыхаю воду»

-«Рисунок на оконном стекле»

                   

           

                 

                                          Учебно –тематический план

Месяц

неделя

тема

задачи

Совместная деятельность взрослых и детей

Взаимодействие с родителями

октябрь

1неделя

2неделя

3неделя

4 неделя

«Что я знаю о себе?»

Стр14

«Я-человек»

Как я появился на  свет? «Путешествие в тайну рождения»

См.стр30.«Физическое развитие»Г.Ю.Бойкова)

«Как устроено тело человека?»

(См.стр62 .«Физическое развитие»Г.Ю.Бойкова)

Как живет мое тело?

«Я учусь правильно организовывать свою жизнь»

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности:лица,роста, возраста

Познакомить с клеточным строением организма, дать представление о том, что все живое на Земле появляется благодаря любви

-

знакомить со строением человека

-воспитывать бережное отношение к нему

Учить преодолевать негативное настроение

Рассказ об изменениях, которые происходят с новорожденными после их рождения, о необходимости и элементарных правилах ухода за младенцами

Кукла, одежда для новорожденного, предметы ухода и гигиены, сюжетные картинки, фотографии.

рассматривание фотографий с изображением детей в младенческом возрасте (разных возрастных периодов).

постановка проблемы: что будет, если неправильно запеленать ребёнка, не теми продуктами накормить, неправильно держать на руках и т.д.

ноябрь

1-2неделя

3неделя

4 неделя

«Скелет- опора нашего организма»

«Как движутся части тела?

Все про мышцы и осанку(см стр73  и стр137-141)

ПолтавцеваН.В. стр 47

«Живой панцирь»

(кожа)

-рассказать о том, что такое кости и для чего они нужны человеку

-- о необходимости соблюдать правильную осанку

Познакомить детей с назначением мышц

- беседа – рассуждение «Сколько у человека костей?», «Правильная осанка»

- дидактическая игра»Подбери прилагательное»

- конкурс знатоков»Крепкие кости»

- разучивание пословиц и поговорок»Почему так говорят?»

- игра «Веселый официант»

- игра «Можно- нельзя»

- рисование человека

Задание: проверить как вы себя чувствуете, когда приземляетесь на носки, пятки, на всю ступню при прыжке? Как правильно приземляться после прыжка с высоты? Игра «Дотянись».

Беседа про мышцы

Рассматривание таблицы «Мышцы»,

Выполнение комплекса упр-ний для всех групп мышц.

Соревнование «перетягивание каната».

».

Эксперименты на своем теле- упражнения

Самомассаж ушей

Хождение с книгой на голове,хождение по массажной дорожке

игра – имитация «Куклы тряпичные. Куклы деревянные

Работа на тренажёрах, с гантелями, мешочками с песком,с  набивным мячом весом 1 кг.

Ига «Трудно-легко»

Дидактическая игра «разложи карточки»

«Покажи что нарисовано»

Живая черепаха (рассмотреть её панцирь), пинцет, вата, бинт, вода, пузырь со льдом, лупа.

Рассказ о коже, её защитных функциях, первой помощи при повреждении кожи

-исследование кожного покрова через лупу

-практические задания: как вынуть занозу, обработать рану, царапину.

первая помощь при ушибах.

Загадки о предметах гигиены и ухода.

Консультация «Осанка»

Буклет «Движение –это жизнь»

декабрь

1-2неделя

3-неделя

4неделя

«Хочу видеть мир своими глазами»

См.стр 117

Полтавцева стр14,17-23

«Слух – большая ценность для человека»

«Зачем нам нужен нос?»

-обогатить знания детей об особенностях строения глаза

-рассказать о роли зрения в жизни человека

- учить ухаживать за глазами в различных ситуациях

знакомить детей с особенностями слуха у человека

- со значением слуха для ориентировке в окружающей действительности и овладении речью

- воспитывать желание заботится о своем здоровье

-закрепить знания о правилах ухода за ушами

-

 

знакомить со строением носа

- правилами ухода за носом

- беседа- рассуждение «Для чего нужны глаза?», «Бережем глаза»

-чтение стихотворения И.Орловой»Ребятишкам про глаза»

- опыт -разглядываем свои глаза

Сужение и расширение зрачка при свете

- дидактическая игра «Посмотри и оцени»

- гимнастика для глаз»Сова», «Белка»

- игра «Полезно-вредно»

- конкурс рисунков «Цветики-разноцветики»

- беседа- рассуждение»Почему уши такие смешные?»

- опыт-« что ты слышишь»

- разучивание пословиц и поговорок

- конкурс знатоков «Что полезно для слуха»

-игра «услышь и повтори»

- дидактическая игра «Отгадай кто позвал», «какой музыкальный инструмент прозвучал?»

- рассматривание плакатов и иллюстраций

- чтение Бианки «У кого какие уши?»

беседа- рассуждение «Для чего нам нос?», «Правила гигиены и безопасности»

-рассматривание картинки- носа в разрезе

- опыт- « вкус через запах», «Считаем вдохи»

- игра «Узнай по запаху»

-Чтение Бианки «У кого какой нос?»

- дыхательная гимнастика

- конкурс рисунков «Нарисуй аромат природы»

- разучивание пословиц и поговорок

- рассматривание своего носа в зеркале

- чтение сказки «Карлик нос»

Рекомендация для родителей «Как сохранить хорошее зрение?»

Собрать загадки и истории «Человек- два уха»

Пополнение коллекции загадок и историй о носе

январь

1-2 неделя

3-4неделя

«Сердце- наш мотор»

Стр.64 Г.Ю. Бойкова

- познакомить с работой сердца

-показать значение сердца и крови для жизни человека

- рассказать о том, как сохранить сердце здоровым

- формировать осознанное отношение к выполнению упражнений

Познакомить детей с кровеносной системой

-беседа- рассуждение»Что делает сердце?», «Как сохранить сердце здоровым?», «Виды спорта полезные для сердца»

- игра «Хорошо- плохо»

- опыт с медицинской грушей

- дидактическая игра «Сердце свое укрепляю»,

 «Мы делаем сердце крепким»

-физминутка «Мы веселые ребята»

Беседа о том, из чего состоит вода, как она защищает наш организм, почему надо беречь сердце.

опыт: почему кровь красная?

оказание первой помощи при кровотечении.

Консультация «Тренируйте сердце ребенка!»

Февраль

1-2 неделя

3-неделя

4 неделя

«Легкие – основа жизни»

См.стр68 БойковаГ.Ю.

«Микробы и вирусы»

Стр.74

«Личная гигиена»

Стр.78

Стр.115

-- познакомить с органами дыхания, функцией легких у человека

-дать возможность самостоятельно принимать решение по защите организма от вредного дыма

-уточнение знаний детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни всего живого;

-закрепление знаний детей о том, что укрепляет дыхательную систему, и что ей вредит, приемов выполнения дыхательной гимнастики;

Познакомить с инфекционными болезнями и их возбудителями

Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур

рассматривание иллюстраций с изображением органов дыхания

-загадка о воздухе

-беседа рассуждение «Зачем человек дышит?»

-опыты «Сколько воздуха ты можешь вдохнуть?»,Где находятся легкие?»

- игра –соревнование «Чья дудочка дольше поет?», «Кто быстрее надует шарик?»

- д/и «Вредно- полезно»

- рисование «Кляксография»

- дыхательная гимнастика

-д/и «Отгадай, когда человеку легче дышится?», «Угадай кто как дышит», «Волшебная вата»

- опыты- со свечой, листиком.

Чтение рассказа

Уроки дедушки Коли «О чем напоминала бабушка?»

Рассказ Мойдодыра

Загадки о гигиен. принадлежностях

Эксперимент

Опыт с микроскопом

Консультация

«Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей»

Март

1-2 неделя

3-4 неделя

«Система пищеварения

«Здоровая пища»

Стр. 66, стр.95

Стр154

«Витамины и полезные продукты»

Стр 87,стр.92

Познакомит детей с назначением и работой системы пищеварения, здоровой и полезной пиши, аппетите.

познакомить с понятием «витамины» с их пользой и значением в жизни человека

- плакат-схема пищеварительной системы

Беседа «Путешествие манной каши и хлебной корочки»

картинки с изображением продуктов

игра «Съедобное – несъедобное», викторина «Овощной базар»,

рассказ о витаминах и в каких продуктах они живут

Аппликация «Домики с окошками»

Загадки об овощах

Физминутка

Игра- имитация «Огород»

Создание фотоальбома «Здоровая еда для моей семьи» (с рецептами блюд)

апрель

«Зубы и уход за ними»

Стр53Г.Ю.Бойкова

ПолтавцеваН.В. стр72

Познакомить со строением зуба, необходимостью ухаживать за зубами

 Просмотр мультфильма»Птичка Тари» и беседа по содержанию

Рассказ- беседа о зубах,  что такое кариез?

Решение проблемно-практических ситуаций»Посылка от Незнайки»

Консультация «Чтобы зубы не болели»

май

Спортивный праздник «Здоровье в наших руках»

-закрепить знания детей о строении организма  через эстафеты

- помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие «ЗОЖ»

-создавать радостное настроение, высокий эмоциональный подъем

-воспитывать умение быть организованным, поддерживать дружеские отношения со сверстниками

- прививать любовь к занятиям физической культурой и спортом

         

                   Используемая литература

1. ПолтавцеваН.В.,  СторожароваМ.Ю., Краснова Р.С., ГавриловаИ.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»

Москва 2016г.

2.Н.Б. Муллаева «Конспекты- сценарии занятий по физической культуре для дошкольников

Санкт-Петербург 2014г.

3.А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»

Москва 2017г.

4.Т.Е. Харченко «Спортивные праздники в детском саду»

Москва 2013г.

5.М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»

М. Творческий Центр 2018г.

6.Журнал «Инструктор по физкультуре»

№3 2010г «Физкультурные занятия по ознакомлению старших дошкольников с организмом человека»

№5 2012г. «Авторская программа «Сохрани свое здоровье сам»

№7 2013г, 37 2012г- тесты для родителей

№8 2014г» Мы за здоровый образ жизни»

     

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Открой себя"

Развивающая программа  предназначена для работы с детьми 6-7 лет, направленных на развитие  нравственного потенциала и развитие навыков межличностного  взаимодействия со взрослыми...

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Анализ программ включающих в себя задачи по формированию у детей всех сторон речи, в частности грамматического строя

В современной системе дошкольного образования и воспитания существует множество программ воспитания и обучения детей в ДОУ. предлагаю рассмотреть задачи по формированию грамматического строя речи дете...

Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"

В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить»

За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, ...