Профилактика нарушений ОДА средствами плавания
консультация

Акулина Наталья Николаевна

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Являясь основной частью комплексного лечения ОДА у детей, способствует укреплению здоровья, самовытяжению позвоночника в разгрузочном положении, симметричной тренировке мышц, подвижности грудной клетки. Упражнения в воде в сочетании с плаванием восстанавливают условия для нормального роста тел позвонков.

Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника в сочетании с одновременной тренировкой мышц туловища, является при нарушениях осанки важным компонентом комплексной программы реабилитации детей.

Следует отметить, что, несмотря на всестороннее оздоровительное воздействие плавания на организм, для наибольшей эффективности лечения его рекомендуется применять в комплексе с другими средствами физической реабилитации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_oda_sredstvami_plavaniya.docx1003.25 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников в   возрасте 6-7 лет.                           2стр.

2. Осанка и причины ее нарушения.                          3 - 4 стр.

3.  Плоскостопие и его профилактика.                      5 – 6 стр.

4. Значение лечебного плавания.                               7 стр.

5. Плавание  в системе физической реабилитации.  8 – 11 

6. Примерный комплекс упражнений, применяемых на занятиях оздоровительным плаванием для коррекции осанки и плоскостопия.                                             12 -13 стр.

7. Список литературы.

Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников в   возрасте 6-7 лет

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя код ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.

В целом ребенок 6- 7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Произвольное внимание становится более устойчивым, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Они могут ставить перед собой задачу что – либо запомнить, используя простой способ – повторение. Продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием наглядных средств. В процессе мышления все более активно включается речь. В связи с этим существенно повышается возможность детей понимать значение слов.

Последнее время наблюдается высокий уровень патологии у детей дошкольного возраста, что указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Практика показывает, что одной медицине решить данную проблему не под силу. Поэтому значительную часть этой работы берут на себя образовательные учреждения, семья и сам ребенок, путем формирования у него потребности в укреплении здоровья.

Контингент Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида включает детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, эмоционально – психического здоровья и благополучия, функциональные нарушения лор – органов, зрения и речи. На момент зачисления детей в ДОУ они имеют ряд показателей, отличающихся от нормальных: по антропометрии,  весу и др.

Осанка и причины ее нарушения

Осанка – это привычная и непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкая и упругая. И наоборот, часто приходится видеть во круг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова.

К сожалению, зачастую родители мало обращают внимание на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, замечают, как плохо он сидит и ходит, шаркая по земле.

Позвоночник – это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. Осанка в какой – то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в детстве рахитом. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия функционирования органов грудной клетки, брюшной полости, органов таза, верхних и нижних конечностей.

Для предупреждения возникновения неправильной осанки следует проводить профилактику плоскостопия, так как уплощенные стопы нарушают опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника ребенка.

 

C:\Users\Акулин\Desktop\1.png

Правильная осанка

Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Голову и туловище ребенок держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые.

C:\Users\Акулин\Desktop\2.png

Нарушения осанки

  1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
  2. Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.
  3. Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.
  4. Сколиоз. Боковое искривление позвоночника. Асимметрия плечевого пояса.

Плоскостопие и его профилактика

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Нередко плоская стопа усугубляет течение сколиотической болезни.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15—23% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Детская стопа по сравнению со взрослой короткая, широкая, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движений детской стопы больше взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Дли - тельная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости.

Известную роль при этом играет также мышечная недостаточность — ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Программы по физической культуре детских садов в достаточной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. И все же использование 2—3 специальных упражнений в начале, середине и в конце физкультурных занятий дома необходимо. Следует также обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при стойках и ходьбе.

C:\Users\Акулин\Desktop\123.png

Формы стопы

  1. Полая. 2 Нормальная. 3 Уплощенная. 4. Плоская.

Значение лечебного плавания

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Являясь основной частью комплексного лечения ОДА у детей, способствует укреплению здоровья, самовытяжению позвоночника в разгрузочном положении, симметричной тренировке мышц, подвижности грудной клетки. Упражнения в воде в сочетании с плаванием восстанавливают условия для нормального роста тел позвонков.

Лечебное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника в сочетании с одновременной тренировкой мышц туловища, является при нарушениях осанки важным компонентом комплексной программы реабилитации детей.

Следует отметить, что, несмотря на всестороннее оздоровительное воздействие плавания на организм, для наибольшей эффективности лечения его рекомендуется применять в комплексе с другими средствами физической реабилитации.

Организация занятий по плаванию осуществляется в комплексе со всеми формами физкультурно – оздоровительной работы детского сада (ЛФК, массажем, утренней и дневной зарядкой, физкультурными занятиями) в сочетании с режимом деятельности и отдыха. Обязательно учитывается время после приема пищи (не менее 40 мин.) и не позднее, чем за 2 часа до дневного сна. Занятия проводятся в утренние часы (с10.00  до 12.30) после сна (с 15.10 до 17.30). Продолжительность занятий в старшем дошкольном возрасте  по 30 мин. 2 раза в неделю является достаточной для решения

поставленных задач и не вызывает заметного утомления детей, которое

определяется по показателям пульса, качеству выполнения заданий

инструктора, а также интенсивности внимания детей и интереса их к занятию

плаванием.

Наиболее рациональным и безопасным стилем плавания является «брасс» на груди и на спине с удлиненной паузой скольжения. Возможности увеличения подвижности позвоночника в грудном отделе и скручивающих движений туловища и таза в данном стиле плавания исключены, что делает его незаменимым при планировании  программ физической реабилитации для детей с нарушениями осанки. Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям.

Плавание в системе физической реабилитации

Физическая реабилитация - процесс восстановления здоровья и трудоспособности с помощью физических факторов (физическая культура, массаж, физиотерапия, природные факторы).

В воде, благодаря ее физическим свойствам, движения выполняются плавно, с большей амплитудой, без давления массы тела на опорно-двигательный аппарат, что снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма.

В физической реабилитации применяют следующие физические упражнения в воде: специальные комплексы упражнений; плавание (имитация спортивных способов в свободном темпе, с элементами облегчения — ласты, плавательные доски); игры и купание.

Занятия по оздоровительному плаванию проводятся по назначению врача специалистами, прошедшими соответствующую подготовку, и регламентируются четкими рамками индивидуализированного подбора упражнений и очень осторожного дозирования физической нагрузки — с учетом возраста, уровня подготовленности и диагноза занимающихся. При этом ведутся наблюдения за температурой воды и воздуха; динамикой параметров, отражающих объективное и субъективное состояние каждого занимающегося. Обязательно используется чередование упражнений, выполняемых на месте и в движении, по элементам и в полной координации, на разной глубине погружения, в свободном и ускоренном темпе, а также активного и пассивного отдыха.

Занятия оздоровительным плаванием, в частности, показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушениях обмена веществ, при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Механизм положительного воздействия упражнений в воде на органы дыхания заключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры и увеличении подвижности грудной клетки, усилении легочной вентиляции и газообмена. Все средства плавания (включая и спортивные способы) полезны при многих заболеваниях органов дыхания, но только вне периодов их обострения: в частности, при хроническом бронхите, бронхиальной астме, для ликвидации последствий перенесенной пневмонии (воспаления легких), плеврита (воспаления плевры) и даже туберкулеза.

Интенсивная мышечная работа при плавании требует активизации дыхания. Кроме того, в отличие от обычного двухфазного дыхания, в зависимости от способа и скорости плавания могут возникать фазы задержки дыхания на вдохе и выдохе. Частота дыхания при классических способах — не более 30—40 в минуту (вдох и выдох связаны со строго определенным количеством движений руками и ногами). Такая дыхательная гимнастика способствует увеличению объема вдоха, легочной вентиляции, жизненной емкости легких, потребления кислорода кровью.

Вода является прекрасным массажистом: мягко обтекая тело и массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, она благотворно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания ребенок легче засыпает, крепче спит; у него улучшаются внимание и память.

Занятия плаванием, как правило, вызывают у детей положительные эмоции. Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.

Регулярные занятия плаванием (в том числе и спортивным) являются мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность ребенка  и могут использоваться как для профилактики, так и для лечения всех видов неврозов.

При ограниченной подвижности опорно-двигательного аппарата в результате перенесенных травм или заболеваний (переломов костей, вывихов, полиартритов и т.п.) существенную роль играет уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создается чувство стабильности в суставах конечностей. При этом каждый занимающийся, плавая даже в высоком темпе и активно тренируя все здоровые органы и системы своего организма, не повредит больную конечность или сустав.

Условия плавательного бассейна позволяют выполнять и лечебную гимнастику в воде. Для этого больную конечность или сустав сначала прогревают в воде при температуре 38—40°С в течение 3 мин, а затем 15-20 мин отводят для выполнения специальных упражнений — как пассивных, так и активных. Каждое движение начинается в спокойном темпе и с небольшой амплитудой, которые затем постепенно увеличиваются. Упражнения для больных мышц и суставов следует чередовать с движениями здоровых звеньев опорно-двигательного аппарата.

Плавание способствует значительному развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, и создаются благоприятные условия для их работы (при усиленном снабжении мышечных волокон кислородом). Это связано с цикличностью плавания — ритмичностью чередования напряжения и расслабления мышечных групп.

Физическая нагрузка (поддержание рабочей «позы пловца», приложение мышечных усилий для преодоления сопротивления вязкой и плотной водной среды) в совокупности с действием температурных факторов (низкая температура воды способствует увеличению тонуса мышц) повышает мышечную силу и работоспособность организма.

В комплексной программе физической реабилитации детей с нарушениями осанки плавание — максимально эффективное средство. В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от силы тяжести (веса тела). Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц (в этом отношении у плавания нет конкурентов среди других видов спорта) и «рабочая поза пловца» способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки. Одновременно укрепляется мышечная система в целом, совершенствуется координация движения.

Среди детей дошкольного возраста различные нарушения осанки наблюдаются (по разным данным) более чем в 30% случаев. Поскольку обучение плаванию входит в программу по физической культуре, существует возможность в определенной мере содействовать профилактике и коррекции нарушений осанки с помощью оздоровительного плавания. С этой целью  создаются специальные группы; в программу занятия добавляются некоторые специальные упражнения или занимающимся даются индивидуальные задания (примерный комплекс упражнений для коррекции осанки приводится ниже).

Плавание как средство оздоровления можно применять и при многих других заболеваниях и патологиях. Оно способствует более энергичному течению процессов регенерации тканей и рубцеванию ран после различных оперативных вмешательств, восстановлению после длительной гипокинезии, отличной тренировке вестибулярного аппарата и системы анализаторов (улучшается согласованность и взаимозаменяемость их работы) и т.д.

Воздействие воды на организм человека во время плавания начинается с кожи, площадь поверхности которой составляет 1,5—2 м. Рецепторы кожи передают импульсы по нервным путям в головной мозг, откуда обратно поступают «ответы». Так может осуществляться перестройка функций всех органов и систем и как следствие этого — приспособление организма к условиям водной среды. Если воздействия повторяются систематически, организм вырабатывает стойкие приспособительные реакции (совершенствование аппарата терморегуляции). В этом и состоит процесс закаливания. Самое эффективное закаливание — купание в естественных водоемах в теплое время года и в открытых бассейнах круглогодично.

Таким образом, плавательная нагрузка оказывает всестороннее положительное воздействие на организм: облегчает течение различных заболеваний, поднимает настроение, вызывает прилив энергии, улучшает процессы пищеварения и обмена веществ. Систематические занятия плаванием содействуют закаливанию, формированию правильной осанки, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Занятия плаванием в оздоровительных целях доступны и полезны.

Плавание применяется и в реабилитации инвалидов, где основная направленность физической культуры — коррекционно-компенсаторная. Занимаясь в бассейне, ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями получает возможность самореализации, самосовершенствования. Кроме психологических аспектов, занятия оздоровительным плаванием способствуют активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию необходимых двигательных компенсаций, закаливанию, создают условия для правильного физического развития.

Плавание показано всем детям с различными типами нарушения осанки. Противопоказаниями являются:

—        все заболевания в острой форме и хронические заболевания в период обострения;

—        желчно- и мочекаменная болезни; легочная и сердечная недостаточность II и III степени; хронические неспецифические болезни легких III стадии; эпилепсия; внезапные потери сознания;

—        заболевания кожи; глазные болезни; лор-заболевания;

—        недержание мочи и кала; обильные выделения мокроты; открытые раны; гельминтозы (глистные заболевания); венерические болезни; бациллоносительство после инфекционных заболеваний.

Примерный комплекс упражнений, применяемых на занятиях оздоровительным плаванием для коррекции осанки

Задачи:

корригирующие и стабилизирующие воздействия на позвоночник (при необходимости — на стопы), укрепление мышечного корсета (особенно — мышц спины), закрепление навыков правильной осанки, повышение функциональных возможностей организма (в том числе - тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем), закаливание, обеспечение хорошего эмоционального состояния.

 

1.        Исходное положение (и.п.) — стоя по плечи в воде, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладонями кнаружи). Быстро описать круг руками назад с максимальной амплитудой, голову отвести назад — вдох. Присев, опустить голову и, делая выдох в воду, медленно вернуть руки в и.п. Повторить 5—6 раз.

2.        И.п. — лежа на воде на спине, держась руками за поручень (бортик) за головой; между стопами зажат резиновый мяч (круг, пенопластовая доска). «Утопить» мяч ногами и несколько секунд удерживать в этом положении. Повторить 3—4 раза.

3.        И.п. — стоя по плечи в воде (спиной к бортику) и держась разведенными в стороны руками за поручень (бортик). Сделать шаг вперед правой ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи и прогнуться; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 3—4 раза каждой ногой.

4.        Скольжения на груди с задержкой дыхания, с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8—10 раз). В конце упражнения — выдохи в воду.

5.        Плавание на спине при помощи движений ногами брассом: с опорой и без опоры, руки вдоль туловища или вытянуты вперед (50—100 м).

6.        Проплывание скоростных участков (4—6 раз по 10—15 или 25 м — в зависимости от подготовки) кролем на груди при помощи движений ногами в согласовании с дыханием (соревновательный метод). По возможности использовать ласты (при плоскостопии). В конце упражнения — выдохи в воду.

7.        Плавание в медленном темпе баттерфляем без выноса рук из воды (при плоской спине); брассом на спине с гребком одновременно обеими руками (при кифотической осанке); обоими способами поочередно и на спине при помощи движений ногами кролем и гребком одновременно обеими руками (при асимметричной осанке и других ее нарушениях). 100—200 м. По возможности ис-пользовать лопаточки.

8.        Одна из игр на воде, отвечающая задачам занятия: например, «Водолазы», «Охотники и утки», «Торпеды».

9.        Ныряние в длину (2—3 раза).

10.        Скольжения на спине с опорой и без опоры (50—100 м) или при отталкивании от бортика (8—10 раз).

11.        Плавание брассом на груди в полной координации с удлиненной паузой скольжения (предложить занимающимся проплыть бассейн, выполнив наименьшее количество циклов). 100—200 м.

12.        И.п. — стоя по шею в воде, руки сцеплены в «замок» за спиной. Расправить плечи и отвести руки назад—вверх — вдох; медленно вернуться в и.п. —выдох (для детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра «Ледоколы»). Повторить 5—6 раз.

13.        «Звездочка» — лежание на воде на груди или спине (особенно при кифотической осанке). Сделав вдох, лечь на воду и развести руки и ноги в стороны. Повторить 2-3 раза в каждом положении.

Литература

1.Бородич А.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. М., 1988        

2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое пособие. - М.: Терра-Спорт,2000

3. Лечебная физическая культура: Справочник/ Под ред. В.А. Епифанова. — М.: Медицина, 1987, с.21—25.

4. Меньшуткина Т.Г. и др. Плавание в массовой физкультурно- оздоровительной работе с населением: Учебное пособие. — СПб.: СПбГАФК, 1996.

5. Федченко И.А., Федченко П.П. Значение плавания как вида физических упражнений: Методическая разработка для студентов и слушателей Ф11КРГАФК. - М.: РГАФК, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...

Образные танцевальные движения как средство профилактики нарушений осанки у дошкольников

Между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость ! В настоящее время нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. С каждым годом растё...

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

статья на тему "Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет"

Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет...