Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей».

Подготовила:

Инструктор по физ.культуре

Кутья С.В.

 

Дыхание - синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и  не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Частота, глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая и сознание.

Академик В.П. Петленко, подчеркивая значение дыхания, приводит древнее изречение: "Ум властелин чувств, а дыхание - властелин ума".

Большинство дошкольников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения других физических упражнений. Многие дети плохо сочетают дыхание с движением. Неправильное дыхание препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к дисфункции обмена веществ, снижает общую физическую и умственную работоспособность, провоцируя быстрое утомление. Именно поэтому в профилактике многих заболеваний значительное внимание отводится культуре дыхания. Дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с ослабленным здоровьем. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус.

Особенно благоприятны для органов дыхания быстрая и длительная ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание. Но даже при их систематичности не следует игнорировать общее положительное развивающее и общеукрепляющее действие дыхательной гимнастики.

Дыхание осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы.

«Перебор дыхания» влечёт за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно. Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и повышенной утомляемости.

Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.

Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

 

 

 

 

Рекомендуемые упражнения

«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая вперед и назад прямыми руками, произносить тик-так (6—7 раз).

«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).

«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).

«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая чух-чух-чух (15—20 с).

«Веселый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х — выдохнуть, затем догнать мяч (4—5 раз).

«Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох — опускать вниз с произнесением длительного звука г-а-а-а (1 мин).

«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдохнуть, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот — выдохнуть. При вдохе громко произносить ф-ф-ф (4 раза).

Упражнения можно включить в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день).

 

Комплекс  оздоровительных  упражнений для горла.

«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с).

«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6— 7 раз).

«Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).

«Веселые плакальщики». Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).Хочу такой сайт

«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи.

Играйте на здоровье!

Звуковая гимнастика для часто болеющих детей.

Часто болеющим детям просто необходимо освоить правильное, глубокое дыхание. Этому учат специальные дыхательные упражнения – они чрезвычайно просты, эффективны, и в то же время весьма увлекательны.

 

Лечебную физкультуру при острых заболеваниях верхних дыхательных путей следует проводить в период выздоровления, а у хронически больных детей – в периоды между заболеваниями. Приступая к дыхательной гимнастике, ребёнок должен быть спокоен, так как в состоянии возбуждения невозможно регулировать дыхание.

У маленьких детей 2–3 лет углублённое дыхание достигается массированием грудной клетки, пассивными движениями нижних конечностей, лёгкими поколачивающими движениями по грудной клетке, выдуванием пузырей в бутылке с водой, надуванием резиновых игрушек. Если нос заложен, то по назначению врача перед процедурой в нос закапывают сосудосуживающие капли. Детей 2–6 лет учить правильному дыханию можно с помощью надувания игрушек или игры в «бульканье». Для этого берут бутылочку или миску и погружают в нее резиновую трубочку длиной около 40 см с небольшим отверстием около 1 см в диаметре, другой конец ребёнок берет в рот. Следите, чтобы ребёнок вдыхал носом (при этом вода не попадает в рот), а выдыхал ртом (воздух выходит в бутылку с громким бульканьем).

Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно. Следите за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Из специальных дыхательных упражнений, которые дают нам возможность управлять глубиной, ритмом и силой дыхания, остановимся на звуковой гимнастике. Она представляет собой дыхательные упражнения с удлинённым вдохом и произнесением гласных («а», «е», «и», «о», «у»), согласных шипящих («ж», «з», «р», «с», «ш», «щ») звуков. Произнесение звука «а» улучшает вентиляцию верхушек лёгких и тренирует дыхательные мышцы, звук «у» действует успокаивающе. Употребление гласных «у», «о», «а», «е» и слов «глух» и «сух» (если их произносить медленно и шёпотом) успокаивает верхние дыхательные пути, очищает голосовые связки.

Сочетание гласных и согласных («бп», «дг», «кг», «кч»), применяемых в звуковых упражнениях, способствует лучшему отхождению мокроты, расслабляет мышцы горла.

Включение в звуковую гимнастику жужжащих и рычащих звуков, произносимых громко, энергично, действует как вибрационный массаж, расслабляет мышцы крупных и мелких бронхов.

Детям младшего возраста предложите на выдохе произнести звуки, подражая паровозу («чух-чух»), самолёту («у-у-у»), жужжанию жука («ж-ж-ж»), писку комара («пи-и-и»). Произношение шипящих и свистящих звуков помогает удалить воздух из дыхательных путей и, следовательно, предупреждает развитие эмфиземы.

Детям старшего возраста предложите следующее задание: произнести звук «пф-ф-ф», при этом звук со значительной силой проталкивается через плотно сжатые губы аналогично тому, когда мы дуем на воду, чай в блюдце. Такой «очистительный выдох» следует выполнить один раз. За выдохом следуют пауза, вдох и очередная пауза. Затем выполнить выдох, сопровождающийся приглушённым волнообразным звуком «м-м-м», похожим на стон. При таком выдохе значительная часть воздуха удаляется через рот, и лишь небольшое количество идёт через нос. Звук «м-м-м» произносят протяжно, волнообразно, без напряжения, повторяют упражнение 5–7 раз.

В дальнейшем при проведении звуковой гимнастики каждый раз прибавляйте по два новых упражнения, например, звукосочетания «брухх», «пррух», «зрухх», «жжрух». Продолжительность занятия составляет в начале пять, затем семь-десять минут, их можно повторять дважды в день. При произнесении шипящих и свистящих звуков рекомендуется вдыхать через нос, а выдыхать через рот и втягивать живот.

Если у ребёнка одышка, что свидетельствует о сужении бронхов, то во время звуковой гимнастики помассируйте ему нижнюю часть груди (поверх одежды). Во время очистительного выдоха «п-ф-ф», произносимого малышом, взрослый, находясь сзади, плавно передвигает ладони своих рук по спине от поясничной области кверху, слегка нажимая на нее, и к концу выдоха достигает середины боков с двух сторон. Затем руки возвращаются в исходное положение. Такой массаж значительно облегчает дыхание.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация занятий по физической культуре в летний оздоровительный период»

Подготовила:

Инструктор по физ.культуре

Кутья С.В.

 

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

На занятиях решаются задачи оздоровительного, воспитательного характера

           Основными средствами воспитания и развития движений у дошкольников летом должны стать:

 - Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

- подвижная игра, игровые упражнения, игры - забавы, спортивные игры, «школа мяча»«школа скакалки», игры- эстафеты, спортивные развлечения.

Чтобы была высокая работоспособности детей на протяжении всего занятия должно быть правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

            Продолжительность занятий, как в зале, так и на воздухе соответствует САНПИНу. И  прописано в вашей программе, соответственно возрасту

Занятия по физической культуре можно проводить как в конце прогулки, так и в начале. При проведении занятия в начале прогулки, надо тщательно проверить, чтобы все дети после него насухо растерлись, переоделись и вышли на прогулку сухими. Дети, которые потеют, должны после переодевания побыть 10-15 минут в помещении под контролем няни, а затем выйти на прогулку. Поэтому целесообразней проводить занятия в конце прогулки, чтобы вспотевшие дети уходили в группу и переодевались.

             До начала занятий с детьми должна проводиться предварительная работа. Дети должны получать сведения о Здоровом образе жизни, о частях тела, для развития каких групп мышц выполняются те или иные движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общей гигиены и др.

 Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности

  • Инструктор по физической культуре в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
  • При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
  •  Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
  • В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
  • При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
  •  Недооценка значения страховки и помощи

– неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках;

– отсутствие матов под снарядами

 Обучая детей различным навыкам, приёмам выполнения движений,  необходимо обеспечить правильный, четкий и точный показ движения. Должна быть четкая инструкция выполнения упражнения, движения.

Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

Структура занятий традиционна: вводная, основная и заключительная части.


8 слайд Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы. В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки.  

После непродолжительной ходьбы дается бег по площадке, обучение различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Бег - от 40сек до 2 мин (в зависимости от возраста). 

Заканчивается бег ходьбой с упражнениями на восстановление дыхания, и перестроением в круг или колонны.

 При проведении упражнений на воздухе необходимо целенаправленно обучать детей правильному дыханию. Разведение рук их в стороны, выпрямление туловища сопровождаются вдохом. Наклоны, повороты туловища, сведение рук, приседания и др. должны сопровождаться выдохом. Воспитатель должен обращать внимание не только на качественное выполнение самих движений, но и на правильное дыхание.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. Повторение каждого упражнения от 4 до 6 раз, в зависимости от возраста детей. Комплексы включают упражнения для всех крупных мышечных групп: мышцы шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног. Начинается сверху от головы и заканчивается ногами. Каждый комплекс общеразвивающих упражнений повторяется на 4 занятиях, т. е. в течение двух недель. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.

Основные виды движений

При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, на первом занятии изучается движение, повторяется на втором и закрепляется на третьем. В таком случае на первых двух ставится задача создания у ребенка общего, целостного представления о движении (например, о прыжке в длину). В последующих двухнедельных циклах идет уточнение отдельных элементов (исходного положения, замаха рук, отталкивания, приземления и т. д.). Но в каждом цикле мы все равно обучаем детей элементу этого движения.
           Заключительная часть.

Организуется подвижная игра или игра-эстафета. Они подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на предыдущих занятиях умения и навыки в игре. Это помогает закреплению основных движений.
Все мы знаем, что игра вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям, развивает чувство товарищества, учит принимать самостоятельные решения, воспитывает быстроту, ловкость и выносливость.

Во время игр не всегда удается добиться точного выполнения движений: дети стараются достичь поставленной цели (перепрыгнуть, убежать, достать рукой и т. п.) и в меньшей мере контролируют правильность движения. Поэтому при повторении этого движения на последующих занятиях нужно добиваться устранения допущенных ошибок.
           После интенсивных игр проводятся игры малой подвижности.
 

При выборе игр, упражнений и других двигательных форм следует учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности, и физические силы отдельных детей, степень организованности и дисциплинированности группы, уровень двигательных умений. Заканчивается занятие построением и подведением итогов

Дети, впервые приступившие к физкультурным занятиям, в том числе и на воздухе, постепенно привыкают к нагрузкам, поэтому в начале у большинства наблюдается обильная потливость. В течение одного- двух месяцев дети приспосабливаются к новым условиям и с предлагаемой нагрузкой справляются значительно легче.

Педагог должен внимательно следить, чтобы дети не перегревались, регулировать их активность.

Когда ребенок теряет интерес к игре и упражнениям, появляется нарушение координаций движения, потливость, он начинает жаловаться на усталость – это признаки чрезмерного переутомления. Чаще всего переутомление наступает по двум причинам: физическая нагрузка на данном этапе для ребенка велика или он излишне тепло одет.

            При нормальной нагрузке, полученной ребенком в игре, дыхание его несколько учащается, лицо розовеет, настроение бодрое, движения остаются координированными, сохраняется желание играть. Если ребенок сильно вспотел, стал часто дышать, покашливать, побледнел или, наоборот, очень покраснел, значит, мера превышена, у него ухудшается четкость движений. Ребенку нужно предложить отдохнуть, сесть в тень, предложить воды.

            Легкая степень утомления свидетельствует о физиологическом уровне нагрузки на занятии. Средняя степень утомления допустима у детей старшего возраста, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и медицинских ограничений.

На занятиях по физической культуре, во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелость, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, мы вырабатываем настойчивость, прививаем детям умение преодолевать трудности. В то же время выполнение движения в разных погодных условиях способствует выработке у детей умения использовать изучаемые движения в изменяющейся обстановке. На занятиях по физической культуре, как нигде, с большим успехом решаются эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...