Проект "Наше здоровье, в наших руках! 5-6 лет
проект (старшая группа)

Надежда Ростиславовна Гончарук

Работа над проектом  с детьми и воспитанниками группы по здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект471.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_zozh.doc471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20»

Проект для детей 5-6 лет

   «Наше здоровье в наших руках!».

Гончарук Н.Р.

Курск 2023г.

Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная),  ради которой действительно стоит не только не жалеть   времени, сил, трудов и всяческих благ,   но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

                                                                     М. Монтень

Паспорт проекта.

ВИД ПРОЕКТА:  

информационный, групповой,  долгосрочный (01.09.2023г.-30.12.2023г.)

ПО СОДЕРЖАНИЮ:

 Обучающий, игровой.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

 дети  5-6 лет, воспитатели группы, инструктор по физической культуре,

 родители воспитанников группы, медицинская сестра.

Актуальность

Серьёзной проблемой  в последние годы  становится  высокий уровень заболеваемости  и малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей. А нам хочется видеть детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и развитыми.

Данный проект разработан с целью создания системной работы семьи и  педагогов группы  по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель проекта:

  Родители: формировать представление о здоровье, как одной из главных

ценностей жизни.

Дети: выделить правила культурно-гигиенических  навыков.

Воспитатели:  воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Задачи: 

Родители:

 *   Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании  

      здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

*   Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о    

      совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств      

      и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной    

      гимнастики, массажа, закаливания.

Воспитатели:

  *  Овладение здоровьесберегающими технологиями.

  *   Реализация полученной подготовки на практике,  в тесном    

          взаимодействии   друг с другом, с воспитанниками и их родителями.

  *   Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Дети:

*   Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к

      соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.

*   Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни.

Ожидаемый результат:        

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность:

*    учет возрастных особенностей детей;

        *  адаптированность материала к возрасту.

    2. Систематичность и последовательность:

        *   постепенная подача материала от простого к сложному;

        *   частое повторение усвоенных правил и норм.

    3. Дифференциация:

        *   создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового      

             образа жизни каждым ребенком.

    4.  Динамичность:

      *   интеграция образовательных областей.

Этапы реализации проекта:

I этап

Подготовительный:

*   Анкетирование родителей.

* Проведение диагностики с детьми по ЗОЖ.

* Вместе с детьми подбор игр, наглядного материала, картинок для создания альбома  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

*  Подбор методической и художественной литературы.

*  «Круглый стол» с участием родителей, выбор темы,  обсуждение целей и задач проекта.

* Подбор материала для проекта.

* Подбор фотографий  вместе с детьми для  стенгазеты.

* Пополнение картотеки дидактических, подвижных игр, загадок и пословиц.

2 этап

Организационный:

*  Беседы с детьми.

*  Физкультурный досуг с родителями.

*  Подвижные игры и дидактические.

*  Семинар-практикум для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ».

*  Домашнее задание для детей и родителей   (изготовление нестандартного спортивного оборудования).

3 этап

Практический:

* Анализ результатов.

*  Анкетирование родителей.

* Консультация для родителей: «Как воспитать здорового ребёнка?».

*  Фотовыставка: «Я здоровье сберегу – сам себе я  помогу».

* Стенгазета: «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни».

* Дни здоровья.

* Создания альбома  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

* Развлечение «Наши помощники».

* Игра-викторина «Что из еды больше всего полезней для здоровья».

ЕЖЕДНЕВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

• Культурно гигиенические навыки.

•   Утренняя гимнастика  под музыку А.И. Бурениной.

• Физкультминутки.

• Гимнастика: пальчиковая, дыхательная.

• Физкультурные занятия.

• Гимнастика пробуждения.

• Точечный массаж.

• Дорожка «здоровья».

• Воздушное контрастное закаливание.

• Ежедневные прогулки, подвижные игры с двигательной активностью детей.

• Сон под музыку.

• Питание.

• Кислородный коктейль.

• Логоритмические занятия.

БЕСЕДЫ:

• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно  спортом заниматься!».

• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

• «Виды спорта». 

• Встреча с доктором Айболитом, который рассказывает о значении питания    

   в жизни человека.

ИГРЫ:

Цель:  обеспечить двигательную активность детей, создать хорошее    

   настроение, воспитывать дружеские чувства.

• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Больница для  

   животных».

• Настольные игры «Шашки», «Хоккей»

• Подвижные игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в    

   кругу», «Городки», «Найди себе пару», «Кто дальше?».

• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

• Игра-инсценировка: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

• Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

• Просмотр мультфильмов о талисманах Олимпийских игр в Сочи.

Чтение художественной литературы:

* К. И. Чуковский «Мойдодыр»,  «Телефон», «Айболит».

* С.Я. Маршак «Кошкин дом»,  Рассказ о неизвестном герое».

* Чтение научно-популярной литературы для детей на тему: Как я устроен?».

Работа с родителями:

• Изготовление  нетрадиционного физоборудования  для спортивного уголка.

• Индивидуальные консультации и  беседы, физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

•  Папки – передвижки: «Здоровый образ  жизни семьи»,  «Здоровый образ жизни    дошкольников», «Десять советов родителям    по укреплению физического здоровья детей».

• Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети

 * Бережное отношение к своему здоровью.

 * Повышение интереса к физкультуре и спорту.

 * Представления о здоровом образе жизни.

Воспитатели

 * Пополнение спортивного оборудования в группе.

 * Компетентность в вопросах приобщения детей к  здоровому образу жизни.

Родители

 *  Повышение интереса к здоровому образу  жизни.

 *  Взаимодействие с педагогами и инструктором по  физической  культуре  

     по вопросам физического  воспитания детей.

 * Активное участие в жизни ДОУ  и  реализации проекта.

В ходе проведения проекта «Наше здоровье в наших руках» были получены следующие результаты:

   Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Для детей:

1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;

2) дети ежедневно слышат информацию  о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина), о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).

Для родителей:

1) родители с желанием приняли участие в спортивном развлечении;

2) проявили инициативу в изготовлении массажных дорожек для группы;

3) приняли участие в  создании фотоальбомов.

Для педагогов:

1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;

2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей;

3) резко снизились показатели заболеваемости детей.

Список литературы:

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.     

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет).

6. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет.

7. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств.

8. Нефедова Е.А, Узорова О.В Пальчиковая гимнастика.

9. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)

10. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)

11. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.

Воспитательная ценность проекта:

*  У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

 *  У детей повысились знания о значимости здорового   образа жизни.

 * Расширилось представление о  закаливающих мероприятиях.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении: 

* С целью повышения интереса к здоровому образу жизни мы продолжаем систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями инновационных технологий с использованием интегрированного подхода в этом направлении.

*  Продолжаем  внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Ресурсное обеспечение:

1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Спортивный участок на территории МДОБУ.
7. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
8. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.).
9. Подборка методической литературы.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЕ

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

Анкетирование родителей.

Воспитатели группы.

Подбор методической и художественной литературы.

Воспитатели группы.

«Круглый стол» с участием родителей, выбор темы,  обсуждение целей и задач проекта.

Воспитатели группы, инструктор по физкультуре.

Подбор материала для проекта.

Воспитатели группы.

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка».

Музыкальный руководитель.

Папка – передвижка на тему: «Здоровый образ  жизни семьи»

Воспитатели.

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».

Воспитатели.

Встреча с доктором Айболитом, который рассказывает о значении питания в жизни человека.

Медицинская сестра.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Воспитатели.

ОКТЯБРЬ

Изготовление нетрадиционного физоборудования  для спортивного уголка.

Воспитатели, родители.

Подвижная игра ««Делай, как я».

Воспитатели.

Создание картотеки дидактических игр.

Воспитатели.

Чтение  К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Воспитатели.

  Семинар-практикум для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ».

Инструктор по физической культуре.

Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

Воспитатели.

Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно  спортом заниматься!».

Инструктор по ФИЗО.

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника».

Воспитатели.

НОЯБРЬ

Создание картотеки подвижных игр.

Воспитатели.

Консультация для родителей:  «Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников».

Инструктор по ФИЗО

Чтение научно-популярной литературы для детей на тему: Как я устроен?».

Медицинская сестра.

Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

Воспитатели.

Просмотр мультфильмов о талисманах Олимпийских игр в Сочи.

Воспитатели.

Создания альбома  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Воспитатели.

Игра-инсценировка: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Педагог-психолог, воспитатели.

Сюжетно-ролевая игра:  «Аптека».

Воспитатели.

Развлечение: «День матери»

Воспитатели, муз. руководитель.

Подвижная игра «Школа мяча».

ДЕКАБРЬ

Родительское собрание на тему:  «Задачи и содержание работы  по ЗОЖ».

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог.

Подбор фотографий для  стенгазеты.

Воспитатели.

Сюжетно-ролевая игра: «В гости к бабушке».

Воспитатели.

Чтение  С.Я. Маршак «Кошкин дом».

Воспитатели.

Создание картотеки загадок.

Воспитатели.

Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

Воспитатели.

Создание фотоальбома: «Прогулки в выходной день».  

Воспитатели, родители, дети.

Консультация для родителей «Одежда и здоровье детей».

Медицинская сестра.

Беседа с детьми  на тему: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

Медицинская сестра.

Подвижная игра «Ловишки в кругу».

Воспитатели.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о

здоровье как «не болезни».  Дети  рассказывают о том, как болели, у них

проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но

что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить

еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному.

В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно

делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не

есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что

в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью

со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих

собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.)

Мониторинг детей (в начале  и в конце проекта), направленный   на выявление знания детьми профессий, отвечающих за жизнь и здоровье людей.

Нами были получены следующие результаты:

Вопросы

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Начало года

Конец года

Кто лечит людей?           

Тётя - 27 %

Дядя -26 %

Не знаю - 47 %

Тётя - 15 %

Дядя -13 %

Доктор – 72 %

Что нужно

делать, чтобы не болеть?

Не ходить босяком – 14 %

Не есть мороженного -  19 %

Не простужаться -  54 %

Не мочить ноги – 13 %

Не ходить босяком – 9 %

Заниматься спортом -  43 %

Не простужаться -  11 %

Закаляться  – 33 %

Делаешь ли ты утреннюю зарядку дома?

Да – 38 %

Нет – 62 %

Да – 84 %

Нет- 16 %

Кто тушит пожар?

Дядя - 78 %

Пожарный (пожарник) – 22 %

Дядя – 26 %

Пожарный (пожарник) – 74%

Кто следит за порядком на улице?

Дядя – 32 %

Не знаю – 16 %

Полиция – 52 %

Не знаю 9 %

Полицейский – 83 %

Нет ответа – 8 %

Как вызвать доктора, пожарного, полицейского?

Сказать маме – 42 %

Сказать папе – 18 %

Сказать соседям – 21 %

Позвать проходящих людей – 19 %

Сказать маме – 21 %

Сказать папе – 6 %

Сказать соседям – 9%

Позвонить – 64 %

Какой номер надо набрать?

Нет ответа – 54 %

Не знаю – 26 %

Называют номер – 20 %

Нет ответа – 23 %

Не знаю – 7 %

Называют номер – 70 %

Что надо назвать, когда вызываешь доктора, пожарного, полицейского?

Нет ответа – 24 %

Не знаю – 35 %

Адрес – 49 %

Нет ответа – 6 %

Не знаю – 13 %

Адрес –  81  %

Кто знает  свой адрес?

Не знают адрес – 78 %

Называют адрес – 22 %

Не знают адрес – 42 %

Называют адрес – 58 %

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Вопросы

ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ

НАЧАЛО ГОДА

КОНЕЦ ГОДА

Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду?

Да – 48 %

Не знаю – 16 %

Затрудняюсь ответить – 36 %

Да – 78 %

Нет – 3 %

Затрудняюсь ответить – 19 %

Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с занятий физической культуры, если вам это необходимо?

Да – 17 %

Нет – 83 %

Да – 6 %

Нет – 94 %

Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?

Да – 36 %

Нет – 29 %

Затрудняюсь ответить – 35 %

Да – 79 %

Нет – 16 %

Затрудняюсь ответить – 5 %

Присутствовали ли вы когда-нибудь на занятии физической культуры?

Да – 24 %

Нет – 76 %

Да – 83 %

Нет – 17 %

Ведете  ли Вы здоровый образ жизни?

Да – 68 %

Нет – 32 %

Да – 83 %

Нет – 17 %

Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию?

Да – 28 %

Нет – 72 %

Да –  41 %

Нет – 59 %

     Часто ли болеет ваш ребенок?

совсем не болеет - 11 %

 редко болеет – 59%  часто болеет-30 %

совсем не болеет – 27%

редко болеет –

 63 %  

часто болеет-10 %

Знаете ли Вы как укрепить здоровье ребенка?

да -46 %

 нет- 18 %

 частично-36 %

да - 82 %

нет-0%

 частично- 18%

Нужна ли вам помощь детского сада?

да -25 %

 нет- 38 %

 частично-  37 %

да - 82 %

 нет- 6  %

 частично- 12 %

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

Анкетирование проводилось с 5 по 19 сентября 2023 г.  в старшей группе.

Родители проявили высокую активность и заинтересованность: было возвращено 80% заполненных анкет.

Целью проведения  анкетирования родителей  было  создание условий для понимания ценности здоровья,   изучить семьи, с целью выявления здорового образа жизни, оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.

     По ответам родителей можно судить о том , что они не всегда чётко понимают, какие показатели  составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее.

На вопросы: «Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду? Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?», 35 %  родителей   затрудняются ответить. Вопрос: Почему? Хочется ответить: Этот процент родителей  совсем  не участвует в  жизни своего ребёнка,  не интересуются  у ребенка, что ему нравится в саду, или частично учувствуют  (времени нет для участия в совместных с ребёнком  мероприятиях, не присутствуют на: консультациях, родительских собраниях, мастер-классах и других мероприятиях проводимых в группе). Многие родители считают, что  в дошкольном образовательном учреждении  не так серьёзно относятся к здоровьесберегающей технологии. Очень часто в индивидуальных беседах маме или папе нужно  объяснить значимость режимных моментов не только в детском саду, но и дома (в выходные или праздничные дни). Всего  62 % родителей (из них 37 % - частично) отметили, что нуждаются в помощи детского сада  в укреплении  и сохранении здорового образа жизни.

     Результаты анкетирования  в конце (с 20 по 26 декабря) года показывают, что родители заинтересованы проблемой  здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом.

Все анкеты были заполнены (100 %).

 Во время работы над проектом, мы старались найти подход к каждой семье,  и объяснить в индивидуальных беседах, консультациях  о важности соблюдения  режимных моментов в празднично-выходные дни,  о прогулках всей семьёй по городу,  в парк (кормление птиц зимой, катание на санках, лыжах, коньках),  как закаливающих процедурах   на свежем воздухе. Очень тяжело переубедить  некоторых родителей о  том, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе.  Многие родители вместе с детьми  активно занимаются физкультурой, совместная работа  педагогов группы, специалистов  и семьи дает положительные   результаты в укреплении здоровья ребенка. 94 % родителей  (из них  частично – 12 %) отметили, что нуждаются в помощи детского сада  в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.

Рекомендации:

1. Продолжать проводить для родителей  дополнительно родительские собрания,  консультации по теме «ЗОЖ»;

Срок исполнения:  до мая 2024 года.

 Ответственные: воспитатели групп, медицинская сестра.

2. Проводить  совместные  спортивные мероприятия  детей с родителями.

Срок исполнения: до мая   2024 года.

Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физической культуре.

АНАЛИЗ  ПРОЕКТА:

        Возникновение проекта связано с  высоким уровнем заболеваемости, малоподвижностью детей,  незаинтересованностью родителей участии в воспитании  и формировании здорового образа жизни детей.  Мотивом для начала проектной деятельности стала низкая посещаемость детей из-за  частых болезней. Проводились индивидуальные беседы с родителями воспитанников (часто болеющих), выяснялись причины заболевания.

        В начале  создания проекта  проводились беседы с  детьми.  Выявляли недостатки   самостоятельности  детей и неумении выполнять простейших  движений  по образцу:  в подвижных играх, в выполнении спортивных упражнений, как на прогулке, так и  в образовательной деятельности, в использовании имеющегося физкультурного оборудования. После просмотров  мультфильмов по ЗОЖ,  разыгрывания  проблемных ситуаций,  дидактических и сюжетно-ролевых игр,   выяснялось  какие  представления, имеют дети о формировании  здорового образа жизни.

         В ходе проекта  педагоги  разработали  ежедневное планирование по сохранению и  укреплению физического здоровья детей,  воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Детям  давались  знания  о здоровье и здоровом образе жизни:

-  о значении гигиенических процедур;

- о роли правильного питания;

-  о факторах оказывающих влияние  не только на жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

 Дети учились:

- соблюдать правила питания;

- выполнять гигиенические процедуры;

- выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях;

- выполнять доступные виды закаливания.

Родители стали внимательней и серьёзней  относиться к  требованиям и предложениям  воспитателей группы, оказывать помощь в  изготовлении разнообразного спортивного инвентаря своими руками. Участие родителей в консультациях,  встречах,  в образовательной и  самостоятельной деятельности детей, стало  важными   факторами:

-  осведомленности  родителей о  важности физических навыках и умениях детей данного возраста;

-  совместной  двигательной   деятельности   с детьми;

-  желание  родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

-  внимание родителей к здоровому образу жизни  в семье.

        Задачи, поставленные  перед детьми, родителями и педагогами  решались  совместно. При выполнении задач  учитывались  индивидуальные  особенности  и интерес каждого ребёнка. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

Задачи: 

Родители:

 *   Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании  

      здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

*   Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о    

      совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств      

      и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной    

      гимнастики, массажа, закаливания.

Воспитатели:

  *     Овладение здоровьесберегающими технологиями.

  *      Реализация полученной подготовки на практике,  в тесном    

          взаимодействии   друг с другом, с воспитанниками и их родителями.

   *      Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Дети:

*   Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к

      соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.

*  Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни.

Во время проведения проекта все задачи были успешно решены.

       У детей  появился интерес  к самостоятельному  проведению  утренней, бодрящей гимнастики,  подвижных игр. Во  время проекта  была проведена  фотовыставка: «Я здоровье сберегу – сам себе я  помогу»,   созданы - стенгазета: «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни», фотоальбомы: «Спорт  и мы», «Прогулки в выходной день»,  альбом  «Что такое хорошо, что такое плохо?»

         Уделяется особое внимание индивидуальной деятельности, как детей, так и семьи. Во время прогулок  проводятся индивидуальная  работа:

-   по развитию физических качеств и  обогащению  двигательной активности;

- воспитанию культурно-гигиенических навыков;

- интереса к физической культуре и спорту.

      Родители группы  охотно отозвались на участие в проекте и показали свою заинтересованность в воспитании культурно-гигиенических навыков, в  сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.  Активные участники в создании фотоальбомов, изготовлении  нетрадиционного физоборудования  для спортивного уголка, совместных  спортивных мероприятий.

       Все усилия педагогов направлены на  организацию  работы с детьми и родителями,  оформление  альбомов,  вовлечение родителей в  проектную деятельность, разработку  занятий, наблюдений, индивидуальной работы с детьми.

       Итогом проекта стала непосредственно образовательная деятельность с родителями «Что такое здоровье?»

       

ИТОГ  ПРОЕКТА:

        Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а

с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционным

и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного

возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа

жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к

своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время

каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые

следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

         В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как

физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни

в нашей группе является одной из значимых и приоритетных.

Ежемесячно, начиная со средней группы, проходят занятия по

здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления

о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и

вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные

навыки по уходу за собой. Эти занятия имеют огромное значение в

воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Мы работаем в единой системе со специалистами детского сада. Навыки здорового  образа   жизни  закрепляем    в  дидактических,

подвижных,   сюжетно-ролевых играх, упражнениях, в повседневной жизни. Игры создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее самочувствие.

Для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков,

используем настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи

картинку», «Полезная и вредная еда» и др. Мы  организуют вместе с

детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен

нос», «Как согреть руки». В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника»,

«Аптека», «Пожарные» и т.п. закрепляем  навыки здоровьеформирования.

Дни здоровья, развлечения и спортивные праздники являются хорошей

основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с

одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с

другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в

познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат

совместным действиям и переживаниям. Уделяем большое внимание организации спортивных праздников.

Учебно-воспитательная среда, созданная в группе, способствует

укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет

врожденную потребность детей в движении.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей,

не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.

Совместную работу с семьей строю на следующих принципах: единство,

систематичность, индивидуальный подход. Родители принимают активное

участие в спортивных праздниках, соревнованиях. Ежемесячно

подбираю  консультации для родителей, меняю информацию в папках-передвижках.

Созданная в нашей группе система по здоровьесбережению работает.

Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в

детском возрасте, станут крепким фундаментом для создания положительной

мотивации к охране собственного здоровья в жизни каждого ребёнка.
Риски

  1. Несбалансированное по качеству и количеству питание.
  2. Гиподинамия, гипердинамия.
  3. Стрессовые ситуации в семье.
  4. Безразличное отношение к здоровью.
  5. Незнание методов диагностики здоровья.
  6. Плохие материально-бытовые условия.

Предупреждение риска

  1. Рациональное питание.
  2. Адекватная физическая активность.
  3. Здоровый психологический климат в семье.
  4. Внимательное отношение к своему здоровью.
  5. Владение простейшими методами диагностики здоровья.
  6. Хорошие материально-бытовые условия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20»

Проект для детей 5-6 лет

   «Наше здоровье в наших руках!».

Гончарук Н.Р.

Курск 2023г.

Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная),  ради которой действительно стоит не только не жалеть   времени, сил, трудов и всяческих благ,   но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

                                                                     М. Монтень

Паспорт проекта.

ВИД ПРОЕКТА:  

информационный, групповой,  долгосрочный (01.09.2023г.-30.12.2023г.)

ПО СОДЕРЖАНИЮ:

 Обучающий, игровой.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

 дети  5-6 лет, воспитатели группы, инструктор по физической культуре,

 родители воспитанников группы, медицинская сестра.

Актуальность

Серьёзной проблемой  в последние годы  становится  высокий уровень заболеваемости  и малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей. А нам хочется видеть детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и развитыми.

Данный проект разработан с целью создания системной работы семьи и  педагогов группы  по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Цель проекта:

  Родители: формировать представление о здоровье, как одной из главных

ценностей жизни.

Дети: выделить правила культурно-гигиенических  навыков.

Воспитатели:  воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Задачи: 

Родители:

 *   Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании  

      здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

*   Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о    

      совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств      

      и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной    

      гимнастики, массажа, закаливания.

Воспитатели:

  *  Овладение здоровьесберегающими технологиями.

  *   Реализация полученной подготовки на практике,  в тесном    

          взаимодействии   друг с другом, с воспитанниками и их родителями.

  *   Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Дети:

*   Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к

      соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.

*   Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни.

Ожидаемый результат:        

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступность:

*    учет возрастных особенностей детей;

        *  адаптированность материала к возрасту.

    2. Систематичность и последовательность:

        *   постепенная подача материала от простого к сложному;

        *   частое повторение усвоенных правил и норм.

    3. Дифференциация:

        *   создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового      

             образа жизни каждым ребенком.

    4.  Динамичность:

      *   интеграция образовательных областей.

Этапы реализации проекта:

I этап

Подготовительный:

*   Анкетирование родителей.

* Проведение диагностики с детьми по ЗОЖ.

* Вместе с детьми подбор игр, наглядного материала, картинок для создания альбома  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

*  Подбор методической и художественной литературы.

*  «Круглый стол» с участием родителей, выбор темы,  обсуждение целей и задач проекта.

* Подбор материала для проекта.

* Подбор фотографий  вместе с детьми для  стенгазеты.

* Пополнение картотеки дидактических, подвижных игр, загадок и пословиц.

2 этап

Организационный:

*  Беседы с детьми.

*  Физкультурный досуг с родителями.

*  Подвижные игры и дидактические.

*  Семинар-практикум для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ».

*  Домашнее задание для детей и родителей   (изготовление нестандартного спортивного оборудования).

3 этап

Практический:

* Анализ результатов.

*  Анкетирование родителей.

* Консультация для родителей: «Как воспитать здорового ребёнка?».

*  Фотовыставка: «Я здоровье сберегу – сам себе я  помогу».

* Стенгазета: «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни».

* Дни здоровья.

* Создания альбома  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

* Развлечение «Наши помощники».

* Игра-викторина «Что из еды больше всего полезней для здоровья».

ЕЖЕДНЕВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

• Культурно гигиенические навыки.

•   Утренняя гимнастика  под музыку А.И. Бурениной.

• Физкультминутки.

• Гимнастика: пальчиковая, дыхательная.

• Физкультурные занятия.

• Гимнастика пробуждения.

• Точечный массаж.

• Дорожка «здоровья».

• Воздушное контрастное закаливание.

• Ежедневные прогулки, подвижные игры с двигательной активностью детей.

• Сон под музыку.

• Питание.

• Кислородный коктейль.

• Логоритмические занятия.

БЕСЕДЫ:

• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно  спортом заниматься!».

• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

• «Виды спорта». 

• Встреча с доктором Айболитом, который рассказывает о значении питания    

   в жизни человека.

ИГРЫ:

Цель:  обеспечить двигательную активность детей, создать хорошее    

   настроение, воспитывать дружеские чувства.

• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Больница для  

   животных».

• Настольные игры «Шашки», «Хоккей»

• Подвижные игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в    

   кругу», «Городки», «Найди себе пару», «Кто дальше?».

• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

• Игра-инсценировка: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

• Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

• Просмотр мультфильмов о талисманах Олимпийских игр в Сочи.

Чтение художественной литературы:

* К. И. Чуковский «Мойдодыр»,  «Телефон», «Айболит».

* С.Я. Маршак «Кошкин дом»,  Рассказ о неизвестном герое».

* Чтение научно-популярной литературы для детей на тему: Как я устроен?».

Работа с родителями:

• Изготовление  нетрадиционного физоборудования  для спортивного уголка.

• Индивидуальные консультации и  беседы, физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

•  Папки – передвижки: «Здоровый образ  жизни семьи»,  «Здоровый образ жизни    дошкольников», «Десять советов родителям    по укреплению физического здоровья детей».

• Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети

 * Бережное отношение к своему здоровью.

 * Повышение интереса к физкультуре и спорту.

 * Представления о здоровом образе жизни.

Воспитатели

 * Пополнение спортивного оборудования в группе.

 * Компетентность в вопросах приобщения детей к  здоровому образу жизни.

Родители

 *  Повышение интереса к здоровому образу  жизни.

 *  Взаимодействие с педагогами и инструктором по  физической  культуре  

     по вопросам физического  воспитания детей.

 * Активное участие в жизни ДОУ  и  реализации проекта.

В ходе проведения проекта «Наше здоровье в наших руках» были получены следующие результаты:

   Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Для детей:

1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;

2) дети ежедневно слышат информацию  о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина), о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).

Для родителей:

1) родители с желанием приняли участие в спортивном развлечении;

2) проявили инициативу в изготовлении массажных дорожек для группы;

3) приняли участие в  создании фотоальбомов.

Для педагогов:

1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;

2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей;

3) резко снизились показатели заболеваемости детей.

Список литературы:

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.     

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет).

6. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет.

7. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств.

8. Нефедова Е.А, Узорова О.В Пальчиковая гимнастика.

9. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений (3-7 лет)

10. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа (4-5 лет)

11. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.

Воспитательная ценность проекта:

*  У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта:

 *  У детей повысились знания о значимости здорового   образа жизни.

 * Расширилось представление о  закаливающих мероприятиях.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении: 

* С целью повышения интереса к здоровому образу жизни мы продолжаем систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями инновационных технологий с использованием интегрированного подхода в этом направлении.

*  Продолжаем  внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Ресурсное обеспечение:

1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Спортивный участок на территории МДОБУ.
7. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
8. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.).
9. Подборка методической литературы.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЕ

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

Анкетирование родителей.

Воспитатели группы.

Подбор методической и художественной литературы.

Воспитатели группы.

«Круглый стол» с участием родителей, выбор темы,  обсуждение целей и задач проекта.

Воспитатели группы, инструктор по физкультуре.

Подбор материала для проекта.

Воспитатели группы.

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка».

Музыкальный руководитель.

Папка – передвижка на тему: «Здоровый образ  жизни семьи»

Воспитатели.

Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».

Воспитатели.

Встреча с доктором Айболитом, который рассказывает о значении питания в жизни человека.

Медицинская сестра.

Подвижная игра «Найди себе пару».

Воспитатели.

ОКТЯБРЬ

Изготовление нетрадиционного физоборудования  для спортивного уголка.

Воспитатели, родители.

Подвижная игра ««Делай, как я».

Воспитатели.

Создание картотеки дидактических игр.

Воспитатели.

Чтение  К. И. Чуковский «Мойдодыр».

Воспитатели.

  Семинар-практикум для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно – образовательном процессе в ДОУ».

Инструктор по физической культуре.

Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

Воспитатели.

Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно  спортом заниматься!».

Инструктор по ФИЗО.

Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника».

Воспитатели.

НОЯБРЬ

Создание картотеки подвижных игр.

Воспитатели.

Консультация для родителей:  «Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников».

Инструктор по ФИЗО

Чтение научно-популярной литературы для детей на тему: Как я устроен?».

Медицинская сестра.

Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

Воспитатели.

Просмотр мультфильмов о талисманах Олимпийских игр в Сочи.

Воспитатели.

Создания альбома  «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Воспитатели.

Игра-инсценировка: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Педагог-психолог, воспитатели.

Сюжетно-ролевая игра:  «Аптека».

Воспитатели.

Развлечение: «День матери»

Воспитатели, муз. руководитель.

Подвижная игра «Школа мяча».

ДЕКАБРЬ

Родительское собрание на тему:  «Задачи и содержание работы  по ЗОЖ».

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, педагог-психолог.

Подбор фотографий для  стенгазеты.

Воспитатели.

Сюжетно-ролевая игра: «В гости к бабушке».

Воспитатели.

Чтение  С.Я. Маршак «Кошкин дом».

Воспитатели.

Создание картотеки загадок.

Воспитатели.

Проговаривание пословиц, поговорок о здоровье. 

Воспитатели.

Создание фотоальбома: «Прогулки в выходной день».  

Воспитатели, родители, дети.

Консультация для родителей «Одежда и здоровье детей».

Медицинская сестра.

Беседа с детьми  на тему: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

Медицинская сестра.

Подвижная игра «Ловишки в кругу».

Воспитатели.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о

здоровье как «не болезни».  Дети  рассказывают о том, как болели, у них

проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но

что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить

еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному.

В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно

делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не

есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что

в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью

со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих

собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.)

Мониторинг детей (в начале  и в конце проекта), направленный   на выявление знания детьми профессий, отвечающих за жизнь и здоровье людей.

Нами были получены следующие результаты:

Вопросы

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Начало года

Конец года

Кто лечит людей?           

Тётя - 27 %

Дядя -26 %

Не знаю - 47 %

Тётя - 15 %

Дядя -13 %

Доктор – 72 %

Что нужно

делать, чтобы не болеть?

Не ходить босяком – 14 %

Не есть мороженного -  19 %

Не простужаться -  54 %

Не мочить ноги – 13 %

Не ходить босяком – 9 %

Заниматься спортом -  43 %

Не простужаться -  11 %

Закаляться  – 33 %

Делаешь ли ты утреннюю зарядку дома?

Да – 38 %

Нет – 62 %

Да – 84 %

Нет- 16 %

Кто тушит пожар?

Дядя - 78 %

Пожарный (пожарник) – 22 %

Дядя – 26 %

Пожарный (пожарник) – 74%

Кто следит за порядком на улице?

Дядя – 32 %

Не знаю – 16 %

Полиция – 52 %

Не знаю 9 %

Полицейский – 83 %

Нет ответа – 8 %

Как вызвать доктора, пожарного, полицейского?

Сказать маме – 42 %

Сказать папе – 18 %

Сказать соседям – 21 %

Позвать проходящих людей – 19 %

Сказать маме – 21 %

Сказать папе – 6 %

Сказать соседям – 9%

Позвонить – 64 %

Какой номер надо набрать?

Нет ответа – 54 %

Не знаю – 26 %

Называют номер – 20 %

Нет ответа – 23 %

Не знаю – 7 %

Называют номер – 70 %

Что надо назвать, когда вызываешь доктора, пожарного, полицейского?

Нет ответа – 24 %

Не знаю – 35 %

Адрес – 49 %

Нет ответа – 6 %

Не знаю – 13 %

Адрес –  81  %

Кто знает  свой адрес?

Не знают адрес – 78 %

Называют адрес – 22 %

Не знают адрес – 42 %

Называют адрес – 58 %

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Вопросы

ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ

НАЧАЛО ГОДА

КОНЕЦ ГОДА

Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду?

Да – 48 %

Не знаю – 16 %

Затрудняюсь ответить – 36 %

Да – 78 %

Нет – 3 %

Затрудняюсь ответить – 19 %

Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с занятий физической культуры, если вам это необходимо?

Да – 17 %

Нет – 83 %

Да – 6 %

Нет – 94 %

Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?

Да – 36 %

Нет – 29 %

Затрудняюсь ответить – 35 %

Да – 79 %

Нет – 16 %

Затрудняюсь ответить – 5 %

Присутствовали ли вы когда-нибудь на занятии физической культуры?

Да – 24 %

Нет – 76 %

Да – 83 %

Нет – 17 %

Ведете  ли Вы здоровый образ жизни?

Да – 68 %

Нет – 32 %

Да – 83 %

Нет – 17 %

Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию?

Да – 28 %

Нет – 72 %

Да –  41 %

Нет – 59 %

     Часто ли болеет ваш ребенок?

совсем не болеет - 11 %

 редко болеет – 59%  часто болеет-30 %

совсем не болеет – 27%

редко болеет –

 63 %  

часто болеет-10 %

Знаете ли Вы как укрепить здоровье ребенка?

да -46 %

 нет- 18 %

 частично-36 %

да - 82 %

нет-0%

 частично- 18%

Нужна ли вам помощь детского сада?

да -25 %

 нет- 38 %

 частично-  37 %

да - 82 %

 нет- 6  %

 частично- 12 %

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

Анкетирование проводилось с 5 по 19 сентября 2023 г.  в старшей группе.

Родители проявили высокую активность и заинтересованность: было возвращено 80% заполненных анкет.

Целью проведения  анкетирования родителей  было  создание условий для понимания ценности здоровья,   изучить семьи, с целью выявления здорового образа жизни, оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.

     По ответам родителей можно судить о том , что они не всегда чётко понимают, какие показатели  составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее.

На вопросы: «Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду? Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?», 35 %  родителей   затрудняются ответить. Вопрос: Почему? Хочется ответить: Этот процент родителей  совсем  не участвует в  жизни своего ребёнка,  не интересуются  у ребенка, что ему нравится в саду, или частично учувствуют  (времени нет для участия в совместных с ребёнком  мероприятиях, не присутствуют на: консультациях, родительских собраниях, мастер-классах и других мероприятиях проводимых в группе). Многие родители считают, что  в дошкольном образовательном учреждении  не так серьёзно относятся к здоровьесберегающей технологии. Очень часто в индивидуальных беседах маме или папе нужно  объяснить значимость режимных моментов не только в детском саду, но и дома (в выходные или праздничные дни). Всего  62 % родителей (из них 37 % - частично) отметили, что нуждаются в помощи детского сада  в укреплении  и сохранении здорового образа жизни.

     Результаты анкетирования  в конце (с 20 по 26 декабря) года показывают, что родители заинтересованы проблемой  здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом.

Все анкеты были заполнены (100 %).

 Во время работы над проектом, мы старались найти подход к каждой семье,  и объяснить в индивидуальных беседах, консультациях  о важности соблюдения  режимных моментов в празднично-выходные дни,  о прогулках всей семьёй по городу,  в парк (кормление птиц зимой, катание на санках, лыжах, коньках),  как закаливающих процедурах   на свежем воздухе. Очень тяжело переубедить  некоторых родителей о  том, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе.  Многие родители вместе с детьми  активно занимаются физкультурой, совместная работа  педагогов группы, специалистов  и семьи дает положительные   результаты в укреплении здоровья ребенка. 94 % родителей  (из них  частично – 12 %) отметили, что нуждаются в помощи детского сада  в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.

Рекомендации:

1. Продолжать проводить для родителей  дополнительно родительские собрания,  консультации по теме «ЗОЖ»;

Срок исполнения:  до мая 2024 года.

 Ответственные: воспитатели групп, медицинская сестра.

2. Проводить  совместные  спортивные мероприятия  детей с родителями.

Срок исполнения: до мая   2024 года.

Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физической культуре.

АНАЛИЗ  ПРОЕКТА:

        Возникновение проекта связано с  высоким уровнем заболеваемости, малоподвижностью детей,  незаинтересованностью родителей участии в воспитании  и формировании здорового образа жизни детей.  Мотивом для начала проектной деятельности стала низкая посещаемость детей из-за  частых болезней. Проводились индивидуальные беседы с родителями воспитанников (часто болеющих), выяснялись причины заболевания.

        В начале  создания проекта  проводились беседы с  детьми.  Выявляли недостатки   самостоятельности  детей и неумении выполнять простейших  движений  по образцу:  в подвижных играх, в выполнении спортивных упражнений, как на прогулке, так и  в образовательной деятельности, в использовании имеющегося физкультурного оборудования. После просмотров  мультфильмов по ЗОЖ,  разыгрывания  проблемных ситуаций,  дидактических и сюжетно-ролевых игр,   выяснялось  какие  представления, имеют дети о формировании  здорового образа жизни.

         В ходе проекта  педагоги  разработали  ежедневное планирование по сохранению и  укреплению физического здоровья детей,  воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Детям  давались  знания  о здоровье и здоровом образе жизни:

-  о значении гигиенических процедур;

- о роли правильного питания;

-  о факторах оказывающих влияние  не только на жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

 Дети учились:

- соблюдать правила питания;

- выполнять гигиенические процедуры;

- выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях;

- выполнять доступные виды закаливания.

Родители стали внимательней и серьёзней  относиться к  требованиям и предложениям  воспитателей группы, оказывать помощь в  изготовлении разнообразного спортивного инвентаря своими руками. Участие родителей в консультациях,  встречах,  в образовательной и  самостоятельной деятельности детей, стало  важными   факторами:

-  осведомленности  родителей о  важности физических навыках и умениях детей данного возраста;

-  совместной  двигательной   деятельности   с детьми;

-  желание  родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;

-  внимание родителей к здоровому образу жизни  в семье.

        Задачи, поставленные  перед детьми, родителями и педагогами  решались  совместно. При выполнении задач  учитывались  индивидуальные  особенности  и интерес каждого ребёнка. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

Задачи: 

Родители:

 *   Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании  

      здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

*   Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о    

      совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств      

      и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной    

      гимнастики, массажа, закаливания.

Воспитатели:

  *     Овладение здоровьесберегающими технологиями.

  *      Реализация полученной подготовки на практике,  в тесном    

          взаимодействии   друг с другом, с воспитанниками и их родителями.

   *      Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Дети:

*   Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к

      соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.

*  Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни.

Во время проведения проекта все задачи были успешно решены.

       У детей  появился интерес  к самостоятельному  проведению  утренней, бодрящей гимнастики,  подвижных игр. Во  время проекта  была проведена  фотовыставка: «Я здоровье сберегу – сам себе я  помогу»,   созданы - стенгазета: «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни», фотоальбомы: «Спорт  и мы», «Прогулки в выходной день»,  альбом  «Что такое хорошо, что такое плохо?»

         Уделяется особое внимание индивидуальной деятельности, как детей, так и семьи. Во время прогулок  проводятся индивидуальная  работа:

-   по развитию физических качеств и  обогащению  двигательной активности;

- воспитанию культурно-гигиенических навыков;

- интереса к физической культуре и спорту.

      Родители группы  охотно отозвались на участие в проекте и показали свою заинтересованность в воспитании культурно-гигиенических навыков, в  сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.  Активные участники в создании фотоальбомов, изготовлении  нетрадиционного физоборудования  для спортивного уголка, совместных  спортивных мероприятий.

       Все усилия педагогов направлены на  организацию  работы с детьми и родителями,  оформление  альбомов,  вовлечение родителей в  проектную деятельность, разработку  занятий, наблюдений, индивидуальной работы с детьми.

       Итогом проекта стала непосредственно образовательная деятельность с родителями «Что такое здоровье?»

       

ИТОГ  ПРОЕКТА:

        Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а

с другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционным

и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного

возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа

жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к

своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время

каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые

следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

         В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как

физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни

в нашей группе является одной из значимых и приоритетных.

Ежемесячно, начиная со средней группы, проходят занятия по

здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления

о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и

вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные

навыки по уходу за собой. Эти занятия имеют огромное значение в

воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Мы работаем в единой системе со специалистами детского сада. Навыки здорового  образа   жизни  закрепляем    в  дидактических,

подвижных,   сюжетно-ролевых играх, упражнениях, в повседневной жизни. Игры создают положительный эмоциональный подъем, вызывают хорошее самочувствие.

Для расширения кругозора детей и закрепления ранее полученных навыков,

используем настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи

картинку», «Полезная и вредная еда» и др. Мы  организуют вместе с

детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен

нос», «Как согреть руки». В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника»,

«Аптека», «Пожарные» и т.п. закрепляем  навыки здоровьеформирования.

Дни здоровья, развлечения и спортивные праздники являются хорошей

основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с

одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с

другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в

познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат

совместным действиям и переживаниям. Уделяем большое внимание организации спортивных праздников.

Учебно-воспитательная среда, созданная в группе, способствует

укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет

врожденную потребность детей в движении.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей,

не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей.

Совместную работу с семьей строю на следующих принципах: единство,

систематичность, индивидуальный подход. Родители принимают активное

участие в спортивных праздниках, соревнованиях. Ежемесячно

подбираю  консультации для родителей, меняю информацию в папках-передвижках.

Созданная в нашей группе система по здоровьесбережению работает.

Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в

детском возрасте, станут крепким фундаментом для создания положительной

мотивации к охране собственного здоровья в жизни каждого ребёнка.
Риски

  1. Несбалансированное по качеству и количеству питание.
  2. Гиподинамия, гипердинамия.
  3. Стрессовые ситуации в семье.
  4. Безразличное отношение к здоровью.
  5. Незнание методов диагностики здоровья.
  6. Плохие материально-бытовые условия.

Предупреждение риска

  1. Рациональное питание.
  2. Адекватная физическая активность.
  3. Здоровый психологический климат в семье.
  4. Внимательное отношение к своему здоровью.
  5. Владение простейшими методами диагностики здоровья.
  6. Хорошие материально-бытовые условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Наше здоровье в наших руках» в рамках проведения «Недели Здоровья» средняя группа №2 (4-5 лет)

Презентация  мероприятий  проекта  «Наше здоровье в наших руках» в рамках проведения "Недели Здоровья" в средней группе (4-5 лет)....

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе «Наше здоровье – в наших руках!»

Методическая разработка содержит конспект занятия для старшей группы...

Конспект проведения Дня здоровья в старших и средних группах по теме - Наше здоровье – в наших руках

Конспект проведения Дня здоровья в старших и средних группах по теме - Наше здоровье – в наших руках...

Проект с детьми средней группы по формированию привычки к здоровому образу жизни "Наше здоровье в наших руках!"

Здоровый образ жизни - это деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.Актуальность проекта:- ухудшение состояния здоровья детей;- сохранение и укрепление здоровья детей - одна...

Памятка для родителей. "Забота о своем здоровье или наше здоровье в наших руках."

Материал в помощь родителям по оздоровлению своего организма приемами самомассажа по методу ДУ-ИН, приемам ортопедической гимнастики....

Проект по здоровье сбережению в старшей группе "Наше здоровье в наших руках"

Проект по здоровье сбережению в старшей группе "Наше здоровье в наших руках"...