Проект «Туристическая тропа»
проект (подготовительная группа)

Травина Татьяна Владимировна

           Одним из требований ФГОС ДО, по реализации образовательной Программы в дошкольных учреждениях, является создание условий для развития ребенка и открывающих возможности для его позитивной социализации и его личностного развития, инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через соответствующие возрасту виды деятельности.

            Одним из таких видов может стать ТУРИЗМ в детском саду, который будет одновременно содействовать решению ряда задач воспитания через игровую деятельность: физическому, интеллектуальному развитию ребенка; формированию экологического и нравственно – патриотического поведения, формированию навыков здорового образа жизни; становлению межличностных дружеских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turisticheskaya_tropa_travina_t.v.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №7».

Проект «Туристическая тропа»

Участники:

Дети подготовительной группы, родители воспитанников и педагоги

                                                                                                        Разработчик проекта:                      

                                                                                                         Травина Т.В.

                                                     Г.о.Подольск, 2022

Содержание.

1. Введение.

1.1. Актуальность

1.2. Цель

1.3. Задачи

1.4. Гипотеза

 1.5. Ожидаемый результат

 1.6. Этапы проекта

2. Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы и интернет ресурсов5. Приложения

                                                               

1. Введение.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,-

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 К.Симонов

 1.1. Актуальность

           Одним из требований ФГОС ДО, по реализации образовательной Программы в дошкольных учреждениях, является создание условий для развития

Ребенка и открывающих возможности для его позитивной социализации и его

личностного развития, инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками через соответствующие возрасту виды деятельности.

            Одним из таких видов может стать ТУРИЗМ в детском саду, который

будет одновременно содействовать решению ряда задач воспитания через игровую деятельность: физическому, интеллектуальному развитию ребенка; формированию экологического и нравственно – патриотического поведения, формированию навыков здорового образа жизни; становлению межличностных

дружеских отношений.

           Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств

профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения.

 Туристическая деятельность позволяет ребёнку, совершая тематическиепрогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим ближайшим окружением, изучить свою малую Родину. В походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в маленькой душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и

углубляет то, что окружает человека.

 Ближайшее окружение дошкольника и познание окружающего мира

начинается на прогулках по территории детского сада.

 Впоследствии, прогулкам можно придать вид более правдоподобно туристских: приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы,

рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей,

участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр

на воздухе, что значительно повысит интерес детей к туризму.

 Кроме того, для полноценной связи ДОУ с семьей, повышения их компетентности в вопросах укрепления физического и психического здоровья детей, предлагается разработать прогулки-походы за территорию ДОУ совместно с родителями.

 Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений, какот педагогов, так и от дошкольников.

1.2. Цель: Способствовать созданию условий, открывающих

возможности для позитивной социализации детей, личностного и физического

развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, окружающей природой в соответствии с

требованиями ФГОС, через игровую туристическую деятельность.

 1.3. Задачи: Способствовать через практическую игровую деятельность:

 - созданию условий для позитивной социализации детей, формированию

нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма,

сплоченности и дружелюбия; объединению всех участников педагогического

процесса: детей, родителей, педагогов;

 - формированию познавательного интереса родному детскому саду,

окружающей природе, своей малой Родине и родному краю;

 - формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта, о профессиях (геолог, метеоролог, эколог), важных

туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;

- формированию интереса к здоровому образу жизни у детей, к

регулярным занятиям физической культурой; приросту и укреплению физических качеств;

- помочь детям приобрести практические знания, навыки и умения,

которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по

охране природы родного края; формирование умения ориентироваться по карте

развивающей предметно – пространственной среды.

1.4. Гипотеза: Если в образовательном процессе использовать средства

туризма, включая весь потенциал предметно – пространственной развивающей

среды дошкольной организации, то возможно создать условия для реализации

всех пяти образовательных областей в соответствии ФГОС:

 - социально – коммуникативное развитие: повышение коммуникативных

навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с

другом и с взрослыми, но и на уважение к своей малой Родине; формирование

основ безопасного поведения в социуме и природе;

 - познавательное развитие: повышение уровня знаний через практическое

формирование представлений о себе и об окружающем мире, в области познания окружающей среды и правил экологического поведения в природе, формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.

 - речевое развитие: формирование активного словаря об окружающих предметах и явлениях, развитие умения в диалоге высказать свои мысли и выводы;

 - художественно – эстетическое: формирование эстетического отношения к

окружающему миру, умение выражать собственные впечатления изобразительной, конструктивно – модельной деятельностью.

 - физическое развитие: приобретение практического опыта в развитии физических качеств и координационных способностях, становление ценностей и

интереса к здоровому образу жизни и активному отдыху.

Вид проекта – исследовательский, краткосрочный.

Срок реализации август 2022 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы; родители.

1.5. Ожидаемый результат.

 Результатом проекта станет:

- Повышение развития, мотивации и способностей детей в различных видах

деятельности

- Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия

детей.

- Оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности.

- Преодоление естественных препятствий и трудностей походной жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознание роста

собственного духовного потенциала.

 

1.6. Этапы проекта:

1. Предварительный этап.

- Разработка проекта. Подготовка необходимой литературы, снаряжения.

2. Реализация проекта:

- “Мы – туристы” – основы туристской и общефизической подготовки.

- Природа родного края – рассказы, экскурсии, целевые прогулки.

- Безопасность в походе – беседы, экскурсии.

- Туристический поход на экологическую тропу.

3. Подведение итогов и презентация проекта.

Пути реализации проекта: Ведущим способом организации является игра: игратренировка, игра-соревнование, игра-путешествие.

2. Основная часть.

1 день. Тема: «Туризм и туристы» «Мы – агрономы».

Поход на развивающую предметно – пространственную среду:

«Сад – Огород», «Полюшко - поле».

Цель: Способствовать формированию понятий: туризм, туристы, туристические

походы, маршрут, карта; формированию представлений детей о профессии агронома. Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности.

Способствовать развитию естественных видов движений и обогащению двигательного опыта детей.

Беседы: Кто такие туристы, туризм и его разновидности, знакомство детей с

туризмом как видом спорта, туристические походы – маленькие путешествия.

Профессия «Агроном».

Знакомство с картой детского сада. Составление маршрута прогулки. (Участок

по циклограмме, нахождение на карте.).

Упражнения на осанку и равновесие «На вершине горы». (Сохранение равновесия при прохождении по обозначенной узкой тропе с разным положением

рук)

Чтение отрывков из Детской энциклопедии о великих путешественниках.

Поход - наблюдение на участках «Сад-огород», «Полюшко – поле»; сбор гербария.

 Экспериментирование - опыт. «Где лучше и дольше храниться хлеб?» (Пищевая пленка, фольга, полиэтиленовый мешочек, марля, воздух).

Разучивание речёвки: «Мы – туристы»

Игра - тренировка д/и «Мы собираемся в поход», «Рюкзачок туриста» (Бег с

переносом предметов).

П/и «Трудный маршрут.

Работа с родителями: Объявление темы недели. Плана проведения. Подготовка туристического похода.

2 день. Тема «День Геолога», «Учимся ориентироваться».

 Поход на развивающую предметно – пространственную среду:

«Сад камней», «Сухой ручей».

Цель: Способствовать формированию представлений детей о профессии геолога, развитие понятий детей о разновидности камней, их особенностей, значении

в нашей жизни; развитию умений выполнять поделки из камней; расширение

знаний детей о предметах необходимых в походе.

Беседы. «Зачем человеку в походе сила и выносливость?», «Кто такие геологи?», «Камни бывают разные».

Продолжение работы с картой - схемой и определение туристического маршрута на день.

 Чтение пословиц о природе. Отрывков из Детской энциклопедии «Путешественник Миклуха Маклай».

 Знакомство с компасом. Компас – прибор для ориентирования.

 Игровые упражнения: «Перепрыгни через ручеек», «На одной ножке по дорожке», «Спрыгни вниз», «Из обруча в обруч».

 Прогулка – игра « Найди такой же». Участок «Сад камней» и « Сухой ручей».

Сбор камней по заданным признакам, для пополнения коллекции. Определение

участков на территории детского сада, где находятся камни.

Эстафета «Бег парами».

Изодеятельность на воздухе «Зарисовки с натуры».

Конструирование и изготовление поделок из собранных камней.

3 день. Тема: Туристические правила.

Поход на развивающую предметно – пространственную среду:

«Метеоплощадка», «Солнечные часы»

 Цель: Способствовать формированию важных туристических правил, расширению представлений детей о планировании похода, распределении обязанностей, прогноз погоды; формированию представлений детей о профессии метеоролога, формирование понятий: привал, сухой паек, туристическое снаряжение и одежда туриста.

 Беседы: «Как планировать поход?» (Маршрут, погода, безопасность), «Что такое туристическое снаряжение? (Предметы необходимые в походе)», «Прогноз

погоды»

Д/и «Выбери туристическое снаряжение».

 Опыт - эксперимент «Завтрак туриста». (С яйцами). Можно ли брать сырое

яйцо и как определить: сырое оно или вареное?

 Работа с картой - схемой и определение туристического маршрута на день

Игровое упражнение: «Мы – альпинисты» (Лазание по гимнастической стенке).

Упражнение на дыхание «Разряженный воздух». (Задержка дыхания)

Поход «Метеоплощадка», «Дерево – флюгер» Наблюдение за деревьями, сила

ветра и направление.

«Солнечные часы», определение времени.

 Конструирование. «Пилотки из бумаги».

Динамический час. «Полоса препятствий»

П/и «Ловишки. Ноги от земли».

4 день. Тема: «Туристята – друзья природы».Поход на развивающую

предметно – пространственную среду: «Экологическая тропинка»

 Цель: Способствовать формированию представлений детей о правилах безопасности и гуманного поведения в природе, навыков оказания первой помощи,

понятий: аптечка, растения – лекари, опасные и полезные насекомые, экологический знак «Не троньте муравейник». Способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников через экологию здоровья.

 Беседы: «Безопасность в природе. Первая помощь пострадавшему», «Насекомые: полезные и опасные гости», «Советы заблудившемуся», «Жалобная книга

природы» (проект).

 Продолжение работы с картой - схемой и определение туристического

маршрута на день.

 Чтение стихотворения Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу».

П/и для привала «Веселый бубен».

 Сюжетно – ролевая игра «Мы – разведчики» (Определение опасных мест на

участке детского сада).

 Прогулка. Наблюдение за насекомыми. Муравьи. (Больное дерево на игровой

площадке, постановка знака «Не тронь муравейник!»

Изодеятельность. Рисование муравьев и муравейника. (По представлению).

Д/игра «Соберем аптечку», «Узнай лекарственное растение».

Распределение обязанностей в походе.

Работа с родителями. Объявление туристического похода, помощь в снаряжении детей, приглашение к участию.

5 день. Тема: Итоговый туристический поход – соревнование «Мы - туристы».

(Развлечение - Прохождение маршрута по заданной карте – схеме).

 Цель: Способствовать закреплению знаний, умений и навыков по туристскоэкологической деятельности у детей, развитию физических качеств детей.

 Игра – путешествие «Мы - туристы» по участку детского сада.

 Беседы: «Правила поведения в природе».

 Чтение брошюры Управления лесами Алтайского края.

 Наблюдение за погодой и выбор снаряжения.

 Подведение итогов эксперимента по хранению хлеба.

 Костюмированный ПОХОД по заданной схеме с рюкзаками, препятствиями,

привалом, играми и соревнованиями по участку детского сада, с закреплениями

всех полученных знаний и навыков на практике. ( Приложение конспект и видеодиск с фильмом «Туристическая тропа»)

 Сюрпризный момент сладкие призы и награждения. Подведение итогов недели. Впечатления детей о прошедшей тематической неделе.

Заключение:

Через практическую игровую туристическую деятельность было достигнуто:

- объединение всех участников педагогического процесса: детей, родителей и

педагогов;

- стремительно развивается самостоятельность и инициатива детей;

- все познавательные умения и навыки дети получали не через занятия, а в интересной развивающей деятельности, инициаторами которой они сами являются, учились оценивать свои действия и действия других, формировались их

навыки поведения в социуме и природе;

- приобрели новые навыки и умения в физическом развитии, формах проведения активного здорового отдыха.

 По итогам туристического похода создан фильм «Туристическая тропа»

((Приложение к проекту: видеодиск), который выставлен на

www.odnoklassniki.ru в группе сообщества нашего детского сада «Росинка», где

получил положительную оценку.

 Проект продолжается, тему туризма мы используем как на занятиях, так и в

свободное время дети делают поделки из природных материалов собранных в

походах. Делаем макет нашего края.

Оформляем вместе с родителями фотоальбом «Семья туристов», страницы семейных путешествий.

Кроме того были продолжены исследования с хлебом, где и как можно сохранить хлеб дольше в походе. Воспитанница группы стала участником районного

конкурса «Я – исследователь», с проектом «Хлебушко – батюшка».

 Список литературы:

1. Машкова С.В. и др. Познавательно – исследовательские занятия с детьми

на экологической тропе / С.В. Машкова и др. – Волгоград: Учитель, 2011

2. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском

саду/ О.М Масленникова, А.А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:

Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.:

ТЦ Сфера, 2010. – (Ребенок в мире поиска)

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в

детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез»

2010

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду /

С.Н.Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000г

6. Меремьянина О. Р.,Суворова С.А.Давайте сохраним: учебнометодическое пособие по краеведению, из-во 2-е, г. Барнаул АКИПКРО,

2008 год

7. Проект сюжетно - ролевой игры экологической направленности «Экологический десант», МКДОУ «Росинка», ст. Ребриха.

8. Проект «Минеральное царство», МКДОУ «Росинка», ст. Ребриха.

Интернет-ресурс:

1.Стихи для экологического воспитания детей.

http://zanimatika.narod.ru/Vospitanie_ekologiya.htm

2. Стихи о лесе, автор Анатолий Орлов.

http://lujayka.com/stihi_detyam/380-stikhi-o-lese-avtor-anatolijj-orlov.html

3.Стихи для детей. Владимир Степанов.

http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/stikhi/detstvo/vladimir_stepanov_stikhi_dlja_detej/50

-1-0-1014

4.Организация работы по туризму в детском саду.

http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/stikhi/detstvo/vladimir_stepanov_stikhi_dlja_detej/50

-1-0-1014

5.Туризм в детском саду. http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashihvospitateley/metodichki/turizm-v-detskom-sadu#ixzz3DMa7LXs7

6.Туристические походы. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac76.htm

Приложение №1

Беседы о профессиях.

1. «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»

Цель: способствовать формированию у детей понятий: туризмом, виды туризма, развитию интереса к туризму.

Задачи:

- формировать понятия у детей, кто такие туристы, как они путешествуют:

пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.,

- способствовать формированию у детей о разных видах туризма: пешеходный,

велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д.;

- способствовать развитию интереса к туризму.

Материал: картинки с изображением разных видов туризма

Ход занятия

Воспитатель: А как вы думаете, кого можно назвать туристами?

Дети: Туристами называют людей, которые любят ходить в походы.

Воспитатель: А зачем люди ходят в походы? (ответы детей)

Дети: Туристы ходят в походы, чтобы узнать что-то новое, полюбоваться природой, стать сильными, смелыми, закаленными, выносливыми.

Воспитатель: Какие виды туризма бывают?

Дети: горный, велосипедный, пешеходный, велосипедный, водный.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки, скажите, что у туристов

обычно за плечами?

Как называются эти мешки?

Дети: Рюкзаки.

Воспитатель: Как вы думаете, что берут с собой туристы в поход?

(Рассматриваем картинку с уложенным рюкзаком)

Воспитатель: Правильно. Туристы уходят в походы на несколько дней далеко

от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Для этого они берут с собой

палатки - небольшие складывающиеся домики, спальные мешки, карту, чтобы

не заблудиться, сменную одежду, продукты, фляжку с водой. Сменная одежда,

сапоги резиновые - на случай непогоды, и в лесу, чтоб не укусила змея.

Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что туристы ходят пешком. А как можно

ещё передвигаться в походе? Рассмотрим внимательно картинки

Правильно, ещё можно передвигаться на велосипедах, на лыжах, лодках.

Туристы ходят не только в лес, но и в горы, поэтому существуют разные виды

туризма: пешеходный, лыжный, велосипедный, горный. Вот видите, как много

видов туризма существует. Туризм – это тоже спорт.

Поэтому рассмотрим наши картинки и расскажем, что одето на наших туристах?

Вот какие вы внимательны правильно, они все одеты в спортивные костюмы

кроссовки и головные уборы обязательно.

Воспитатель: Как вы думаете, что делают туристы в походе?

И чтоб мне ответить на этот вопрос послушайте стихотворение.

Юрия Карташова, которое поможет вам правильно ответить на поставленный

вопрос:

- Скажи, зачем спешишь турист,

Лесною раннею тропинкой? - Послушать соловьиный свист,

Взглянуть на бриллиант-росинку. - Скажи, зачем идёшь, турист,

Из дома ты в края иные? - Весны увидеть первый лист,

Вдохнуть все запахи лесные,

И продолжал поэт-турист

Своё возвышенное слово! - Как мир хорош! Как воздух чист!

Как не влюбиться в жизнь тут снова!

Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.

Воспитатель: - А какие правила должен выполнять турист в походе по лесу.

Дети: Дети отвечают.

Воспитатель: Турист должен знать

Природу надо - Уважать!

Лесных зверей - Не обижать!

Всякую букашку - Надо любить!

А деревья нельзя - Рубить!

Все живое надо - Охранять!

Цветов и ягод много - Не рвать!

Заключение:

Воспитатель: Что нового вы узнали? Какие виды туризма бывают?

Что необходимо туристу взять с собой в поход?

2. ПРОФЕССИЯ - ГЕОЛОГ.

Цель: способствовать формированию понятия у детей о профессии геолог.

Описание профессии

Слово геология пришло к нам из греческого языка и дословно переводилось как

«слово о земле». Сегодня этим термином именуется наука о составе, строении,

истории развития земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых.

Геология состоит из множества разделов, углублённо изучающих каждый компонент науки. Поэтому спектр работы геолога довольно широк. Не зря их называют исследователями недр. Кто, как не геолог сможет в любых погодных

условиях провести исследование горных пород, при этом не побоясь, подняться

высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Самые мужественные

профессионалы удостаиваются звания «Заслуженный геолог Российской Федерациий, а 5 апреля все исследователи недр отмечают профессиональный день

геолога.

Описание деятельности

Чтобы стать хорошим геологом не обойтись без высшего образования по геологической специальности, так как он занимается почвоведением — т.е. изучением состава, структуры и видов почв, необходимо освоить целый комплекс как

инженерных, так и гуманитарных наук. Это физика и математика, информатика

и механика, история и культурология, иностранный язык и политология.

Деятельность геолога – это не только постоянные экспедиции и командировки,

но и работа в лаборатории и составление карт, месторождений ценных полезных ископаемых, но и при освоении новых территорий для строительства зданий, мостов, линий метрополитена и т.д. Геолог может уйти в науку и работать

в научно-исследовательских учреждениях и отраслевых научных институтах

или стать хорошим специалистом в строительных фирмах и частных нефтяных

компаниях и концернах.

Виды деятельности

  • взятие разнообразных почвенных проб;
  • проведение лабораторных анализов;
  • изучение происхождения почв, определение наличия тех или иных веществ;
  • вынесение вердикта о целесообразности сооружения рудников, скважин, строительства тех или иных архитектурных или коммуникационных объектов;
  • произведение отчетности о проделанной работе

3. Беседа «Камни бывают разные»

Цель: расширить представления детей о разнообразии камней, их свойствах и

особенностях, их применении в жизни человека.

Программное содержание:

Дать детям представление о камнях, о том, что камни в природе есть не только

в земле, но и в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности.

Предварительная работа:

Рассматривание коллекции камней.

Материал:

Коллекция камней, географическая карта, кукла – гном, миски с водой, камни,

ящик ощущений, иллюстрации, открытки, предметы, сделанные из камня.

Ход занятия:

1.Вводная часть

Стук в двери. Телеграмма от Гномика, который приглашает посетить «Каменную страну».

Воспитатель:

Ну что, хотите побывать в гостях у гнома, который живет в каменной стране?

Раз, два – повернись, в стране волшебной очутись! (Дети закрывают глаза, воспитатель выставляет игрушку – гнома и шкатулку).

2. Основная часть

Воспитатель:

Здравствуй, гном! Мы откликнулись на твое приглашение, что ты интересного

приготовил для нас! Какая у тебя красивая шкатулка, можно мы в нее заглянем?

Ребята, что это? (камни)

Воспитатель:

Верно, это – камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране

является Урал и Сибирь (показ на карте).

А что вы знаете о камнях? (ответы детей).

Гном разрешил рассмотреть нам его коллекцию (рассматривание камней).

Воспитатель: Дети, а где в природе мы можем увидеть камни? (в земле, воде)

А как узнать, что этот камень речной, а этот – морской? (морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).

Воспитатель:

Гном нам предлагает поиграть с камнями (работа с ящиком ощущений). В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы:

Как ты узнал, что в руках у тебя камень?

Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Рассматривание камней галька и гранит. Сравнение их по цвету, по тактильным

ощущениям.

Опыты с камнями

Воспитатель:

Гном предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин.

Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?

Подвиньте к себе миски с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду?

(Предположения детей). Давайте это проверим. А сейчас достаньте камень из

воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым).

Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Воспитатель:

Гномик приглашает нас на выставку каменных изделий. Скажите, какие изделия делают из камня? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры, памятники

и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий и иллюстраций из камня, воспитатель рассказывает, что из какого

камня сделано (янтарь, гранит, нефрит и др.))

Физминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спинку вы держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Гномик желает с вами немного поиграть: подвигаться и ответить на его вопросы. За правильный ответ на вопрос гномик подарит вам свой камешек.

- Вспомните и назовите сказки, в которых говорится о камнях («Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Три поросенка» и др.).

- Выбрать из коллекции камешки, из которых можно: построить дом; воздвигнуть памятник; сделать украшения.

- Объяснить смысл выражений: «твердый как камень», «Стоит как каменный».

Заключительная часть

Воспитатель:Поблагодарим гномика за гостеприимство, за то, что так много

узнали нового о камнях. (Опрос детей, кто, что запомнил с занятия) Посмотрите

изделия из камня, которые имеются у вас дома.

4. Беседа: «Кто такой агроном?»

Цель: способствовать формированию понятия у детей о профессии агроном.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами об очень важной в селе профессии,

о какой, попробуйте догадаться, отгадав загадки.

Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница.

(Агроном.)

Он науку изучил.

Землю — словно приручил,

Знает он, когда сажать,

Сеять, как и убирать.

Знает всё в краю родном. И зовётся ...

(Агроном.)

Воспитатель: Кто такой агроном? Чем он занимается?

Дети: Агроном – это человек, который работает в сельском хозяйстве. Он руководит людьми, которые занимаются выращиванием растений (зерновые, овощные культуры, планирует севооборот, подбирает сорта, руководит процессом

ухода за растениями, следит за сроками обработки растений против вредителей).

Воспитатель: Правильно, агроном очень важная профессия на селе. Он

управляет трудом механизаторов, полеводов и других рабочих. Агроном

лучше других знает, как развиваются растения, чего им не хватает, какие

изменения происходят в почве. Он определяет, когда вспахать землю, посеять или собрать урожай. Он знает, какие нужны земле удобрения. Что

делать в случае плохой погоды.

Рассматривание иллюстраций с изображением труда на полях.

5. «Знакомство с профессией метеоролога»

(подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: Развивать у детей представление о профессии метеоролога и о работе

метеорологической станции. Развивать связную речь, логическое мышление.

Активизировать словарь

Материал и оборудование:

фотографии с изображением представителей разных профессий, оборудования

метеостанции ДОУ,

дневники наблюдений за погодой,

шапочка – тучка – маска,

карточки, с условными обозначениями природных явлений (день, ночь, солнце,

туча, ветер, снег дождь, град) и со словами погода, утро, день, вечер, небо,

смайлики с изображением солнца, тучи – по количеству детей.

ХОД:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что помощник воспитателя, собираясь выйти на улицу, берёт зонт, ведь дождя на улице нет.

Помощник воспитателя отвечает, что утром слушала прогноз погоды – обещали дождь. Затем уходит.

Воспитатель: Ребята, а вы, собираясь в детский сад, спрашиваете у родителей:

«Какая сегодня будет погода?». Слушают ли ваши родители по радио и телевидению прогноз погоды? Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы

детей) знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды (ответы детей)

Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра,

температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Давайте узнаем прогноз погоды.

Диктор: Сегодня на территории Алтайского края утром солнечно, местами

дождь, к вечеру прояснение. В Иркутской области ночью небольшой снег, днём

солнечно, в Ребрихе днём без осадков, к вечеру небольшое усиление ветра.

Воспитатель: Диктор рассказал о том, какая погода будет на территории разных

областей России. Мы узнали, где будет ясно, где облачно, где пойдёт снег, где

дождь, где будет дуть сильный ветер. В прогнозе погоды говорилось о том, какая температура воздуха ожидается днём и ночью.

Как ещё можно узнать о погоде?

Дети: Прогноз погоды можно прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне.

Воспитатель: Метеорологи могут предсказывать погоду и на территории

огромной страны и в маленьком городе, и на станции, как наша Ребриха.

Послушайте, какое стихотворение написано о людях этой профессии:

Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд

1бо всём метеоролог точно знает наперёд.

Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.

Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя иль града.

Не ударит ли мороз?

На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.

Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара! »

как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?

Дети: Чтобы не простудится, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.

Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям:

для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, строители и водители,

геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном

прогнозе погоды.

(Выставить фотографии с изображением разных профессий.)

Воспитатель: Как состояние погоды может отразиться на их работе?

Дети высказывают предположения. При необходимости воспитатель уточняет

их ответы.

Воспитатель: Как же метеорологам удаётся предсказать погоду?

Ответы детей.

Воспитатель: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные

основали множество метеорологических станций, где находится различное

оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень

осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность.

Вы не раз бывали на метеостанции, которая находится на территории нашего

детского сада. Какое оборудование там есть?

Ответы детей.

(Воспитатель показывает рисунки оборудования метеостанции, объясняет, для

чего они используются.)

Флюгер – показывает направление ветра,

Осадкомер – показывает количество выпавших осадков,

Термометр – измеряет температуру воздуха.

Воспитатель: результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят

в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой

дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений.

Ответы детей.

Воспитатель: Игра: «Составьте словосочетания», используя условные обозначения различных явлений погоды.

(Выставить на полотне карточки со словами и условными значками.

Дети составляют словосочетания:

погода – солнечная, утро – туманное, вечер – дождливый, небо – облачное,

день ветреный и т. д.)

Дети: Солнце, хорошо, можно играть. Тепло, хорошо, можно ходить в лёгкой

одежде. Солнце даёт свет. Благодаря солнцу, растёт всё живое. На солнце можно загорать.

Плохо: на солнце можно обгореть. Если смотреть на яркое солнце, можно испортить зрение. На солнцепёке очень жарко, можно получить солнечный удар.

Это плохо.

Облака – это хорошо. Они защищают от слишком яркого солнца, дают тень,

облака приносят дождь.

Плохо: облака закрывают солнце, и небо становится пасмурным, у людей портиться настроение.

Дождь – хорошо. После дождя растут грибы, распускается зелень. Приятно

слушать музыку дождя.

Плохо: дождь – это плохо. После дождя остаются лужи, грязь, бывает холодно.

Если попасть под дождь, то можно заболеть.

Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо и плохо»

(Размещаю на полотне пиктограммы «хорошо» и «плохо», поочерёдно выставляю под ними условные обозначения погодных явлений и предлагаю детям рассказать, в каком случае то или иное погодное явление – это хорошо, а какое –

плохо).

Дети отвечают.

Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем.

Проводится игра «Туча и дети».

(С помощью считалки выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку

– маску. «Туча» ходит вдоль условной границы: групповая комната условно делится на 2 части - в одной стоят стулья, в другой – дети.)

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети (хором): Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!

(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья).

Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами.

Ответы детей.

Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном

ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и

ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить

не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог!

А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога и рассказать о погоде?

Ответы детей.

Воспитатель делит учебную доску на 2 части: в верхней части ставит карточку

«День», а в нижней «Ночь». Затем размещает на доске несколько карточек с

условными обозначениями погодных явлений, и составить по ним рассказ.

Воспитатель: Днём в нашем посёлке будет ясная погода. Ветер слабый, осадков

не ожидается. Ночью ветер усилиться. Пройдёт дождь с градом.

(Дети- 2-3 ребёнка (по желанию) размещают на доске условные обозначения и

составляют рассказ по ним.)

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чём заключается

работа метеоролога? Для чего людям нужно знать состояние погоды?

Ответы детей.

Воспитатель: Если вам понравилось быть метеорологами, разместите на доске

смайлики с изображением весёлого солнышка, а если не понравилось – смайлики с изображением тучи.

Приложение №2

Правила поведения в природе в стихах.

- Не обижай лесных насекомых.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди !

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой…

- Не разоряйте муравейники.

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

-Не забирай из леса домой животных.

Для ёжиков и белок Лес – это дом родной.

Они живут там смело и летом и зимой:

Находят пропитанье, своих детей растят

И уходить из леса нисколько не хотят…

Поэтому не стоит Их в город забирать…

Поверь: они в неволе не будут есть и спать…

- Не разоряйте птичьи гнёзда.

Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали Крики птенцов,

Не приближайтесь, Не лезьте туда

И не тревожьте Ни птиц, ни гнезда.

- Любите редкие цветы.

Только рвать не надо их –

С ними лес добрей, светлей.

Ведь теперь цветов таких очень мало на земле…

Есть цветочки редкие, Белые и нежные:

Вам кивнут приветливо Ландыши, подснежники…

- Не шумите в лесу.

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

- Не разжигай костёр в лесу без взрослых.

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда.

- Не оставляй мусор в лесу.

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

- Не бейте стекло в лесу.

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

Приложение №3

Игры в походе (примерный сценарий)

Интернет – ресурс http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/igry-dlja-letnego-otdyha/igry-v-pohode.html

Вы отправились с детьми в поход, и чтобы там вам было весело и интересно

мы предлагаем сценарий похода.

Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в поход. Каждый бывалый турист

знает, что необходимо взять с собой. Вот и вы сейчас должны быстро написать,

что возьмете с собой в поход.

Участники пишут на листах бумаги предметы, которые они взяли бы в поход, например: рюкзак, спальник, кружку, ложку, фляжку с водой, полотенце,

сменные носки, футболку и т. д., затем озвучивают написанное.

Ведущий: А теперь по очереди (в кругу) назовите, какие вы знаете

ПРАВИЛА поведения на природе.

• Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

• Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса.

• Нельзя рвать цветы в больших количествах.

• Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

• Нельзя купаться, если водоем незнаком — там могут быть воронки и глубокие места, осколки стекла, камни и коряги на дне.

• Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.

• Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

• Нельзя ловить бабочек, жуков и других мелких обитателей леса.

Ведущий: А теперь проверим, кто больше знает растений, цветов, кустарников, деревьев на букву «К» (клен, калина, крапива, крушина, крыжовник, колокольчик, конский щавель, кровохлебка, копытень, камыш и т. д.).

Кто больше назовет названий луговых цветов {колокольчик, иван- да-марья,

одуванчик, цикорий, тысячелистник, ромашка и т. д.).

Узнай меня

Командам раздают по несколько карточек с названиями деревьев и кустарников. Одна команда должна описать изображенное дерево или кустарник, не

называя его, а другая — угадать растение по его характеристике.

Кто это?

Одна команда показывает мимикой, жестами задуманное животное, другая

должна его отгадать.

Рисуем вместе

Команды на листе, который загибается после каждого участника, должны

нарисовать животное. Первый рисует верхнюю часть, загибает ее, второй подрисовывает следующую часть. Или участники с завязанными глазами рисуют

каждый свою часть: голову, туловище, лапы и т. д.

Приветствия

Ведущий: По пути домой мы вспоминаем всех, кого встретили, кто и как нас

приветствовал.

Ребята должны подражать голосам животных.

Вышли мы на окраину и встретили корову (му-у-у).

Недалеко паслась лошадь (и-го-го).

Переходили дорогу гуси (га-га-га).

В маленьком озерце плавали утки (кря-кря-кря).

На краю леса жевала траву коза (бе-е-е).

В лесу на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю).

В чаще собирал малину медведь, он бормотал что-то,

чавкал, а увидев нас, заревел... (р-р-р).

Игры на уборке мусора

Разделите ребят на команды, предложите им придумать названия и девизы,

связанные с чистотой и бережным отношением к природе.

Команды собирают мусор на отведенной для уборки территории, каждая — в

свою кучу. У кого куча больше, тот победил.

Проведите конкурс на самую неожиданную и оригинальную вещь, которая

была найдена в процессе уборки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристический проект "Веселая тропинка"

Туристический проект "Веселая тропинка"...

Педагогический проект "Туристические тропинки"

Сущность педагогического проекта состоит в том, что средствами детского туризма создаются условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей, повышение их двигательной активности и развити...

Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА"

Проект "ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА" - это описание систематизированной планомерной работы по развитию у старших дошкольников навыков и знаний туристической деятельности, воспитание потребности к ЗО...

Проект "Туристические тропинки"

Актуальность. Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,-Ты вспоминаешь Родину – такую,Какой её ты в детстве увидал.К.Симонов    Детский туризм – ...

Конспект туристического похода по туристической тропе в ДОУ

Во время похода у детей формируются представления об активном отдыхе....

Проект «Туристические тропинки»

Проект «Туристические тропинки» физкультурно-оздоровительной направленности .Сущность педагогического проекта состоит в том, что средствами детского туризма создаются условия, об...

Физкультурно-познавательный проект «По туристическим тропинкам»

Дошкольный туризм позволяет объединить воспитательно-образовательные, оздоровительные задачи, и реализовать их в разных организационных формах детско-взрослой деятельности.   Такая форма раб...