Проект "Туристические тропинки"
проект (старшая группа)

Мальцева Екатерина Михайловна

Актуальность.

 

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов 

   

Детский туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.

Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха. Формировании  правильного образа жизни у дошкольников,  профилактика и внедрение  новых  форм оздоровления детей, а также   развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение  представлений о природных и культурных особенностях родного края. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающийся характер.       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Туристические тропинки"40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам

Администрации Заводоуковского городского округа

Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования

Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»






Проект

 «Туристические тропинки»



                                                                                                                         Автор:

Мальцева Екатерина Михайловна - воспитатель;

Участники: Воспитатели, дети, родители

г. Заводоуковск, 2021год.

Содержание:

1. Актуальность проекта

2. Тип проекта

3. Участники проекта

4. Цель проекта

5. Задачи проекта

6. Ожидаемые результаты

7. Этапы реализации проекта

8. Перспективное планирование

9. Работа с родителями

10. Список используемой литературы














Актуальность.

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов 

   

Детский туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.

Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха. Формировании  правильного образа жизни у дошкольников,  профилактика и внедрение  новых  форм оздоровления детей, а также   развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение  представлений о природных и культурных особенностях родного края. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающийся характер.       

Тип проекта: долгосрочный, исследовательско - познавательно -творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Цель проекта: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности и физических качеств у детей средствами детского туризма.

Задачи проекта:

-познакомить детей с туризмом как с самой активной формой отдыха и оздоровления;

- развитие форм и моделей семейного туризма;

- развивать познавательную активность;

-учить преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, лучше узнавать друг друга;

- развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Ожидаемый результат

- Сформированы знания о детском туризме.

- Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе;

- Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

- Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;

- Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду;

- Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;

- Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных;

- Знают об органах восприятия и общения;

- Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.

- Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе.

- Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

- Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.

- Умение правильно вести себя при передвижении по городу, в лесу, у реки.

- Умение читать карту своей местности.

- Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Содержание работы

Участники

1 этап

Подготовительный

август

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

2этап

Организационный

сентябрь - апрель

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Консультаций по теме проекта и реализации задач.

Проведение занятий с детьми (комплексные, тематические), посещение выставок в музее, парка и т.д. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

3 этап

Итоговый

май

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

Перспективное планирование.

Месяц

Форма проведения

Тема

Задачи

Сентябрь

Беседа

«Стану настоящим туристом».

1. «Что такое туризм? Кто такие туристы?»

Познакомить с понятиями «туризм», «турист», какие качества необходимы туристам, как их в себе воспитать.

Сентябрь

Туристический поход по территории детского сада

«Мы туристы»

формирование представления у детей о том, что такое туристический поход;

расширение представлений о предметном мире, знакомство с назначением и использованием таких предметов, как маршрутная карта, рюкзак, палатка;

совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей, укрепление здоровья;

закрепление навыков безопасного поведения;

воспитание желания участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Сентябрь

Презентация

Просмотр презентаций

«Мы - туристы»

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Октябрь

Занятие по обучающей системе «Играй и развивайся» и сенсорного контроллёра Kinect

«Переход дороги»

Закреплять знания детей о правилах безопасности на дороге, дорожных знаках.

Развивать навыки творческого рассказывания, построения высказываний – рассуждений.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Октябрь

Туристический поход в парк

«Маршруты рюкзачка»

Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную деятельность; развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни; знакомить с правилами поведения на природе и в экстремальных ситуациях, назначением предметов, необходимых в походе; развивать ловкость, координацию движений, выносливость, пространственное мышление, умение ориентироваться по карте.

Ноябрь

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

«Наш Детский сад»

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

Ноябрь

Игра - исследование.

«Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

прибором.

Ноябрь

Игра - исследование

«Ориенти-

ровка на

местности»

Выявить умение

детей применять полученные знания при

ориентировке

на макете детского сада.

Закрепить умение находить

север, юг, запад,

восток с помощью

Декабрь

Экскурсия по участку детского сада

 «Приметы зимы»

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в зимней природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух.

Декабрь

Занятие по обучающей системе «Играй и развивайся» и сенсорного контроллёра Kinect

«Опасные ситуации»

Закреплять знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения.

Развивать навыки творческого рассказывания, построения высказываний – рассуждений.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Декабрь

Туристический поход на центральную площадь

«Скоро, скоро Новый год»

Познакомить детей с историей новогодней игрушки, открытки; развивать наблюдательность, внимание и умение слушать; способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям, и народным праздникам.

Январь

Игра - исследование.

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию

карты, стремиться научиться её читать. Вызвать желание знать о городах Самарской области, умение ориентироваться по карте своего города.

Январь

Просмотр презентации на видео.

«Животный и

растительный мир родного

края»

Выявит уровень знаний детей о

животных и растениях родного края, о том что некоторые виды

занесены в

Красную книгу,

для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

Январь

Экскурсия в краеведческий музей

«Дикие животные и птицы родного края»

Познакомить детей с животными и птицами нашего края;

Воспитывать у детей уважение и интерес к музейным экспонатам, людям, внимательным к жизни животных, любящим и охраняющим их. Познакомить с профессией экскурсовода музея.

Февраль

Познавательная экскурсия в библиотеку

«Туристы – путешественники»

Рассказать детям кто такие туристы, как они путешествуют: пешком, на велосипедах, на лыжах, на лодках и т. д.;
Какие бывают разные виды туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный, горный и т. д.;
Воспитывать интерес к туризму.

Февраль

Занятие по обучающей системе «Играй и развивайся» и сенсорного контроллёра Kinect

«Путешественник»

Знакомить детей с географическим положением материков Земли, формировать патриотические чувства.

Февраль

Выставка рисунков.

«Если с другом

вышел в путь...»

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Март

Игра - соревнование

«Кто быстрее

соберёт рюкзак?»

Закрепить знания детей о

том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях.

Март

Разучивание туристских речёвок, песен.

Речёвка «Мы туристы»

Песни «Когда мои друзья со

Мной»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Апрель

Просмотр презентации на видео.

«Правила безопасного

поведения в лесу, у водоёма»

Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, у водоёма.

Апрель

Игра

«Придумай и

Отгадай»

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных

предметов выбирать

необходимые

для похода, которые удобно переносить в рюкзаке.

Апрель

Квест по туризму

«Стану настоящим туристом»

Продолжать знакомить с основами туристической деятельности, формировать качества, необходимые туристу.

Май

Игра-викторина

В походе

Развитие физических качеств и умений, которые необходимы туристам.

Май

Туристический поход в парк совместно с родителями

«Мы – туристы» (весёлые эстафеты)

Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.
Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
Создать атмосферу доброжелательности.
Воспитывать волевые и дружеские качества.

Май

Турнир смекалистых совместно с родителями

«Клуб веселых туристов»

Просмотр видеофильма «Мы – туристы»

Расширить знания детей о туризме, его видах, особенностях. Сформировать желание участвовать в настоящих походах.

Работа с родителями:

- Проведение совместного похода в парк, краеведческий музей, библиотеку, на площадь.

- Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

- Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением: компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

- Помощь в изготовлении макета «Наш детский сад»

- Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу»

- Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)

- Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

- Создание видеофильма «Мы – туристы»

Список используемой литературы:

-  Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е. Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87

- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.

- Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н. А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста, АРКТИ, 2003

- Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей М.: Просвещение, 1986

- Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004

- Кузнецова С.В.Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 год.

- Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....