Эссе на тему «П.Ф. Лесгафт и его вклад в развитие научной системы физического воспитания детей дошкольного возраста»
материал по физкультуре

Бураева Анна Юрьевна

Эссе на тему «П.Ф. Лесгафт и его вклад в развитие  научной системы физического воспитания детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesgaft.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

     Эссе на тему «П.Ф. Лесгафт и его вклад в развитие  научной системы физического воспитания детей дошкольного возраста»

«…последовательность

слова и дела, движение,

гуманность..»

П.Ф. Лесгафт

 

   Прогрессивная научная, педагогическая, общественная деятельность П.Ф. Лесгафта (1837-1909) позволяет отнести его к числу выдающихся представителей отечественной науки и культуры.  Петр Францевич прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

       Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. Величайшая заслуга Петра Францевича состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. И я уверена, в настоящее время это очень важно!

Петр Францевич видел антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных».  Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека. 

Выводы, сделанные Петром Францевичем в отчете, подчеркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способностей учащихся. Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

         Научная теория физического воспитания.

  Свои глубокие знания по анатомии и физиологии он положил в основу создания научной теории физического воспитания. В 1974 году Лесгафт опубликовал работу «Основы естественной гимнастики», которая привлекла внимание русской педагогической общественности и заинтересовала военное ведомство России.

         Основной целью педагогической системы Лесгафта является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», под которым он понимал систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к труду и он подготавливается к любой элементарной работе.

        Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.

Если обратиться к  Собранию педагогических сочинений 1952 года (второе издание), то здесь Петр Францевич отмечает, что школы только учат, но не развивают, а с этим нельзя согласиться, ведь важно отбросить всякие шаблоны и содействовать развитию понятия о личности, научить владеть своим телом, проверять свои мысли.

И поэтому творческая активность как умственной так и физической деятельности человека возможна лишь при сознательном выборе средств для достижения поставленных целей. Поэтому одной из важных задач физического образования П.Ф. Лесгафт считал выработку умения сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их. А сама система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.

   Нельзя не отметить, что также особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время!

В результате деятельности ОСФРУМа были открыты площадки для игр, стали проводиться экскурсии и походы за город, в лес, организовывались катания на коньках и другие формы отдыха и развлечений, в основном для детей и подростков из малоимущих семей. Но, к сожалению, царское правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он постоянно находился под надзором полицейской охранки.

        Система Лесгафта не стала в России основой национальной системы физического воспитания из-за отсутствия в стране квалифицированных педагогов. К тому же по своей идее система не соответствовала интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого П.Ф. Лесгафта было немало ошибочных положений, вытекающих из его формально-логического мировоззрения. Однако многие положения его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в советскую и современную систему физического воспитания.

   Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.

Основные положения теории физического образования сводятся к следующему: как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо всего общества. Творческая активность как умственной, так и физической деятельности человека возможна лишь при сознательном выборе средств для достижения поставленных целей. Поэтому одной из важных задач физического образования П.Ф. Лесгафт считал выработку умения сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их. Гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей физического развития каждого человека.

Многие научные труды Лесгафта не потеряли своего значения и в настоящее время. Его именем был назван один из крупнейших специальных институтов – Государственный институт физической культуры в Ленинграде, Санкт-Петербургская Академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф. Лесгафта).

Федеральный государственный образовательный стандарт   Федеральная образовательная программа требуют от педагогических коллективов тесного взаимодействия с родителями и законными представителями в вопросах воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Семья это первая и важнейшая составляющая комплекса мер по развитию, воспитанию и формированию личности. Эту мысль П. Ф. Лесгафт исследовал и доказал в конце девятнадцатого столетия. Результатом этой работы стал выход научного труда «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1906-11г. г.). В данной работе исследовались такие составляющие развития личности ребенка, как: наследственность, среда, процесс воспитания. Он выделил и дал характеристику нескольких типов возрастного периода от 13 до 16 лет (период «возмужалости», который во все времена считается трудным и формироваться начинает еще в раннем детстве: добродушный и честолюбивый, мягко забитый и злостно забитый, лицемерный и угнетенный. В связи с этим Лесгафт обозначал первый год жизни ребенка, в который формируется опорно-двигательный аппарат, как наиболее важный из всего периода детства. В основу теории дошкольного воспитания он положил следующие принципы: последовательность слова и дела, движение, гуманность.

Вклад ученого не ограничивается только развитием определенной научной теории, концепцией физического воспитания подрастающего поколения. Петр Францевич целенаправленно продвигал свои идеи в жизнь. Созданные им в 1896 году курсы для воспитательниц и руководительниц физического образования были востребованы и необходимы не только в период своего создания, но и позже. Не смотря ни на какие трудности учащихся, посещавших, эти курсы становилось все больше. Потребность в образовании все большего числа людей, привела к необходимости преобразования курсов в 1906году в Вольную высшую школу, которая в 1907 году насчитывала более двух тысяч слушателей.

Этот вклад П. Ф. Лесгафта был оценен всего через несколько лет после его смерти. Первый в истории новой России институт физической культуры был назван именем Петра Францевича. По сегодняшний день это самое востребованное, передовое учебное заведение в нашей стране.

 На современном этапе развития педагогики идеи, теории, принципы и методы П. Ф. Лесгафта по-прежнему востребованы. Задачи физического воспитания подрастающего поколения расширяются и актуализируются. Технический прогресс с одной стороны принес человеку благополучие и свободу, но с другой сделал его физически слабым и незащищенным от различных внешних воздействий. Несмотря на прогресс в сфере медицинских технологий, сохранение и укрепление здоровья остается основной работой человека, которая требует от него напряжения сил и воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Консультация на тему: "Организация физического воспитания детей дошкольного возраста."

"Организация  физического воспитания детей дошкольного возраста." ...

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Фитбол- гимнастика - инновационное направление совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста.

В статье даны рекомендации по использованию фитбол-гимнастики для детей дошкольного возраста....

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в общей системе воспитания с учетом современных требований...

«Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста»

Инновационные факторы на сегодняшнем этапе формирования общества касаются в первую очередь системы дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия возможных умений и навыков ребёнка. Развитие...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...