Проект "В детский сад без слёз!"
проект (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_detskiy_sad_bez_slyoz.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«В детский сад без слёз»


Выполнила воспитатель: Делявская М.Н.

Сентябрь 2022 год

Актуальность проекта. Поступление ребенка в ДОУ вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.                                                         С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Адаптационный проект «В детский сад без слёз!» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.

Цель:

-создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Задачи:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

• развитие игровых навыков;

• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новый уровень взаимодействия с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Условия необходимые для реализации проекта:

  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

В игровой зоне поместили игрушки:

- для развития предметной деятельности - пирамидки, сенсорные игры, кубы, различного рода вкладыши, крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.

- для развития двигательной активности- мячи разных размеров, машины, каталки, коляски, шары и шарики;

- для развития сюжетных игр - куклы, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка; больничка.

- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки, раскраски

Участники проекта

Воспитатель, родители, дети

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2022г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

  • предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
  • постепенное заполнение группы;
  • гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
  • наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
  • протекание адаптации.

В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.

  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.


Реализация проекта.

Подготовительный этап.

  1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  2. Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта                     «В детский сад без слёз!».
  5. Составление плана работы с детьми и родителями.


Основной этап.

  1. Заполнение адаптационных листов.
  2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
  3. Проведение встречи с родителями.

Завершающий этап.

  1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей по результатам наблюдений.
  2. Разработка дальнейшего плана по непосредственно образовательной деятельности, с учетом особенности детей,


Формы работы с родителями

1. Анкетирование родителей –изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; привлечение к работе специалиста психолога.

3. Выпуск памяток об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

4. Консультации на тему:

- «Адаптация ребёнка в детском саду»;                                                                                                                                     - «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;

- «Моменты утреннего расставания»;

- «Привитие культурно-гигиенических навыков».

Формы работы с детьми:

  • элементы телесной терапии (обнять, погладить);
  • игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
  • игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;
  • элементы театрализованной деятельности;
  • исполнение фольклора во всех режимных моментах;
  • релаксационные игры;
  • игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
  • элементы закаливающих мероприятий.

Ведущая деятельность в раннем возрасте игра, поэтому все взаимодействие с детьми основывается на игре, обыгрывании ситуаций.

Игровая деятельность:

  • Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»)
  • Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)

Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»)

Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)

Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т.д.)

Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)

Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин")

Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)

Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы

Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».

Художественно-эстетическая деятельность:

Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье - пальчиками», «Мостик для бычка».)

Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)

Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)

Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А.Барто «Мои игрушки»

Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок»

Игры для налаживания контакта с ребенком

Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет.

Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай руку!

Чтобы не испугать ребенка, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

—Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

—Пока! Пока!

Затем предлагает ребенку попрощаться.

—Помаши рукой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: снятие эмоционального напряжения ребенка, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: игрушка Зайка. Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушку (Зайка спрятался).

— Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Зайка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Зайка! Привет!

Зайка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мяч или пластмассовый шар.

Ход игры: Педагог берет в руки мяч, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мяч не укатился мимо.

__Давай поиграем в мяч. Лови мяч!

Педагог катит мяч по направлению к ребенку. Затем побуждает его катить мяч в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

—Кати мяч! Oп! Поймала мяч!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка

Котёнок

Цель: формирование доверительного отношения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка- котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок —маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молоком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостом


Предполагаемый результат_

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);   отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности.                                                                                                                                                                        Дети стали общаться друг с другом, охотнее расставаться утром с родителями.

"Добро пожаловать!"

 

1-я неделя

Понедельник

Приветствие малыша от  имени  игрушки  (плюшевый  мишка,  зайка,  кукла).  Экскурсия по

группе.

Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».

  Игра «Передай колокольчик».

 

Вторник  

Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).

Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»

Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату). Подробное знакомство с

индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.

Катание на игрушках-качалках, каталках, качелях в спортивном уголке.

Среда

Беседа о животных, живущих у детей дома.  

Игра «Разноцветные бусины», повторение знакомых игр.

Подвижная игра «Покатаем мяч друг другу».

Игры с природным материалом «Волшебные коробочки».

Чтение художественной литературы.

Четверг

Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю, …», наблюдение в

окно.

Игра-забава «Минутка заводной игрушки».

Игры «Мишка», «Козлик».

Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».

Знакомство с расположением игровых зон, игрушек, пособий.

Подвижная игра «Смотри, что я могу».

Игра-путешествие в «Комнату снов».

Пятница

Беседа с ребенком на интересующую его тему (о папиной машине, старших детях в семье, об игрушке,

мультике).

Игра-забава с музыкальными игрушками.

Игра «Разноцветные бусины»,  

Игра с водой «Нырки» (подготовительные навыки для мытья рук), закрепление правил поведения в

комнате Мойдодыра.

 

2-я неделя

Понедельник

Продолжить знакомство с группой.

Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.

Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».

Игра-забава «Музыкальная шкатулка».

Подвижная игра «Смотри, что я могу».

Вторник

Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»

Игра «Передай колокольчик».  

Игра «Прятки».

Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку».

Хохотальная разминка.

Среда

Беседа у зеркала «Кто у нас хороший?».

Подвижная игра «Зайка».

Рассматривание картинок о животных, рассказ-импровизация «Детский сад для лесных

зверюшек».

В гостях у Мойдодыра.

Игра-забава «Воздушные шары».

Аудиозапись «Голоса природы».

Четверг

Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».

Игра-забава со звучащими, музыкальными игрушками.

Минута отдыха «Мягкая».

Игра «Зарядка».

Игра-путешествие в «Комнату снов», аудиозапись «Колыбельные».

Пятница

Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Мишуткой ждали Машу …», наблюдение в окно.

Игра «Пять малышей».

Самостоятельные игры с мячами.

Ласковая минутка «Кто у нас хороший?».

Игры с природным материалом «Морские сокровища».

В гостях у Мойдодыра.

3-неделя

Понедельник

Продолжить знакомство с игровой комнатой.

Сюжетная игра «Мы шли, шли, шли …».

Подвижная игра «Иди ко мне».

Минута отдыха «Мягкая».

Игры с водой «Плавает - тонет».

Игры для развития мелкой моторики «Кто в кулачке?».

Хохотальная разминка.

Самостоятельные игры.

Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

Вторник

Беседа с детьми на интересующую их тему.

Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».

Сюжетная игра «В гости к куклам».

Подвижная игра «Зайка».

Экскурсия в физкультурный зал.

Свободная деятельность.

Подвижная игра «Хоровод».

Ласковая минутка «В гостях у Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Классические колыбельные».

Среда

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».

Самостоятельная деятельность.

Игра с водой «Ловкие пальчики».

Музыкальная игра «Мы в лесок пойдем».

Игра «В гостях у Мойдодыра» (закрепление правил поведения в санитарной комнате).

Четверг

Беседа на интересующие детей темы.

Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».

Рисование фломастерами, маркерами.

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Самостоятельная деятельность.

Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».

Свободные игры в спортивном уголке (катание на каталках, сухой бассейн, качели).

Пятница

Наблюдение из окна группы за приходом детей в детский сад.

Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».

Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».

Показ-инсценировка потешки «Огуречик-огуречик».

Подвижная игра «Покружимся».

Самостоятельная деятельность.

 

4-неделя  

Понедельник

Утро

Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!».

Лепка из соленого теста.

Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей».

Свободная деятельность.

Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

Ласковая минутка – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».

Подвижная игра «Покружимся».

Вечер

Игра-занятие «Кукла Катя проснулась» - обучение игровым навыкам.

Подвижные игры в спортивном уголке.

Чтение художественной литературы «Курочка Ряба».

Вторник

Утро

Рассматривание картинок на тему «Животные» - беседа о животных.

Игра-забава «Где же наша …».

Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».

Путешествие в физкультурный зал.

Свободная деятельность.

Игра «Мишка».

Минутка отдыха «У Сплюшки» - рассказывание воспитателем сказки-импровизации.

Подвижная игра «Мяч».

Вечер

Рассказ-инсценировка воспитателя «Для чего нужны карандаши?» - свободное рисование.

Подвижная игра «Зайка».

Игра-занятие «Заболела кукла Катя» - обучение игровым навыкам.

Рассматривание картинок о жизни в детском саду.

Среда

Утро

Сюжетная игра «В гости к куклам».

Подвижная игра «Догонялки».

Минута звучащих, музыкальных игрушек.

Показ – инсценировка «Огуречик, огуречик».

Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.

Вечер

Экскурсия по детскому саду – продолжить знакомство с ДОУ, его сотрудниками.

Игры со строительным материалом (напольные модули) «Самолет построим сами …».

Игра-занятие «Покормим куклу Катю обедом».

Самостоятельная деятельность.

Четверг

Утро

Игры с природным материалом «Сундучок сокровищ».

Подвижная игра «Мы потопаем ногами».

Минутка отдыха «На лесной полянке» - слушание аудиозаписи.

Самостоятельная деятельность.

Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

Пальчиковая игра «Расскажи стихи руками».

Вечер

Показ-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (настольный театр).

Подвижная игра «Догонялки».

Самостоятельная деятельность.

Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».

Пятница

Утро

Игра-забава «Воздушные шары».

Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».

Пальчиковая игра «Разноцветные бусинки».

Показ-инсценировка потешки «Кисонька-Мурысонька».

Свободная деятельность.

Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

Подвижная игра «Зайка».

Минутка отдыха «На лесной полянке».

Вечер

Посещение вечернего развлечения в муз. зале.

Игры с куклами «Покормим куклу», «Покатаем Катю в коляске».

Игра «Позови». Игра «Соберем игрушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "В детский сад без слёз"

В данном материале представлены рекомендации по адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ....

Консультация для родителей "В детский сад без слёз!"

В данной статье родители найдут полезные советы по адаптации детей к детскому саду....

В детский сад без слёз

Адаптация ребенка  в детском саду...

В детский сад без слёз (адаптация ребёнка к детскому саду)

В статье описаны степени адаптации ребёнка к детскому саду, а также даны рекомендации родителям, как они могут помочь детямв этот сложный период....

«В детский сад без слёз!» Тема: «Адаптация детей к детскому саду»

: Знакомство с родителями, знакомство родителей с воспитателями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы....

Консультация "В детский сад без слёз: адаптация к условиям детского сада"

Уважаемые родители! Советов не так уж и много. Но детям легче будет адаптироваться к новой жизни, если Вы их подготовите к ней....