Проект "В детский сад без слёз!"
проект (младшая группа)
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
«В детский сад без слёз»
Выполнила воспитатель: Делявская М.Н.
Сентябрь 2022 год
Актуальность проекта. Поступление ребенка в ДОУ вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. С приходом в ДОУ у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Адаптационный проект «В детский сад без слёз!» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям.
Цель:
-создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новый уровень взаимодействия с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Условия необходимые для реализации проекта:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
В игровой зоне поместили игрушки:
- для развития предметной деятельности - пирамидки, сенсорные игры, кубы, различного рода вкладыши, крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.
- для развития двигательной активности- мячи разных размеров, машины, каталки, коляски, шары и шарики;
- для развития сюжетных игр - куклы, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка; больничка.
- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки, раскраски
Участники проекта
Воспитатель, родители, дети
Вид проекта: краткосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2022г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
- протекание адаптации.
В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «В детский сад без слёз!».
- Составление плана работы с детьми и родителями.
Основной этап.
- Заполнение адаптационных листов.
- Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
- Проведение встречи с родителями.
Завершающий этап.
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей по результатам наблюдений.
- Разработка дальнейшего плана по непосредственно образовательной деятельности, с учетом особенности детей,
Формы работы с родителями
1. Анкетирование родителей –изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; привлечение к работе специалиста психолога.
3. Выпуск памяток об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду»; - «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;
- игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;
- элементы театрализованной деятельности;
- исполнение фольклора во всех режимных моментах;
- релаксационные игры;
- игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- элементы закаливающих мероприятий.
Ведущая деятельность в раннем возрасте игра, поэтому все взаимодействие с детьми основывается на игре, обыгрывании ситуаций.
Игровая деятельность:
- Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»)
- Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т.д.)
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин")
Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье - пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)
Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А.Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок»
Игры для налаживания контакта с ребенком
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет.
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай руку!
Чтобы не испугать ребенка, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает ребенку попрощаться.
—Помаши рукой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: снятие эмоционального напряжения ребенка, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: игрушка Зайка. Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушку (Зайка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Зайка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Зайка! Привет!
Зайка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мяч или пластмассовый шар.
Ход игры: Педагог берет в руки мяч, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мяч не укатился мимо.
__Давай поиграем в мяч. Лови мяч!
Педагог катит мяч по направлению к ребенку. Затем побуждает его катить мяч в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мяч! Oп! Поймала мяч!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка
Котёнок
Цель: формирование доверительного отношения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка- котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок —маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молоком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостом
Предполагаемый результат_
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом, охотнее расставаться утром с родителями.
"Добро пожаловать!"
1-я неделя
Понедельник
Приветствие малыша от имени игрушки (плюшевый мишка, зайка, кукла). Экскурсия по
группе.
Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».
Игра «Передай колокольчик».
Вторник
Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»
Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату). Подробное знакомство с
индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.
Катание на игрушках-качалках, каталках, качелях в спортивном уголке.
Среда
Беседа о животных, живущих у детей дома.
Игра «Разноцветные бусины», повторение знакомых игр.
Подвижная игра «Покатаем мяч друг другу».
Игры с природным материалом «Волшебные коробочки».
Чтение художественной литературы.
Четверг
Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю, …», наблюдение в
окно.
Игра-забава «Минутка заводной игрушки».
Игры «Мишка», «Козлик».
Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».
Знакомство с расположением игровых зон, игрушек, пособий.
Подвижная игра «Смотри, что я могу».
Игра-путешествие в «Комнату снов».
Пятница
Беседа с ребенком на интересующую его тему (о папиной машине, старших детях в семье, об игрушке,
мультике).
Игра-забава с музыкальными игрушками.
Игра «Разноцветные бусины»,
Игра с водой «Нырки» (подготовительные навыки для мытья рук), закрепление правил поведения в
комнате Мойдодыра.
2-я неделя
Понедельник
Продолжить знакомство с группой.
Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.
Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».
Игра-забава «Музыкальная шкатулка».
Подвижная игра «Смотри, что я могу».
Вторник
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»
Игра «Передай колокольчик».
Игра «Прятки».
Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку».
Хохотальная разминка.
Среда
Беседа у зеркала «Кто у нас хороший?».
Подвижная игра «Зайка».
Рассматривание картинок о животных, рассказ-импровизация «Детский сад для лесных
зверюшек».
В гостях у Мойдодыра.
Игра-забава «Воздушные шары».
Аудиозапись «Голоса природы».
Четверг
Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».
Игра-забава со звучащими, музыкальными игрушками.
Минута отдыха «Мягкая».
Игра «Зарядка».
Игра-путешествие в «Комнату снов», аудиозапись «Колыбельные».
Пятница
Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Мишуткой ждали Машу …», наблюдение в окно.
Игра «Пять малышей».
Самостоятельные игры с мячами.
Ласковая минутка «Кто у нас хороший?».
Игры с природным материалом «Морские сокровища».
В гостях у Мойдодыра.
3-неделя
Понедельник
Продолжить знакомство с игровой комнатой.
Сюжетная игра «Мы шли, шли, шли …».
Подвижная игра «Иди ко мне».
Минута отдыха «Мягкая».
Игры с водой «Плавает - тонет».
Игры для развития мелкой моторики «Кто в кулачке?».
Хохотальная разминка.
Самостоятельные игры.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Вторник
Беседа с детьми на интересующую их тему.
Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».
Сюжетная игра «В гости к куклам».
Подвижная игра «Зайка».
Экскурсия в физкультурный зал.
Свободная деятельность.
Подвижная игра «Хоровод».
Ласковая минутка «В гостях у Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Классические колыбельные».
Среда
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».
Самостоятельная деятельность.
Игра с водой «Ловкие пальчики».
Музыкальная игра «Мы в лесок пойдем».
Игра «В гостях у Мойдодыра» (закрепление правил поведения в санитарной комнате).
Четверг
Беседа на интересующие детей темы.
Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».
Рисование фломастерами, маркерами.
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Самостоятельная деятельность.
Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».
Свободные игры в спортивном уголке (катание на каталках, сухой бассейн, качели).
Пятница
Наблюдение из окна группы за приходом детей в детский сад.
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».
Показ-инсценировка потешки «Огуречик-огуречик».
Подвижная игра «Покружимся».
Самостоятельная деятельность.
4-неделя
Понедельник
Утро
Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!».
Лепка из соленого теста.
Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей».
Свободная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Ласковая минутка – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».
Подвижная игра «Покружимся».
Вечер
Игра-занятие «Кукла Катя проснулась» - обучение игровым навыкам.
Подвижные игры в спортивном уголке.
Чтение художественной литературы «Курочка Ряба».
Вторник
Утро
Рассматривание картинок на тему «Животные» - беседа о животных.
Игра-забава «Где же наша …».
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Путешествие в физкультурный зал.
Свободная деятельность.
Игра «Мишка».
Минутка отдыха «У Сплюшки» - рассказывание воспитателем сказки-импровизации.
Подвижная игра «Мяч».
Вечер
Рассказ-инсценировка воспитателя «Для чего нужны карандаши?» - свободное рисование.
Подвижная игра «Зайка».
Игра-занятие «Заболела кукла Катя» - обучение игровым навыкам.
Рассматривание картинок о жизни в детском саду.
Среда
Утро
Сюжетная игра «В гости к куклам».
Подвижная игра «Догонялки».
Минута звучащих, музыкальных игрушек.
Показ – инсценировка «Огуречик, огуречик».
Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.
Вечер
Экскурсия по детскому саду – продолжить знакомство с ДОУ, его сотрудниками.
Игры со строительным материалом (напольные модули) «Самолет построим сами …».
Игра-занятие «Покормим куклу Катю обедом».
Самостоятельная деятельность.
Четверг
Утро
Игры с природным материалом «Сундучок сокровищ».
Подвижная игра «Мы потопаем ногами».
Минутка отдыха «На лесной полянке» - слушание аудиозаписи.
Самостоятельная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Пальчиковая игра «Расскажи стихи руками».
Вечер
Показ-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (настольный театр).
Подвижная игра «Догонялки».
Самостоятельная деятельность.
Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».
Пятница
Утро
Игра-забава «Воздушные шары».
Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».
Пальчиковая игра «Разноцветные бусинки».
Показ-инсценировка потешки «Кисонька-Мурысонька».
Свободная деятельность.
Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».
Подвижная игра «Зайка».
Минутка отдыха «На лесной полянке».
Вечер
Посещение вечернего развлечения в муз. зале.
Игры с куклами «Покормим куклу», «Покатаем Катю в коляске».
Игра «Позови». Игра «Соберем игрушки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-269464-1373867079.jpg)
Консультация для воспитателей "В детский сад без слёз"
В данном материале представлены рекомендации по адаптации детей и их родителей к условиям ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-540645-1417177188.jpg)
Консультация для родителей "В детский сад без слёз!"
В данной статье родители найдут полезные советы по адаптации детей к детскому саду....
В детский сад без слёз (адаптация ребёнка к детскому саду)
В статье описаны степени адаптации ребёнка к детскому саду, а также даны рекомендации родителям, как они могут помочь детямв этот сложный период....
«В детский сад без слёз!» Тема: «Адаптация детей к детскому саду»
: Знакомство с родителями, знакомство родителей с воспитателями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/10/picture-976123-1681149848.jpg)
Консультация "В детский сад без слёз: адаптация к условиям детского сада"
Уважаемые родители! Советов не так уж и много. Но детям легче будет адаптироваться к новой жизни, если Вы их подготовите к ней....