Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Подготовка и проведение эстафет в детском саду"
консультация (подготовительная группа)

Особенности проведения эстафет в детском саду.Методика проведения. Руководство процессом проведения эстафеты. Правила эстафетных игр. Практический материал (10 эстафет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красногорский муниципальный район Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 50

143405 Россия, Московская обл. Красногорский район г. Красногорск,

Павшинский бульвар, д.10 тел. 8 (498) 754-21-08.

Мастер-класс

«Подготовка и проведение эстафет в детском саду»

Подготовил и провел:

Инструктор по физической культуре д/с №50

Калаев П.А.

Красногорск

2023г

#1054;собенности проведения эстафет с дошкольниками

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности в физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования основных физических и 6 психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

В физическом воспитании дошкольников первостепенное значение имеет подвижная игра, как деятельность, отвечающая их возрастным потребностям, и как средство разностороннего развития. В ней заключен комплекс познавательных, эмоционально-оздоровительных и воспитательных компонентов.

Один из видов подвижных игр – игры-эстафеты. Игры-эстафеты – сознательная, активная деятельность соревнующихся между собой команд, направленная на достижение общей цели путем выигрыша благодаря более быстрому, правильному, рациональному выполнению игровых заданий каждым участником на своем этапе, связанная с обязательным соблюдением правил и преодолением встречающихся препятствий.

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, – это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели.

Эстафета способствует укреплению здоровья детей и приобретению прочного запаса двигательных умений и навыков. Она помогает вызывать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, быстрее осмыслить двигательные задания, повышать двигательную, эмоциональную, мыслительную активность детей, а также совершенствовать двигательную память и развивать внимание.

Эстафета — это соревнование спортивных команд. Коллективные соревнования воспитывают чувство ответственности перед товарищами, вызывают уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Для проведения эстафет необходимо, чтобы все дети умели правильно выполнять элементы техники движения, включенные в задание. Успешное выполнение движений вызовет чувство уверенности в своих силах, желание совершенствовать навыки. С появлением у детей критического отношения к успехам и неудачам, умения устанавливать их причины, с развитием чувства уважения к «сопернику» возможно включение коллективного соревнования и на более ранних этапах обучения.

Методика проведения эстафет.

Объяснение правил.

Прежде чем приступить к проведению эстафет, необходимо заранее подготовить разметку и необходимое для эстафет оборудование, а также построить команды в то исходное положение, из которого начинается эстафета. Объяснение правил эстафеты должны быть четкими, краткими и понятными для детей. Прежде всего надо сообщить участникам соревнований название и цель эстафеты, содержание и основные правила.

Первичное объяснение сопровождается показом движений капитанами или вторым судьей; ребенок, показывающий движения, первый выполняет эстафету.

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции. Руководитель заранее сообщает детям о сигнале. Сигнал подается только тогда, как руководитель убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места. Чаще в работе с дошкольниками сигналом для начала эстафеты служит спортивная команда: «На старт! Внимание! Марш!». Второстепенные замечания давать по ходу проведения. Затем необходимо подчеркнуть конечное целевое назначение действий участников, рассказать, к чему надо стремиться каждому игроку или команде, указать, кто будет считаться выигравшим, а кто проигравшим. После всех указаний следует ответить на вопросы играющих.

Распределение детей по командам.

При проведении эстафет оптимальное количество участников в каждой команде составляет 8-12 человек. В эстафетах типа «Поезд» участников должно быть меньше, до 5-6 человек.

Возможно несколько вариантов комплектования команд:

#1053;азначаются капитаны команд, которые должны сами выбрать игроков среди мальчиков и (или)среди девочек.

#1056;аспределение по расчету на первый-второй (по три, по четыре и т.д.)

#1048;нструктор сам комплектует команды таким образом, чтобы силы их были примерно равными.

Подведение итогов эстафеты.

При подведении итогов победа почти всегда присуждается команде, заканчивающей игру первой, несмотря на то что она чаще других нарушала правила. Это вызывает справедливую обиду у дисциплинированных участников. Как устранить эти недочеты?

Желательно подбирать задания так, чтобы сама обстановка и условия игры обязывали игроков следовать правилам. Добиваться этого можно различными способами. В той же линейной эстафете перед каждой командой установить стойку, с одной стороны от которой возвращающийся игрок передает эстафету следующему участнику, а с другой стороны тот обязан начинать бег. Или же поставить условие: обежать свою команду и лишь тогда передать эстафету. Есть вариант, когда перед командой ставится препятствие, преодолевать которое обязаны поочередно и передающий, и принимающий эстафету. Иногда полезно ввести какое-либо обязательное задание, предшествующее движению, к примеру, приняв эстафету, сначала пролезть в обруч и повернуться на 360 градусов, а потом проводить бег. Таким образом, преобладание положительных эмоций, доброжелательное отношение друг к другу, уравновешенное состояние детей наряду с увлеченностью, ровный тон инструктора, его выдержанность –все это свидетельствует о правильности методики проведения эстафет.

При подборе эстафет необходимо учитывать следующее:

-форму деятельности, в которую включена эстафета;

-целевую установку эстафеты и постановление перед занятием педагогические занятия;

-количественный состав группы по возрасту и полу;

-уровень физической подготовки детей;

-условия и место проведения эстафет- размеры зала, наличие оборудования;

-состояние участников- характер их деятельности перед эстафетой и непосредственно после нее.

Проведение эстафет в работе с детьми в целях их разностороннего развития, возможно лишь при соблюдении ряда условий:

-улучшение качества выполнения движений происходит при наличии положительных эмоций, являющихся результатом хорошей двигательной и психической подготовки. Поэтому включение элементов соревнования в процесс обучения целесообразно при достаточном овладении детьми движениями(особенно на начальном этапе).Строгом соблюдении принципа постепенности, учете уровня развития движений, психологической и особенно эмоционально-волевой характеристики формирующегося навыка, при воспитании у детей чувства ответственности пред своими товарищами ,уважения к достижениям команды противника;

-за положительные нравственные проявления команде начисляется очко. В случае умышленного нарушения правил, проявление грубости, нечестности команде назначается штрафное очко или снимается выигрыш, но при этом надо объяснить, что хороший результат с нарушениями правил не приводит к победе.

РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭСТАФЕТ

Усвоение эстафеты и поведение детей во время ее проведения в значительной степени зависят от правильного руководства ею.

Необходимо начать эстафету организованно и своевременно. Задержка снижает эмоциональный настрой участников, уменьшает готовность детей к эстафете. Во время проведения эстафеты взрослый двигается между линиями препятствий лицом к детям, шагами назад и вперед, и словесно помогает выполнению движений — подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания и последовательность выполнения движений.

Далее руководитель внимательно следит за ходом эстафеты, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Руководитель делает поправки и замечания, не останавливая хода эстафеты. Если большинство участников допускают одинаковую ошибку, то после окончания эстафеты педагог указывает на общие ошибки и вносит поправки.

Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. Сознательная дисциплина содействует лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. Необходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда!».

Эстафетой надо руководить так, чтобы сам процесс ее доставлял детям удовольствие. Это возможно только в том случае, если участники смогут проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их.

В процессе проведения эстафет надо учитывать наиболее опасные моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, ходьба и бег по гимнастической скамейке, препятствия) и быть готовым к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре.

При проведении эстафет трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуется сразу проводить эстафету большой подвижности, т.к. это может вызвать чрезмерное мышечное напряжение. Надо обеспечить оптимальные нагрузки каждому ребенку. Интенсивные периоды физической нагрузки следует чередовать с отдыхом, который организуется между эстафетами. Надо учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка возрастает. Дети, увлеченные эстафетой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свое самочувствие. Дошкольникам свойственно переоценивать свои силы, поэтому педагог должен помнить о возрастных и индивидуальных особенностях детей, их состоянии здоровья, не полагаться на желание детей продолжать соревнование.

Заканчиваются игры-эстафеты общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями (отгадать загадки, собрать головоломку; игры малой подвижности на внимание и др.). Задача этих упражнений — постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку.

По окончании игры подводятся итоги и оценка эстафеты. При оценке эстафеты воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей. При разборе эстафеты лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты.

ПРАВИЛА ЭСТАФЕТНЫХ ИГР

Основными правилами проведения эстафет с дошкольниками являются:

1. Равное количество участников, которые делятся на две команды.

2. Равные физические силы.

3. Присутствие взрослого ведущего. Он дает команду «На старт!», подсчитывает очки и следит за тем, чтобы игроки не нарушали правила: не выбегали раньше времени, клали предметы на место, вовремя передавали эстафету другим.

4. Чтобы дети хорошо усвоили правила эстафеты, устраивается тренировочное соревнование, без зачета очков.

Примерно с 5 лет детей все больше привлекают групповые, командные эстафеты. Ведь в них есть дух соперничества. В них они узнают, что такое коллектив и плечо товарища. Дети начинают понимать, как важно подчиняться правилам группы, идти к цели и чувствовать свою значимость, вносить свой маленький вклад в большое дело.

Многие дети любят эстафеты. Потому можно определенным образом организовать их физическую активность. Можно подготовить интересные эстафеты для детей. Они не только помогут хорошо и весело провести время, но и окажут пользу в воспитании подрастающего поколения:

∙ будут обучать действовать в команде;

∙ помогут в развитии интереса к спорту;

∙ дадут возможность воспитывать здоровое соперничество;

∙ позволят научиться поддерживать друг друга;

∙ укрепят здоровье.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЭСТАФЕТАМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Эстафета «Кубики в колечке»

Дети делятся на две-три команды и становятся в колонны. Перед каждой колонной выложены 6-7 плоских колец. Внутри колец лежат по два маленьких кубика. Первый участник прыгает в кольцо присаживается, берёт кубики и кладёт их в стороны, и т.д. Оббегает стойку и бежит обратно, передаёт эстафету следующему участнику. Следующий участник прыгает в кольцо присаживается и кладёт кубики обратно в кольцо и т.д. Побеждает команда первой выполнившей задание.

2. Эстафета «Твистер»

Перед командами выложены 7-8 плоских обручей, а с боку от них футбольные фишки от 1 до 4. Количество фишек указывает сколькими частями тела нужно коснуться пола в кольце. Например: 1 фишка – 1 нога, 2 фишки – нога и рука или две ноги, и т.д. Можно обозначить, что один цвет фишек — это ноги, другой цвет – руки. Участник прыгает из кольца в кольцо и касается пол руками – ногами, обратно возвращается бегом, передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда первой выполнившей задание.

3. Эстафета «Мороженое»

Перед командой лежит гимнастическая палка, после неё в 2-3 метрах обруч или короб с цветными пластиковыми шариками (по количеству участников). На команду выдаётся одна втулка от туалетной бумаги. Первый участник подбегает(подходит) продевает втулку через палку, подбегает к шарикам, ставит шарик на втулку и несёт его по прямой обратно (шарик руками трогать нельзя). Втулку передаёт следующему участнику, шарик остаётся у него. Побеждает команда первой выполнившей задание.

4. Эстафета «Гонка на пылесосах»

Пред командами ставим по 4-5 конусов в ряд на расстоянии 1 метра. Первый участник держит гимнастическую палку. Ставит её в фишку и ведёт «змейкой» мимо конусов туда и обратно. Передаёт палку с фишкой следующему участнику. Побеждает команда первой выполнившей задание.

Можно усложнить задание: вести нужно не один «пылесос», а два.

5. Эстафета «Рыбалка на удочку»

На расстоянии 4-5 метров от первых участников команд кладётся поперёк канат (или шнур) – «берег». За берегом раскладываем фишки широкой частью вверх. У первых участников в руках гимнастическая палка – «удочка». По команде «Марш!» первые участники добегают до каната, переворачивают палкой фишку узкой часть вверх, поддевают её палкой и несут обратно. Палку передают следующему участнику, фишку оставляют себе. Побеждает команда, в которой все участник поймали по «рыбе» и первыми пересекли финиш.

Вариант 2. Каждый участник должен поймать две «рыбы» разного цвета. Обратно возвращается бегом, в одной руке фишки, в другой – палка.

6. Эстафета «Кубик Рубика»

Расставляем на полу на против каждой команды друг за другом 16 фишек четырёх цветов в четыре ряда.

Пример расстановки

к-с-з-ж К- красный цвет,

к-с-з-ж С- синий цвет,

к-с-з-ж З- зелёный цвет,

к-с-з-ж Ж – жёлтый цвет.

1 часть эстафеты.

Первый участник берёт шарик из корзины, оббегает «змейкой» три конуса и ставит шарик на фишку такого же цвета, бежит обратно по прямой, предаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда первой расставившей все шарики на фишки и пересекла финиш.

2 часть эстафеты.

Я перемешиваю шарики с места на места в каждом ряду. Участники подбегают поочереди к шарикам и возвращают их на места. Брать можно два шарика и только в одном ряду. Побеждает команда, которая первой вернёт шарики на свои места и финиширует.

2 вариант эстафеты.

Расставляем фишки/кубики четырёх цветов в разнобой. Дети должны их расставить в ряды по цветам. Брать можно так же только две фишки/кубика.

7. Игра – эстафета «Переправь обруч»

Команды становятся в круг, взявшись за руки. У капитана команды на одной руке висит обруч. По команде «Марш!» нужно переместить обруч по кругу, от капитана до капитана, не размыкая рук. Побеждает команда, в которой все участнике быстрее проденут через себя обруч.

8. «Лассо»/ «Рыбалка сетью»

На расстоянии 3-4 метра от первых участников ставим барьер, за которым раскладываем предметы (кубики, фишки) на расстоянии 30-40 см друг от друга. По команде «Марш!» первый участник добегает до барьера бросает плоское кольцо на фишки/кубики. Перешагивает через барьер, забирает кольцо и предмет, если он попал на него (забрать можно только один предмет). Кольцо передаёт следующему участнику, а предмет кладёт в «копилку» рядом с командой.

Побеждает команда:

1)которая первая собрала все предметы и пресекла финиш;

2) которая «поймала» больше «рыб» за отведённый промежуток времени.

9. «Гусеница»

Участник зажимает один мяч ногами (стопами), а второй мяч ставит на пол и опирается на него руками. Переставляя поочередно мячи руками- ногами (один мяч всегда на полу) участники двигаются до стойки 4-5 метров. Достигнув стойку, встают, берут мячи в руки и бегут обратно, предают мяч следующему участнику. Побеждает команда первой выполнившей задание.

10. «Крестики – нолики»

В центре зала размечается игровое поле на 9 квадратов (3*3). Команды располагаются на против друг друга, на расстоянии 3-4 метров от игрового поля. Первый участник команды стоит в кольце, рядом с которым лежат пять фишек/кубиков одного цвета (у каждой команды свой цвет). По команде «Марш!», первый участник команды берёт фишку/кубик бежит к полю, ставит фишку/кубик в квадрат и бежит обратно, передаёт эстафету следующему участнику. Побеждает команда первой закрывшие три квадрата по прямой или диагонали. Если ни одной из команд этого не удалось, побеждает, та которая закроет 5 клеток из 9.

11. «Шарик влево, шарик вправо»

Расставляем на против каждой команды два ряда фишек. Расстояние между фишками 1м, между рядами м. В каждом ряду по 5 фишек. На фишки слева кладутся шарики. За фишками ставим стойку. По команде «Марш!» первый участник поочерёдно перекладывает шарики слева направо, оббегает стойку, бежит обратно, передаёт эстафету следующему участнику, который перекладывает шарики справа налево и т.д. Следует обратить внимание, что шарик берём одной рукой, перекладываем в другую и затем кладём на фишку. Побеждает команда первой финишировавшей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Осанка - стройная спина"

Мастер – класс  "Осанка - стройная спина"(городской семинар для инструкторов по физической культуре) Проблема:Осанка - привычное положение человека в покое и при движении. Формируется с само...

Мастер-класс для инструкторов по физической культуре на тему: «Применение игольчатых массажных полусфер в кружковой работе»

Цель мастер-класса- создание условий для совершенствования профессиональных компетенций инструкторов по физической культуре в вопросах использования нетрадиционного оборудования. Задачи мастер-класса:...

Мастер-класс для инструкторов по физической культуре "Система подводящих упражнений для обучения ходьбе на лыжах в ДОУ"

Подготовка детей старшего возраста в осенний период для обучения ходьбе на лыжах зимой, и общая физическая подготовка.https://vk.com/mbdou_37?w=wall170458587_75%2Fall...

Мастер-класс для воспитателей по работе с родителями «Виды гимнастик в детском саду» на районном семинаре "Инновационные подходы к физическому воспитанию в ДОУ".

laquo;Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)Охрана жизни, укрепление здоровья и физическое развитие дошкольников, а также расширение знаний по данной теме сре...

МАСТЕР-КЛАСС для инструкторов по физической культуре «Король Позвоночник» по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с использованием тренажеров

Данный материал знакомит педагогов с комплексами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с использованием тренажёров;Задачи:1.обучить правильной последовательности выполнени...

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Мастер – класс для инструкторов по физической культуре Исследовательский проект по физической культуре «Движение – это жизнь!»

Освоение и последующее активное применение инструкторами по физической культуре методов и приемов организации самостоятельного исследовательского поиска воспитанников в процессе познавательно - и...