Опыт работы по формированию основ валеологии у младших дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа)

Ашихмина Зоя Петровна

в данном материале описан уголок валеологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskoe_vospitanie.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по формированию основ валеологии у младших дошкольников

«Забота о здоровье детей – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.

Валеология — это не просто наука о здоровье, это наука о гармоничном образе жизни. Ведь, по сути, между понятиями «здоровый» и «гармоничный» можно поставить знак равенства, и валеология ставит перед собой цель в первую очередь воспитать адекватного человека, полноценного члена социума, который будет здоров физически и духовно и при этом будет придерживаться нравственного образа жизни, а также будет способен на какую-то общественно полезную деятельность.

 "Валеология" отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни.

Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Задачи валеологического воспитания:

  • формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ;
  • накопление знаний о здоровье;
  • становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Валеологическая культура дошкольника подразумевает:

  • знание о своем здоровье; – осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
  • умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

валеологическая компетентность.

Исходя из этого, выделяются основные направления работы по валеологии в ДОУ:

Строение человека.

Значение здоровой пищи.

Как поддержать свое здоровье.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических  уголков или центров.

Для успешного обучения детей в нашей группе создан – уголок валеологического воспитания, благодаря которому у детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В уголке имеются картотеки: потешек, подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Дидактические игры: «Валеология»,  «Где живут витамины», «Здоровые зубы», «Полезная и вредная еда», «Режим дня», « Полезные и вредные привычки человека».

Помимо этого, в валеологическом уголке находится подборка тематических картинок: «Гигиена и здоровье», «Я и моя безопасность», «Я и мое тело», дидактические карточки: «Азбука здоровья», «Как устроен человек» и др.

Для профилактики плоскостопия проводим с детьми стопотерапию. Для стопотерапии с детьми используем ребристые дорожки, коврики, следки. Изготовили  нетрадиционное оборудование это массажная дорожка, изготовленная из карандашей, пуговиц,  крышек, липучек.

В своей работе используем нетрадиционные методы укрепления здоровья, такие как Су-Джок терапию. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Для развития дыхания и увеличения объема легких мы с детьми используем мыльные пузыри, воздушные шары,  игры – поддувалочки, воздушная рыбалка.

В работе с детьми применяем  педагогическую технологию Кубик Блума. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Он предложил использовать бумажный кубик, на гранях которого написаны слова: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Вопросы на гранях можно варьировать по своему желанию, важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Работу с кубиком строим по определенному алгоритму. Формулируем тему, которая будет обсуждаться. На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос, который выпал на грани. Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все по очереди.

Изготовили дидактическое пособие, созданное на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия". Он создал логическую машину в виде бумажных кругов. Данная игровая технология способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Ребенку, предлагаем рассмотреть картинку в верхнем круге, ребенок называет, затем вращает нижний круг и подбирает соответствующую картинку.

Также успешно используем технологию создания интерактивных, универсальных пособий, которое называется Лэпбук.

Лэпбук – это самодельная, интерактивная «папка –передвижка», наглядно – практический метод обучения, в которой собирается материал по одной определенной теме. Использование лэпбука в своей деятельности, это прекрасный метод, который способствует восприятию и запоминанию информации, повторению, закреплению, и систематизированию изучаемого материала дошкольником.

В нашей группе собрано немалое количество лэпбуков: «Культурно-гигиенические навыки», Здоровый образ жизни», «Азбука здоровья» и другие, которые мы используем на занятиях с детьми. Также они доступны детям и для самостоятельной свободной деятельности.

В уголке есть «Дерево здоровья», на котором растут подсказки-напоминалочки с полезными советами,   в которых спрятаны секреты, как здоровье сохранить и научиться его ценить.

Таким образом, валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...

Проект «Формирование основ валеологии у младших дошкольников»

Итоговый практико-значимый проект «Формирование основ валеологии у младших дошкольников»Содержание1. Введение стр. 3-42. Основная часть стр. 5-62.1 Теоретическое обоснование формирования основ валеоло...

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Презентация опыта работы и пояснительная записка....

" Опыт работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников через проектную деятельность"

Краткое описание опыта работы по формированию экологической культуры у младших дошкольников  через проектную деятельность"...

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в группе.

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в группе опирается на презентацию, которая состоит из 10 слайдов. (Слайд №1). Заголовок презентации.(Слайд ...