Формирование здорового образа жизни.
методическая разработка (средняя группа)

Здоровый образ жизни - это образ жизниоснованный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Эта программа охватывает период жизни ребёнка от младшей группы детского сада до 11 класса общеобразовательной школы. Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей, соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на тему:
«Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития каждого ребенка, являются приоритетными направлениями в педагогической работе. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы, методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение необходимо:

  • заинтересовать,
  • создать положительные эмоции, при освоении знаний,
  • дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления,
  • использовать положительные примеры из окружающей жизни,
  • личный пример родителей.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Ребенку-дошкольнику присуща биологическая потребность в движении  и мы просто обязаны обеспечивать ему рациональный двигательный режим, чтобы ребенок испытывал физический и психологический комфорт. Двигательная активность: подвижные игры  ,прогулки; утренняя гимнастика  ежедневно; физкультура. Бодрящая гимнастика после сна на кроватках под музыку проводим ежедневно.. Летом мытьё ног. Дыхательная, пальчиковая гимнастика, точечный массаж проводится ежедневно по 3-5 минуты в любой отрезок времени.  Физкультминутки на малоподвижных занятиях. Динамические паузы проводятся по мере утомляемости во время занятий по 2-5 минуты.

В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Проводились беседы «Важные помощники человека» «Чем опасны грязные руки», «Аптека на кухне» «Павила хорошего питания»

Проводили игры«Вижу,нюхаю,слушаю,пробую,трогаю» «Части тела»  Рисовали «Точка точка запятая,вышла рожица кривая» Играли в сюженые игры «Больница» каждый раз расширяли сюжет.

Большое внимание в работе с детьми уделяю формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Рассматривали одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело. Дидактические игры «Одень куклу на прогулку»

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях. Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах.

Читали  сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовала, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старалась помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду? Какой был мышонок? Надо ли слушаться взрослых? Проводили  беседы «Один дома» «Безопасность на улице» игра ситуация «Спешим на помощь» «Как бы ты поступил»

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой..

Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли какие продукты полезные, т.к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу. Через игры, беседы дано знания о полезной пищи. Систематически провожу игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью».

Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Проводила дидактические игры «Члены моей семьи», «Кто главнее», «На кого я похож»  Играли в сюжетно ролевую игра «Семья»  «В гостях у бабушки» и другие игры. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Выставлялись для родителей папки – передвижки. «Профилактика ОРВИ», «Внимание: ветряная оспа», «Правила пожарной безопасности» При воспитании и обучении основам здорового образа жизни необходимо вести тесную связь с родителями.

Беседовали на темы про вежливость и уважение. По этой теме проводились дидактические игры «Какие мы знаем волшебные слова», «В поисках добрых слов и поступков» , « Что такое хорошо и что такое плохо»  рассматривали смайлики эмоций.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

     Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, навыки здорового образа жизни, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и двигательную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на духовное и физическое развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни - это здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни .

Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни -   Здоровье ребенка – одна из главных забот его родителей. Каждый из них мечтает видеть свое чадо полным...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

Проект по формированию здорового образа жизни "Мы-за здоровый образ жизни"

Проект по формированию здорового образа жизни  "Мы-за здоровый образ жизни"...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...