Влияние физминуток и музыкальных пауз в снятии мышечной усталости у дошкольников.
материал

Лютикова Марина Борисовна

Влияние физминуток и музыкальных пауз в снятии мышечной усталости у дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Влияние физминуток и музыкальных пауз в снятии мышечной усталости у дошкольников.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Каждый педагог  должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут!

Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине непосредственной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида.

Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Веселые  физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Классификация физминуток

Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.

Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Но не забывайте, что выбор той самой эффективной, подходящей вашим детям именно сейчас физминутки, зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, ведь наверняка все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего!

1. Пальчиковая гимнастика

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. К ней можно отнести массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).

Примеры детского пальчикового массажа:

- расположите ладонь малыша у себя на ладони, после чего погладьте каждый его пальчик;

- большим и указательным пальцами своей руки совершите круговые массирующие движения каждого пальчика ребенка;

- согните и разогните пальчики малыша (все пальцы вместе или каждый пальчик по отдельности);

- точечно нажмите указательным пальцем своей руки на верхнюю фалангу (подушечку) каждого пальца малыша;

- нанесите последовательные легкие удары по кончикам полусогнутых пальцев малыша.

Примеры пальчиковых упражнений для детей с предметами и материалами:

- составление узоров из счетных палочек и спичек;

- застегивание и расстегивание замков, пуговиц, липучек и кнопок, завязывание шнурков;

- ощупывание и захватывание предметов разной величины, формы и фактуры: гимнастической палки и нитки, ваты и бумаги, шара и куба, меха и шелка и т.д.;

- продвижение указательным пальцем мелких предметов по столу с последующим сбрасыванием их в коробочку (пуговицы, скрепки, бусинки, крупяные изделия);

- рисование пальчиками по песку, манке;

- выгибание из проволоки разных силуэтов;

- сжатие плотной бумаги в комочки и разглаживание комочков;

- работа с пипеткой (капать капельки воды по нарисованному контору);

- работа с губкой или резиновой грушей (при помощи губки или груши перемещать воду из одной емкости в другую);

- работа с прищепками (конструирование из прищепок);

- завязывание и развязывание узелков на веревочке (шнурке).

2. Упражнения для глаз

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет. Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Очень интересны детям электронные физминутки для глаз (физминутки - офтальмотренажеры). Это - гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Например, вниманию дошкольников представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другую. Дети следят за ней глазами и называют картинки, на которые приземляется бабочка.

• Физкульт-минутка с применение ИКТ «Синяя птица»

• Ах, как долго мы писали (для глаз)

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

3. Релаксационные упражнения

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

В категории релаксационных упражнений, очень кстати окажется музыкотерапия,в зависимости от того какой результат желает получить педагог.

Если детям необходимо снять напряжение :

• Классическая музыка («Вальс цветов» П. И. Чайковский) упражнения с наклоном головы, взмахи руками, наклоны корпуса.

Взбодрится, и дать выход накопившейся энергии:

• Музыкальная игра- разминка «У жирафа пятна, пятнышки везде.»

4. Физминутки - разминки (двигательно – речевые)

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

• Музыкально-коммуникативный массаж (самомассаж)

        Музыкально-коммуникативный массаж (самомассаж)

 

«Хорошо с тобой дружок»

Дети стоят парами по всему залу

У меня такие ручки!       Стоят спиной друг к другу, гладят свои    ручки.                             

Посмотри! Посмотри!            

Звонко хлопают в ладоши.            Хлопают.

Раз, два, три!

Твои ручки тоже                             Поворачиваются  друг к другу, гладят по   

На мои похожи.ручкам друг друга.                    

Хорошо с тобой, дружок,               Берут друг друга за руки.

Покружись со мной разок!             Кружатся.

 Тоже самое со словами: щечки, спинка.

Оздоровительные физминутки:

Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

Физкультурно - спортивные физминутки:

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка.

Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это комплекс упражнений, состоящий из вдохов и выдохов определенной длительности, скорости и интенсивности. Упражнения: «Задуй свечу», «Надуй шарик», «Шторм в стакане» и др.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и отработку того или иного «западающего» звука. Упражнения: «Подражание животным», «Звук вокруг» – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! 
(Дети показывают и изображают шум листьев)

Когнитивные физминутки

Дидактические игры с движениями.

Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шагают на месте, “Зверь-птица-рыба”

Двигательные действия и задания.

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

Развивающие игры.

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Игры: «Большой – маленький», «Летим – плывем» – соотнесение действия с изображенным предметом.

Психогимнастика.

Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний. Упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

Креативные физминутки

Гимнастика ума.

Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов, умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы.

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физминутки проводятся в стихах.

Например: «Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!»

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

Заключение

Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое пособие для педагогов. Тема: "Оздоровительные игры по снятию мышечных зажимов у дошкольников"

Оздоровительные игры предназначены для профилактики переутомления, укрепления различных групп мышц, вестибулярного аппарата....

«Роль физкультминутки для снятии мышечной усталости»

laquo;Роль физкультминуткидля снятии мышечной усталости»...

Консультация мастер- класс для педагогов ДОУ на тему : "Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"

Консультация  мастер- класс для педагогов ДОУ на тему : "Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"...

Картотека "Физкультминуток и музыкальных пауз для снятия эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"

В этой картотеке собран материал о физкультминутках и музыкальных пауз для детей дошкольного возраста , в помощь педагогам и родителям....

Мастер - класс на тему: «Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости детей»

ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ! АктуальностьПо данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время регламентированной образова...

КАРТОТЕКА «Физкультминуток и музыкальных пауз для снятия эмоциональной и мышечной усталости дошкольников, младших школьников»

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...

Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояние детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки....