Оздоровительно-развивающий проект «Территория здоровья. Валеология»
проект (подготовительная группа)

Дурасова Алла Александровна

I.  Информационная карта проекта

 

Название проекта

Оздоровительно-развивающий проект «Территория здоровья. Валеология.»

Тип проекта

Творческо-познавательно-игровой

Вид проекта

краткосрочный

По количеству детей

групповой

Форма проведения

дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

на уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

 

 

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2017 г. №1155;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цели

Цели: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.

Задачи

Задачи достижения поставленной цели:

1.Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья и его ценности, валеологизации образовательного процесса.

2.Повышать интерес к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной и художественно-творческой работы.

3.Формировать знания детей о правилах личной гигиены, здоровом питании и полезных продуктах, воспитывая потребность вести здоровый образ жизни.

4.Способствовать повышению у родителей ответственности за своё здоровье и здоровье детей, мотивации на здоровый образ жизни.

5.Профилактика и устранение вредных привычек.

Структура и срок реализации проекта

 Подготовительный этап (сентябрь  2021 года)

1.Подбор, изучение, анализ  методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной проблеме.

2.Диагностирование детей, анкетирование родителей.

3.Составление перспективного плана для всех участников проекта.

4.Привлечение родителей к совместной деятельности.

Основной этап (сентябрь 2021 года -  январь 2022 года)

1.Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий.

Обобщающий этап (январь 2022 года)

1.Повторное диагностирование детей.

2.Презентация проекта на педагогическом совете на уровне учреждения.

3.Подготовка и трансляция продуктов проекта.

Составители проекта

Артюхова Ольга Леонидовна,

воспитатель  I квалификационная категория;

Дурасова Алла Александровна,

старший воспитатель

 

 

 

1.1.Введение

 

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
          Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Актуальность проекта

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений всё больше разделов, посвящённых изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

           Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности.

Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребёнок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребёнка. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

            Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровьем.

Предмет изучения валеологии - есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей 5-6 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.

1.2.Проблема проекта:

Проблема охраны здоровья детей стоит очень остро. Занимаясь оздоровительной работой в детском саду, мы обратили внимание на увеличение заболеваемости дошкольников.

Причин роста заболеваемости много, это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности и т. д.

В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Гипотеза:

В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной со взрослыми познавательной продуктивной творческой деятельности.

Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.

1.3.Новизна и педагогическая целесообразность проекта

Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочли необходимым разработать систему работы, основанную на формировании сознательной установки детей на здоровый образ жизни, на умении жить в гармонии с собой и окружающими миром.  

Ведущая педагогическая идея заключается в подборе методического материала и разработке плана по сформированности у детей здорового образа жизни и  применении валеологических знаний в жизни, с целью воспитания гармонической личности ребёнка, приобщении его к пониманию ценности здоровья через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

 

Цель проекта: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.

1.4.Задачи проекта:

1.Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья и его ценности, валеологизации образовательного процесса.

2.Повышать интерес к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной и художественно-творческой работы.

3.Формировать знания детей о правилах личной гигиены, здоровом питании и полезных продуктах, воспитывая потребность вести здоровый образ жизни.

4.Способствовать повышению у родителей ответственности за своё здоровье и здоровье детей, мотивации на здоровый образ жизни.

5.Профилактика и устранение вредных привычек.

 

1.5.Предполагаемые конечные результаты реализации проекта:

В ходе реализации проекта предполагается, что дети приобретут:

Представление о своём теле и организме.

Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма.

Появится умение у детей определять своё состояние и ощущение.

Сформируются навыки ведения здорового образа жизни.

Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.

Понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.

Проявление заботы и уважению к своему здоровью и умению вести здоровый образ жизни.

Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в том числе к обучению в школе)

Повышение желания родителей вести здоровый образ жизни.

Снизится уровень заболеваемости.

1.6.Основные принципы

 

Проект ориентирован на формирование положительной социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности,  научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:

-принцип  центрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе;

-принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, даёт человеку большой жизненный опыт, и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях;

-принцип природосообразности позволяет оценить связь человека с природой, зависимость модели поведения от возраста и пола конкретного индивидуума;

-принцип культуросообразности подразумевает под собой ориентацию личности на здоровьесберегающие ценности;

-принцип гуманистической направленности воспитания реализуется путём формирования отношения к себе, к своему здоровью, к миру;

-под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов.

Взаимодействие «педагоги – родители» основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:

-доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;

-открытости: на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрики:  «Для вас, родители», «Лента новостей», в которых отображается проведение всех текущих мероприятий. Кроме того,  родители могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт;

-доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально‑этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;

-добровольности: в процессе реализации задач и содержания проекта не допускается никакого принуждения.

 

1.7.Педагогич6ские технологии

 

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий: личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении,  предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании; индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), дина­мические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье); технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

технология исследовательской деятельности: предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских встреч.                            

 

1.8.Педагогические условия

-Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.

-Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья детей, и их решение.

-Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии).

-Закаливание

-Дидактические игры

-Развивающие игры

-Настольные игры

-Сюжетно-ролевые игры

-Развлечения

-Моделирование ситуаций

-Беседы

-Чтение художественной литературы

-Заучивание стихотворений

-Консультации

-Организация выставок, конкурсов

-Сбор фотоматериала

-Рассматривание иллюстраций

-Информационно-агитационные стенды

-Личный пример взрослых

-Театрализованные представления

-Просмотр видеоинформации

-Опыты

Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния.

В работе широко используется наглядная агитация – центр здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.

В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки и динамические паузы в совместной деятельности, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в совместной и самостоятельной деятельности и активные подвижные игры на улице.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ:

Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна.

Образовательная деятельность: занятия, беседы, игры, чтение художественной литературы и т. д.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Важным условием воспитания и развития ребёнка является и создание валеологически развивающей среды.

В группе создан физкультурно-оздоровительный центр, оснащённый атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики. Оформлена территория здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.

Валеологически развивающая среда создаётся с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребёнком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребёнка считаем валеологическую культуру семьи. Её становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.)

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:

компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

валеологическая культура родителей;

интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;

создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребёнка в ней;

учёт возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку в ходе освоения валеологической культуры.

Используются разнообразные методы обучения:

словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека;

наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов;

практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.

Механизм отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);

- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);

- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;

- беседы с родителями.

Работа с родителями:

-Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка»

-Консультации для родителей:

«Какие игрушки, игры необходимы для детей»;

«Здоровье ребёнка в наших руках»;

«Здоровые дети — счастливые родители»;

«Плаваем, играем, здоровье укрепляем!»;

«Растим здорового ребёнка!»;

«Значение режима в воспитании детей»;

«Больше внимания осанке детей»;

«Физическое развитие ребёнка в семье и дома».

Презентации:

«Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада»;

«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»;

-Беседы: «Спорт – это жизнь»; «Уход за телом ребёнка», «Какую обувь носить».

Рекомендации родителям «Укрепление здоровья детей»

Мастер-классы для родителей и детей:

«Слагаемые здоровья»;

«Физические упражнения для красивой осанки»;

«Я здоровье берегу — сам себе я помогу»;

«Мы за здоровый образ жизни»;

Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика»;

лепбук «Витамины и микроэлементы»;

Буклеты: «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Воспитание КГН», «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка».

Оформление семейных фотоальбомов «Здоровым быть модно!»

Выставка рисунков родители + дети: «Моя семья за здоровый образ жизни».

Семейный блокнот «Здоровая семья – опора счастья» ежемесячно с рубриками: «Движение – жизнь», «Советы бабушки Маланьи», «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни», «Рекомендации родителям» и т.д.

Индивидуальные беседы по запросам родителей;

Памятка «Здоровье начинается со стопы!»

Изготовление методических пособий, тренажёров, лепбука «Плоскостопие», «Правильная осанка», «Зрительный тренажёр»

Творческое домашнее задание  «Найди сказку про здоровый образ жизни и нарисуй сюжет» для составления группового альбома «Сказки про ЗОЖ»

 

 

1.9.Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный (сентябрь 2021 года)

-Выбор темы проекта

-Постановка цели и задач

-Разработка плана реализации проекта

-Изучение методической литературы

-Информация для родителей о предстоящем проекте

-Взаимодействие с родителями:

-Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей

-Подбор наглядно-дидактического материала 

-Подбор художественной и методической литературы по теме

-Подбор видео и аудио материалов

-Подбор наглядного и иллюстрационного материала

-Подбор подвижных и дидактических игр, сюжетно-ролевых

-Подбор материала для продуктивной деятельности

-Создать развивающею среду: игрушки, атрибуты, для игровой деятельности;

-Разработка конспектов, бесед, развлечений

-Разработка памяток, буклетов и консультаций для родителей, книжка - малышка «Мы за здоровый образ жизни».

-Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка».

Второй этап: Основной (сентябрь 2021 года -  январь 2022 года)

-Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий.

Созданы, оформлены следующие продукты проекта:

 

-лепбуки «Правильная осанка», «Профилактика плоскостопия»

-зрительный тренажёр «Смотри в оба»

-периодическая газета Семейный блокнот «Здоровая семья – опора счастья»

-групповой альбом «Сказки про ЗОЖ» (по творческому домашнему заданию «Найди сказку про здоровый образ жизни и нарисуй сюжет»)

- буклеты: «Дыхательная гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Воспитание КГН», «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка».

 

Третий этап: Обобщающий  (январь 2022 года)

1.Повторное диагностирование детей.

2.Презентация проекта на педагогическом совете на уровне учреждения.

3.Подготовка и трансляция продуктов проекта.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Территория здорового детства"

Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно-оздоровительного развития с использованием современных физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих  технологий и применением совреме...

проект "Территория здоровья и развития детей"

Отзыв о реализации проекта "Территория здоровья и развития детей"...

проект "Территория здоровья и развития детей"

Отзыв о реализации проекта "Территория здоровья и развития детей"...

ПРОЕКТ "Территория здоровья"

ПРОЕКТ "Территория здоровья"...

проект "Территория здоровья" для детей подготовительной к школе группы

формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни...

Проект «Территория здоровья» с детьми среднего дошкольного возраста

Помочь детям повысить низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья– стало целью данной педагогической работы. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировани...

Проект "Территория здоровья"

При планировании деятельности в летний период по проекту исходили из уровня развития детей нашего детского сада, а также все запланированные мероприятия (экскурсии, мини-походы, наблюдения, эксперимен...