Экологический проект «Береги планету»
проект (старшая группа)

Батырова Элла Владимировна

Экологический проект

«Береги планету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_leto_beregi_planetu.docx225.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г. Нижневартовска Д/С № 56 «Северяночка»

Экологический проект

«Береги планету»

Старшая группа «В»

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/06/6-1-e1625601363403.jpg

Воспитатели:

Торгашова Л.В. , Батырова Э.В.

г.Нижневартовск 2023г.

Актуальность
Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача.
Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи:
- сформировать у детей понятие, что наша планета-это живое космическое тело, покрытое морями, материками, окружённое воздухом, что природа нуждается в помощи и защите.
- развивать познавательную активность, творческие способности.
- расширять знания детей о живой и неживой природе,
- воспитывать бережное и доброе отношение к окружающей природе и к друг другу.
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Предварительная работа:
1. Анализ методической и художественной литературы
2. Планирование деятельности по данной теме
3. Работа с родителями – изготовление выставки рисунков на тему: «Береги планету!»
4. Подготовка дидактического и демонстрационного материала по теме.
Определение приемов и методов:
- наглядные (наблюдение,
- словесные (рассказ, беседа,
- исследовательский,
- продуктивный.
Тип проекта:
- познавательно – игровой, краткосрочный

Участники проекта:
- воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
Ожидаемые результаты:
1. Расширились знания детей о разнообразии животного и растительного мира , о вреде, который наносит природе человек, правила поведения в лесу, на реке, в поле, о существовании Красной книги.
2. Дети учатся практическим действиям по охране природы.
3. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
4. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5. Дети познакомились и научились использовать в повседневной жизни подвижные и дидактические игры о природе.
6. Повышение экологической культуры родителей.
Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта:

Мероприятия

дата

ответственный

1 неделя.

Беседа  «Жизнь диких животных»,

Загадки о природе живой

Наблюдения во время прогулок за жизнью растений

Опыты-«Пар – это тоже вода

Рассматривание фотографий о насекомых

Подвижные игра -«Поймай комара»,

 Практическая работа     «Посадка перца»,

05.06 23.- 09.06.2023

Торгашова Л.В.

2 неделя

Беседа «Птицы наши друзья»,

Наблюдения  за деревьями и кустарниками,  

Просмотр мультфильмов на экологическую тему

Сюжетно-ролевая игра «Айболит

Подвижные игра -  Кто быстрее соберёт

12.06.2023 – 16.06.2023

Торгашова Л.В.

3 неделя

Беседа - Почему надо беречь природу?

Наблюдения за трудом взрослых

Подвижные игра «Медведь что ешь?»,

Дидактические игра «Угадай, что в мешочке?»,

Продуктивная деятельность

: рисование -цветы

19.06.2023 – 23.06.2023

Торгашова Л.В.

4 неделя

Наблюдение «Правила поведения в природе»,

Беседа «Деревья нашего края»

Дидактические игра «Кому нужна вода»

Продуктивная деятельность лепка – дождик на поляне

Экологические игра «С какого дерева лист»,

Чтение   Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Игры-забавы

 с водой

УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА

26.06.2023 -30.06.2023

Торгашова Л.В.

5 неделя

Наблюдение

Беседа "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»

Пальчиковая гимнастика-«Цветы»,

Эстетическое  занятие «Прекрасное пробуждает доброе».

  Дидактические игра  «Третий лишний

Рассказ об охране природы и помощи ей и людям.

Изготовление книжек-малышек о природе

03.07.2023 -07.07.2023

Торгашова Л.В.

6 неделя

Беседа «Жизнь диких животных»,

Наблюдение  «Почему дерево плачет»,

Сюжетно-ролевая игра «Пожарники в лесу»,

Подвижные игра        «К дереву беги

  Рассматривание фотографий                 о водоёмах и водном мире

  Дидактические игра            «На что похоже облако»,

Игровые упражнения «Дождик»,

 Чтение   А. Прокофьев «В лесу ночью»,

10.07.2023 -14.07.2023

Торгашова Л.В.

7 неделя

Наблюдение «Куда спешат насекомые

Пальчиковая гимнастика «Дождик капнул на ладошку

Ситуативный разговор «Как я помогаю природе».

Рассматривание картинок о хорошем и плохом поведении

 Сюжетно-ролевая игра    «Служба спасения»,

Практическая работа: «Полив цветов»,

17.07.2023 -21.07.2023

Батырова  Э.В.

8 неделя

Наблюдение

Беседа «Растение – земли украшение (по пословицам)»

Словесная игра: «Подскажи словечко»,

 Дидактические игра                 «Что в корзину мы берём»,

  Продуктивная деятельность

: рисование        «Разноцветный мир. Бабочки»,

Создание панно: «Земля – наш общий дом

24.07.2023 -28.07.2023

Батырова  Э.В.

9 неделя

Наблюдение

Беседа «Добро и зло»,

Чтение произведений: Е. Трутнева «Цветы»,

Прослушивание звуков природы: пение птиц

Загадки о природе

  Дидактические игра                       «Следы»,

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии»,

Подвижная игра

«Зайцы в лесу»,

01.08.2023 -04.08.2023

Батырова  Э.В.

10 неделя

Наблюдение «Куда исчезла лужа»,

Беседа «Времена года»,

Сюжетно-ролевая игра         «Лесная больница».

Подвижная игра           «Гуси-лебеди»

Дидактические игра                            «Разрезные картинки»,

Создание «Красной книги» Выставка работ на темы: «Береги природу»,

07.08.2023 -11.08.2023

Батырова  Э.В.

11 неделя

Наблюдение «Облака – белогривые лошадки»,

Беседа Ситуативная беседа «Помощь людям и животным – какая она?».

Рассматривание картин: серия «Животные нашего леса»,

Практическая работа     «Труд на огороде»,

Пальчиковая гимнастика    «Дождик, дождик, веселей!»

Проведение мероприятия по теме «Доброта – она от века украшенье человека

Выставка рисунков на тему «Мой цветущий детский сад».

14.08.2023 -18.08.2023

Батырова  Э.В.

12 неделя

Наблюдение «Когда поют птицы».

Беседа «Что я видел по дороге в детский сад»

 Экологические игра  «Найди, что опишу»,

Эксперименты: «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Рассматривание картин: серия «Как дети спасали птиц», А. К. Саврасов «Грачи прилетели»,

  Продуктивная деятельность аппликация       «Природоохранные знаки»,

21.08.2023 -25.08.2023

Батырова  Э.В.

13неделя

Наблюдение куда уходит вода?

Беседа «Когда это бывает».

Дидактические игра                                «Что изменилось?»,

Игра «С какой ветки детки?»,

Экологический квест «Кого и что беречь на планете»?

28.08.2023 -30.08.2023

Батырова  Э.В.


Итог проекта :
Выставка рисунков, поделок на тему
«Береги планету !»
Работа с родителями:
Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему.
Рисунки детско-родительские.

Список используемой литературы:

Николаева С. Н. Юный эколог : Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.

Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М. 2011 г. - Волгоград, Учитель, 2010 г.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. - Волгоград, Учитель, 2006 г.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа - М. : Карапуз- Дидактика, 2006.– М. : Владос, 2001г.

Глазырина Л. Д. Физическая культура в средней группе детского сада. – М. : Владос, 2005.

Бех Л. В., Куляба Г. Н. Отчего и почему: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н. /Д. : Изд. – во РО ИПК И ПРО, 2008.

Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни»./М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. Рыжова Н. А. Блок занятий «Я и природа» /М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,2005.

Реклама

                                                                                                                         Приложение №1

Экологический квест по станциям « Кого и что беречь на планете»?

Цель: воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;воспитание активных сторонников бережного отношения к природе нашей планеты
Воспитатель:Ребята, сейчас мы с вами отправимся на очень интересный квест по станциям, для того, чтобы узнать кого и что надо беречь на нашей планете.
На каждой станции вам надо будет угадать о чём или о ком идёт речь.
Затем поиграть в игру и потом вы получаете картинку того, что или кого надо беречь, но только надо угадать загадку.
А в конце, когда вы соберёте все картинки вам будет задание, а за его выполнение сладкий сюрприз.
Все станции обозначены цифрами. Ищите первую станцию.

1. Загадка.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (ответы детей).(вода).

Игра "Ручеёк".

2. Загадка.
На планете не одни
Мы живем, ни я, ни ты.
Много птиц, зверей и рыб,
Насекомых дружный вихрь.
Кто-то ползает, летает,
Кто-то бегает, кусает,
Кто-то плавает в воде,
Кто-то дом свой вьет в гнезде.
Они бывают дикие, домашние
Маленькие и большущие
Угадайте их, ребята,
Громко отвечать вам надо! (животные)

Игра «Изобрази животного, которого назову»

3. Загадка.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение).

Игра для 2-ух команд.
Собрать из лепестков и серединки цветок «Ромашку»

4. Загадка.
Через нос его вдыхаем
И обратно выдыхаем.
Без него прожить никак,
Хоть невидим мы его никак. (воздух).

Игры с мыльными пузырями.

5. Загадка.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки….
Природа мать им жизнь дала.
У них всегда свои дела.
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!
Догодался, кто они?
Это (Насекомые).

Игра «Гусеницы наперегонки»
Цель: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.
Дети двух команд выстраиваются в колонны.
Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребёнку, и по сигналу ведущего»гусеница» должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад.
Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.

6. Загадка:
рук нет, а строить жильё себе умеет. (птица).

Подвижная игра «Птички»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Маленькие птички,( выполняют взмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок! (прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс).
Маленькие птички, (выполняют взмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши).
Маленькие птички,( выполняют взмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! (топают ногами, руки на пояс).
Маленькие птички, (выполняют взмахи руками).
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! (Разбегаются врассыпную).

Воспитатель:
Сильный ветер, птички в гнёзда
А то будет нелегко.
Улетайте, прячтесь, прячтесь,
Унесёт вас далеко.
Птицы улетают в беседку или в обручи.

7. Загадка:
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба).

Игра «Рыбы»
После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность» - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

Воспитатель: ребята, вот вы и прошли квест - игру. Все очень постарались!
А теперь давайте посмотрим, какие же вы смогли забрать себе картинки после того, как отгадали загадки, и вспомним, кого или что надо беречь на нашей планете.

Дети: Вода, животные, растения, воздух, насекомые, птицы, рыбы.

Воспитатель: сейчас вам предстоит выполнить последнее задание.
Вам надо подобрать теперь к каждой картинке знак, что нельзя делать, чтобы это всё оставалось чистым и невредимым.
Например: В воду нельзя бросать мусор. Найдите этот знак.
Дети выполняют задание.
Вы большие молодцы! Справились с заданием отлично. За это вы получаете угощения.

Приложение №2

Беседы:

Беседа: «Дикие животные нашего леса»

Цель: закрепить знания детей о диких животных нашего леса (лиса, заяц, белка, волк, ёж, медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни.

Задачи:

Расширять кругозор, развивать интерес к диким животным;

Воспитывать любовь к живой природе, вызвать желание заботиться о животных леса.

Развивать речь детей.

Ход беседы:

Я предлагаю вам не хмурить брови, а посмотреть друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите, на меня и тоже улыбнитесь. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и вместе с вами отправимся в лес.

Речь с движением «По тропинке в лес…»

По тропинке в лес пойдем (дети шагают)

Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево (смотрят налево)

Посмотрели мы направо (смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и пришли в лес.

А знаете ли вы, какие звери живут в лесу? (ответы детей).

(Показ картинок – животных)

Ребята, как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (дикие животные).

Отгадывание загадок.

Зимой спит - летом ульи ворошит? (медведь)

«Медведь»: Косолапый, медведь живет в лесу. Любит лазить на деревья и плавать. Питается он ягодами, грибами, кедровыми шишками, рыбой. За лето и осень он накапливает жир, а зимой он спит в берлоге.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг

По снежочку тык-тык (заяц).

«Заяц»: Живет он в лесу и прячется от своих врагов лисы и волка в густых кустарниках и зарослях. Но если вдруг настигнет враг, то он тут же начинает отбиваться задними лапами. Шубка его весной, летом и осенью серая, а зимой белая. Питается он травянистыми растениями, корой деревьев.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж).

«Ежик»: На спине у него иголки, они помогают ему защищаться от врагов. Живет в лесу в норе. Осенью на своих иголках он переносит туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. А питается он мышами и змеями.

Живу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

«Белка»: она живет в лесу. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках деревьев, и прекрасно лазает по веткам. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Питается она семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.

В лесу под кустом лежит рыжая с хвостом (лиса)

«Лиса»: хитрая и рыжая плутовка, живет в глубокой норе в лесу. Она хищница, поэтому с удовольствием ест мышей, зайцев, в реке ловит рыбу. Но особенно любит полакомиться птицей. Поэтому частенько заглядывает в курятники. 

Может скушать целый полк,
Злой, голодный серый… (Волк)

«Волк»: он живет в лесу в логове, и похож на собаку. Он хищник, гоняется за зайцами. Шерсть у него серого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери? (ответы детей: в лесу живут малыши).

Речевая игра «Найди ошибку»

У волка – лисята

У медведя - зайчата

У лисы - медвежата

У ежа – бельчата

У белки – ежата (Дети называют правильный ответ)

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, физкультминутку проведем. Превращаемся в лесных, зверят.

- Раз, два (присядка, руки на пояс)

- Это заячья зарядка, ушки на макушке

- А лисята как проснуться (ладошки в кулачки, потирают глаза),

- Любят потянуться (потягиваются)

- Обязательно зевнуть (имитация зевания)

- Ну и хвостиком вильнуть

- А волчата спину выгнут и тихонечко подпрыгнут

- Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,

- С зайкой вместе долго топчутся на месте.

Итог беседы: Ребята, а куда мы с вами сегодня ходили? С какими животными мы познакомились? Вы все сегодня молодцы!

«Птицы наши друзья»,

Ход беседы.

1. Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах.

Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц.

В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов.

Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых.

Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

А сейчас проведем игру «Птичьи разговоры». Соедините стрелками название птицы и звуки, которые она издает.

Гуси                  крякают

Соловьи            кричат

Журавли           гогочут

Утки                 свистят

Вороны             ухают

Ласточки        воркуют

Голуби             каркают

Синицы            щебечут

Совы                пищат

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

2. Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.

- Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

Перелетные птицы – это птицы, которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки? (рыбой, головастиками, лягушками).

Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие птицы улетают в те места, где есть корм.

- Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц.

Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят приемные родители. Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

- Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

- Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

 

Беседа «Научитесь беречь лес»

Цель: расширить знания о значении леса для нашей планеты и для ее жителей и определить способы сбережения леса.

Задачи:

Образовательные: показать значение леса для человека и планеты, открыть тайны леса, найти удивительные факты, получить новые знания;

Развивающие: умственные способности, умение решать практические задачи, творческий подход к использованию лесных даров.

Воспитательные: вызвать чувство восхищения красотой леса; показать способы сбережения леса

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, какую большую пользу приносит лес. Умеете ли вы бережно относиться к нему?

Чтобы узнать это, поиграем в игру «Умеете ли вы беречь лес?».

Я стану задавать вам вопросы и давать на них несколько ответов, а вы попытаетесь выбрать правильный.

Представьте себе, что прекрасным июльским днем вы оказались на опушке леса. Кругом раскинулось цветущее разнотравье, над цветами кружатся насекомые. Вам очень хочется набрать букет цветов и подарить его маме.

• Как вы поступите:

1) полюбуетесь цветами, вдохнете их запах, но рвать не станете, а когда вернетесь домой, расскажете маме о чудесной солнечной опушке, о красивых цветах, может быть, нарисуете их;

2) соберете букет для мамы; ведь цветов вокруг так много, и то, что вы сорвали несколько цветов, лесу не повредит?

Верный ответ — первый. Рвать полевые, лесные, луговые цветы нельзя! Почему? Запомните правило.

Не рвите полевые цветы, не собирайте их в букеты, иначе окажутся без пищи бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые. Насекомых станет меньше, они не смогут опылить все цветы, и цветов тоже вырастет меньше!

Ваша мама не только не обидится, что вы не принесли ей из леса цветов, но и похвалит вас за бережное отношение к нашему зеленому другу.

Представьте, что вы вошли в глубь леса. Здесь прохладно, тенисто, пахнет молодой листвой и свежими травами. Тихо, таинственно. Вам хочется побегать, поиграть.

• Станете ли вы:

1) ходить и бегать по тропинкам и по траве вокруг деревьев;

2) ходить только по тропинкам, стараясь не мять траву, не вытаптывать ее возле стволов деревьев, не ломать ее хрупкие стебельки?

Верный ответ — второй.

Ходить в лесу можно только по тропинкам. Нельзя вытаптывать траву возле деревьев. Почва может уп лотниться, и к корням деревьев будет поступать меньше воздуха.

Теперь попробуйте выбрать правильный ответ на такой вопрос.

• Можно ли в лесу шуметь, громко перекликаться, аукать?

1) Нет, нельзя! Это может побеспокоить птиц и зверей;

2) конечно, можно! Ведь здесь так весело, просторно. Почему бы и не порезвиться? Кому мы помешаем?

Правильный ответ — первый.

Вы ведь не забыли, что в начале игры мы договорились, что пришли в лес в июне. В это время лес напоминает настоящий детский сад. В норах, дуплах и гнездах подрастают малыши. Птенчики дремлют в мягких колыбельках — гнездышках. У лисы родились — лисята, у белки — бельчата, у зайчихи — зайчата. Беготней, громкими голосами можно испугать птиц, зверей и их детенышей.

• Запомните правила.

Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов.

Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса.

Представьте, дорогие друзья, что вы долго гуляли по лесу, устали, проголодались и вышли на лесную полянку.

Прекрасное место для привала!

На пеньке вы разложили съестные припасы, которые в рюкзачке принесли из дома, и принялись за еду. На свежем воздухе у вас разыгрался аппетит. Но вот с едой покончено.

• А как вы поступите с мусором?

1) Не будете ничего за собой убирать;

2) соберете пакетики из-под сока, бумажки, обертки от конфет в целлофановый мешочек, спрячете его в рюкзак, а дома мусор выбросите в мусорное ведро;

3) соберете мусор в кучку и прикроете его ветками и листьями.

Правильный ответ — второй.

Запомните правило.

После привала нужно убрать за собой весь мусор, не оставляя его в лесу. Лес — это дом многих животных. Вы здесь только в гостях! Относитесь к чужому дому с уважением.

• А можно ли разводить в лесу костры?

Беседа "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»

Цель:

 закрепление и расширение представлений детей о роли солнца, воздуха и воды для всей Земли.

 

Задачи: 

 способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха, воды и солнца, их роли для растений, животных и человека; содействовать формированию понимания, что для здоровья необходим свежий воздух, чистая вода и достаточно света.

 способствовать развитию мышления, воображения, памяти, внимания, умения проводить простые эксперименты; содействовать расширению словарного запаса детей.

 создать условия для воспитания бережного отношения к воде и воздуху; воспитания интереса к простым экспериментам; воспитания дружеского отношения в группе.

Ход

Воспитатель: 

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все...
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а для чего необходимо солнце?
Дети: Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло.
Воспитатель: А кому оно дает свое тепло?
Дети: Животным, растениям, людям.
Воспитатель: Скажите, что вы любим делать летом на солнышке?
Дети: Загорать, греться, играть.
Воспитатель: Да. От солнышка всем светло, весело и тепло. Вот и сейчас к нам пришло лето. А летом солнце какое?
Дети: Высокое, яркое, жаркое.

Мы полетим на воздушном шарике. Скажите, а что внутри шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да. Зачем нам нужен воздух?
Дети: Мы им дышим.
Воспитатель: Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно! И как вы правильно сказали, чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом. А кому ещё для жизни нужен воздух?
Дети: Растениям, животным.
Воспитатель: Правильно! Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди, животные и растения. Скажите, ребята, а можно ли увидеть воздух, услышать его или потрогать?
Дети: Нет.
Воспитатель: А когда мы можем увидеть воздух?
Дети: Когда он в шарике или на улице в мороз, когда выдыхаем тёплый воздух ртом, мы видим пар.
Воспитатель: Верно, молодцы! У каждого из ваз на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да. Значит, сам воздух мы может увидеть только с помощью чего-то: шарика, или когда дуем из трубочки в воду. А как мы можем почувствовать воздух? Поднесите ладошку ко рту и подуйте на них. Чувствуете воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы можем почувствовать воздух на улице?
Дети: Да, когда дует ветер.
Воспитатель: Правильно. Ветер – это тоже воздух, который движется. Делаем вывод: воздух мы можем почувствовать, когда дует ветер, или когда мы дуем на ладошки. А сейчас давайте попробуем услышать воздух. Для этого я надую шарик и буду потихоньку выпускать из него воздух. Что мы слышим?
Дети: Шипение, свист.
Воспитатель: Верно. Значит, и услышать мы его можем.
Давайте подведем итоги. Сам по себе воздух мы не можем почувствовать, увидеть или услышать. Но мы все это можем сделать с помощью разных предметов, как мы сделали это сейчас. А теперь скажите как воздух влияет на наше здоровье?
Дети: Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный вредит здоровью.
Воспитатель: Умницы! А где мы можем увидеть грязный воздух?
Дети: Чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин (сопровождаю ответы детей картинками).
Воспитатель: Что произойдет людьми и животными, если будем дышать грязным воздухом?
Дети: Можно заболеть.
Воспитатель: Да. Лучший лекарь для воздуха – это деревья. Они очищают воздух, поэтому в лесу всегда легко дышится. Человек сажает вокруг домов деревья, создает парки, рощи, скверы – все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел..
Воспитатель: Как вы считаете, человек сможет жить без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, не сможет. А кому ещё нужна вода?
Дети: Растениям и животным.
Воспитатель: Да. Можно ли пить воду из моря или океана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она очень соленая и грязная.
Воспитатель: Какую воду можно пить?
Дети: Чистую, не имеющую вкуса и запаха.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А откуда берется пресная вода?
Дети: Из рек, ручьев и подземных источников.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Это обозначена вода! На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Очень много солёной, а вот пресной мало. Если её мало, что нужно делать?
Дети: Беречь.
Воспитатель: Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить?
Дети: Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её.
Воспитатель: А от чего оберегать?
Дети: От загрязнений.
Воспитатель: Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

Воспитатель: Итак, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце, воздух и вода. Без них не будет жизни на земле.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
И вместе с нами всюду рядом
Наши лучшие друзья:
Солнце, воздух и вода!
Воспитатель: Вы сегодня очень активно отвечали на вопросы, давали правильные ответы. И я с гордостью могу вручить вам билеты участников клуба «Юные Знайки», которые прислал Незнайка (достаю билеты и вручаю ребенку).

 

 

 

Приложение №3

Загадки о природе живой и неживой.

Явления природы.

  1. Неизвестно, где живёт,

Налетит - деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.                                (Ветер)

  1. Молоко над речкой плыло,

     Ничего не видно было.  

     Растворилось молоко,

     Стало видно далеко.                              (Туман)                                               

  1. Крашеное коромысло через речку повисло.      

                                                                          (Радуга)

  1. Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
  1. Летит птица – орёл,

           Несёт в зубах огонь,

           Огневые стрелы пускает, Никто её не поймает.              

                                                                             (Молния)

  1. Летит орлица по синему небу,

      Крылья распластала,

      Солнышко застлала.      (Туча)

  1. Похож я с виду на горох,

     Где я пройду – переполох. (Град)

  1. Я – вода, да по воде же и плаваю. (Лёд)
  1. Одеяло бело, всё поле одело. (Снег)
  1.  Голубой ковёр всю Землю покрыл. (Небо)
  1. Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.                                                    (Дождь)
  1. То он - клин, то он - блин,

           Ночью на небе  один.                      (Месяц)

  1. Красная девушка по небу днём ходит.   (Солнце)
  1. Поле - не меряно,

     Овцы - не считаны,

  Пастух рогат.           (Небо, звёзды, месяц)

  1.    Старик – шутник

              На улице стоять не велит,

              За нос домой тянет. (Мороз)

  1.  Тает снежок,

 Ожил лужок,

 День прибывает,

 Когда это бывает? (Весной)

      17. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

  В дом свой, улей, пчела

  Первый мёд принесла.

  Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

  1. Гуляет в поле, да не конь,

     Летает на воле, да не птица.

     Снег раздувает, всё заметает. (Вьюга)

  1.  Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

     Он невидимый и всё же

     Без него мы жить не можем. (Воздух)

  1.  На дворе переполох:

      С неба сыплется горох.

      Съела  шесть горошин Нина,

      У неё теперь ангина. (Град)

  1.  Вот  по небу мчится конь –

 Из под ног летит огонь.

 Конь копытом бьёт могучим

 И раскалывает тучи.

 Так он тяжело бежит,

 Что внизу земля дрожит. (Гром)

  1.  Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает

      И бормочет и поёт, убаюкивает?

      Его просят, его ждут,

      А как придёт, прятаться идут. (Дождь)

  1.   Запорошила дорожки, разукрасила окошки,    

             Радость детям подарила

             И на санках прокатила. (Зима)

  1. На чёрный платок просыпано просо.

     Пришёл петушок, а склевать непросто.  (Звёзды)

  1. За бесчисленной отарой

      Ночью шёл пастух усталый,

      А когда пропел петух –

      Скрылись овцы и пастух. (Звёзды и месяц)

  1. И не снег, и не лёд,

     А серебром деревья уберёт. (Иней)

  1. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)
  1. Какой это мастер на окна нанёс  

     И листья, и травы, и заросли роз?  (Мороз)

  1. У чего днём один глаз, а ночью много? (У неба)
  1. Что за потолок?

     То он низок, то высок.

     То он сер, то беловат,

     То чуть-чуть голубоват.

     А порой такой красивый –

     Кружевной и синий – синий.  (Небосвод)

  1. Без крыльев летят,

     Без ног бегут,

     Без паруса плывут. (Облака)

  1. Над лугами, над водой

     Хлынул дождик проливной,

     А потом повисло в небе коромысло. (Радуга)

  1. Утром бусы засверкали

     Всю траву собой заткали.

     А пошли искать их днём –

     Ищем, ищем, не найдём. (Роса)

  1. Среди поля голубого –

     Яркий свет огня большого,

     Не спеша огонь тот ходит,

     Землю-матушку обходит.

     Светит весело в оконце,

    Что же это? (Солнце)

  1. Одеяло белое не руками сделано.

     Не ткалось и не кроилось,

     С неба на  землю свалилось. (Снег)

  1. Ну-ка, кто из вас ответит:

     Не огонь, а больно жжёт,

     Не фонарь, а ярко светит,

     И не пекарь, а печёт. (Солнце)

  1. Пушистая вата плывёт куда-то,

     Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

  1. Над тобою, надо мною

     Пролетел мешок с водою.

     Наскочил на дальний лес –

     Прохудился и исчез. (Туча)

  1.  Летит орлица по синему небу,

      Крылья распластала,

      Солнышко застлала. (Туча)

  1. Агукало, агакало,

     Аукало и плакало,

     И рассыпалось смехом.

     Что же это? (Эхо)

  1. Я всегда со светом дружен

     Если солнышко в окне – я от зеркала, от лужи

     Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

  1. Над домами у дорожки

     Висит кусок лепёшки. (Луна)

  1. Живёт без тела, говорит без языка.

    Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

Живая природа

  1. Водяные мастера       Строят дом из топора,

          Дом из хвороста и тины  

          И надёжную плотину.  (Бобры)

  1. Работящие зверьки                                    

     Строят дом среди реки

          Если в гости кто придёт,

          Знайте, что из речки вход! (Бобры)

  1. Стоят столбы белые,

          На них шапки зелёные,

         Летом мохнатые,

         Зимой сучковатые.

         Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)

  1. На нём  бурый колпачок,

          Колпачок – набочок.

          Кто в лесу бывает – тот его и знает.  (Боровик, белый гриб)

  1. Глубоко в землю спрятан он,

          Раз, два, три и вышел вон,

          И стоит он на виду.

          Белый, я тебя найду!  (Боровик)

  1. На них шапки зелёные,

          Летом мохнатые,

          Зимой сучковатые.

          Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)

  1.  Был тугим он кулачком,

           Распустился – стал цветком. (Бутон)

  1.  Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёзка)

  1.  Колосится в поле рожь…

Там во ржи, цветок найдёшь.

           Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

  1.  Я животное, с двумя горбами

           И шагаю я песками. (Верблюд)

  1.  Долгоножка хвалится:

     Я ли не красавица?  

     А всего- то косточка.

     Да красненькая кофточка! (Вишня)

 

  1.  На овчарку он похож.

      Что ни зуб – то острый нож!

      Он бежит, оскалив пасть,

      На овцу готов напасть. (Волк)

  1.  Кто зимой холодной

      Ходит злой, голодный? (Волк)

  1.  Длинная шея,

     Красные лапки,

     Щиплет за пятки,

          Беги без оглядки.  (Гусь)

  1.  Волосата, зелена,

      В листьях прячется она.

      Хоть много ножек,

      Бегать всё равно не может. (Гусеница)

  1.  Без команды в стой встают,

Отправляются на пруд.

Кто идёт цепочкой длинной,

Кто так любит дисциплину? (Гусыня с гусятами)

  1. Под сосною у дорожки

     Кто стоит среди травы?

     Ножка есть, но нет сапожек,

     Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

  1. Что за плод! Шкатулочка с секретом!

     Семена – стекляшечки на вид,

     Все прозрачные, все  розового цвета.              

     Потрясёшь – как странно – не звенит.  (Гранат)

  1. Его весной и летом

     Мы видели одетым,

     А осенью с бедняжки

     Сорвали все рубашки. (Дерево)

                                             

  1. Я из крошки -  бочки вылез,

     Корешки пустил и вырос,

     Стал высок я и могуч,

     Не боюсь ни гроз, ни туч.

      Я кормлю свиней и белок –

      Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

  1. Травка та растёт на склонах

     И на холмиках зелёных.

     Запах крепок и душист,

     А её зелёный лист

     Нам идёт на чай.

     Что за травка, отгадай. (Душица)

  1.  Кто в беретке ярко-красной,

      В чёрной курточке атласной?

      На меня он не глядит,

      Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

  1. На когтях на ствол сосновый.

          Влез монтёр красноголовый.

          Он трудился, уставал,

          Главный доктор, лес спасал. (Дятел)

  1. Вот иголки и булавки

     Выползают из-под лавки.

     На меня они глядят,

     Молока они хотят. (Ёж)

  1. Лесом катится клубок,

     У него колючий бок,

     Он охотится ночами

     За жуками и мышами. (Ёж)

  1. Недотрога, весь в иголках,

     Я живу в норе, под ёлкой.

     Хоть открыты настежь двери,

     Но ко мне не ходят звери. (Ёж)

  1. Колюч, да не ёж. (Ёрш)

         

  1. В синем небе голосок

          Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

  1. В золотой клубочек спрятался дубочек.  (Желудь)
  1. Гнездо своё он в поле вьёт.

          Где тянутся растения.

          Его и песни и полёт

          Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

  1. Он высокий и пятнистый

     С длинной-длинной шеей,

     И питается он листьями –

     Листьями деревьев. (Жираф)

         

  1.   Чёрен, да не ворон,

       Рогат, да не бык,

       Шесть ног, без копыт,

       С крыльями, а не птица. (Жук)

  1.    Листья падают с осин,

        Мчится в небе острый клин. (Журавли)

  1.   Длинноногий, длинношеий,

       Длинноклювый, телом серый,

       А затылок голый, красный.

       Бродит по болотам грязным,

       Ловит в них лягушек разных. (Журавль)

  1.  Встали братья на ходули,

      Ищут корма на пути.

      На бегу ли, на ходу ли

      Им с ходулей не сойти. (Журавли)

  1. Длинное ухо, комочек пуха,

     Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

  1. По полю скачет – ушки прячет,

     Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)

  1. Шелестя, шурша травой,

     Проползает кнут живой.

     Вот поднялся, зашипел:

     Подходи, кто очень смел. (Змея)

  1. Лежит верёвка, шипит плутовка.

     Брать её опасно – укусит! Ясно? (Змея)

  1. Кудри в речку отпустила

     И о чём – то загрустила.

     А о чём она грустит,

     Никому не говорит. (Ива)

  1. Может и разбиться,

     Может и свариться,

     Если хочешь, в птицу

     Может превратиться. (Яйцо)

  1. Вырастают листы широченной широты.

     Держится на стеблях крепких

     Сто плодов шершавых, цепких:

     Если их не обойдёшь –

     На себе их все найдёшь. (Репей)

  1. Закутан ребёнок во сто пелёнок. (Капуста)

     

  1. На соломинке дом, сто ребяток в нём. (Колосок)
  1. Не зверь, не птица,

          Носок, как спица,

          Летит – звенит,

          Сядет -  молчит. (Комар)

  1. Сама  пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
  1. Стоит копна, посреди двора,

     Спереди - вилы, сзади – метла. (Корова)

  1. Глазищи, усищи, хвостище,

     А моется всех чище. (Кошка)

  1. Ах, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня. (Крапива)

  1. Сделал дыру, вырыл нору,

     Солнце сияет, а он не знает. (Крот)

  1. Низок, да колюч,

     Сладок, да пахуч,

     Ягоды сорвёшь, -

     Все руки обдерёшь, (Крыжовник)

  1. На лугу живёт скрипач,

     Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

  1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
  1. Сидит дед во сто шуб одет.

     Кто его раздевает, то слёзы проливает. (Лук)

  1. Он всю зиму спал,

     Лапу бурую сосал,

     А проснувшись стал реветь.

     Это зверь лесной… (Медведь)

  1. Бусы красные висят

     Из кустов на нас глядят.

     Очень любят бусы эти

     Дети, птицы и медведи. (Малина)

  1. Хозяин лесной, посыпается весной,

     А зимой под вьюжный вой

     Спит в избушке снеговой. (Медведь)

  1. Красный нос в землю врос,

     А зелёный хвост снаружи.

     Нам зелёный хвост не нужен. (Морковь) 

  1. Целый день летает, всем надоедает;

     Ночь настанет,  тогда перестанет. (Муха)

  1. Между двух светил

     Посередине один. (Нос)

  1. Есть всегда он у людей,

     Есть всегда у кораблей. (Нос)

  1. По горам, по долам

     Ходит шуба, да кафтан. (Овца)

  1. Без окон, без дверей,

     Полна горница людей. (Огурец)

  1. На  зелёной хрупкой ножке

     Вырос шарик у дорожки.

     Ветерок прошуршал

     И развеял этот шар. (Одуванчик)

Неживая природа

  1. Без рук,

Без топорёнка,  

Построена избёнка. (Гнездо)

  1. Все обходят это место:

    Здесь земля как будто тесто;

    Здесь осока, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги.  (Болото)

  1. Два братца в воду глядятся,

Век  не сойдутся. (Берега)

  1. Я к маме – речке  бегу и молчать не могу.

Я её сын  родной, а родился весной. (Ручей)

  1. Летом бежит, зимой спит.

     Весна настала - опять побежала. (Река)

     

Приложение №4

Игры с песком

ПЕСОЧНАЯ СТРАНА

Задачи:  выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок:  какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит  песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.        

МЫ ВОЛШЕБНИКИ

Цель: Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение свойств при взаимодействии с водой.

Материал: Прозрачные емкости с песком, емкость с водой, палочки, сито, формочки

Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок, вспомнить, какой песок, как можно с ним играть. Предлагает слепить пирожки и методом проб выясняют, что слепить можно только из влажного песка. Показывает, как налить воду в прозрачные ёмкости через сито, перемешать палочкой.

  • Дети берут формочки и лепят пирожки, а потом все вместе рассматриваем.

 ПЕСОЧНЫЙ КРУГ

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: песочница. 

Описание: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике или рассказать, что он нарисовал.

УЗОРЫ НА ПЕСКЕ

(1 вариант)

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Материал: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Описание: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.


УЗОРЫ НА ПЕСКЕ

(2 вариант)

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Материал: Песочница, миниатюрные фигурки. 

Описание: Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».  На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения разных предметов.

ПЕСОЧНЫЕ УЗОРЫ

Цель: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Материал:  поднос, сухой песок, конус, сделанный их картона с небольшим отверстием в его вершине. Также для разнообразия игры к конусу можно привязать веревочки по кроям.

Описание: взрослый  сначала показывает ребенку, как можно заполнить конус песком, при этом заткнув пальцем отверстие. Далее предложить ребенку самому попробовать порисовать песком различные узоры, сделать дорожки или горки. Также в любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу заранее подготовленную чашечку или формочку.

ВОЛШЕБНЫЕ ОТПЕЧАТКИ НА ПЕСКЕ

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Материал: природный и бросовый материал

Описание: воспитатель и ребенок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игры-забавы

 с водой

УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материал: три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, третья с окрашенной водой, стаканчики для детей.

Описание: Воспитатель показывает три закрытые ёмкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а две ‒ тяжёлые. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой ёмкости ничего нет, во второй ‒ вода, а в третьей ‒ чай.

‒ Как вы догадались, что находится в ёмкостях?

Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

ВОЛШЕБНИЦА ВОДИЦА

Задача: Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит;  нужна всем — и животным,  и людям,  и растениям, потому что воду  пьют, водой умываются,  в воде купаются). Использовать игры  с водой для оздоровления детей,  подчеркнуть целительные свойства воды.

Материал: репродукция к  потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу  детей). Кукла (резиновая),  тазик (игрушечный).

Описание: Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2—3 минуты. Отвечают на вопросы:  «Кто изображен на картинке? Что делает?  Затем взрослый читает потешку.

Водичка-водичка!

Умой Тане (наше) личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки алели,

чтобы смеялся роток,

чтобы кусался зубок.

Затем  взрослый обращается  к  каждому  ребенку  с  вопросом, какую он видел водичку, когда умывался,  мыл  руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова: «Водичка, водичка, умой мое личико». В конце НОД  взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам и предлагает детям попить.

РЫБАЛКА

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.

Материал:  таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, пластиковые рыбки.

- Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

- Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

КАК ВОДА ГУЛЯТЬ ОТПРАВИЛАСЬ

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал:  поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Описание: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного! » Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

ТАЕТ ЛЬДИНКА

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Описание: Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! »

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает). Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

ВОДОПАД

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Материал:  пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Опыт 1. «Вода — прозрачная».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, целлофановый пакет, игрушка.

Наполнить водой пакет, положить игрушку. Видно в воде игрушку? Почему?

Вывод: вода прозрачная

Опыт 2. «У воды нет вкуса».

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

Опыт 3. «У воды нет запаха».

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Опыт 4. «Вода — жидкая, может течь».

Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры, пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности).

ИГРЫ-ЗАБАВЫ С ВОДОЙ

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования и способствовать расширению знаний детей о воде и её свойствах. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Опыт 1. «Буря в стакане»

Цель: повысить эмоциональный тонус детей

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что, получается?  - получается буря в стакане воды.

Опыт 2. «Фонтанчик»

Цель: показать детям, как водичка поднимается вверх

Необходимый инвентарь:  груша, вода в тазике

Наливаем в тазик немного воды. Показать детям, как можно набрать воду и при  нажатии груши водичка поднимается вверх – получается фонтанчик.

Опыт 3. «Шарики в воде»

Цель: развитие и укрепление  мелкой моторики

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

      Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

Опыт 4. «Сквозь сито»

Цель: познакомить детей с назначением предметов

Необходимый инвентарь:  стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В  игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ

Цель: Дать первоначальные свойства лёгких и тяжёлых предметов, совершенствовать навыки экспериментирования.

Материал: Таз с водой, камень, пёрышко, бумажный кораблик на каждого ребёнка, веточка, корзинка.

Описание:

Игра «Шагают наши ножки»

‒ Что мы с вами встретили на нашей дорожке? (Камушки). Потрогайте их. Они гладенькие, большие и маленькие. Давайте их возьмём с собой? Собрать камушки в корзинку.

‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке... (Подойти к макету дерева).

‒ Посмотрите, что лежит на нашей дорожке? Это веточка от дерева. Возьмём её с собой?

‒ Снова шагают наши ножки по ровненькой дорожке. Смотрите, птички пролетают, свои пёрышки нам бросают. Саша, что ты нашёл на дорожке? Кто подарил тебе пёрышко?

Посмотрите, какое оно пушистое, лёгкое, мягкое. Пощекотать детей пёрышком по щёчкам, шейке.

‒ Вот и пришли мы с вами к столику, что стоит на столике? Что налито в тазике?

Поиграем с водичкой?

‒ Давайте опустим веточку в тазик? Что делает веточка? Она плавает, веточка лёгкая и поэтому держится на воде, плавает.

‒ Давайте опустим камушек в водичку, пусть он тоже поплавает. Посмотрите, наш камушек утонул. Почему? – ответы детей. Он тяжёлый, поэтому камушек не плавает, а тонет.

‒ Детки, какой камушек: лёгкий или тяжелый?

‒ А теперь опустим пёрышко в водичку. Что делает пёрышко? Оно плавает.

Пёрышко лёгкое, как веточка. Камушек тяжёлый, он тонет в водичке, а лёгкое пёрышко и веточка – плавают в водичке.

‒ У меня есть кораблики, они сделаны из бумаги. Давайте посмотрим, будут они плавать или нет. Что делает кораблик? Он плавает. Детки, если кораблик плавает, значит, он тяжёлый или лёгкий? Он лёгкий.

В заключении испытание бумажных корабликов постепенно перевести в игру.

ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Описание. Воспитатель проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед  Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр попасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приходит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

•        Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.        

«Водичка: буль-буль!»

Цель: Создать условия малышам для изучения свойств воды (мокрая, тёплая, льётся, журчит). Учить играть дружно.

Материал: Кукла Катя, таз с водой, лейка, ковшик, магнитофон с записью журчания воды, полотенце.

Описание:

‒ Ребята, что вы слышите? (включить музыкальное сопровождение) Это льётся вода. Послушайте, как шумит водичка (музыка затихает).

‒ А где живёт у нас водичка? Правильно, в кране. Пойдёмте, покажем нашей кукле Кате, где живёт водичка. Ребята, что надо сделать, чтобы побежала водичка из крана? (надо его открыть). Что побежало из крана? Давайте посмотрим и послушаем, как водичка льётся и журчит.

‒ Как водичка журчит? Правильно, буль-буль.

Наша Катя приглашает вас поиграть с водичкой в группе. Где же у нас в группе водичка? Вот она – в тазике. Потрогайте руками водичку. Какая она? (тёплая, мокрая)

‒ А ещё Катя принесла ковшик и лейку и предлагает послушать, как льётся вода из ковшика и из лейки.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Буль-буль-буль! –

Журчит водица.

С-с-с - она свистит, поёт

И струйкой из лейки льёт.

(зачерпнуть воду ковшиком, вылить из него воду, дети слушают)

‒ Как водичка льётся? (Буль-буль)

‒ Возьмите в руки ковшики, зачерпните сами и вылейте воду. Как журчит водичка?

‒ А сейчас возьмём лейку и польём из неё. Как поёт водичка? (С-с-с). Дети, возьмите ковшик и полейте из него. Послушайте, как разговаривает водичка. Буль-буль.

‒ Давайте кукле Кате скажем спасибо за такую интересную игру.

‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? Мокрые. Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце).

«Наливаем - выливаем»

Цель: Учить переливать воду из одной ёмкости в другую, играть дружно.

Материал: Тазик с водой, детская посуда для игр с водой, игрушечный зайчик, ковшик, тихая музыка, полотенце.

Описание:

Звучит тихая, приятная музыка.

‒ В гости к нам пришёл зайчик, он приглашает всех поиграть с водичкой.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Будешь струйкой литься!

‒ Посмотрите, что сделал зайка? Что взял зайка? Куда он вылил водичку? Зайка взял ковшик, зачерпнул водичку и вылил её в пустую ванночку. Как журчит водичка? (Буль-буль). Чем зайка зачерпнул водичку? Ковшиком. Олеся, возьми ковшик и зачерпни водичку. А теперь вылей в ванночку. Олеся, что ты зачерпнула в ковшик? Куда ты вылила водичку?

‒ Ребята, возьмите чашечки и перелейте водичку. Дети играют с водой.

‒ Как журчит водичка?

‒ Вам понравилось играть с водичкой? Интересно было?

‒ Кто нас пригласил поиграть с водичкой? Давайте зайке скажем спасибо.

‒ Посмотрите на свои ручки, какие они у вас? (Мокрые) Как мы можем сделать ручки сухими, что нам в этом поможет? (Полотенце)

«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик...»

Цель: Совершенствовать навыки экспериментирования, закрепить знания о свойствах предмета: легкие предметы держатся на воде.

Материал: Тазик с водой, мячик, кукла, камушки.

Описание:

Поставить куклу возле тазика с водой, где плавает мячик.

‒ Посмотрите, наша кукла Таня плачет. Что случилось, как вы думаете?

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик,

Тише Танечка не плачь,

Не утонет в речке мяч»

‒ Посмотрите, мячик утонул или плавает в водичке? Мячик плавает, он лёгкий.

‒ Саша, опусти мячик под воду. Что сделал мячик? Он выскочил из водички и снова плавает наверху. А теперь (имя ребенка), попробуй ты, опустить мячик. Что сделал опять мячик?

‒ Посмотрите, что у меня есть? Это камушки. Давайте попробуем опустить камушки в водичку, будут они плавать или нет? Камушки утонули. Что сделали камушки?

‒ Почему камушки утонули? Они тяжёлые.

‒ Давайте успокоим нашу Таню, не утонет мячик в речке. Он лёгкий, поэтому держится на водичке, плавает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Берегите планету"

Краткосрочный проект для подготовительной группы...

Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в подготовительной группе

Экологический проект "Берегите первоцветы-украшение планеты" в  подготовительной группе...

Экологический проект "Берегите нашу планету от мусора"

Эгологический проект для детей старшего возраста "Береги нашу планету от мусора"...

Экологический проект «Берегите первоцветы – украшение планеты»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста  экологически грамотного поведения в природе весной, понимать значение и необходимость сохранять первоцветы своего города и ближайшего окружения...

Краткосрочный социально-экологический проект "Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!"

Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности....

Экологический проект "Береги свою планету"

Проект "Береги свою планету" позволяет детям получить знания об экологических проблемах, способах утилизации мусора и его переработки. Дети научатся беречь окружающую среду, сортировать мусо...

Экологический проект «Береги планету» Подготовительная группа

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры. экологически грамотного поведения в природе. гуманного отношения к живым обьектам флоры и фауны,...