Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
консультация

Авраменко Елена Валерьевна

Использование современных технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Грамотная, правильная, точная, логичная, богатая, выразительная и уместная речь всегда воспринимается среди носителей языка как ценная категория. Речь человека – это его визитная карточка; исторически сложившаяся форма общения людей; высшая психическая функция; один из видов коммуникативной деятельности; форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. В связи с этим речь современного человека должна быть правильной, богатой и гибкой.

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, овладение речевыми навыками затруднено и напрямую зависит от физического развития дошкольника. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273). Это понятие охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Данные ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются дети с нарушением речи. Дошкольники с тяжелым нарушением речи (ТНР) имеют различные сложные речевые расстройства, при которых у них нарушено формирование всех компонентов речевой системы:    

  • снижение вербальной памяти- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне;    
  • отставание в развитии словесно – логического мышления;
  • отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
  • трудности выполнения движений по словесной инструкции;
  • недоразвитие мелкой моторики;
  • снижена потребность в общении.

Также дети с ТНР имеют трудности общения: неумение слушать и понимать других людей; не сформированы формы коммуникации; неумение настраиваться на контакт; эмоциональная незрелость; страх общения с незнакомыми людьми; ограничения в общении; инфантилизм.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции. Поэтому здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекции.

По утверждению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба их здоровью. Данные технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

При применении здоровьесберегающих технологий необходимо строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  • систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  • оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  • последовательности (последовательное усложнения и увеличение нагрузки);
  • комплексного воздействия на все анализаторы;
  • совместного – педагогического воздействия (учителя – логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
  • Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су-Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Использование коррекционных технологий в работе учителя логопеда позволяет:

  • Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
  • Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
  • Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
  • Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются здоровьесберегающие технологии такие как: дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь. Также решаются оздоровительные задачи: насыщение организма кислородом; улучшение обменных процессов; нормализация психо-эмоционального состояния; повышение иммунитета. Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами.

Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляя их. Они также развивают: концентрацию внимания; обеспечивают межполушарное взаимодействие; развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями; улучшает аккомодацию. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку способствуют решению еще одной очень важной задачи развитию оптико-пространственных представлений. 

Развитие тонкой моторики рук.  Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Логопедическая ритмика. Логоритмика  является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова).

Самомассаж. Су-Джок терапия. В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а также успешно дополняют работу по коррекции речи. 

На коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка. При стимуляции рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, Су-Джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность. 

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности (Б.Г. Ананьев).

Данный вид упражнений направлен на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развития точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое.

Эти упражнения целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности. 

У детей с ТНР достаточно часто определяется недостаточное развитие пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с воспитателем. 

 Оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Данная консультация для специалистов ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....