конспект занятия "Лук от семи недуг "
план-конспект занятия (старшая группа)

Притворова Елена Викторовна

Расшрять и углублять знания о репчатом луке, основных условиях, необходимых для его роста. Развитие памяти, речи, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx49.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: 

    вызвать  у  детей  познавательный  интерес  к   выращиванию  репчатого  лука  на  перо  в  комнатных  условиях; создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности у детей шести – семи лет.

 Задачи:

Образовательные:

- расширять и углублять представления о репчатом луке;  основных  условиях,  которые  необходимы  для его  роста   (вода,  земля,  свет,  тепло);

Развивающие :  

развитие  любознательности, активности, инициативности в познавательной деятельности, стремление осуществлять наблюдения и опыты;

- развитие речи, памяти;

- развитие умения работать сообща, доводить начатое дело до конца; 

-развитие  трудовых  навыков  детей,  умение  ставить  цель,  подготавливать  инструменты,  рабочее  место  и  убирать  за  собой.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

 - воспитывать желание ухаживать за луком, выращенным своими руками.

  Предварительная работа: беседы с детьми:  «Лук, его внешний вид и строение», «История возникновения лука», «Польза лука»; рассматривание и наблюдение за комнатными и овощными растениями в домашних условиях; чтение сказки «Чипполино» Дж.Родари; разучивание стихов, пословиц, загадок; посадка мини-огорода в группе: салат листовой, кориандр, горох, укроп, томат, перец;

 

Материалы:   

  • луковицы;
  • контейнеры  для  посадки  лука; 
  •  совочки; 
  • таз  с  землёй; 
  • лейка  с водой; 
  • ведёрки; 
  • фартуки  с  нарукавниками; 
  • дневники  наблюдений,  клеёнка;
  • ТСО. Презентация.

Методы и приёмы: Сюрпризный момент, загадки,  показ, объяснение, художественное слово, вопросы, физкультминутка.

 

Ход  занятия

Воспитатель :  Ребята, встаем в красивый круг.  Сегодня каждому из вас я хочу подарить лучик солнца.  Для этого вам надо  протянуть ко мне ладошки.

 А теперь проходим и садимся на стульчики .

Воспитатель:    Я  хочу  показать  вам,  что  я  нашла  сегодня  у  дверей  нашей  группы . Это сундучок.

Чтобы узнать что в нем  лежит, отгадаёте загадки ( загадки о луке)

  • Загадки

Никого  не  огорчает,  а  всех  плакать  заставляет  (лук)

Золотистый  и  полезный,  витаминный,  хотя  и  резкий,  горький  вкус  имеет  он  (лук)

Луковица  золотая,  круглая  да  литая,  есть  у  неё  один  секрет – нас она  спасёт  од  бед,  может  вылечить  недуг,  вкусный  и  душистый …(лук)

(воспитатель открывает сундучок ,  в  котором   лежит  лук)

Воспитатель:  Верно,  это  лук. Какой он?   Что вы знаете о полезных свойствах лука? Почему говорят , что лук от семи недуг?

(Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком. )

Воспитатель: Правильно,   лук  очень  полезен.  Лук – защитник  от  всех  болезней,  является  лекарством.  У  лука  есть  особые  вещества – фитонциды,  убивающие  многие  виды  микробов.  Кусочка  лука  достаточно,   чтобы  убить  всех  болезней  вредных  микробов  в  полости  рта.  Лук  улучшает  аппетит,  повышает  сопротивляемость  организма  к  инфекционным  заболеваниям.    ни одна хозяйка не сможет приготовить вкусный обед без добавления  лука. Его добавляют в салаты, супы, борщи. Очень полезно употреблять и в свежем, и в вареном виде. Зеленые перья лука тоже полезны!

Воспитатель: Кто знает стихи, пословицы о луке ?

( дети читают стихи)

У окошка лук зелѐный, Ярким солнцем освещенный, Стрелы вытянулись в ряд, Как солдатиков отряд. Знают все, что лук полезен, Витаминами богат, Но немного горьковат. В этом лук не виноват. От природы он такой, Очень скромный и простой. Ешьте все зелѐный лук, Он здоровью верный друг!  

Пословицы и поговорки про лук:

 Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.  

Лук во щах – и голод прощай.  

Сидит тапка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.  

Лук – от семи недуг.  

Воспитатель: Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.  Подземная  часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек. Наземная часть – листья (зелѐные перья).   ( показ модели строения лука)

viewer?url=http%3A%2F%2Fnsportal

Воспитатель:  Ещё  я  хочу  рассказать  вам  невероятную  историю.  Когда  я  увидела этот сундучок ,  то  услышала  чьи-то  голоса.  Сначала  я  подумала,  что  это  пришёл  кто-то  из  детей,  но  когда  прислушалась,  то  поняла, что спорят луковицы в коробке

 Первая луковица сказала, что ей для роста нужна земля и вода.

Вторая луковица похвасталась, что ей нужна только одна земля.

Третья луковица сказала, что она может прорасти только в одной воде, земля ей не нужна.

Четвёртая луковица посмеялась над своими сёстрами и заявила, что даст зелёные перья без воды и земли.

Но  тут  луковицы  притихли,   поняли,  что  я  за  ними  наблюдаю. 

-Ребята, вы хотите узнать, какая из луковиц права. какая  из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья?

Дети: Да!

Воспитатель:  Миша Кирдяшкин дома, с родителями провёл эксперимент. Давайте его послушаем.

  ( Миша рассказал об эксперименте с луком. Показ презентации)

эксперимент  № 1( слайд)

«Где  быстрее  вырастут  перья  лука  во  влажной  или  сухой  земле?»

Сажаем  лук  в  разные  стаканчики  с  влажной  и  сухой  землёй,  не  забываем  зарисовать.

Вывод:  Лук  не  растёт  в  сухой  земле.  Его  обязательно  нужно  поливать.

Эксперимент  № 2

«Золотистый  и  фиолетовый  лук» 

Какой  же  из  них  даёт  первые  ростки?

Прошла  неделя  и  у  золотистых  и  фиолетовых  луковиц  появились  ростки  зелёных  перьев.

Вывод:  независимо  от  цвета  лука  и  размера  появляются  ростки  и  у  золотистых  и  фиолетовых  луковиц,  и  на  вкус  луковые  перья  одинаковые.

Эксперимент  № 3

«Вырастит  ли  лук  в  темноте?»

Посадили  лук  в  землю  в  тёмное  место,  поливали.  Прошла  неделя,  но  ростков  не  было.  Ровно  через  неделю  появились  слабые,  жёлтого  цвета  ростки.

Вывод:  отсутствие  одного  компонента  (свет)  влияет  на  рост  лука,  он  растёт  намного  медленнее.

Эксперимент  № 4

«Выращивание  лука  в  воде»

Для  роста  растения  есть  свет,  тепло,  вода.  Луковицы  выпустили  огромное  количество  корней,  но  зелёные  ростки  появились  через  две  недели.

Вывод:  Лук  в  воде  прорастёт  намного  медленнее,  чем  в  земле.

Эксперимент  № 5

«Выращивание  лука  в  обычных  условиях»

Посадим  лук  в  тепло,  в  прогретую  землю,  в  светлое  место,  регулярно  поливали.

Вывод:  Выросли  красивые,  длинные  сочные,  зелёные  перья.  Растению  для  хорошего  роста  необходимы:   свет,  тепло,  вода.   Лук  быстрее  прорастает  в  земле.

Дети делают вывод. Для роста растений нужна вода, свет, тепло и земля.

Воспитатель: Каждый из вас дома тоже может провести такой  эксперимент.

Воспитатель: Дети, предлагаю посадить в нашей группе зелёный огород.  Посмотрите на доску, здесь изображены семена лука, лук-севок и большая луковица! Это ребятки семена лука ). Называются они чернушка. Когда его сажают в землю, то вырастает вот такой маленький лучок, он называется – севок (посмотрите на следующее изображение.)

Далее, на следующий год в землю сажают севок и начинают за ним ухаживать (ответы детей: рыхлят, уничтожают сорняки, поливают). И вырастает вот такая большая луковица, богатая витаминами.

Ну а сейчас, мне хочется предложить вам сделать посадку лука на перо разными способами, а когда он вырастет,  будем  употреблять витамины, которые необходимы нам в весеннее время года.

Но перед тем как поработать,  мы отряхнемся и немного разомнемся.

( физкультминутка)

В огород пойдём. (Движутся по кругу)

Там грядки найдём. (Разводят руками)

Быстро их вскопаем. (Воспроизводят копание)

Потом разровняем. (Воспроизводят разравнивание)

Вместе мы лучок сажали, (Воспроизводят посадку)

Чтобы перья вырастали. (Поднимают руки вверх)

Солнце стало заходить. (руки вниз)

Надо нам лучок полить. (Имитируют полив из лейки)

Вырос знатный урожай! (Разводят руками)

Лук в корзинки собирай! (Имитируют сбор луковиц)

Давайте еще раз обговорим, какие правила необходимо исполнять, чтобы лук вырос быстро и приводил нас в восторг своими зелеными перьями? (свет, вода, тепло).

Воспитатель  раздаёт  каждому  ребёнку  по  луковице,  стаканчики,  контейнеры  с землёй,  ножницы.  Затем дети   с  помощью  ножниц  обрезают  вверх  луковицы,  для  того,  чтобы  быстрее  появились  ростки. 

Приступаем к работе (самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает).

Воспитатель: Молодцы, доделали  всю работу, теперь необходимо  поставить стаканчики на подоконник. Сейчас уберём трудовое оборудование на место, и помоем руки (дети выполняют задание, воспитатель подзывает детей к себе).

Вот и закончили, сейчас возьмем стаканчики и поставим на хорошо освещенное место. Что это за место ребята? (ответы детей) Да, действительно нужно поставить на подоконник. Но один стакан мы поставим в шкаф - где мало света. Каждый день будем наблюдать, и фиксировать  факты наших наблюдений в эту таблицу дневника каждый день,   согласно условным знакам, с которыми мы с вами ознакомились на прошлом занятии. (Педагог крепит на магнитную доску таблицу). Сейчас убираем за собой трудовое оборудование на место и моем руки (воспитатель подзывает детей к себе). Молодцы, вот и посадили лук, теперь будем ждать урожая.

Подводится итог. Что делали? Что интересного и нового узнали? Что понравилось на занятии?

Список использованной литературы:
 
1.       Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2010г.
2.       Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
3. Масленникова О. М.. Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду».
4.  Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
5.  Т.Зезина Т.М. «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников».
6.   Николаева С.Н «Как приобщать  ребенка к природе», Москва, 1993г.
7.  Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
8.  ФГОС дошкольного образования.
 

   

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                            « Детский сад № 44»

             

             

                                             Конспект ООД

                    детей подготовительной группы

                          « Посадили мы лучок»

          ( ОО « Познавательное развитие», « Речевое развитие»,

                           « Социально- коммуникативное развитие»)

        Подготовила:

                                                                                   воспитатель:

                                                                                  Притворова Е.В

                                   г. Саранск, 2020

                                                                                     

           

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по экологии в подготовительной группе "Лук от семи недуг"

Занятие обрашает внимание детей на полезные свойства лука. Рассказывает об его применении в различных областях. Учит детей наблюдать за ростом растений, прививает интерес к овощам....

Конспект открытого занятия "Лук от семи недуг", старшая группа

Занятие включает в себя несколько задач: повторение пройденного материала о полезности овощей и отражение их в русском фольклоре, необходимые условия роста и развития растений, а также ознакомление с ...

конспект по экологическому воспитанию «Посадим лук- он от семи недуг» средний дошкольный возраст

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии...

Конспект интегрированного занятия с детьми 3-4 лет и их родителями. На тему: «Лук от семи недуг».

В данном материале воспитатель  знакомит детей с овощами; уточняет знания детей о репчатом луке: форме, цвете, размере.Рассказывает о его пользе.Учит сравнивать между собой 3 вида овощей. За...

Конспект НОД «Лук от семи недуг».

Цель:  учить  детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для ро...

Конспект "Лук от семи недуг"

Показать детям, что лук заслуживает большого внимания, объяснить его практическое применение, воспитать интерес к овощам....