Конспект открытого занятия "Лук от семи недуг", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие включает в себя несколько задач: повторение пройденного материала о полезности овощей и отражение их в русском фольклоре, необходимые условия роста и развития растений, а также ознакомление с разнообразием сортов лука, опробование их на вкус и рассматривание строения. Занятие заканчивается посадкой луковки-севка в минипарничок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luk_ot_semi_nedug.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ. ПОСАДКА ЛУКА.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, экспериментальная.

        Цель: уточнить разницу между овощными, фруктовыми  и ягодными культурами; закрепить знания о луке и его разновидностях, как овощной культуре, исследовать его строение; повторить и расширить представления детей о почве, песке, глине и камне; расширить познавательный интерес; содействовать сплочению коллектива и установлению благоприятного микроклимата.

        Возможные достижения ребенка: выражает интерес ребенка к живой и неживой природе и их взаимодействию; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками и воспитателем, отвечает на вопросы, высказывает свое мнений, а также участвует в экспериментах и посадке лука.

        Материалы: образцы разных сортов и видов лука; горшочки для рассады; одноразовые стаканчики с песком, грунтом, водой; образцы разновидностей лука; лук-севок; одноразовые тарелка, мисочка и ложка; линейка; журнал наблюдений.

Содержание организованной деятельности

  1. Вводное слово воспитателя. Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие агрономы создадим наш мини-огород и посадим, как вы уже догадались, лучок. Он лежит у вас на тарелочке. А еще у вас в стаканчиках есть все необходимое, чтобы наш лучок вырос большим, красивым и вкусным. Но сначала давайте поговорим о самом луке.
  2. О луке, его пользе и разновидностях. Лук очень ценили с древнейших времен во множестве стран за его ценные качества. Какие? Про него в народе сложили пословицы, например:

Лук семь недуг лечит.

Ешь лук — чаще зубы будут.

Как вы думаете, почему так говорят о луке? (он очень полезный). Правильно. Лук всегда ценился из-за своих качеств. В нем много витаминов, а еще в нем есть вещества, которые борются с вредными вирусами и микробами.

А еще о луке народ придумал много загадок, например:

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

А какие вы знаете загадки про лук?

Про лук придумано очень много загадок и мы вспомнили лишь некоторые, но обратите внимание, что в них отражены очень яркие особенности этой культуры и его полезные свойства. Какие? (горький,  вызывает слезы, острый, но очень полезный, содержит витамины). Раньше не было лекарств, и люди лечились травами и различными растениями. Вот лук был одним из таких лекарственных средств, которые помогают поддерживать здоровье и вылечивать от семи недуг. Он был так ценен и востребован, что в некоторых городах почти большинство населения выращивало эту культуру. Например, в городе Ростов Великий почти все жители выращивали и до сих пор растят особый красный лук. Этих огородников до сих пор называют ЛУКЕШНИКИ.

Скажите, а как люди используют лук? (его едят сырым, кладут в суп, салат). Правильно, а еще делают луковые пироги, варят луковый суп, маринуют. Люди всегда его очень любили и широко использовали в кулинарии и при лечении различных недугов.

Давайте вспомним, к каким культурам относится лук (овощная, фруктовая или ягодная) и чем они отличаются друг от друга?

За тысячелетия выращивания люди вывели множество сортов и разновидностей лука. Какие вы знаете? (зеленый, репчатый, порей). Посмотрите на свои тарелочки. У вас лежат образцы разных видов лука. Посмотрите, как они устроены, можно разобрать и попробовать. Что в них общего? (у всех образцов слои завернуты друг в друга, острый или горький на вкус, какой-то слаще, разные по форме, похожие по конструкции). А теперь рассмотрите маленькую луковку. Найдите у нее корешки, верхушечку, из которой вырастут зеленые перышки. Чтобы выросла такая луковка, ее называют СЕВОК, сначала, в первый год высевают вот такие маленькие семена. А на следующий год сажают эти луковки, и они вырастают к концу лета вот в такие большие луковицы, их еще называют РЕПКА, которые мы все хорошо знаем. А почему его называют РЕПКА? (похож по форме на репку). А еще на второй год вместе с луковицей формируются новые семена. И все повторяется сначала.

3.Рассматривание и подготовка грунта для посадки. Ребята, у каждого из вас на тарелочке лежит маленькая луковка, которую мы хотим посадить в нашем огороде. Скажите, что нужно нашей луковке, чтобы она хорошо росла? (питательные вещества, вода, солнце). Солнце у нас есть, вода тоже, а вот где мы возьмем питательные вещества? Куда мы будем сажать? (в землю). А почему в землю, а не в песок или камни? (в ней много питательных веществ). Давайте разбираться. У вас на столе стоит стаканчик с песком. Возьмите его и выложите в мисочку одну ложку песка. Давайте его рассмотрим поближе. Из чего он состоит? (маленькие крупинки, камушки), какое у него главное свойство? (он сыпучий). Положите еще оду ложку песка в стакан с водой. Что произошло? (песок осел на дно). Как вы думаете, если посадить в песок лук и пойдет дождь или поднимется сильный ветер, что произойдет с ним? (ветер унесет песок, с водой опустится в глубину).

Давайте теперь посмотрим на грунт. Ложкой положите немного грунта рядом с песком в мисочку. Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего состоит грунт? (перегнившие корешки растений). Посмотрите на его структуру (рыхлые, волокнистые, за них легко цепляться корням). Правильно. А мы знаем, что когда растения перегнивают, они отдают в почву все накопленные питательные вещества. Давайте в стакан с водой тоже положим немного грунта и посмотрим, как он будет себя вести. Плавает на поверхности, почему? Как вы думаете, куда лучше посадить наш лук? (в грунт). Да, я согласна с вами, но и песок нам пригодится. Если перемешать немного песка с грунтом, он сделает его более рыхлым и не даст ему сильно уплотниться, а значит, корешки лука всегда будут иметь достаточно воздуха, чтобы дышать.

4.Посадка и оформление огорода. Давайте посадим наш лучок. Выложите в миску грунт и песок и аккуратно перемешайте их. А теперь переложите эту смесь в горшочек. Сделайте в грунте углубление и посадите туда луковку корешками вниз. Присыпьте землей, немного уплотните и полейте водой из стаканчика.

Ребята, чтобы мы понимали, что происходит с нашими луковками в земле, одну луковку мы посалим в стаканчик с водой. Так мы сможем рассмотреть, как у луковки растут корешки.

Дети выполняют посадку лука в горшочки, ставят их в мини-парники и воспитатель переносит их на подоконник.

После этого знакомит детей с Дневником наблюдений и рассказывает, как они будут измерять рост перьев и отмечать в дневнике.

Занятие заканчивается совместной уборкой инветаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ: «СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ:«СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»   Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общен...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”

Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ“СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ&rdquo...

Конспект открытого занятия "Моя семья " в средней группе

Цели и задачи:Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.Упражнять детей в ...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с проведением мастер-класса для родителей «Традиции русской семьи»

Познакомить детей с историей и традициями русского народа.Задачи: • Образовательные:- продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;- формировать элементарные представления об...