"Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников"
консультация

Татьяна Михайловна Чистякова

В современном информационном мире, насыщенном техническими устройствами и гаджетами, актуальность подвижных игр очень велика.  А развитию двигательных навыков и физических качеств у детей нам помогает использование игровых технологий.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления  собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности и самореализации.

В отличие от игр вообще, педагогическая игровая технология  обладает существенными признаками – четко поставленной целью  и соответствующим ей педагогическим результатом.

Кроме того, игровые технологии  должны отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в детском саду и должна представлять собой целую систему деятельности, основанную на определенной  идее,  принципах  организации  и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.

 

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

 

Игровая технология имеет чёткую  последовательность действий:  

  • отбор материала;
  • разработка и подготовка игры;
  • включение детей в игровую деятельность;
  • осуществление самой игры;
  • подведение итогов.

 

Конкретно для физического развития детей  игровые технологии находят свое применение:  

 

  • в  развития физических качеств;
  • в обучении двигательным действиям;
  • в формировании умений и навыков  выполнения физических упражнений;
  • в активизации и совершенствовании основных психических  процессов;
  • в повышении интереса к занятиям физической культурой.

 

Игровая технология используется в следующих случаях:

 

  • в качестве самостоятельных технологии для освоения движений определённого вида;
  • как элемента более обширной технологии;
  • в качестве занятия или его части;
  • как дополнительное образование.      

 

Например, любое занятие начинается с разминки (часть занятия). Мы даём ребятам установку, что сегодня мы Великаны или Гномы (одноимённое музыкальное сопровождение). И действуем по предложенной структуре, описанной выше.

Или, выполняем подготовительное упражнение «Аист», целью которого является умение поочерёдного сгибания коленей в разном темпе. Все движения сопровождаются стихотворением.

Или, «превращаемся» с ребятами в больших птиц с большими крыльями («Большие и маленькие крылья», завершающая часть занятия). Здесь преследуем цель расслабляющей релаксации, а также нормализации дыхания и эмоционального состояния в конце занятия.

Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Например, для закрепления навыков построения в шеренгу, круг, два круга, колонну мы используем игру «Найди игрушку» (одноимённое музыкальное сопровождение). Перед игрой педагог обязательно обговаривает технику безопасности при ходьбе и беге со сменой направления. Эти игровые упражнения вызывают быстроту реакции детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве, слухового внимания.

Вся игровая педагогическая технология состоит из структурных элементов. Рассмотрим на примере игры для детей 5-7 лет «Роботы и звездочки».

  • установочный элемент (предигровая ситуация, настройка, обеспечивающая предпосылки на восприятие игровых задач, создающая мотивацию, активизирующая мышление, воображение детей): Мы отправляемся в Космос на ракете;
  • игровые ситуации (могут быть в вымышленном пространстве, очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой): Наша ракета осуществила остановку на неизвестной планете, где обитают только роботы  Ирс - 19;
  • задачи игры (заинтересовывают детей, отсутствие игровой задачи превращает игру в обычное задание, упражнение)  Нам нужно разделиться на две команды (роботы и звёздочки), где у каждой будет своя роль (объяснить);
  • правила игры (организуют поведение детей, обеспечивают им равные условия) Прослушать музыкальное сопровождение, придумать движения;
  • игровые действия (побуждаются игровыми мотивами, характеризуются сознательной целью и ориентировочной основой действия)  Выполнять соответствующие движения под «свою» музыку;
  • игровое состояние (включает в себя наличие переживания, активизацию воображения детей, эмоциональное отношение к действительности) Мимика, возгласы и т.д.;
  • результат игры (достижение определённых целей, показатель уровня усвоения знаний и умений, норм поведения) Обязательно при оценке игры отмечаем ее положительные стороны, называем детей, удачно выполнивших свои роли, в которых они проявили смелость, выдержку. И наоборот отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей.

 

Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы. Вместе они способствуют быстрому достижению целей по освоению как отдельных элементов физической культуры, так и общей физической активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.pptx84.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников» (из опыта работы)

Слайд 2

Ц ель - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

Слайд 3

П оследовательность действий: отбор материала; разработка и подготовка игры; включение детей в игровую деятельность; осуществление самой игры; подведение итогов.

Слайд 4

П рименение: в развития физических качеств; в обучении двигательным действиям; в формировании умений и навыков выполнения физических упражнений; в активизации и совершенствовании основных психических процессов; в повышении интереса к занятиям физической культурой.

Слайд 5

И спользуется: в качестве самостоятельных технологии для освоения движений определённого вида; как элемента более обширной технологии; в качестве занятия или его части; как дополнительное образование.

Слайд 6

«Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников» (из опыта работы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»

Сообщение  из опыта работы  по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».

В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...

Педагогический опыт. "Игровые технологии в физическом развитии дошкольников"

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Дети в большинстве своем испытывают «дефицит» в движении, а интенсивность физическог...

Передовые педагогические технологии в физическом воспитании дошкольников

На сегодняшний день технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и не традиционных средств, методов, форм занятий по физическому воспитанию с детьм...

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены ...