Консультация для воспитателей "Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников"
консультация (младшая группа)

Консультация для воспитателей младших групп по КГН

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Мы должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

1. Развивать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской, носовым платком;

3. Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

5. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

6. Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома;

7. Обогащать предметно-развивающую среду группы.

Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических методов и приёмов с учетом возраста детей.

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков:

- личный пример взрослых;

- алгоритмы одевания, умывания, складывания одежды в шкафчиках;

- организация образовательной деятельности;

- показ;

- объяснение;

- пояснение;

- поощрение;

- беседы;

- упражнения в действиях;

- дидактические игры;

- использование потешек;

- чтение стихотворений;

- проговаривание пословиц, поговорок;

- игровые приёмы;

- викторины, развлечения;

- приём повторения действий.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведётся по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

- обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребёнком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребёнку правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять своё полотенце, насухо вытереть руки;

- не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребёнок обычно стремится многократно выполнить определённое движение. Постепенно он начинает всё более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребёнок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребёнок всё сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

- в дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

- к навыкам личной гигиены, которые ребёнок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта;

- закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

- совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома;

- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения, при этом характер действий должен быть неизменным, формы – разные;

- индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения КГН;

- организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

По мере усвоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Катя простудилась»), тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

В творческой игре («Семья», «Парикмахерская») дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребёнок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами, а также отражают правила, которые стоят за выполнением КГН: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребёнка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение КГН влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребёнка со взрослыми, сверстниками.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников".

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение п...

Консультация для воспитателей "Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Программные требования по формированию культурно гигиенических навыков у детей в соответствии с возрастом детей....

Консультация для воспитателей "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Информация для воспитателей по особенностям воспитания культурно-гигиенических навыков у детей различного дошкольного возраста в различные режимные моменты. Может быть полезна и для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников".

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, принося...

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»...