Основные виды движений на физкультурных занятиях в ДОУ
статья

Основные виды движений на физкультурных занятиях в ДОУ

Основные виды движения:

Циклические

– ходьба (на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стопы, крадучись (на полусогнутых), босиком по ребристой доске, захват пальцем доску, с фиксированным перекатом с пятки на носок); старший возраст (с быстрым подниманием бедра, ходьба скрестным шагом (ловкость), приставным шагом;

- бег – (на носках, с высоким подниманием колен, высоким подниманием бедра, с заданиями, по сигналу, между предметом и т.д., челночный бег, наперегонки, врассыпную, с увертыванием и ловлей, на дальность и.тд.).

Ациклические

- ползанье (на четвереньках, на доске при горизонтальном положении, по наклонной доске, по скамейке, бревну, проползание под шнур, под воротца, переползание через бревно, скамейку);

- лазанье (подлезание, перелезание, налезание на горизонтальную и наклонную плоскость, пол, скамейку, лазанье и ползанье по наклонной стенке, по вертикальной стенке, вверх по лестнице);

- прыжки (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с места, с разбега);

- бросание (правой, левой, двумя руками, вправо, влево, вверх, в горизонтальную или вертикальную цель);

- метание (из-за спины, ч-з плечо, прямой рукой, сверху, снизу, сбоку)

Основные движения определяются как жизненно необходимые движения, используемые человеком в своей многообразной деятельности. Это ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Постоянным и необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Основным движениям присущ динамический характер, т. е. они связаны с перемещением тела и его частей в пространстве. Эти упражнения включают в работу очень большое число мышц, активизируют все функции организма ребенка, улучшают его жизнедеятельность. Они оказывают оздоровительный эффект, способствуют физическому развитию ребенка. Для разностороннего развития функций организма ребенка особенно важно использовать сочетание видов этих движений.

С помощью основных движений у ребенка воспитывают различные ориентировки: в пространстве (направление движения, удаленности и месторасположения предметов, глазомер); во времени (длительность упражнений, последовательность его фаз, выполнение движений в определенном темпе); ориентировка при движении в коллективе (нахождение своего места в движении, при построении и перестроении); ориентировка при изменяющихся условиях.

Разнообразие основных движений дает возможность развивать и совершенствовать физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.

С помощью основных движений формируются нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость. Обогащается эмоциональное состояние детей (радость от проявленных двигательных действий). Основные движения способствуют воспитанию эстетических чувств: это проявляется при выполнении четких, красивых, координированных движений.

Основные движения способствуют формированию правильной осанки (при целенаправленном руководстве выполнение основных движений связано с воспитанием психических, познавательных, волевых, эмоциональных процессов). Основные движения являются и главным содержанием основной гимнастики. Они имеют прикладное значение. Основные движения подразделяются на циклические и ациклические. Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение. К таким движениям относятся ходьба, бег, ползание, лазание. Движения такого типа быстро усваиваются и автоматизируются. Этому способствуют регулярные повторения циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему. При этом вырабатывается определенный ритм данного движения.

В ациклических движениях не имеется повторных циклов. Каждое такое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. Движения этого типа дольше усваиваются, имеют более сложную координацию, требуют сосредоточенности и волевых усилий. К движениям такого типа относят метание и прыжки.

Для гармоничного развития детей необходимо не стихийное формирование движений, а целенаправленное и последовательное обучение им. При этом исправляются ошибки, которые возникают при первых попытках выполнять движение. Формируется правильная техника движений.

Обучение основным движениям строится с учетом дидактических принципов, с использованием разнообразных методов обучения. При организации обучения следует учитывать уровень двигательных умений детей. Для успешного обучения педагогу необходимо знать технику выполнения движений, уметь показывать их, уметь подобрать необходимые упражнения с учетом возраста детей. Задачи обучения по каждому виду основных движений представлены в программе детского сада и конкретизированы для каждой возрастной группы.

Основные движения определяются как жизненно необходимые движения, используемые человеком в своей многообразной деятельности. Это ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Постоянным и необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Основным движениям присущ динамический характер, т. е. они связаны с перемещением тела и его частей в пространстве. Эти упражнения включают в работу очень большое число мышц, активизируют все функции организма ребенка, улучшают его жизнедеятельность. Они оказывают оздоровительный эффект, способствуют физическому развитию ребенка. Для разностороннего развития функций организма ребенка особенно важно использовать сочетание видов этих движений.

С помощью основных движений у ребенка воспитывают различные ориентировки: в пространстве (направление движения, удаленности и месторасположения предметов, глазомер); во времени (длительность упражнений, последовательность его фаз, выполнение движений в определенном темпе); ориентировка при движении в коллективе (нахождение своего места в движении, при построении и перестроении); ориентировка при изменяющихся условиях.

Разнообразие основных движений дает возможность развивать и совершенствовать физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.

С помощью основных движений формируются нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость. Обогащается эмоциональное состояние детей (радость от проявленных двигательных действий). Основные движения способствуют воспитанию эстетических чувств: это проявляется при выполнении четких, красивых, координированных движений.

Основные движения способствуют формированию правильной осанки (при целенаправленном руководстве выполнение основных движений связано с воспитанием психических, познавательных, волевых, эмоциональных процессов). Основные движения являются и главным содержанием основной гимнастики. Они имеют прикладное значение. Основные движения подразделяются на циклические и ациклические. Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение. К таким движениям относятся ходьба, бег, ползание, лазание. Движения такого типа быстро усваиваются и автоматизируются. Этому способствуют регулярные повторения циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему. При этом вырабатывается определенный ритм данного движения.

В ациклических движениях не имеется повторных циклов. Каждое такое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. Движения этого типа дольше усваиваются, имеют более сложную координацию, требуют сосредоточенности и волевых усилий. К движениям такого типа относят метание и прыжки.

Для гармоничного развития детей необходимо не стихийное формирование движений, а целенаправленное и последовательное обучение им. При этом исправляются ошибки, которые возникают при первых попытках выполнять движение. Формируется правильная техника движений.

Обучение основным движениям строится с учетом дидактических принципов, с использованием разнообразных методов обучения. При организации обучения следует учитывать уровень двигательных умений детей. Для успешного обучения педагогу необходимо знать технику выполнения движений, уметь показывать их, уметь подобрать необходимые упражнения с учетом возраста детей. Задачи обучения по каждому виду основных движений представлены в программе детского сада и конкретизированы для каждой возрастной группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.

Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и ам...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

Конспект на проведение основных видов движений для детей старшей группы на физкультурном занятии

Прыжки из обручав в обруч разноименными  способами(О)- обучениеПолзание по полу на животе между предметами(П) -повторениеХодьба по гимнастической скамейке с приставным шагом.(З) - закрепление...