Из опыта работы "Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте посредством моделирования игровых ситуаций.
методическая разработка (младшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

В статье приводятся формы взаимодействия по формированию КГН с младшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_33_anahina_t.a.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы

«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»  

                                                           Анахина Татьяна Александровна,

                                                               воспитатель МАДОУ №33 «Радуга»  

                                               

                                                     

                                                  Губкин 2024

Как нам известно, фундаментом полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам  здорового образа жизни, где важное значение, приобретает освоение дошкольниками правил культуры гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Какие условия нужны для успешного формирования культурно-гигиенических навыков? (рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых)

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

В дошкольном возрасте основные формы мышления наглядно – действенное и наглядно – образное. Какими методами мы будем пользоваться для обучения дошкольников культурно-гигиеническими навыками? (наглядные, словесные, игровые и практические методы).

К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Показ и пример взрослого;
  • Приучение, упражнение; повторение действий, без этого навык не может быть сформирован.
  • Создание воспитывающих ситуаций;

Моделирование игровых ситуаций - эффективное средство привития КГН в работе с малышами, которое помогает педагогу завуалировать свою «поучающую» позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.

Однажды посмотрев дома отрывок из отечественного мультфильма «Приключения Домовенка Кузи» и прочитав в саду соответственное произведение, ребята увидели и полюбили этого нового для них героя. Малыши отметили, каким грязным был домовенок и как о нем позаботилась девочка Наташа. А мы, взрослые, в свою очередь придумали идею о том, что от лица так полюбившегося детям Кузи, можно многое ненавязчиво, естественно, не поучая, преподнести младшим дошколятам по теме воспитания КГН.  

Наши родители сшили нам куклу – домовенка Кузю. Так у нас в группе появился новый герой, «гость нашей группы», который теперь сопровождает различные игровые ситуации, режимные моменты по формированию КГН.

Например, игровая ситуация «Научим Кузю умываться».

Ход игры:

Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя грязное полотенце. Показывает детям и читает стихотворение:

Кто не моет руки с мылом?

От среды и до среды?

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

- Ребятки покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он. Это, оказывается, домовенок Кузя испачкал наше полотенце. (По содержанию мультфильма ребята знают, что Кузя очень бережливый, он перебирает мусор, который выбрасывают хозяева дома и часто пачкается) Снова наш Кузя испачкал щечки и ладошки! Надо привести его в порядок.

-Куда мы приведем Кузю? (В умывальную комнату.)

Воспитатель вместе с Кузей сильно открывает кран.

- Дети, как открывают кран? (Нет.)

- А почему? (Брызги летят на детей, на пол.)

- Правильно. Надо кран открыть так, чтобы вода текла маленькой струйкой. Вот так.

- Открой, Валя, кран, чтобы вода текла маленькой струйкой.

- Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику?

(Закатать рукава, чтобы не замочить.)

- Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу.  Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем Кузе, как надо мыть руки. Вот так, круговыми движениями, одна ладошка гладит другую. (Дети показывают.)

- Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.

Что делать дальше? (Отжать капельки и вытираться полотенцем сухо- сухо.)

- Отжал, Кузя, капельки? Закрой кран. Иди, бери полотенце, расправь его и вытирай сухо- сухо, каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так. Повесь полотенце на место.

- Дети, каким стал теперь наш Кузя? (Чистым.)

- Как об этом сказано в произведении К. Чуковского «Мойдодыр»? Кто помнит?

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец- то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!

- Дети, теперь Кузино полотенце всегда будет чистым.

Отметим, что, моделируя таким образом игровую ситуацию, мы одновременно обогащаем словарь детей, воспитываем вежливость и умение уступать друг другу.

Игровая ситуация «Научим Кузю вести себя за столом»

Цель: учить детей как нужно вести себя за столом во время приема пищи, закреплять знания о том, что нельзя говорить во время еды, учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой.

В гостях снова Кузя, он принес с собой угощение, сел за стол и стал руками есть … из …, при этом приговаривая: «Как же я люблю…», стал кашлять (подавился). Воспитатель похлопала его ладонью по спине, и он перестал кашлять. Когда он все съел, то вытер рот рукавом.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а вы всегда так некрасиво себя ведете? Приходите в гости, не здороваетесь, садитесь за стол без приглашения, кушаете грязными руками, да еще и разговариваете во время еды?

Кузя: - Конечно!

Воспитатель: - А разве так можно? Сегодня вы подавились, а завтра у вас заболит живот.

Кузя: - Это еще почему?

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему может заболеть живот (ответы детей)

- Правильно, ребята! Наш гость совершенно не умеет вести себя за столом, давайте его научим!

1. Когда мы приходим в гости, что делаем в первую очередь? (Здороваемся)

2. Без спроса за стол не садимся.

3. Перед тем как сесть за стол, моем что? (ответы детей)

4. А почему мы не садимся с немытыми руками? (ответы)

5. Есть руками нельзя, для этого есть ложка и вилка.

6. Есть изо всей посуды не красиво.

7. А разговаривать во время еды нельзя, почему, ребята? (ответы)

8. После еды нужно пользоваться чем? (салфеткой).

9. После того, как поели, что нужно сказать? (спасибо)

Воспитатель: - Ну что, Кузя, запомнил правила поведения за столом? (Да)

- Сейчас проверим! Ребята, вставайте возле своих стульчиков, давайте поиграем в игру «Правильно - неправильно». Я показываю вам различные картинки о поведении за столом, вы садитесь, если то, что изображено - неправильно, встаёте, если правильно. (Кузя тоже играет)

Таким образом, хочется еще раз напомнить, что знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования ЗОЖ. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций

Презентация к докладу "Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций"...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

«Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций».

laquo;Формирование культуры поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста посредствам проблемно-игровых ситуаций». «За безопасность необходимо платить, а за ее отсутстви...

Статья Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых образовательных ситуаций»

Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста, основой приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение основ культуры гигиены. Забота о здоровье детей, их ф...

Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»

В статье представлены формы взаимодействияс дошкольниками по формированию КГН в младшем дошкольном возрасте....