Статья Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых образовательных ситуаций»
материал (младшая группа)

Сероглазова Ирина Владимировна

Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста, основой приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение основ культуры гигиены. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены является основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

  -Н.К.Крупская утверждала: «Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

посредством  использования

игровых образовательных ситуаций»

Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста, основой приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение основ культуры гигиены. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены является основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

  -Н.К.Крупская утверждала: «Одна из важнейших задач детского сада, привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее

      Научно- исследовательские условия   моей  темы  составили  Знакомство с научными исследованиями педагогов, психологов ,связанных с формированием и развитием КГН  у младших дошкольников: Ф.С. Левин - Щирина, В.Г. Нечаева,  В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При их анализе я отметила, что  все авторы отмечают « воспитанию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, стимулированию самостоятельности и ответственности  нужно подходить с дошкольного детства».

    Методические условия моей темы в разные периоды, были разработаны и отражены в исследованиях и  работах: Петериной  С.В., Каплан Л.,  Ляминой Г.М., Урунтаевой Г., АфонькинаойЮ. В исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца.  

  Организационно- педагогические условия-это –моё участие в работе педагогического совета МБДОУ «Детский сад №10»; Участие  в сетевых педагогических сообществах , творческих  конкурсах  различного

 уровня

   Актуальность моей темы демонстрирует  то, что вопросы формирования и овладения дошкольниками культурно гигиеническими навыками затрагиваются в ряде нормативно-правовых документов. В частности, в Федеральном государственном образовательном   стандарте дошкольного образования определенно,

что реализация образовательной области «Социально-коммуникативное   развитие» (пункт 2.6) направлено «предполагает  развитие навыков самообслуживания, становление самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий»«Физическое развитие  включает …становление  ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами(..при формировании полезных привычек..).

     Актуальность проблемы связана с тем, чтовоспитание у детей младщего дошкольного возраста навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. 

Таким образом, мной был сделан вывод, что выбранная мной тема является актуальной для современной системы дошкольного образования, ее   практических работников, родителей.

  В своей работе я опиралась на следующие научные подходы и принципы, которые представлены на данном слайде: Это прежде всего научные подходы: системности (целостности) ,личностно-деятельностный ,

деятельностный

    А также следующие принципы: природосообразности, субъектности- комплексности и интегративного подхода, доступности.

     А также на данном слайде  представлены основные понятия , которые я изучала  и на которые я опиралась при разработке своей  темы.

  В связи с вышеизложенным, мною были определенны цель и задачи педагогической деятельности:

Цель: Содействовать формированию культурно-гигиенических навыков у детей  четвертого года жизни  посредством использования игровых образовательных ситуаций  

Задачи:

  1. Способствовать  овладению  детьми культурно-гигиеническими навыками  в соответствии с возрастными возможностями: формировать простейшие навыки  во время еды, умывания , следить за внешним видом, формировать навыки поведения за столом.
  2. Содействовать формированию потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  3. Создавать условия в развивающей предметно-пространственной среде группы для  формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков.
  4. Способствовать активизации родителей как активных субъектов,  участников  образовательного процесса.

Таким образом, ведущей педагогической идеей   практических достижений своей профессиональной деятельности я определила, что:

Использование игровых образовательных ситуаций при  организации  культурно-гигиенических навыков с детьми четвертого  года жизни, будет способствовать их успешному овладению  

      Свою работу я начала с анализа  и подбора игровых форм работы  с детьми младшего дошкольного возраста. Данное направление работы реализовывалось мной  полностью в ходе режимных моментов, поэтому  подбирались соответствующие формы,  это:  игровая деятельность,                                                                      игровые проблемные ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, загадки, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы,беседы.

  Далее исходя из подобранных форм мной было разработано перспективное планирование по формированию культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на учебный год.(оно представлено в приложениях).Планирование затрагивало три  основных направления работы с детьми(в соответствии с задачами Программы): формирование навыков поведения во время еды, формирование навыков умывания, формирование навыков опрятности в повседневной жизни

   Реализация поставленных задач, стало во многом возможно благодаря   развивающей  предметно-пространственной  среде, которая в нашей группе пополнилась  дидактическими играми и материалом по формированию культурно-гигиенических навыков.  На данном слайде представлены содержательные компоненты развивающей среды  нашей группы и их фотоматериалы.

    Понимая, что только единство требований семьи и воспитателя обеспечит успешному формированию у  детей культурно гигиенических навыков  и к осознанию важности данной проблемы, вся работа велась в тесном взаимодействии с родителями  воспитанников.  

 Свою работу с родителями, я начала с ежегодного родительского собрания, темой которого было «Знакомство с основными в направлениями воспитательно-образовательной работы с детьми на 2020/21 учебный год»  (в том числе по формированию культурно-гигиенических навыков);  

На котором  ,родители были познакомлены с задачами Программы и основными направлениями работы  с детьми по их решению,  по формированию культурно гигиенических навыков.

    Также я организовывала информирование родителей, путем изготовления тематических папок передвижек «Возрастные особенности детей 3-4 лет» ; «Чистые руки залог здоровья» ; « Сборник дидактических игр по формированию КГН» ; « Азбука. Родителям для детей» ; «Воспитываем культурно гигиенически навыки у дошкольника» ; « Растим здорового ребенка»

Данная информация размещалась в групповом родительском уголке, в котором мной также регулярно размещалась информация об организуемых занятиях, их программном содержании.

   Результатом данной работы стало активное участие родителей в проблеме формирования кгн у детей.

     Диапазоном своего личного вклада в развитие образования считаю следующие мои разработки:

1.Разработана  система планирования    игровых образовательных ситуаций  по формированию  культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы;

2. Разработана  и апробирована серия конспектов ООД, режимных моментов  по формированию   культурно-гигиенических навыков;

3. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда  в группе  дидактическим материалом для формирования культурно-гигиенических навыков, становления  детской самостоятельности при их  выполнении .

4.Подобрана   детская художественная литература по формированию культурно-гигиенических навыков.

5. Подобран материал для  наглядной агитации, информирования   родителей по  формированию  культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности  у детей четвертого года жизни.

   Для определения эффективности работы была  проведен  педагогическая диагностика  успехов детей  по критериям  «Карты индивидуального развития ребенка в младшей группе(3-4 года)  ОО ФР «Формирование начальных представлений о ЗОЖ»  МБДОУ «Детский сад №10») 

Диагностика проводилась по следующим критериям:

-формирование навыков поведения во время еды;

- формирование навыков умывания;

-формирование навыков опрятности в повседневной жизни

На слайде  представлены сравнительные диаграммы по трем критериям, на начало и конец года. Было выявлено, что: в  целом показатели  повысились в лучшую сторону по всем  трем критериям. большинство детей группы  в процессе режимных моментов  проявляют  желание: самостоятельно умываться, пользоваться мылом и полотенцем, складывать и вешать полотенце; пользуются столовыми приборами, салфеткой после еды; замечают «непорядок» в своем внешнем виде и других детей;

повысилась степень проявления детской  инициативы и самостоятельности в разных видах  деятельности : на ООД,   в самостоятельной игровой деятельности, в том числе  в общении, в коммуникативно-речевой деятельности.

   Трансляцию своих практических достижений  осуществлялся мной на разных уровнях:

На Федеральном уровне : через интернет -ресурсы , а именно через сетевые сообщества работников образования, ссылки и скриншоты свидетельств которых представлены на слайде. В частности, на сайтах маам.ру и нс-портал.ру  на которых были опубликованы разработанные мною конспекты ООД и развлечения.

 А также  на уровне ДОУ:  мной  проводился

 -Открытый показ организации режимных моментов по формированию  культурно-гигиенических навыков  в младшей  группе  (2021г);

-Выступление на педагогическом совете   МБДОУ «Детский сад № 10» «Формирование у воспитанников представлений о основах ЗОЖ» с докладом: «Формы взаимодействия с семьей по приобщению детей к основам ЗОЖ» (2021г)

Литература

     А на данном слайде представлены методические материалы и интернет-источники, которые  я использовала в своей работе и при разработке своего опыта работы:

1. Приказ МО и науки РФ от.17.01.2013№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С, Васильевой М.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2017 г;

3. «От рождения до школы» Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 3-4 лет/ Под редакцией Вераксы Н.Е. ,Комаровой Т.С, Васильевой М.А. Москва: Мозаика-Синтез, 2018. – 192 с.;

4. Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.-М.: ТУ Сорера. 2006.-64с.

5. Богина Т.Л., Терехова Н.Г. Режим дня в детском саду.: Книга для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение. 1987-95с.

6. «Воспитание и обучение детей раннего возраста.: Кн. Для воспитателя дет. сада /А.М. Фонарёв, С.Л.Новосёлова, Л.И. Каплан и др.; под ред. Л.Н. Павловой.-М.: Просвещение. 1986-176с.

7. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. Для работников дошк. Учреждений /Е.М. Гелатозкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи.-М.: Просвещение, 1987-143с.

8.Зайцева Ю. Обучение детей правилам поведения за столом. Ребёнок в детском саду №2 2006г.-67с.

Интернет-источники:

1.https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kgn-v-sredney-gruppe-kartoteka-s-tselyami-po-fgos.html 

Методические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков в средней группе детского сада

2.https://moluch.ru/archive/242/56054/

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей  младшего дошкольного возраста

3.https://multiurok.ru/blog/kulturno-gigienicheskie-navyki-kak-komponent-zdorovogo-obraza-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html «Культурно – гигиенические навыки, как компонент здорового образа жизни детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

 Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние п...

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.

Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....

Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»

В статье представлены формы взаимодействияс дошкольниками по формированию КГН в младшем дошкольном возрасте....