«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ»
материал
Слайд 2
Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и сотрудников нашего детского сада. И тут возникает вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».
Слайд 3
Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питание, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы.
Слайд 4
Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так уже в детском саду закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду. Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах.
Слайд 5
Здоровьесберегающее пространство
В нашем детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:
- медицинский кабинет;
- спортивно-музыкальный зал;
- групповые комнаты;
- игровые площадки на свежем воздухе.
Слайд 6
Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).
Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому мы привлекаем родителей: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.
Слайд 7-8
Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:
- соблюдать санитарно-гигиенические условия;
- обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников;
- подходить к образовательному процессу творчески;
- следить за состоянием здоровья детей;
- использовать здоровьесберегающие технологии.
Слайд 9-29
Виды здоровьесберегающих технологий
- Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).
Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:
- постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
- сон с открытой форточкой (круглый год),
- воздушные и солнечные ванны на прогулках,
- обтирание, реже — контрастное обливание, o ходьба босиком, в том числе по массажным дорожкам.
- Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники, физическая культура 2 раза в неделю в зале и 1 раз на свежем воздухе, прогулки и другие методики.
Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку. Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
- Образовательные технологии воспитывают культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям даем необходимую информацию о здоровье и учим оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, проекты, и др.).
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
- предметную,
- исследовательскую,
- игровую,
- творческую.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия, музотерапия, сказкотерапия и др.).
В нашем детском саду практикуется:
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
- Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
- Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
- Волшебная комната (кабинет психолога) — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил.
- Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Воспитатели также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации, КПК).
- Технологии просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).
Досуговые мероприятия:
- мастер-класс «Тренажёры для глаз своими руками»,
- творческий вечер «Шьём сенсорный коврик для группы»,
- познавательная беседа «Сила целебных трав,
- утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»,
- мастер-класс «Корригирующие дорожки: как изготовить тренажёр для стоп и как заниматься»,
- весёлые старты «Со спортом дружим, живём не тужим!».·
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах. Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботить
Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 548.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО»
Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕТСКОМ САДУ»
Выступающий: Житкова Татьяна Евгеньевна
2024 год
г. Тарко-Сале
Слайд 2
Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и сотрудников нашего детского сада. И тут возникает вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».
Слайд 3
Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питание, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы.
Слайд 4
Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так уже в детском саду закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду. Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах.
Слайд 5
Здоровьесберегающее пространство
В нашем детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:
- медицинский кабинет;
- спортивно-музыкальный зал;
- групповые комнаты;
- игровые площадки на свежем воздухе.
Слайд 6
Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).
Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому мы привлекаем родителей: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.
Слайд 7-8
Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:
- соблюдать санитарно-гигиенические условия;
- обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников;
- подходить к образовательному процессу творчески;
- следить за состоянием здоровья детей;
- использовать здоровьесберегающие технологии.
Слайд 9-29
Виды здоровьесберегающих технологий
- Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).
Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:
- постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
- сон с открытой форточкой (круглый год),
- воздушные и солнечные ванны на прогулках,
- обтирание, реже — контрастное обливание, o ходьба босиком, в том числе по массажным дорожкам.
- Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники, физическая культура 2 раза в неделю в зале и 1 раз на свежем воздухе, прогулки и другие методики.
Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку. Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
- Образовательные технологии воспитывают культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям даем необходимую информацию о здоровье и учим оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, проекты, и др.).
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
- предметную,
- исследовательскую,
- игровую,
- творческую.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия, музотерапия, сказкотерапия и др.).
В нашем детском саду практикуется:
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
- Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
- Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
- Волшебная комната (кабинет психолога) — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил.
- Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Воспитатели также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации, КПК).
- Технологии просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).
Досуговые мероприятия:
- мастер-класс «Тренажёры для глаз своими руками»,
- творческий вечер «Шьём сенсорный коврик для группы»,
- познавательная беседа «Сила целебных трав,
- утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»,
- мастер-класс «Корригирующие дорожки: как изготовить тренажёр для стоп и как заниматься»,
- весёлые старты «Со спортом дружим, живём не тужим!».∙
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах. Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботить
Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-135476-1352214004.jpg)
участие в районном конкурсе «Лучшая здоровьесберегающая среда детского сада»
Общая информацияНаименование дошкольного образовательного учреждения (полностью): Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Рочегодская Средняя Школа» филиал детский сад № 10 « ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-481450-1411618754.jpg)
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий «Детский сад второй наш дом"
КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологииНА ТЕМУ: « ДЕТСКИЙ САД-ВТОРОЙ НАШ ДОМ»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134898-1351679657.jpg)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-788039-1571545857.jpg)
Здоровьесберегающие технологии детский сад (ЗСТ)
Кинезиологические упражнения для старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-253212-1378726496.jpg)
Здоровьесберегающая технология «Детская гимнастика для глаз в стихах»
Консультация для родителей «Детская гимнастика для глаз в стихах»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/04/picture-934848-1499190993.jpg)
Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Во саду ли, в огороде… витамин С»
Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Во саду ли, в огороде… витамин С»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-1451930-1674408641.jpg)
Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий "Детский фитнес"
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его...