«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ»
материал

Житкова Татьяна Евгеньевна

Слайд 2

Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и сотрудников нашего детского сада. И тут возникает вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».

Слайд 3

Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питание, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы.

Слайд 4

Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так уже в детском саду закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду. Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах.

Слайд 5

Здоровьесберегающее пространство

В нашем детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:

  • медицинский кабинет;
  • спортивно-музыкальный зал;
  • групповые комнаты;
  • игровые площадки на свежем воздухе.

Слайд 6

Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).

Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому мы привлекаем родителей: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.

Слайд 7-8

Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:

  • соблюдать санитарно-гигиенические условия;
  • обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт;
  • учитывать индивидуальные особенности дошкольников;
  • подходить к образовательному процессу творчески;
  • следить за состоянием здоровья детей;
  • использовать здоровьесберегающие технологии.

Слайд 9-29

Виды здоровьесберегающих технологий

  • Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).

Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:

  1. постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  2. сон с открытой форточкой (круглый год),
  3. воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  4. обтирание, реже — контрастное обливание, o ходьба босиком, в том числе по массажным дорожкам.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники, физическая культура 2 раза в неделю в зале и 1 раз на свежем воздухе, прогулки и другие методики.

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку. Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий 

Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.

  • Образовательные технологии воспитывают культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям даем необходимую информацию о здоровье и учим оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, проекты, и др.).

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности: 

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия, музотерапия, сказкотерапия и др.).

В нашем детском саду практикуется: 

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй. 
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры. 
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
  • Волшебная комната (кабинет психолога) — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил.
  • Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Воспитатели также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации, КПК).
  • Технологии просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).

Досуговые мероприятия: 

  • мастер-класс «Тренажёры для глаз своими руками»,
  • творческий вечер «Шьём сенсорный коврик для группы»,
  • познавательная беседа «Сила целебных трав,
  • утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»,
  • мастер-класс «Корригирующие дорожки: как изготовить тренажёр для стоп и как заниматься», 
  • весёлые старты «Со спортом дружим, живём не тужим!».·

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах. Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботить

Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx548.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ C:\Users\Житкова\Desktop\12 апреля\Логотип Гнёздышко (1).png

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ГНЕЗДЫШКО»

Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ДЕТСКОМ САДУ»

C:\Users\Житкова\Desktop\работа\старшая группа\фото группы\IMG_20220902_105111.jpg

Выступающий: Житкова Татьяна Евгеньевна

2024 год

г. Тарко-Сале

Слайд 2

Забота о своем здоровье – первостепенная задача каждого взрослого человека. С детьми ситуация обстоит иначе. Им можно объяснить, что долго смотреть мультфильмы вредно для глаз, можно заинтересовать физкультминутками и познавательными играми, но они сами не позаботятся о своем здоровье в полной мере. Это зона ответственности не только родителей, но и сотрудников нашего детского сада. И тут возникает вопрос: «Что нужно делать для сохранения здоровья детей?».

Слайд 3

Эти технологии нужны для укрепления и сохранения здоровья детей. Для этого в детском саду проводится ежедневная работа: приобщение детей к физической культуре, организация питание, медицинский контроль, просвещение родителей и иные формы оздоровительной работы.

Слайд 4

Цель здоровьесберегающих технологий не только в сохранении здоровья, но и в формировании здорового образа жизни с самого детства. Так уже в детском саду закладывается необходимая база, которая в дальнейшем помогает детям самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду. Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах.

Слайд 5

Здоровьесберегающее пространство

В нашем детском саду организовывается здоровьесберегающее пространство, для которого необходимы:

  • медицинский кабинет;
  • спортивно-музыкальный зал;
  • групповые комнаты;
  • игровые площадки на свежем воздухе.

Слайд 6

Также важное место занимает образовательная среда, в которую входит содержание образовательного процесса, взаимодействие его участников и предметно-развивающая среда (место для уединения, физкультурный уголок, игровой, театрализованный).

Для здоровьесберегающего пространства важна целостность, поэтому мы привлекаем родителей: им предоставляются полезные материалы, организуются совместные мероприятия, на которых проводится консультативная работа.

Слайд 7-8

Чтобы организованное здоровьесберегающее пространство работало, необходимо:

  • соблюдать санитарно-гигиенические условия;
  • обеспечивать детям психологический и эмоциональный комфорт;
  • учитывать индивидуальные особенности дошкольников;
  • подходить к образовательному процессу творчески;
  • следить за состоянием здоровья детей;
  • использовать здоровьесберегающие технологии.

Слайд 9-29

Виды здоровьесберегающих технологий

  • Медико-профилактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала (профилактика заболеваний, медицинский осмотр, санитарно-гигиеническая деятельность).

Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание, o ходьба босиком, в том числе по массажным дорожкам.
  • Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Здесь применяются: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия, спортивные праздники, физическая культура 2 раза в неделю в зале и 1 раз на свежем воздухе, прогулки и другие методики.

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку. Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий  

Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.

  • Образовательные технологии воспитывают культуру здоровья дошкольников. Другими словами, развивают в ребенке осознанное отношение к своему здоровью через образовательный процесс. Детям даем необходимую информацию о здоровье и учим оберегать и поддерживать его (коммуникативные игры, проекты, и др.).

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:  

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Эти технологии помогают в создании эмоционального комфорта и позитивного самочувствия ребенка в детском саду и семье (релаксация, психогимнастика, песочная терапия, танцевальная терапия, музотерапия, сказкотерапия и др.).

В нашем детском саду практикуется:  

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.  
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.  
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
  • Волшебная комната (кабинет психолога) — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил.
  • Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования. Воспитатели также должны развивать потребность к здоровому образу жизни в себе и пропагандировать заботу о здоровье на личном примере (семинары, тренинги и консультации, КПК).
  • Технологии просвещения родителей играют важную роль, так как здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от его окружения. В этом случае детский сад выступает своеобразным центром пропаганды культуры здорового образа жизни в семье (информационные стенды, беседы и совместные мероприятия).

Досуговые мероприятия:  

  • мастер-класс «Тренажёры для глаз своими руками»,
  • творческий вечер «Шьём сенсорный коврик для группы»,
  • познавательная беседа «Сила целебных трав,
  • утренняя зарядка «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»,
  • мастер-класс «Корригирующие дорожки: как изготовить тренажёр для стоп и как заниматься»,  
  • весёлые старты «Со спортом дружим, живём не тужим!».

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах. Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботить

Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

участие в районном конкурсе «Лучшая здоровьесберегающая среда детского сада»

Общая информацияНаименование дошкольного образовательного учреждения (полностью):  Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Рочегодская Средняя Школа» филиал детский сад № 10 « ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий «Детский сад второй наш дом"

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологииНА ТЕМУ: « ДЕТСКИЙ САД-ВТОРОЙ НАШ ДОМ»....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...

Здоровьесберегающие технологии детский сад (ЗСТ)

Кинезиологические упражнения для старших дошкольников...

Здоровьесберегающая технология «Детская гимнастика для глаз в стихах»

Консультация для родителей «Детская гимнастика для глаз в стихах»....

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Во саду ли, в огороде… витамин С»

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Во саду ли, в огороде… витамин С»...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий "Детский фитнес"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его...