Основные принципы и формы работы по организации двигательной активности детей на прогулке
учебно-методический материал

Журавлева Марина Александровна

Основные принципы и формы работы по организации двигательной активности детей на прогулке

Скачать:


Предварительный просмотр:

( 1 слайд) Основные принципы и формы работы по организации двигательной активности детей на прогулке

(2 слайд) Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течение дня.

(3 слайд) Значимость двигательной активности для детей:

-здоровье;

-развитие физических качеств;

- развитие нервной системы;

-развитие интеллекта;

-формирование личностных качеств;

-психолого-эмоциональное состояние.

(4 слайд) В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

-активность в процессе физического воспитания;

- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- спонтанная физическая активность в свободное время.

Растущий организм ребёнка нуждается в движении.  При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребёнка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому воспитатель  должен позаботиться о её организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.

(5 слайд) Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60 – 70 % ее продолжительности при условии разнообразия движений. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели. Так, в дни проведения организованной двигательной деятельности в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение.

(6 слайд) На прогулке длительность игр и упражнений: - 10-12 минут низкой интенсивности в конце

прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию; - 20-40 минут в остальные дни в зависимости от возраста детей. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания. Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов:

  1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок; постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
  2. Подбор игр в соответствии с педагогическими и воспитательными задачами.
  3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  4. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1.Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2.Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3.Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий, изменять сложность препятствии, преодолеваемых в игре, удлинять или сокращать дистанции для пробежек, проползания, варьировать количество прыжков.

В содержание прогулки могут быть включены различные движения с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; ведение мяча; удары о стену; закатывание мяча в обруч с помощью дощечки; метание в цель и на дальность.

(7 слайд) Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой , например, ходьба на лыжах; весной и летом — длительные игры с бегом).

Ходьба на лыжах проводится два раза в неделю, первый раз на организованной двигательной деятельности второй — во время организованных подвижных игр и упражнений. Лыжня прокладывается на территории детского сада. Желательно иметь два круга: маленький (дистанция 100 м) и большой (дистанция 200 м). В малом кругу дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах.

В теплый период (сентябрь, май, июнь) обязательны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты.

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель) в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, игры с мячом, с кольцом и др. Их можно организовывать под навесом, на веранде.

(8 слайд) Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми.

Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.), и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т.д.)

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны  чередоваться с более спокойными. Важно учитывать и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие.

(9 слайд) Таким образом, руководствуясь основными принципами, организации двигательной деятельности детей на прогулке и правильно организованные, продуманные прогулки помогают осуществлять задачи двигательной активности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация двигательной активности детей на прогулке

Данный семинар-практикум будет интересен при организации и планированиии прогулок в детском саду....

Консультация из опыта работы «Организация двигательной активности детей на прогулке»

Сама по себе прогулка представляет собой активное времяпровождение, которое предполагает проведение игровых занятий небольшой и средней активности. С помощью прогулок можно наладить состояние здоровья...

Из опыта работы «Современные формы и методы организации двигательной активности детей в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности»

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной си...

План тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке»

В помощь старшему воспитателю ДОУ : план тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке» и приложение к нему:1. Карта а...

Презентация "Общие принципы организации двигательной активности детей на прогулке"

Каждая прогулка для ребенка- это познание окружающей действительности....

Игры на асфальте, как форма организации двигательной активности детей на прогулке.

В наше время к уровню психофизического развития дошкольников, к их готовности к обучению в школе предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, во...

Основные принципы и формы работы по организации двигательной активности детей на прогулке

Основные принципы и формы работы по организации двигательной активности детей на прогулке...