По словам профессора Б.Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственным постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в раннем и детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни:
• Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
• Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
• Детские потешки (“Водичка-водичка, умой мое личико…”, “С гуся вода, с Вани вся худоба…”, “Сорока-ворона, кашу варила…”, пальчиковые игры и др.), являющиеся своеобразным методом терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
• Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
• Различные обереги (кукла Кормилка, кукла Сонница и др), несущие в себе часть материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;
• Организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: “Что есть?”, “Как есть?”, “Когда есть?” (обрядовая еда, которую употребляли в праздники: куличи, крашенные яйца, кутья; особый ритуал приготовления и приема пищи).
Продолжая в настоящее время эту традицию, мы, воспитатели детских садов, вокруг детей с самого раннего детства должны создавать такую учебно-воспитательную среду, которая бы способствовала совершенствованию и укреплению здоровья воспитанников. Педагогам необходимо тщательно продумать систему физкультурно-образовательной работы и закаливающих мероприятий.
В нашем детском саду созданы все оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья: есть физкультурный зал, бассейн, комната релаксации, оборудованные детские площадки и спортивные площадки. Правильно составленный режим дня всегда остаётся основой полноценного физического развития детей. В своей работе мы строго соблюдаем все режимные моменты. Утро в детском саду, если позволяют погодные условия, начинаем с приема на свежем воздухе; там же проводим и утреннюю гимнастику. Это позволяет детям, да и нам, взрослым, сохранить хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. Достаточное пребывание детей во время прогулок на свежем воздухе, дозированные воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по дорожкам с разным покрытием, игры с водой и песком, подвижные игры на свежем воздухе с двигательными заданиями способствуют укреплению здоровья детей.
Ещё одним важным условием формирования здорового образа жизни является правильная организация предметно – развивающей среды. В группах организованы физкультурные уголки, центры двигательной активности. В них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. Весь необходимый набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание уделяем размещению оборудования: оно не загромождает полезную площадь группы, дети могут свободно пользоваться любыми спортивными снарядами. Стараемся дополнить имеющееся оборудование нестандартным, изготовляем своими руками совместно с родителями физкультурные пособия. В «уголках здоровья» имеется материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Здесь дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Для успешной работы по укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию способствовал правильно организованный педагогический процесс, который включает в себя: специально организованное обучение, совместную деятельность воспитателя и детей, самостоятельную деятельность детей. Физкультурные занятия, утреннюю гимнастику проводим через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить их уровень физического и эмоционального развития. Используем веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры – забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение. Все это способствовало созданию у детей психологического комфорта, желания заниматься физической культурой.
Мы работаем над повышением интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: танцевально – ритмическая гимнастика нетрадиционные виды упражнений, игровой самомассаж, музыкально – подвижные игры, игры – путешествия.
Мы стараемся разнообразить варианты проведения физкультурных занятий: занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия – тренировки в основных видах движений; ритмичная гимнастика, занятие, состоящее из танцевальных движений; занятия – соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; игровые технологии.
Конечно же, систематически планируются и проводятся с детьми занятия и мероприятия по валеологии и ОБЖ («Огонь – друг или враг?», «Знай свое тело», «Полезная и вредная еда» и др.), которые вырабатывают у детей осознанное отношение к своему здоровью; приобщаем дошкольников к туризму (походы в парк, на стадион). Большое значение уделяем организации полноценного дневного сна. Вечернее время предназначено у нас для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, слушаем музыку и любим слушать сказки.
Для полноценного развития ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи. Поэтому важное место у нас занимает работа с родителями. Система работы с семьей включает: ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы; обучение конкретным приемам и методам оздоровления, дыхательной гимнастики, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
Информация в родительских уголках, папках, на личном сайте и в группе родителей, передвижках, консультации, родительские собрания помогают нам решать вопросы совершенствования и укрепления здоровья детей.